РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ В КУРСЕ БЖ 7 КЛАСС. ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ.
методическая разработка на тему

Александрова Юлия Юрьевна

 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ В КУРСЕ БЖ 7 КЛАСС. ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

КАФЕДРА АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ В КУРСЕ БЖ 7 КЛАСС.

ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ.

Курсовая работа  по дисциплине:


Методика обучения и воспитания

Выполнил студент группы 360

Александрова Юлия Юрьевна   _____________

                                     (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование.

Специализация / профиль

Безопасность жизнедеятельности

Форма обучения: очная

Научный руководитель

Иглина Нина Григорьевна

 кандидат биологических наук, профессор

______________

 (подпись)

_____________

 (оценка)

«___» ________ 20__г.

Новосибирск 2016


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1.        4

РАЗРАБОТКА НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА        4

1.1. План нестандартного урока        4

1.2. Актуализация и определение смысла нестандартного урока        5

     1.3. Требования к нестандартному уроку………………………………………………………………………………………..……6

1.4. Определение целей нестандартного урока        12

1.5. Написание конспекта (плана) нестандартного урока (примерная структура)        13

1.6. Нестандартные методы на уроке        14

ГЛАВА 2.        16

СИСТЕМА УРОКОВ В КУРСЕ БЖ ДЛЯ 7 КЛАССА, ТЕМА: «ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ».        16

1 урок. Понятие лесных и торфяных пожаров        16

2 урок. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров        21

3 урок. Факты из истории        27

4 урок. Действия во время пожара        31

5 урок. Контрольная работа        35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        41


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в век технического прогресса, развития науки и технологии в мире происходит множество различного рода аварий, катастроф, непременно связанных с гибелью людей, с разрушением материальных ценностей, с возникновением серьезных нарушений экологии и. т. д.

Все более актуальной становиться тема чрезвычайных ситуаций природного характера. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она – один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения – лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются и катастрофические вспышки лесных и торфяных пожаров. Вред, который они приносят человечеству, огромен, особенно если учитывать не только прямой, но и косвенный ущерб. В первой половине двадцатого столетия на территории России было 46 типов леса, из них до наших дней сохранилось только 25.  Причем, некоторые из них лишь в виде небольших островов и им грозит уничтожение.
Данная тема, является очень важной и актуальной для изучения, непосредственно, на уроках ОБЖ, в школе. В соответствии с ФГОС ООО теме «Пожары» выделяются целые разделы учебников в каждом классе.
    Цель данной  работы:  разработать систему нестандартных уроков для 7 класса по теме «Лесные и торфяные пожары».

Задачи:

1)  Изучить литературу по теме «Разработка нестандартных уроков (лесные и торфяные пожары)»;

2) Выяснить значимость темы: «Лесные и торфяные пожары» для учащихся 7 класса;

3) Обосновать необходимость следования требованиям ФГОС при составлении уроков.


ГЛАВА 1.

РАЗРАБОТКА НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА

          1.1. План нестандартного урока

План урока – это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируется главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела [3].

Планирование урока включает в себя:

1) Планирование серий занятий по одной теме.

2) Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя.

3) Выработка личностного отношения учителя к проблематике урока.

4) Определение смысла урока.

5) Разработка идеи урока

6) Отбор материала, средств, методов и форм продуктивной деятельности учеников.

7) Соотнесение возможных результатов учеников с образовательными стандартами.

8) Формулирование целей урока.

9) Разработка структуры урока.

10) Написание конспекта (плана урока) [1].


          1.2. Актуализация и определение смысла нестандартного урока

При актуализации нестандартного урока должны припоминаться особенности учеников того класса, для которого он разработан. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в суждениях учащихся на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников [7].

Важно отметить, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируются открытые задания, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученика реализовать свою индивидуальность.

Отбирается такой материал и такие средства и формы деятельности, которые обеспечат рождение учениками своего творческого содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать творчески и самостоятельно.

Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами могут быть непредсказуемыми. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги[14].


          1.3. Требования к нестандартному уроку

При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему.

Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:

1) квалифицированного, творчески работающего учителя;

2) коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

3) необходимых средств обучения;

4) доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

1) уровень обучения учащихся, соответствующий программным требованиям;

2) наличие обязательного уровня, сформированное мотивом учения и труда;

3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

4) применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требований к учебному процессу, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения (воспитывающего и развивающего обучения, научности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, самостоятельности и активности, учащихся в обучении, сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков, целенаправленности и мотивации обучения, индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся)[8].

Также учитель  при подготовке нестандартного урока руководствуется специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

-определить общую дидактическую цель творческого урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие

- уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

- определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

- выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученное™ учащихся и дидактическими задачами;

- определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

-стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу[2].

