"Проблемы разработки практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ.06"
статья на тему
Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени САВВЫ МОРОЗОВА» Московской области
24 января 2013 года на базе Павлово – Посадского промышленно – экономического техникума прошёл областной практический семинар на тему: «Проблемы разработки контрольно – оценочных средств (КОС) в соответстии с требованиями ФГОС НПО и СПО». Наш колледж представлен был делегацией в составе 8 человек: Заплетина Е.П., Лихацкая И.П., Фещенко Л.Н., Пархоменко А.Ю., Кичаева Е.А., Медведева Л.В., Шалягина Н.С., Бакина Т.В. Интересной получилась дискуссия на семинаре, а особенно содержательной встреча и беседа со специалистом из ФИРО Зачёсовой Еленой Васильевной.
От ОЗПЭК им. Саввы Морозова с докладом выступила преподаватель сп. 080110 «Банковское дело» А.Ю.Пархоменко.
Тема доклада: «Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ».
По окончании мероприятия А.Ю.Пархоменко был выдан сертификат о выступлении на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_slaydam.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
имени САВВЫ МОРОЗОВА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ (Слайд 1)
Подготовила: Пархоменко Алла Юрьевна — преподаватель сп. 080110 «Банковское дело»
(Слайд 2). Рассматривая проблемы разработки КОС в соответствии с требованиями ФГОС СПО, необходимо отметить, что роль практико-ориентированных технологий следует рассматривать как необходимое условие не только интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов, но и их профессиональной готовности к решению задач как специалиста.
А особенности ФГОС СПО нового поколения - это обеспечить соответствие качества подготовки требованиям рынка труда. Мы понимаем, что подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса. (Слайд 3). Поэтому учитывать триаду (текст по слайду) особо необходимо при разработке КОС с точки зрения требований работодателей.
(Слайд 4). Таким образом, качество образования в первую очередь проявляется в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда и которое опирается на четыре ключевых основания:
1) Цели и содержание образования, что в настоящее время подтверждается коренными изменениями и внедрением ФГОС 3-го поколения.
- Уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности. Необходимо отметить, что МО уделяет внимание этому вопросу, организовывая курсы повышения квалификации, практические семинары и обеспечивает методической документацией по некоторым специальностям. Но не секрет, что во многих вопросах ФГОС 3-го поколения ОУ СПО «варятся в собственном соку». Особенно это касается проблем разработки КОС
Хотелось бы, чтобы МО МО оказало содействие развитию единого информационного пространства и активного партнерского взаимодействия в области практико-ориентированного экономического образования педагогов СПО по аналогии с Кольцом сайтов взаимных информационных услуг (в области практико-ориентированного экономического образования) школьников (Существует Меморандум). Выступило бы организатором специального сайта для педагогов СПО с целью создания и реализации совместных программ, по организации и проведению совместных встреч и мероприятий, например по проблемам КОС и т.д. В этом случае мы могли бы оказывать информационную поддержку друг другу, делиться и распространять опыт практико-ориентированных заданий по специальностям, привлекать ведущих специалистов к выступлениям на страницах сайта и пр.
Таким образом, решился бы и вопрос и третьего ключевого аспекта качества образования — это научно-информационной базы процесса обучения.
- Состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения. В условиях изменяющегося рынка труда, внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании и практикоориентированных форм обучения например сп.080110 «Банковское дело», использование возможностей учебного банка становится весьма актуальным.
Путь создания на базе колледжа учебного банка, имитирующего деятельность коммерческого банка и оснащенного реальными аппаратными и программными средствами — это перспектива на будущее, т.к. требует больших финансовых вложений. Применение технологии учебного банка способно обеспечить направленность основной профессиональной образовательной программы на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, «преобразовать» конечные результаты обучения в компетенции, умения и знания, практический опыт выпускников. Дело в том, что ранее предлагаемые программы 1С:Бухгалтерия «Операционный банковский день» были доступны, но в настоящее время — это программы только для специалистов КБ. Это связано с понятием Банковская тайна, с действием ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (ОТМЫВОЧНЫЙ ЗАКОН), с закрытыми Комп. Программами КБ по отдельным операциям, недоступностью рабочих Планов Счетов учета.
Хочу отметить, что в настоящее время в колледже создаются необходимые условия и предпосылки для достижения намеченных целей деятельности учебного банка: создан необходимый по структуре и возможностям цикл практических работ, подготовлен курс лекций.
4) Подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение.
(Слайд 6). Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, ролевые игры, работа со случаем, ситуационные задачи и т.д.), необходимо при распространении новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста, определяемого работодателем.
Практико – ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные. Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: написание рефератов, эссе, сообщений, составление тестов, кроссвордов и мини – пособий. Как правило это требования удовлетворяется в портфолио студента смешанного типа для промежуточной аттестации по МДК
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. У студентов появляется личная заитересованность в ведении собственного портфолио!
(Слайд 8). Так например...... (Задания 1. в слайдах и их обоснование: сочетание теории банковского дела в специальной терминологии и знание определений — обязательно для Агента банка как специалиста-менеджера зала в отсутствии технического устройства «Электронная очередь»!!! Задание 2 — это сочетание теор.знаний с расчетными действиями по исходным данным, хотя и есть альтернативный ответ, но без знания алгоритма и специфики дисконтирования — задание не будет решено правильно... Задание 3. Использование межпредметных связей: правовых основ деятельности КБРФ, налогой системы, а самое главное, что необходимо логически решить и анализировать ответ.
