Рабочая программа по дисциплине Менеджмент для специальности "Экономика и бухгалтерский учет
учебно-методический материал по теме
Рабочая програма разработана в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Менеджмент" | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Югорский политехнический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент»
2011г.
ОДОБРЕНА цикловой комиссией Председатель Е.Ю.Костоусова | Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и результатов опроса работодателей Заместитель директора по учебной работе Д.Н.Новиков |
Разработчик: Е.Ю.Костоусова, преподаватель первой квалификационной категории
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии бухгалтер. Программа дисциплины «Менеджмент» обеспечивает подготовку студентов к решению ряда профессиональных задач. В результате освоения дисциплины у студента формируются такие компетенции, как подготовленность к организационно-управленческой; информационно-аналитической и предпринимательской деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту. Навыки, которые формирует дисциплина «Менеджмент», могут стать основой развития студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в этих сферах.
Основными задачами преподавания данной дисциплины является:
- развитие у обучаемых самостоятельного логического мышления о сущности и содержании процессов в организациях, функционирующих в жестких условиях конкурентной среды;
- ознакомление обучаемых с фундаментальными основами управления организационными системами;
- формирование знаний и умений управления операциями производственной, инновационной, финансовой, социальной и других сфер деятельности организации;
- обучение студентов применению полученных практических и теоретических знаний
Для реализации программы используется блочно-модульная технология, обеспечивающая подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей деятельности.
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
Универсальные (общекультурные):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Общепрофессиональные:
- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
- организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
Разработчик: Е.Ю.Костоусова преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 6 |
| 8 |
| 15 |
| 17 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и составлена на основе опроса работодателей.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины по таким специальностям как «Страховое дело», «Гостиничный сервис».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Выполнение итоговой работы, подготовка докладов и презентаций | |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Модуль 1. Основы теории организации |
| ||
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | |
Организация. Менеджмент и менеджер. Особенности российского менеджмента. Тенденции развития менеджмента. Качество управления. Инновационный потенциал менеджмента. Профессионализация управления. Методы менеджмента. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №1 (опережающая) Подготовка докладов (презентаций) по вопросам темы 2.1. | 2 | ||
Модуль 2. Эволюция менеджмента | |||
Тема 2.1. История возникновения и развитие управленческих идей | Содержание учебного материала | 2 | |
Классическая теория и методология менеджмента. Научный менеджмент. Административная школа управления. Теория идеальной бюрократии. Доктрина человеческих отношений. | 2 | ||
Тема 2.2. Современные теории и методологии в менеджменте КТ 1 | Содержание учебного материала | 2 | |
Принципы децентрализации. Управление по целям (УПЦ). Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. | 3 | ||
Практическое занятие №1 Изучение эволюции концепций менеджмента на практических примерах деятельности выдающихся лидеров менеджмента Обсуждение вопросов. Тестирование | 2 | ||
Практическое занятия №2 письменная работа по М2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №2 Подбор и оформление материала по 1- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Модуль 3. Организация и ее среда | |||
Тема 3.1. Внутренняя среда организации. | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные внутренние переменные. Цели организации, структура, задачи технология. Люди как внутренняя переменная. | 3 | ||
Практическое занятие №3 Анализ факторов внутренней среды Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы. Построение дерева целей. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №3 Для выполнения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций. Подбор и оформление материала по 2- 3 вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Тема 3.2. Внешняя среда организации прямого и косвенного воздействия. КТ 2 | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные факторы внешней среды. Воздействие внешней среды на организацию | 3 | ||
Практическое занятие №4 Анализ факторов внешней среды Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы. Работа с контрольными вопросами | 2 | ||
Практическое занятие №5 письменная работа по М3 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №4 Для выполнения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций. Подбор и оформление материала по 4- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Модуль 4. Основные функции менеджмента | |||
Тема 4.1. Функция планирования КТ 3 | Содержание учебного материала | 2 | |
Планы и их разновидности Текущее и стратегическое планирование в организации. Препятствия на пути текущего планирования | 2 | ||
Практическое занятие №6 Планирование Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы. Проведение SWOT- анализа, разработка элементов стратегического плана. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №5 Для выполнения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций. Подбор и оформление материала по 5- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Тема 4.2. Функция организации КТ 4 | Содержание учебного материала | 2 | |
Разработка структуры организации. Различные типы организационных структур. Делегирование полномочий | 2 | ||
