Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
план-конспект занятия
Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формировать знания о важности воды для всего живого на Земле; | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия на тему
«Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Тип занятия: открытия новых знаний.
Цели занятия:
Обучающие:
-формировать знания о важности воды для всего живого на Земле;
-формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
-формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
Развивающие:
-создать условия для личностного развития ученика;
-активизировать самостоятельную деятельность и работу в группе;
-развивать способность к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
-создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
-создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
По виду источника информации:
-словесные (объяснение, беседа с учащимися)
-наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
-практические (работа с карточками, проведение опытов).
По виду учебной деятельности:
-проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
-определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
- знать значение воды для живого, необходимость бережного использования воды;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Оборудование: компьютер ,презентация, раздаточный материал; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, химические стаканы с водой, колбы, пробирки, химические палочки, полоски белой бумаги, полоски цветной бумаги, краска в шприце соль, банка, стакан, ваза.
В рамках данного занятия , на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.
Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:
на этих этапах занятия ребята организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;
формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)
учились работать по плану;
строили проект выхода из затруднения.
Коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества.
В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о свойствах воды и бережном отношении к воде, учились рассуждать, логично излагать свои мысли.
Ход урока
- Орг. Момент
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
Занятие мы будем ……….,( изучать)
Информацию из занятия ….. (извлекать)
Точку зрения……. (высказывать)
На вопросы …….(отвечать)
И, конечно, без (сомненья),
Речь при этом ………..! (развивать)
(Ответы учащихся)
/Как ты слышишь ….
Сейчас проведем речевую зарядку со словами, которые будут встречаться по ходу занятия.
/С каким звуком будем проводить речевую зарядку? Скажи… над чем будем работать..(над слитностью)
Будем проводить речевую зарядку со звуками ( с. з )и работать над слитностью.
-Послушайте меня
-Изучать свойства
-Извлекать информацию.
-Вызывает сомнение.
-Прозрачная жидкость.
-/Что вы делали?
- Сегодня на занятии вас ждет множество открытий.
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра, которого вы должны ответить на вопрос:
О чем пойдет речь на занятии? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)
-Итак, о чем будем с вами говорить на занятии? (О воде)
-А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода? ( Вода – вещество, жидкость. Вода это- то без чего не возможна жизнь на земле.
- Назовите в каком состоянии может находиться вода? ( твердом, жидком, газообразном. Приведите примеры (роса, снег, дождь, лёд. пар и т.д.)
-Любое вещество имеет свои свойства.
-А о свойствах воды вам известно ( Нет)
-А зачем организму человека нужна вода? известно (Нет )
-А если мы не знаем, как вода влияет на наш организм, что мы будем говорить?
1 ( как вода влияет на организм человека)
-А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем узнавать?
2(находить свойства воды)
-Как вы думаете, какая цель нашего занятия?
Цель: узнать, какими свойствами обладает «вода» и как она влияет на организм человека.
-Какую цель ты сегодня ставишь перед собой ? Алена.
-А ты, какую цель ставишь перед собой? Ира
-Итак, о чем будем с вами говорить на занятии? (О воде)
У каждого из вас есть такая табличка на ней написано, что я знаю. Что буду узнавать, и что я узнал. Два первых столбика уже заполнили, а последний вы заполните к концу занятия.
Я знаю | Я буду узнавать | Я узнал |
Вода – вещество. Вода это- то без чего не возможна жизнь на земле. | Как вода влияет на организм человека? Какими свойствами обладает вода? |
3.Этап выявления места и причины затруднения.
б) Работа со справочным материалом.
Ребята, для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к справочной литературе, интернету и найдем ответ на вопрос «Как вода влияет на организм человека?» и зачитаем его. Ответы учащихся (на слайде)– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.
в) Практическая работа
Для того чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. (Слайд).
-Кто знает, что такое лаборатория?
Словарь: Лаборатория - место, в котором проводятся научные опыты. (Слайд).
- Ребята, посмотрите, на экран, перед вами капельки воды, которые помогут вам узнать, кем вы будете на занятии? Составьте из них слово.
(Слайд).( Исследователи. читают хором.)
- Кто такой исследователь?
Словарь: Исследователь-человек, который изучает разные предметы и вещества.)
-Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
К концу занятия мы должны определить «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
Объектом нашего исследования – будет являться что? ( жидкость в сосуде).
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)(показ)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус
запах.
- Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад, повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
4.Реализация проекта.
- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.
- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать.
Сейчас вы с ними познакомитесь.
(Слайд ). Карточка: Правила безопасного поведения.
-Быть аккуратным и осторожным. Запрещается пробовать на вкус неизвестные вещества.
-Не подносить вещество близко к носу.
-Не вдыхать резко, направлять воздух к себе при помощи руки
-Какое правило самое важное ?( запрещается пробовать на вкус неизвестные вещества).
-Использовать для опытов мы будем только известные и безопасные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
Проводить наши исследования вы будете в парах. С кем ты хочешь работать?.....Работа в парах.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».
Свойства воды да нет | ||
Прозрачность | ||
Цвет | ||
Жидкая, течёт | ||
Форма | ||
Вода- растворитель | ||
Запах | ||
Вкус |
Опыт № 1(прозрачная)
- Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
- Какой вывод можно сделать из опыта?
Вывод: вода прозрачна. Отмечаем в листе исследования.
Оборудование (6стаканов химических .3 палочки)
Опыт № 2(не имеет цвета)
- Около стакана с водой положите полоски цветной бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета.
Вывод: вода не имеет цвета.
Оборудование (3стакана химических, 3 полоски цветной бумаги)
-Сделайте отметку в « Листе исследований».
Опыт № 3(жидкая, течет).
-Аккуратно перелейте из пробирку в пробирку воду . Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Оборудование (6 химических пробирок, с водой и без)
Вывод: Вода – жидкая; течет.
Опыт № 4(не имеет форму)
- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Оборудование (банка, стакан и ваза).
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 5 (изменила цвет)
-Посмотрите, Возьмем каплю краски и растворим ее в воде.
-Что же произошло? (Вода изменила цвет)
-А от чего зависит цвет воды?
Оборудование ( химические пробирок с водой краска )
Вывод: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
А теперь я насыпьте соль в пробирку, и хорошо встряхните.
Оборудование ( химические пробирок с водой соль )
- Что произошло?)
- Так какое же свойство воды этим опытом можно подтвердить? ( вода растворитель)
Уч-ся: ( Отмечают в листе исследований)
Опыт № 6(по запаху)
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.
- Приглашаю к своему столу по человеку из группы.
Оборудование ( химические стаканы с кофе, водой, с водой )
- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. ( Узнают сок, кофе)
- Какое чувство помогло вам? (обоняние)
-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)
-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода
- Какой сделаем вывод?
Уч-ся: Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт № 7
-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.
- Приглашаю следующую группу экспертов.
-Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
-Вспомним правила безопасности.- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать.
Оборудование: (Стакан №1 – молоко(сладкий) № 2- лимонный сок (кислый)№ 3 – вода (не имеет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды?
Уч-ся: ( Отмечают в листе исследований)
- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? ( Посолить, посластить).
5. Рефлексия учебной деятельности.
Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований и возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.
«Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- В начале мы не могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
-Как вода влияет на организм человека? (вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества)
Что нового о свойствах воды узнали? Запишите в третьей графе своей таблички и скажите ребятам.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец занятия (капельки)
Карточка.
Синяя – узнал на занятии много;
Желтая – знал, но не все
Красная – ничего не узнал.
И в конце занятия ребята я советую вам посмотреть документальный фильм «Великая тайна воды»
-Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....
КОНСПЕКТ внеклассного занятия по Фитнесу «Фитбол»
Аэробика с фитболами как современная фитнес технология для развития силы и силовой выносливости....
Конспект внеклассного занятия: "Наши земляки-вольчане - защитники Ленинграда".
Внеклассное занятие посвящено землякам - жителям города Вольска, принимавшим участие в обороне и снятии блокады Ленинграда....
Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дружба - чудесное слово".
Занятие по духовно-нравственному воспитаниюДружба – чудесное слово. Цели:1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.2....
Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки Исследовательская работа Вода. Свойства воды....
Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.
Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....
Конспект внеклассного занятия по педагогике
Среди воспитательных задач образовательного учреждения важное место занимает формирование здорового образа жизни. Форма проведения внеклассного мероприятия позволит взглянуть на проблему табакокурения...