методическая разработка практико-ориентированного социального проекта "SOS - Сами Обучаем Себя!"
проект на тему
1. методическая разработка практико-ориентированного социального проекта «SOS – Сами Обучаем Себя!»
Учащиеся с задержкой психического развития отличаются склонностью к пассивному усвоению знаний. Сниженная познавательная потребность делает этот процесс очень трудоёмким как для преподавателя, так и для слушателя. При проявлении самостоятельной когнитивной активности результат освоения материала намного прочнее сохраняется длительное время. У слушателей повышается самооценка и вера в свои возможности. Что ведёт к формированию самоуважения и признания достоинств у окружающих людей.
Основной идеей этого проекта является желание не просто познакомить учеников с правилами поведения в чрезвычайной ситуации, а научить самостоятельно искать выход из любой проблемной ситуации. Учащиеся должны суметь сориентироваться в любой обстановке и понять где и как они могут получить интересующую их информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_sos_sami_obuchaem_sebya.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный педагогический проект
по работе со слушателями отделения начального профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
г.Березники 2014
Паспорт проекта
Название проекта | Практико-ориентированный педагогический проект «SOS- Спастись Особо Скоро!» |
Поддерживающая организация | ГБОУ СПО БСТ г.Березники ул. В.Бириюковой 5 т. 8(3424)23-23-13 |
Руководитель проекта | Наумова Светлана Александровна заведующий отделением НПО высшая квалификационная категория |
Разработчики проекта | Притчина Ольга Александровна, преподаватель дисциплины «ОБЖ»; Сырбу Марина Григорьевна преподаватель дисциплины «Социально бытовое ориентирование» 2 квалификационная категория |
География проекта | Пространство образовательного заведения, микрорайоны города |
Сроки выполнения проекта | 2013-2014 учебный год. |
Исполнители | Преподаватели ОУ, специалисты муниципального казённого учреждения «Управление гражданской защиты г. Березники», консультационно- диагностический центр по профилактике СПИД и инфекционных заболеваний, заведующий отделением НПО |
Введение
Анализ
Слушателями отделения начальной профессиональной подготовки являются выпускники средних коррекционных общеобразовательных школ города Березники и прилегающих территорий.
Данная категория учащихся испытывает значительные трудности в процессе обучения, которые связаны с задержкой в развитии памяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. У ребят проявляется неспособность устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов, неспособность к умственному усилию. Учебная деятельность характеризуется пониженным познавательным интересом.
Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает формирование у учащихся множества общих и профессиональных компетенций. Но, в силу особенностей развития данной категории обучающихся наибольшие трудности возникают при освоении ОК2 (организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач), ОК3 (принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности), ОК4 (осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста).
Для преподавателей техникума важно, чтобы слушатели научились проявлять инициативу в поиске интересующей информации, умели вступать в социальные контакты со специалистами вне привычных рамок общения, расширили свой поведенческий репертуар.
Актуальность
Учащиеся с задержкой психического развития отличаются склонностью к пассивному усвоению знаний. Сниженная познавательная потребность делает этот процесс очень трудоёмким как для преподавателя, так и для слушателя. При проявлении самостоятельной когнитивной активности результат освоения материала намного прочнее сохраняется длительное время. У слушателей повышается самооценка и вера в свои возможности. Что ведёт к формированию самоуважения и признания достоинств у окружающих людей.
Основной идеей этого проекта является желание не просто познакомить учеников с правилами поведения в чрезвычайной ситуации, а научить самостоятельно искать выход из любой проблемной ситуации. Учащиеся должны суметь сориентироваться в любой обстановке и понять где и как они могут получить интересующую их информацию.
Приволжский региональный центр МЧС России в соответствии с планом основных мероприятий Пермского края на 2013 год в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводит командно-штабные учения совместно с органами управления и силами территориальных и функциональных подсистем РСЧС и ГО Пермского края. Все жители городского округа «Город Березники» стали свидетелями данных учений, что не могло не вызвать интереса у учащихся. Учащиеся техникума с помощью преподавателей проанализировали возможное развитие чрезвычайной ситуации и поняли, что необходима встреча со специалистом, который сможет дать компетентные ответы на все возникшие вопросы слушателей.