Практическое занятие №7 Анализ организационных структур Работа с контрольными вопросами. Тестирование. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №6 Для выполнения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций. Подбор и оформление материала по 6- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Тема 4.3. Функция мотивации КТ 5 | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие мотивации. Теории мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. | 3 | ||
Практическое занятие №8 Мотивация трудовой деятельности персонала Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тестирование. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №7 Подбор и оформление материала по 7- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Тема 4.4. Функция контроля | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность виды и этапы контроля. Поведенческие аспекты контроля. | |||
Практическое занятие №9 Контроль Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тестирование | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №8 Подбор и оформление материала по 8- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Модуль 5. Принятие решений | |||
Тема 5.1. Разновидности управленческих решений КТ 6 | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение как выбор альтернатив. Факторы принятия решений Процесс принятия решений | |||
Практическое занятие №10 Решение управленческих проблем Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тестирование. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №9 Подбор и оформление материала по 9- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Модуль 6. Руководство организацией как социальной системой | |||
Тема 6.1. Руководство: власть и партнерство | Содержание учебного материала | 4 | |
Руководство как лидерство. Власть и полномочия. Формы власти. Стили руководства. | |||
Практическое занятие №11 Руководство и лидерство Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тестирование. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №10 Подбор и оформление материала по 10- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Тема 6.2. Управление конфликтами и стрессами | Содержание учебного материала | 2 | |
Природа конфликта в организации Типы и причины конфликтов Пути разрешения конфликтной ситуации Пути предотвращения стрессовых ситуаций и понижения уровня стресса | |||
Практическое занятие № 12 Управленческие конфликты. Процесс развития и разрешения конфликта Работа с контрольными вопросами и логическими упражнениями. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №11 Подбор и оформление материала по 11- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Модуль 7. Деловое общение | |||
Тема 7.1. Коммуникации как связующие процесса управления | Содержание учебного материала | 2 | |
Коммуникации и их разновидности Элементы и этапы процесса коммуникаций Проблемы коммуникаций в организации | |||
Практическое занятие №13 Коммуникации и информация Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тестирование. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №12 Подбор и оформление материала по 12- вопросу «Итоговой работы по менеджменту» | 2 | ||
Тема 7.2. Психология делового общения КТ 7 | Содержание учебного материала | 2 | |
Деловое общение Процессы межличностных взаимоотношений Факторы влияющие на конструктивность делового общения Правила собеседования; правила ведения деловых переговоров; культура делового письма | |||
Практическое занятие №14 Деловая игра «Невербальные средства общения». Деловой практикум (выполнение заданий) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №13 Подготовить эссе для практического занятия 15 Написание резюме | 2 | ||
Практическое занятие №15 Обсуждение проблемы Практические рекомендации по деловому общению. Выступление студентов с эссе (отработка навыков публичного выступления) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №14 Оформить в соответствии с требованиями и подготовить к проверке «Итоговую работу по менеджменту» | 4 | ||
Всего: | 90 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики;
Оборудование учебного кабинета:
- нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.
- учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
- учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой
- комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
- стендовый материал, который носит обучающий характер: - рекомендаций по выполнению домашних работ; - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен) - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
Технические средства обучения:
Учебно-практическое оборудование
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
- Комплект инструментов для работы у доски
Технические средства
- Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
- Проектор
- Компьютер с возможностью подключения к Internet.
- Принтер лазерный
- Слайды по тематике курса «Менеджмент»
- Информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Дробина Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие/Н.А.Дробина, Ю.В.Щербакова.- М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2009. – 288с.: ил.- (ПРОФИль)
- Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов.- 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288
- Суетенков.Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М 2009- 240с.
Дополнительные источники:
- Кислякова Н.А., Веснин В.Р., Вачугов Д.Д. - Практикум по менеджменту: Деловые игры: Учебное пособие для вузов (под ред. Вачугова Д.Д.) Изд. 3-е, испр., доп.,– М: Высшая школа, 2007г, - 192c.
- Практикум по курсу "Менеджмент" (Виханский О.С.,Наумов А.И.), М: Экономистъ, 2004г. - 288c.
- Что такое менеджмент. Как управляют бизнесом и почему это надо знать каждому (Магретта Дж.,Стоун Н.) , 2005г. - М: Вильямс, 272c.
- Краснова В., Кондратьев В., Бочкарев А. - 7 нот менеджмента: Настольная книга руководителя (под ред. Кондратьева В.В.) Изд. 6-е, перераб., доп., М: - Эксмо, 2007, 832c.
- Коппин А., Бэрратт Дж. - Менеджмент на все времена: Примеры успешного менеджмента из истории Великобритании: От Кромвеля до наших дней (пер. с англ. Шагояна В.О.) - Баланс Бизнес Букс, 2005, 288c.
- Фатхутдинов Р.А. - Управленческие решения: Учебник для вузов Изд. 6-е, перераб., доп. , 2007г. - Инфра-М, 344c.