Наиболее значимыми требованиями к нестандартному уроку является его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

Выбор класса.

Выбор класса, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от специфики предмета и класса, характеристики темы (материала), возрастных особенностей учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора: особенности и возможности выбранной формы урока, характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе)[1].

Организация.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

1) Распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

2) Написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

3) Подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

4) Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие: Учитель либо группа учителей (составляется сценарий урока, подбираются задания, критерии оценки знаний и деятельности учащихся, распределяются роли между учащимися и т. д.). Учитель и группа учащихся (ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся). Учитель и класс (в этом случае к уроку готовится весь класс, заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися).

Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно).

А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

Учащиеся.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Подбор заданий.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися. Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.

2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

6. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»)[10].

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления заданий: все учащиеся получают одинаковые задание; однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);  разные задания (по формулировке, способу решения, сложности) и т.д.

Групповая работа[4].

Группам можно предлагать: Одинаковые задание (если группа одноуровневая); задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп); задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам и т.д. [9].

Методика оценки на уроке.

1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

3. Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке

6. Выставляют оценку: учитель; читель и капитан (при групповой работе); сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы)[10].


             1.4. Определение целей нестандартного урока

Типичным затруднением при составлении конспекта является формулировка его целей. При формулировании целей урока важно относить их не только к деятельности учителя, но и учеников. Например, если цели урока формулируется только по отношению к учителю («рассказать…», «показать…», «проверить…»), то мотивация и деятельность учеников окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае не возможно будет проверить результативность образовательного процесса для учеников, поскольку цели типа «рассказать и показать» учитель может достичь даже при отсутствии учеников в классе. Более эффективным является первичное формулирование предполагаемых целей деятельности именно учеников, и лишь затем – соответствующих целей учителя или его совместной с учениками деятельности.

Триединая цель урока[19].

1.Обучающие цели урока.

Предполагают формирование у школьников способов учебной и познавательной деятельности, конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой предметной области. С обучающими целями связано расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательным стандартам.

2.Воспитывающие цели урока.

Связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравственных убеждений, положительного отношения к деятельности, эстетических, этических, патриотических и иных качеств личности. Подобные цели и задачи решаются на основе конкретного материала по учебному предмету и могут быть сформулированы не для одного, а для серии уроков как результат соответствующих видов деятельности учеников.

3.Развивающие цели урока. Предполагают работу по развитию мышления, памяти, воображения, эмоций, речи, умение проводить опыты, применять знание в незнакомых ситуациях[18].

           1.5. Написание конспекта (плана) нестандартного урока (примерная структура)

            Примерная структура написания конспекта нестандартного урока выглядит так:

- класс, дата проведения, тема урока;

- тип урока;

- цели урока (образовательная, развивающая, воспитывающая);

- оборудование, наглядный и дидактический материал к уроку;

- фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых; планируется деятельность учеников

- главная проблема урока (1,2,3, проблемы);

- этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;

- формулировка заданий ученикам в разных вариантах выполнениям на каждом этапе урока;

- культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме;

- задание ученикам по рефлексии их деятельности;

- форма контроля и оценки результатов деятельности учащихся;

- рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети, Интернет и т. д.);

- список литературы других источников используемых учителем для подготовки к данному уроку[17].


1.6. Нестандартные методы на уроке

 Нестандартные формы и методы обучения, используемые учителем, создают благоприятные условия для активизации всех учащихся на уроке, для обучения каждого ребенка. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: элементов проблемности, поисковых, исследовательских, эвристических и т. д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более ста типов, даже разработана их классификация[12].

 Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им.

Не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения, повысить качество знаний, самооценку ученика.

 Такой урок для учеников - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это - возможность развивать свои творческие способноcти, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

  Ведущие идеи:

индивидуализация и дифференциация обучения; личностный подход к учащимся; формирование познавательной активности ученика; самореализация возможностей каждого ученика.

 Поставив целью - развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

 Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок математики, какая бы тема на нем ни рассматривалась. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества[1;6].


ГЛАВА 2.

СИСТЕМА УРОКОВ В КУРСЕ БЖ ДЛЯ 7 КЛАССА, ТЕМА: «ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ».

1 урок. Понятие лесных и торфяных пожаров

Тип урока: вводный

Вид урока: объяснительно-иллюстративный
Задачи урока: 

 Образовательные:

  • Познакомить  учащихся 7 класса  с понятиями темы:  «Лесные и торфяные пожары»;
  •  Выяснить когнитивную значимость изучения темы: «Лесные и торфяные пожары»;
  • Актуализировать знания о лесных и торфяных пожарах.

Развивающие:

  • Развитие умения сравнивать, анализировать, делать вывод;
  • Развитие умения построения причинно-следственных связей;
  • Развитие коммуникативных навыков;

Воспитательная:  Формирование культуры безопасного поведения.