Данный практико-ориентированный педагогический проект – это один из способов развития навыка организации самостоятельной поисковой деятельности, выбора типового способа решения проблемной ситуации, закрепления навыка работать в команде.
Новизна
Данный проект – новая перспектива реализации базисных задач коррекционного обучения. На сегодняшний момент в обществе назрела необходимость наличия активных и умеющих принимать самостоятельные решения личностей. Образовательный план не даёт возможности реализоваться в полной мере потребности в самоуважении, самореализации. Участие в проекте позволяет учащимся интегрироваться в современном обществе и укреплять предпосылки независимой жизни.
Тенденция развития проекта на ближайшее время – это развитие желания у учащихся к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций, стоящих перед ними, формирования навыка активного преодоления затруднений.
В проекте задействованы различные виды деятельности учащихся, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач подросткового возраста:
- Общение с взрослыми на основе морального сотрудничества – совместный поиск способов разрешения проблемной ситуации;
- Приоритет значимости группы сверстников над взрослыми – возможность работы в малых группах.
- Проявление самостоятельности – учащиеся реализуют возможность задать все интересующие их вопросы непосредственно специалисту;
- Получение материального результата общения со специалистом: формулировка пошаговой инструкции к действиям в проблемной ситуации;
- Познавательно-исследовательская деятельность – сбор информации о наиболее актуальной проблеме, волнующей подростков.
Сфера применения. Ожидаемые результаты.
Данный проект может быть реализован сотрудниками любого образовательного учреждения. Идеи заложенные в проекте позволят организовать работу со слушателями и студентами отделений СПО и НПО как во время уроков так и во внеурочное время. Реализация проекта позволит проявить учащимся самостоятельность, интеллектуальную и личностную зрелость. Надеемся, что в выигрыше окажутся все:
- положительный нравственный опыт получат непосредственные исполнители проекта (преподаватели, специалисты организаций города, слушатели отделения НПО);
- слушатели расширят свой социальный опыт взаимодействия с государственными структурами города;
- социальные партнеры получат возможность оказать консультации населению города по злободневным вопросам безопасности;
- у ребят будут сформированы чёткие алгоритмы поведения в различных сложных ситуациях;
- наличие знаний позволит повысить общую стрессоустойчивость психики слушателей.
Город Березники «столица республики химии на Каме», поэтому вопросы безопасности остаются для жителей очень актуальными. За последнее время проводится большая работа администрацией города по повышению степени защищённости населения. Однако, не у всех жителей есть возможность получить информацию из первых рук о правилах поведения при возникновении техногенной ЧС. Проект направлен на формирование безопасной среды проживания.
Цель проекта: Развитие личности студентов и слушателей через использование методов самостоятельной поисковой деятельности, как на аудиторных занятиях, так и во внеучебное время.
Задачи проекта:
- содействовать формированию активной жизненной позиции в разрешении проблемных ситуаций у слушателей отделения НПО БСТ;
- способствовать развитию и укреплению познавательного интереса у слушателей;
- отслеживать навыки обозначения проблемы;
- отрабатывать пути выхода из проблемной ситуации;
- пополнять знания о поведении в различных социокультурных ситуациях;
- актуализировать навыки работы в команде.
Ожидаемые результаты
Индикаторы/ показатели | Внешние эффекты/ продукты | Ожидаемые результаты |
Доля слушателей, овладевших алгоритмом выхода из проблемной ситуации | Слушатели научатся справляться с проблемной ситуацией | Социальная адаптация учащихся НПО и СПО во внешней среде |
Расширение поведенческого потенциала слушателей | Выполнение практических заданий для закрепления полученных навыков и знаний. | Созданий условий для проявления познавательной активности слушателей |
Повышении степенью удовлетворённости от взаимодействия между преподавателями и слушателями | Позитивные изменения в поведенческой сфере | Повышение самооценки слушателей, а также преподавателей |
Ресурсное обеспечение проекта
Управленческо – кадровый аспект
Проект разработан творческой группой специалистов, имеющих опыт проектной деятельности. Реализацию проекта будут осуществлять в совместной деятельности преподаватели техникума, под общим руководством заведующего отделением НПО. Работа по проекту осуществляется при поддержке администрации учреждения, педагогического и студенческого коллектива. Для исполнения проекта имеется достаточное количество педагогических кадров.
