Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
план-конспект занятия

Арсланова Вера Николаевна

Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия на тему

 «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».

Тип занятия:  открытия новых знаний.

Цели занятия:  

Обучающие:

-формировать знания о важности воды для всего живого на Земле;

-формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

-формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам  наблюдений, анализировать и обобщать;

Развивающие:

-создать условия для личностного развития ученика;

-активизировать  самостоятельную деятельность и работу в группе;

-развивать  способность  к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

-создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

-создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

По виду источника информации:

-словесные (объяснение, беседа с учащимися)

-наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

-практические (работа с карточками, проведение опытов).

По виду учебной деятельности:

-проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

-определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды. 

Оборудование: компьютер ,презентация, раздаточный материал; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, химические стаканы с водой, колбы, пробирки, химические палочки, полоски белой бумаги, полоски цветной бумаги, краска в шприце  соль,  банка, стакан, ваза.

В рамках данного занятия , на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических  проблем.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта  выхода из затруднения:

на этих этапах занятия ребята организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану;

строили проект выхода из затруднения.

Коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества.

В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о свойствах воды и бережном отношении к воде, учились рассуждать, логично излагать свои мысли.

Ход урока

  1. Орг. Момент

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

Занятие  мы будем ……….,( изучать)

Информацию из занятия ….. (извлекать)

Точку зрения……. (высказывать)

На вопросы …….(отвечать)

И, конечно, без (сомненья),

Речь при этом ………..! (развивать)

 (Ответы учащихся)

/Как ты слышишь ….

Сейчас проведем речевую зарядку со словами, которые будут встречаться по ходу занятия.

/С каким звуком будем проводить речевую зарядку? Скажи… над чем будем работать..(над слитностью)

Будем проводить речевую зарядку со звуками (  с. з )и работать над слитностью.

-Послушайте меня

-Изучать свойства

-Извлекать информацию.

-Вызывает сомнение.

-Прозрачная жидкость.

-/Что вы делали?

- Сегодня на занятии вас ждет множество открытий.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра, которого вы должны ответить на вопрос:

О чем пойдет речь на  занятии? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода») 

-Итак, о чем будем с вами говорить на занятии? (О воде)

-А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода? ( Вода – вещество,  жидкость. Вода это- то без чего не возможна жизнь на земле.

 - Назовите в каком состоянии может находиться вода? ( твердом, жидком, газообразном. Приведите примеры  (роса, снег, дождь, лёд. пар и т.д.)

-Любое вещество имеет свои свойства.

-А о свойствах воды вам известно ( Нет)

-А зачем организму человека нужна вода? известно   (Нет )

-А если мы не знаем, как вода влияет на наш организм, что мы будем говорить?

1 ( как вода влияет на организм человека)

-А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем узнавать?

2(находить свойства воды)

-Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

Цель: узнать, какими  свойствами обладает «вода» и как она  влияет на организм человека.

-Какую цель ты сегодня  ставишь перед собой ? Алена.

-А ты, какую цель ставишь перед собой? Ира

-Итак, о чем будем с вами говорить на занятии? (О воде)

У каждого из вас есть такая табличка на ней написано, что я знаю. Что буду узнавать, и что я узнал. Два первых столбика уже заполнили, а последний вы заполните к концу занятия.

Я знаю

Я буду узнавать

Я узнал

Вода – вещество. 

Вода это- то без чего не возможна жизнь на земле.

Как вода влияет на организм человека?

Какими свойствами обладает вода?

3.Этап выявления места и причины затруднения.

б)  Работа со справочным материалом.

Ребята, для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к справочной литературе, интернету и найдем ответ на вопрос «Как вода влияет на организм человека?» и зачитаем его. Ответы учащихся (на слайде)– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.

в) Практическая работа

Для того чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию.  (Слайд).

-Кто знает, что такое лаборатория?

Словарь: Лаборатория  - место, в котором проводятся научные опыты. (Слайд).

- Ребята, посмотрите, на экран, перед вами капельки воды, которые  помогут вам узнать, кем вы будете на занятии? Составьте  из них слово.

(Слайд).( Исследователи.  читают хором.)

- Кто такой исследователь?

Словарь:  Исследователь-человек, который изучает разные предметы и вещества.)

-Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество.  (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу занятия  мы должны определить «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

Объектом нашего исследования – будет являться что? ( жидкость в сосуде).