Оборудование: мультимедиа.

Литература: школьный учебник ОБЖ 7 класс, В.П.Фролов[5].

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы

Деятельность ученика

УУД[11]

Орг. Момент (1 мин)

Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.

Беседа

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

Личностные УУД: самоорганизация на уроке

Постановка цели и задачи (4 мин)

Проводит беседу, в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы по теме: понятия лесных и торфяных пожаров.

Мозговой штурм

Предлагают гипотезы: Как ученики себе представляют, что это такое? Чем они отличаются? Где могут столкнуться?

Регулятивные УУД: устанавливать целевые приоритеты;

Изучение нового материала (7 мин)

Знакомит учащихся с основными понятиями: «пожар», «лесной пожар», торфяной пожар»;

Устное изложение

Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь в природных явлениях

Познавательные УУД: давать определение понятиям;

Закрепление изученного материала (7 мин)

Организует закрепление учебного материала путем повторения разъяснения затрудняющих моментов контроля, вывод задания на презентацию.

Составление кластер-схемы в тетрадь (Приложение 1)

Закрепляет изученное путем повторения нового материала используя механическую память,  находят причинно-следственные связи в деятельности человека и влияния на природу

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи

Физ. Минутка (4 мин) Приложение 2.

Изучение нового материала (7 мин)

Приводит примеры лесных и торфяных пожаров

Демонстрация

Усваивают наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживают первичное понимание материала

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Повторение (7 мин)

Организация работы с тестом.

Демонстрация вопросов по тексту на слайде.

Работа с учебником

Работают с текстом учебника. В тетради письменно отвечают на поставленные вопросы. (Приложение 2)

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Подведение итогов (5 мин)

Ставит проблемный опыт: ваши действия, если Вам предстоит жить в районе предполагаемого ЧС.

Дискуссия

Проводят анализ своей работы. Высказывают предположения.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Домашнее задание (3 мин)

Комментирует д/з:

Выучить определения. Переписать таблицу 1 в тетрадь (с. 90-92).

1) Прочитать параграф 17, главы 1 на с. 90-93.

2) Устно ответить на вопросы 1,2 на с. 95

3) Творческая работа на листе А4, на тему:  «Торфяной пожар».

Др. Д/З (приложение 3)

Инструктаж

Записываю домашнее задание, задают учителю возникшие вопросы по д/з.

Регулятивные УУД: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Приложение 1.

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/67/d-66675/7z-docs/1_html_m559276cd.png 

Приложение 2.

  Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника (каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз).

«Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.  

Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

Круговые движения плечами вперёд и назад.

 «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.

Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

    Приложение 3[6].
1) Что такое пожар?
2) Характеристики лесного  и торфяного пожара (сходство и различия).


2 урок. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров

Тип урока: комбинированный

Вид урока: объяснительно-иллюстративный

Задачи урока:

Образовательные:

•        Создать у учащихся 7 класса  представление об основных причинах возникновения и возможных последствиях  лесных и торфяных пожаров;

•        Рассмотреть причины возникновения опасных ситуаций в виде лесных и торфяных пожаров;

•        Актуализировать имеющиеся знания по теме: «Лесные и торфяные пожары».

Развивающие:

•        Формирование интеллектуальных умений на основе структурирования знаний о безопасном поведении в случае возникновении опасных ситуаций;

•        Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с учебником и правильного ведения тетради.

Воспитательная:

  • Формирование  положительного отношения к важности знаний о причинах возникновения и возможных последствиях  лесных и торфяных пожарах.

Оборудование:  мультимедиа.

Литература: школьный учебник ОБЖ 7 класс, Фролов; Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности А.П. Попова М: «ВАКО» 2008г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы

Деятельность ученика

УУД [11]

Орг. Момент (1 мин)

Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.

Герменевтическая беседа

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Постановка цели и задачи (3 мин)

Задаёт наводящие вопросы. Подводит учащихся к самостоятельному выявлению цели и задач.

Мозговой штурм

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют примерные цель и задачи

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Проверка домашнего задания

(7 мин)

Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности. Задает вопросы из учебника

Письменные ответы на вопросы (Приложение 1)

Ищут верные решение задачи. Отвечают на вопросы

Познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Изучение нового материала 

(6 мин)

Подводит учащихся с помощью вопросов к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

Знакомит учащихся с основными причинами и последствиями возникновения лесных и торфяных пожаров

Эвристическая беседа

Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь в природных явлениях

Познавательные УУД: давать определение понятиям;

Закрепление изученного материала 

(5 мин)

Иллюстративно показывает виды лесных пожаров:  почвенный, низовой, верховой.