Разработан механизм управленческого сопровождения реализации проекта (приложение №1).
Нормативно-правовой аспект
Нормативно-правовое обеспечение выражается в исполнении нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней. При реализации практико-ориентированного проекта «SOS – Сами Обучаем Себя!» использованы следующие документы:
- Конвенция о правах ребёнка, 1989г.;
- Федеральная целевая программа «Дети России»;
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Закон 192-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермского края в сфере образования» от 28.03.2013;
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы;
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. (утверждены приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 10.11.2009 №574) ;
- Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы»;
- Долгосрочная целевая программа"Развитие системы образования Пермского края на 2013 - 2018 годы".
Финансовый аспект
В деятельности ГБОУ СПО БСТ используются различные источники финансирования: бюджетное, внебюджетное. Средства необходимы:
- Во-первых, для совершенствования материально-технической базы учебного заведения;
- Во-вторых, для совершенствования предметно – развивающей среды ОУ, создания комфортных условий детям с задержкой психического развития, их социализации и реабилитации;
- В-третьих, для обучения персонала методам работы в группах коррекции для дальнейшего развития личности слушателей техникума.
Проект требует не только финансовых затрат, но и гуманных, душевных усилий. Надеемся привлечь внимание жителей города через СМИ к реализации практико-ориентированного проекта «SOS – Сами Обучаем Себя!» .
Информационно-методический аспект
Для реализации проекта в образовательном учреждении имеются программно-методические материалы, информация, дидактические материалы, обеспечивающие развитие личностных структур студентов и слушателей. Функционирует социально-психологическая служба, которая обеспечит психологическую поддержку родителям в ходе оказания необходимой индивидуальной помощи студентам и слушателям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Материально-технический аспект
В наличии имеются учебные кабинеты, оборудованные учебными местами для учащихся; рабочим местом преподавателя; мультимедиа оборудование.
В стенах техникума строго соблюдаются санпин и требования по охране труда преподавателей, студентов, слушателей.
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 2013-2014 учебный год.
Алгоритм реализации проекта
- Предварительная работа с детьми
- Мероприятия с детьми. Подключение приглашённых специалистов в работу проекта
- Подведение итогов и рефлексия
На первом этапе преподаватели совместно со студентами или слушателями обсуждают ситуацию, вызвавшую затруднения у подростков.
На первом этапе преподаватели выясняют образовательный запрос слушателей. Помогают сформулировать интересующую проблему. Далее следует разработка путей решения проблемы: постановка задач, помогающих найти выход из проблемной ситуации; создание веера возможностей получения ответов на поставленные вопросы. На этом этапе преподаватели мотивируют слушателей на проявление самостоятельности и инициативы в поисковой деятельности. Предупреждают падение интереса к познавательной деятельности. На этом же этапе преподаватели совместно со слушателями выясняют размеры сфер знаемого и не знакомого материала.
Второй этап предполагает организацию и проведение мероприятий построенных таким образом, чтобы слушатели смогли получить ответы на интересующие их вопросы. Это может быть встреча со специалистом, самостоятельная работа под руководством преподавателя, сбор информации в сети Интернет. Учитывая особенности данного контингента учащихся необходимы задания направленные на закрепление полученных знаний. На мероприятиях обязательно должны быть использованы различные способы кодирования информации: визуальная, аудиальная, кинестетическая. На встрече со специалистом из Управления гражданской защиты г.Березники слушатели актуализировали свои знания о чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате хозяйственной деятельности человека; получили рекомендации о действиях в условиях ЧС; закрепили свои знания с помощью игровых методов.
На третьем этапе проводится анализ полученной информации: её полнота, глубина, проясняются оставшиеся не решенными вопросы. В завершении слушатели проводят рефлексивный анализ встречи. Презентацию проекта планируется провести на региональной научно-практической конференции на тему «современные подходы воспитательной работы в системе профессионального образования», которая проводится на базе ГБОУ СПО БСТ.