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)(показ)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус

запах.

- Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА  

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад, повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

4.Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать.

Сейчас вы с ними познакомитесь.

(Слайд ). Карточка: Правила безопасного поведения.

-Быть аккуратным и осторожным. Запрещается пробовать на вкус неизвестные вещества.

-Не подносить вещество близко к носу.

-Не вдыхать резко, направлять воздух к себе при помощи руки

-Какое правило самое важное ?( запрещается пробовать на вкус неизвестные вещества).

-Использовать для опытов мы будем только известные и безопасные  вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

Проводить наши исследования вы будете в парах. С кем ты хочешь работать?.....Работа в парах.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».

Свойства воды        да                        нет

Прозрачность

Цвет

Жидкая, течёт

Форма

Вода- растворитель

Запах

Вкус

Опыт № 1(прозрачная)

- Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

- Какой вывод можно сделать из опыта?

Вывод: вода прозрачна. Отмечаем в листе исследования.

Оборудование (6стаканов химических .3 палочки)

Опыт № 2(не имеет цвета)

- Около стакана с водой положите полоски цветной бумаги. Сравните  цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода не имеет цвета.

Оборудование (3стакана химических, 3 полоски цветной бумаги)

-Сделайте отметку в « Листе исследований».

Опыт № 3(жидкая,  течет).

-Аккуратно перелейте из пробирку в пробирку воду . Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Оборудование (6 химических пробирок, с водой и без)

Вывод: Вода – жидкая; течет.

Опыт № 4(не имеет форму)

- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан и   вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Оборудование (банка, стакан и   ваза).

 Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 5 (изменила цвет)

-Посмотрите, Возьмем каплю краски и растворим ее в воде.

 -Что же произошло? (Вода изменила цвет)

-А от чего зависит цвет воды?

Оборудование ( химические пробирок с водой  краска )

Вывод:  Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

А теперь я насыпьте соль в пробирку, и хорошо встряхните.

Оборудование ( химические пробирок с водой  соль )

- Что произошло?)

-  Так какое же свойство воды этим опытом можно подтвердить? ( вода растворитель)

Уч-ся: ( Отмечают в листе исследований)

Опыт № 6(по запаху)

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.

- Приглашаю к  своему столу по человеку из группы.

Оборудование ( химические стаканы с кофе, водой, с водой  )

- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. ( Узнают сок, кофе)

- Какое чувство помогло вам? (обоняние)

-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)

-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода

- Какой сделаем вывод?

Уч-ся: Отметьте это свойство в «Листе исследований».

Опыт № 7

-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.

- Приглашаю следующую группу экспертов.

-Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

-Вспомним правила безопасности.- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. 

Оборудование: (Стакан №1 – молоко(сладкий) № 2- лимонный сок (кислый)№ 3 – вода (не имеет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды?

Уч-ся: ( Отмечают в листе исследований)

- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? ( Посолить, посластить).

5. Рефлексия учебной деятельности.

Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований  и возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы не  могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

-Как вода влияет на организм человека? (вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества)

 Что нового  о свойствах  воды узнали? Запишите в третьей графе своей таблички и скажите ребятам.

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец занятия (капельки)

Карточка.

Синяя  – узнал на занятии много;

Желтая  – знал, но не все

Красная – ничего не узнал.

И в конце занятия ребята  я советую вам посмотреть документальный фильм «Великая тайна воды»

-Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

КОНСПЕКТ внеклассного занятия по Фитнесу «Фитбол»

Аэробика с фитболами как современная фитнес технология для развития силы и силовой выносливости....

Конспект внеклассного занятия: "Наши земляки-вольчане - защитники Ленинграда".

Внеклассное занятие посвящено землякам - жителям города Вольска, принимавшим участие в обороне и снятии блокады Ленинграда....

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дружба - чудесное слово".

Занятие по духовно-нравственному воспитаниюДружба – чудесное слово. Цели:1.     Дать понятие  настоящей бескорыстной дружбы.2....

Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки     Исследовательская работа Вода. Свойства воды....

Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.

Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....

Конспект внеклассного занятия по педагогике

Среди воспитательных задач образовательного учреждения важное место занимает формирование здорового образа жизни. Форма проведения внеклассного мероприятия позволит взглянуть на проблему табакокурения...