(Слайд 9). Задание 4. Использует также межпредметные связи, знания структуры, соподчиненности объектов, а также знание форм собствености т.д.
(Слайд 10). Задание 5. Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. Практико-ориентированные задачи служат инструментом измерения и оценивания компетентности учащихся.
(Слайд 11, 12). Так например, по ПМ.06 – это «Выполнение работ по профессии…» Агент банка или Контролер Сбербанка, обязательно знание первичных кассовых документов по приему и выдаче средств, приходные, расходные кассовые операции в национальной и иностранной валютах, операции с чеками банка, а также операции с использованием современных технических средств и устройст – это операции с банкоматами, терминалами и импринтерами.
Задание 6. В соответствии с реквизитами документов: объявлением на взнос наличными, расходным и приходным кассовым ордером, необходимо самостоятельно заполнить их с учетом индивидуального задания преподавателя. Или: Оформить чековую книжку и отразить в учете операции по её покупке в соответствии с исходными данными.
Задание 7. т. к. обязательным требованием работодателя является знание студентами кассовых операций с банкоматами, то Выполнение заданий:
а) Исправить ошибки в обозначении клавиш и устройств банкомата (Время выполнения задания - 1 минуты)
б) Выполнить задание по исходным данным на виртуальном Банкомате-тренажёре на время (в течение 5 минут необходимо осуществить как можно больше операций).
Что касается заданий на виртуальном Банкомате-тренажёре на время, качество и количество выполняемых операций особенно проявляет практическую ориентированность задач для оценки ПК (профессиональные компетенции) (Слайд 13) т. к. во время практики по профилю специальности 080110 «Банковское дело» (профессиональная практика в банке) необходимы знания устройства банкомата (его клавиш и назначение элементов), навыки работы на нем, а ОК (общие компетенции) проявляются в непосредственном контакте с клиентами, когда студент-практикант сам объясняет как использовать устройство и осуществлять платежи.
В этом случае практико – ориентированные задания для оценки ПК и ОК включают в себя ролевые и ситуативные задачи, а именно учащийся выступает в роли Агента-консультанта-менеджера банковского зала (промойутер).
(Слайды 14, 15, 16). Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение без участия в этом процессе и активной поддержки профессионального сообщества специалистов-практиков (работодателей).
Наиболее осуществимые и применяемые в нашем колледже формы участия профессионалов в учебном процессе таковы:
⎯ тематические встречи со специалистами-выпускниками;
⎯ конференции (открытые защиты отчетов) по результатам практики c участием работодателей;
⎯ экскурсии в региональные отделения банков, на специализированные выставки и встречи со специалистами;
⎯ выездные занятия, проводимые в банках по учетно-операционной работе.
На конференциях по результатам технологической практики студенты сравнивают, что изучали, что пригодилось на производстве, на сколько актуальны их знания.
Выпускник специальности «Банковское дело», в соответствии с требованиями нового поколения ФГОС СПО, должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как:
- ведение расчетных операций;
- кредитование физических и юридических лиц;
- выполнение операций с ценными бумагами;
- осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций;
- выполнение внутрибанковских операций;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, а также соответствующих должностным обязанностям служащих.
Необходимо вести разработку учебных заданий для практических занятий на перспективу на основе различных методических принципов: деловых игр, диалогового обучения, рейтингового контроля по результатам выполнения совокупности действий, а также с учетом междисциплинарных связей, чтобы не сводить учебные задачи к замкнутому варианту. Это дает возможность обучения студентов проведению активных и пассивных операций в продолжительном периоде времени.
В настоящее время учащиеся колледжа повышенного уровня профессионального образования постепенно начинают осознавать значимость конкурентоспособности. Вследствие профессиональных, а особенно прикладных знаний.
(Слайд 17). Учащиеся сегодня мотивированы на приобретение конкретных, практических умений и навыков. Они активно включаются в работу на профессионально-производственном обучении. Учащиеся начинают осознавать, что личный успех, профессиональный рост зависят от многих факторов и высокий образовательный уровень лишь один из них.
(Слайд 18). Таким образом, качественные изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, направлены, в первую очередь, на соответствие требованиям регионального рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянного меняющемся условиям производственного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ПМ-03
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно- практических занятий и работ, тестирования, а также выполнения обучающи...
Учебно-методическое пособие курсовой работы для оценки результатов освоения ПМ 02. Организация деятельности коллектива исполнителей для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (на базе основного общего образова
Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями к данному виду пособий, представляет собой практические задания для студентов техничсекого отделения. Пособие состоит из содержания, поясните...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)»
Данный комплект содержит материалы для оценки результатов освоения дисциплины и промежуточной аттестации для специальности "Контроллер металлургического производства". Оценка уровня освоен...
Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 150402 "Металлургия цветных металлов" по МДК 01.01 "Металлургия цветных металллов"
В данной разработке представлены следующие разделы:1. Паспорт КОС2. Комплект КОС, в котором представлены перечень вопросов промежуточной аттестации и билеты3. Таблица "Оценка формирования компетенций"...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины русский язык
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 180103.01.Судостроитель-судо...
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Материаловедения» В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Описание общих компетенций и технологии их формирования в ходе освоения учебной дисциплины "Основы Материаловедения"...
Методическая разработка.Примеры заданий по оценке качества освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль.
Материал из сборника Комитета по образованию Санкт-Петербурга "Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ". Методическое пособие....
Комментарии
Выступления и встречи на
Выступления и встречи на практических семинарах с участием представителей МО Московской области помогают нам преподавателям справляться со многими проблемами, касающимися внедрения и освоения ФГОС нового поколения.