Оценка планируемых результатов
В качестве оценки планируемых результатов и получения обратной связи:
Мониторинг реализации проекта
Название показателей | План мероприятий и срок проведения |
1. Педагогическая диагностика имеющихся знаний и представлений у слушателей | Октябрь 2013 фронтальный опрос слушателей на теоретических занятиях; беседы во внеаудиторное время с малыми группами; индивидуальные беседы. |
2. Проведение психологического тестирования для выявления склонности к риску (Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта) | Ноябрь 2013 Проявление личностных качеств |
3. исследование особенностей поведения в стрессовой ситуации Симптоматический опросник самочувствия (СОС) А. Волков, Н. Водопьянова | Ноябрь 2013 Проявление личностных качеств |
Название показателей | План мероприятий и срок проведения |
(Шкала тревожности Ч.Спилберга) | Декабрь 2013 Изучение ситуативной и личностной тревожности |
| Декабрь 2013 «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
|
| По графику проведения мероприятий После завершения этапа работы проекта |
| По графику проведения мероприятий После завершения этапа работы проекта по заранее разработанным заданиям (смотри приложение №3) |
Возможные риски
К возможным рискам относим: недостаточный опыт работы преподавателей техникума и приглашённых специалистов с учащимися с особыми образовательными потребностями; отсутствие разработанных методических материалов для организации и проведения подобных встреч.
В качестве путей преодоления рассматриваем прохождение курсов повышения квалификации или стажировкой работников по профилю работы с детьми группы риска и/или находящихся в СОП; разработка соответствующих методических материалов.
Информационное сопровождение проекта
О ходе реализации проекта информация размещается на страницах сайта образовательного учреждения (www.berst59.ru). Особое внимание необходимо уделять корректности в преподнесении информации, не ущемляя чувств и достоинств слушателей и их родителей.
Преимущества данного проекта: доступность, актуальность, возможность эффективного использования способов воспитательного воздействия. Проект может рассматриваться как один из шагов в комплексе мероприятий по обеспечению равных возможностей всем категориям населения города не только со стороны образовательного учреждения, но и со стороны органов местного самоуправления, от которых напрямую зависит реализация планов по созданию Соликамско - Березниковской агломерации, для полноценного функционирования которой потребуются квалифицированные рабочие кадры.
Перспективы развития проекта
Количество учащихся с нарушениями интеллекта увеличивается из года в год. Потребность в разработке специальных мероприятий, для социализации подобной категории обучающихся, стоит очень остро.
Перспектива развития социально-педагогического проекта «SOS – Сами Обучаем Себя!» заключается в возможности использования нашего опыта в образовательных учреждениях профессионального образования. Воспользовавшись нашим проектом, коллеги смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у себя.
Использование проекта в педагогической практике позволит создать условия для личностного роста и подростков с особыми образовательными потребностями. Общение со специалистами из различных ведомств усилят потребность в самопознании. Самым значимым результатом работы должно стать расширение поведенческого потенциала воспитанников техникума, повышение стрессоустойчивости, самопринятие. Все эти изменения повлекут за собой изменения в профессиональной подготовке будущих рабочих: умение работать в коллективе; повышение самоконтроля своего поведения; формирование потребности расширения своего кругозора. Все эти навыки являются востребованными современными работодателями.