- Архангельский Г.А. - Организация времени: От личной эффективности к развитию фирмы Изд. 2-е, перераб., доп. , 2008г. - Питер, 448c.
Программное обеспечение и Internet-ресурсы:
- http://portal.tpu.ru/SHARED/d/DREVAL/studying
- www.cfin.ru
- www.eup.ru
- www.aup.ru
- www.iso.900.ru
- www.quality.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Раздел/тема | Результаты обучения (освоенные компетенции, умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | Тип и вид контроля | № контрольной точки | Способ оценки | Инструментарий контроля | |
подход | шкала | |||||||
Модуль 2. Эволюция менеджмента |
| Перечисляет основные этапы развития менеджмента, называет основные школы управления, описывает современные теории и методологии в менеджменте, знает и учитывает особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | письменная работа | обобщающий педагогический и взаимоконтроль | КТ 1 Практическое занятие №2 | критериальный | рейтинговая | Раздаточные листы с заданиями |
Модуль 3. Организация и ее среда |
| Перечисляет факторы внутренней и внешней среды организации, дает характеристику этих факторов, определяет степень воздействия факторов внешней и на функционирование организации и роль факторов внутренней среды | письменная работа | обобщающий педагогический и взаимоконтроль | КТ 2 Практическое занятие №5 | критериальный | рейтинговая | Защита доклада по теме. |
Модуль 4. Функции менеджмента Тема 4.1. Функция планирования |
| Перечисляет и объясняет методы планирования, знает этапы проведения SWOT- анализа, умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации | письменная индивидуальная работа, отчет по вопросу самостоятельной работы №5 | Текущий педагогический и взаимоконтроль | КТ 3 Практическое занятие №6 | критериальный | рейтинговая | Раздаточные листы с заданиями |
Тема 4.2. Функция организации |
| Различает и оценивает основные типы организационных структур, перечисляет принципы построения орг.структур, проводит анализ структуры предложенной организации, самостоятельно занимается построением орг.структуры | индивидуальная работа, отчет по вопросу самостоятельной работы №6 | обобщающий педагогический контроль | КТ 4 Практическое занятие №7 | критериальный | рейтинговая | Раздаточные листы с заданиями |
Тема 4.3. Функция мотивации |
| Объясняет роль мотивации в системе управления, перечисляет способы мотивации, различает материальные и нематериальные, внутренние и внешние способы мотивации, умеет применять элементы мотивации на практике, приводит примеры эффективных и не эффективных способов стимулирования | тестирование и опрос | обобщающий педагогический и взаимоконтроль | КТ 5 Практическое занятие №8 | критериальный | рейтинговая | Раздаточные листы с заданиями |
Тема 5.1. Разновидности управленческих решений |
| Перечисляет и описывает виды управленческих решений, оценивает факторы влияющие на эффективность принятия решения. | письменная, устная | обобщающий педагогический и взаимоконтроль | КТ 6 Практическое занятие №10 | критериальный | рейтинговая | Раздаточные листы с заданиями |
Модуль 7. Деловое общение | - уметь применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
| Сообщение подготовлено в соответствии с методическими рекомендациями, при изложении материала сохраняет логику рассуждений, коротко, грамотно выражает свои мысли, умеет аргументировать основные положения рассматриваемого вопроса, демонстрирует индивидуальную манеру изложения | Публичное выступление | обобщающий педагогический и взаимоконтроль | КТ 7 Практическое занятие №15 | критериальный | рейтинговая | Рекомендации по подготовке докладов и ведения деловых переговоров. Доклады и презентации студентов |
По всем разделам дисциплины |
| обобщающий педагогический контроль | КТ 9 | критериальный | рейтинговая | экзаменационные вопросы и задания |
Разработчики:
БУ СПО Югорский политехнический колледж преподаватель Е.Ю.Костоусова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
БУ СПО Югорский политехнический колледж зам.директора О.А. Новикова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент по специальности 080110...
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент и предпринимательство в сфере парикмахерских услуг" по специальности 100116 «Парикмахерское искусство» (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)
Программа разработана на дисциплину вариативной части ОПОП по специальности 100116 «Парикмахерское искусство»...
Рабочая программа по финансовой математике , специальность "Экономика и бухгалтерский учет" (повышенный уровень)
Рабочая программа по дисциплине "Финансовая математика" , специальность "Экономика и бухгалтерский учет" (повышенный уровень)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), углубленная подготовка»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Рабочая программа производственной практики (38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям))
Рабочая программа производственной практики по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия 43.02.14 Гостиничное дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия 43.02.14 Гостиничное дело...