Приложение 1
Управленческо - кадровый аспект
Ф.И.О. должность | Образование, квалифика- ционная категория | Функционал при реализации проекта | Опыт работы в проектах различного уровня за 5 лет |
Наумова Светлана Александровна заведующая отделением НПО | Высшее, высшая кв.категория | Общее руководство, контроль, координирование | Реализация программы «мы молодые!» |
Боталова Надежа Владимировна специалист по воспитательной работе | Высшее, высшая кв.категория | Курирование и организация воспитательно-образовательного процесса и работы групп коррекции VIII вида. Адресное распространение готового продукта | Реализация программ «мы молодые!», «Фундаменты жизни» (для сирот и детей находящихся в сложной жизненной ситуации) |
Сырбу Марина Григорьевна преподаватель (и.о. педагога-психолога) | Высшее, 2 кв.категория | Психолого-педагогическое сопровождение детей и преподавателей. Проведение рефлексии | Участие в работе лагеря дневного пребывания «Патриот», участие в работе лагеря дневного пребывания «Перекрёстки» |
Притчина Ольга Александровна преподаватель ОБЖ | высшее | Педагогическая диагностика. Поведение мероприятий. Составление выступлений и презентаций. | Участие в проектах «Рубежи», «Растим патриотов России», «Сила, мужество, интеллект». |
Найданова Вера Николаевна | Средне специальное Высшая кв.категория | Помощь при проведении консультаций на медицинские темы | Профилактика заболеваний туберкулёзом среди студентов и слушателей ОУ |
Приложенеи №2
План-график выполнения мероприятий проекта
Наименование мероприятий | результаты | Сроки реализации | Дальнейшее использование результатов |
Беседы и фронтальный опрос слушателей | Формирование зон известного материала и того, что необходимо выяснить у специалистов. | октябрь | Подготовка списка интересующих слушателей вопросов по теме проекта |
Практическая деятельность | Ознакомление слушателей с алгоритмом выхода из проблемой ситуации | Октябрь – ноябрь | Совместный поиск путей выхода преподавателем и слушателями из проблемной ситуации (рассмотрение различных вариантов) |
Знакомство слушателей и приглашённых специалистов | Знакомство с информацией, представленной специалистом | В течение учебного года | Усвоение новой информации, отработка навыка общения слушателей с людьми в новой ситуации, тренировка навыка работать в коллективе |
Педагогическое наблюдение | Сбор информации об изменениях в поведении слушателей; анализ усвоения полученных сообщений | В течение учебного года | Анализ результативности проводимых мероприятий и осуществление необходимой коррекции |
Приложение №3
Примеры заданий для проверки усвоения знаний после завершения мероприятий, заявленных в плане проекта
Инструкция: учебная группа делится на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает своё заданий и в течение 5 минут должна его выполнить. После завершения работы один из слушателей представляет результаты коллективного труда. Затем вся группа фронтально проверяет правильность выполнения задания, опираясь на подготовленную преподавателями презентацию.
Задание для группы №1:
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Из предложенных способов выберите те, которые наиболее подходят для экстренного оповещения населения о случившейся аварии.
- Сигнал «Внимание всем!»
- Производственные гудки и другие сигнальные средства
- Оповещение по почте
- Объявление в газетах
- Передача речевой информации по телевизору и радио
- СМС сообщения
- Передача информации по телефону
- Оповещение через интернет
Задание для группы №2:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Из предложенных ситуаций выберите только те, которые относятся к техногенным.
- Обрушение зданий
- Промышленная катастрофа
- Землетрясение
- Авария с выбросом химически опасных веществ
- Цунами
- Взрывы
- Аварии на гидроэлектростанциях
- Крупномасштабные аварии на дорогах
Задание для группы №3
Необходимый набор вещей и продуктов при эвакуации
Из предложенных вещей и продуктов питания выберите только те, которые могут пригодиться при срочной эвакуации.
- паспорт - овощи, фрукты
- консервы - чай, кофе
- сотовый телефон - масло
- телевизор - молоко
- зубная щетка - колбаса
- сменная одежда - кефир
- запас воды - йогурт
- спички - конфеты
- фонарик
- нож
- пульт
- мышка (компьютерная)
- сковорода
- диван
- туалетная бумага
- пакет
- полотенце
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблемы разработки практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ.06"
Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего пр...
Методическая разработка по теме "Вредная привычка или подари себе жизнь"
Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной и пищеварительной системы. Что же негативно влияет на здоровье человека?Совет общежития попытался выяснить негативное влияние табака н...
Методическая разработка. Практико- ориентированные задания по ПМ.01 и МДК.01 "Композиция изделий из ткани с художественной росписью" по профессии "Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью"
Методическая разработка "Практико-ориентированные задания по ПМ.01"Создание простой и средней сложности композиции изделия из ткани с художественной росписью по образцам и мотивам авторских работ". МД...
Методика разработки практико ориентированных заданий для экзамена квалификационного
описание практико ориентированных заданий для квалификационных экзаменов...
Методическая тема: «Практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки студентов»
Сфера массового образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Ос...
Методическая Разработка "Практико-ориентированный подход в преподавании химии и биологии"
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержан...
Разработка практико-ориентированных заданий по русскому языку и литературе на примере профессии «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ»
Разработка практико-ориентированных заданий по русскому языку и литературе на примере профессии «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ»...