Иллюстрация/ работа в парах

Находят причинно-следственные связи в деятельности человека и влияния на природу

Познавательные УУД:  обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Физ. минутка (4 мин) Приложение 2

Изучение нового материала 

(7 мин)

Предлагает учащимся  ряд ситуационных задач на дидактических карточках. Приложение 3.

Разыгрывание ролей в ходе решения ситуационных задач

Вникают в тему через личностное приращение. Решают ситуационные задачи.

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Повторение (6 мин)

Делает акцент на более сложных моментах, выявляет пробелы в знаниях в ходе выполнения упражнений, отвечает на вопросы учащихся.

Обучающий контроль

Повторяют,  обобщают, систематизируют изученный материал в течение всего урока, с помощью упражнений

Личностные: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Подведение итогов 

(4 мин)

Оценивает степень усвоения материала. Даёт возможность высказать своё мнение ученикам о проведённом уроке.

Рефлексия

Применяя полученные знания и умения высказывают своё мнение.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Домашнее задание

(2 мин)

Рассказывает о правильном выполнение домашнего задания. (Подготовить видеофрагменты о самых глобальных и масштабных пожарах России)

Инструктаж

Записываю домашнее задание, задают учителю возникшие вопросы по д/з.

Познавательные УУД: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Приложение 1.

1) Что такое пожар?

2) Характеристики лесного  и торфяного пожара (сходство и различия).

Гимнастика для глаз

Приложение 2.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.

Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.

Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.

Упражнение на аккомодацию.

Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.

Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Приложение 3. Ситуационные задачи

Назовите ваши действия и их очередность в следующих ситуациях:

Ответы

Ответы

1.        При обнаружении пожара в лесу:

а) постараетесь быстро выйти из леса, двигаясь под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону (откуда дует ветер);

б) определите направление распространения огня;

в) выберете направление ветра.  

г, б, в, а

3.        Вы оказались в зоне лесного пожара:

а) двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня, не пытайтесь опередить огонь – убежать в направлении его распространения;

б) накрывайте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;

в) если рядом есть водоем – окунитесь в него.

б, в, г, а

2.        В турпоходе, когда из-за неосторожного обращения одного из ваших товарищей с огнем в лесу произошло возгорание:

а) быстро выйдите из зоны пожара;

б) попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой;

в) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место.

б, в

4.        При обнаружении в лесу огня, распространяющегося по кустарнику и деревьям, на расстоянии 100 – 150 метров от вас :

а)  побежите по направлению распространения огня;

б) определите направление распространения огня;

в) станните кричать, звать на помощь;

г) определите направление ветра;

д) быстро сориентируетесь и направитесь в безопасное место под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону;

е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;

ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;

з) как можно быстрее доберетесь до ближайшего поселка и сообщите о пожаре взрослым.

 г, б, д, з


3 урок. Факты из истории

Тип урока: комбинированный

Вид урока: киноклуб

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить кругозор учащихся  7 класса в рамках глобальных пожаров на территории России;
  • Познакомить учащихся 7 класса с самыми глобальными пожарами на территории России;
  • Проанализировать  причины и последствия возникновения опасных ситуаций в виде лесных и торфяных пожаров;

Развивающие:

  • Развить у учащихся интеллектуальные умения на основе структурирования знаний о безопасном поведении в случае пожара;
  • Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с учебником и правильного ведения тетради.

Воспитательная:

  • Сформировать у учащихся понимание о масштабе нанесение морального, физического и материального ущерба, как последствия пожара.

Оборудование:  мультимедиа.

Литература: школьный учебник ОБЖ 7 класс, Фролов[5]. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности А.П. Попова М: «ВАКО» 2008г.; Интернет-ресурсы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы

Деятельность ученика

УУД[11]

Орг. Момент

(1 мин)

Приветствие класса. Определение готовности класса к уроку (проверка наличия: шариковой ручки, тетради, видеороликов) и определение присутствующих на уроке.

Элемент лекции

Приветствуют учителя, готовят своё рабочее место (наличие шариковой ручки, тетради, видеороликов).

Коммуникативные УУД: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Постановка цели и задачи 

(4 мин)

Подводит учащихся с помощью вопросов к самостоятельному мышлению и выявлению примерных цели и задач.

Эвристическая беседа

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Самостоятельно формулируют примерные цель и задачи.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

Проверка домашнего задания

(3 мин)

Выявление подготовленности класса к уроку.  (На основе выполненного домашнего задания строится ход урока)

Фронтальный опрос

Информируют учителя о готовности, наличие видеороликов.

Познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Изучение нового материала 

(7 мин)

Организовывает просмотр видеороликов (заранее приготовленных учителем и учащимися) о самых масштабных и глобальных пожаров в России.

Работа с компьютером,

видеопроектором

Воспринимают информацию, углубляются  в изучение темы, выполняют указания учителя. Важные моменты фиксируют в тетради.

Познавательные:  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Объяснение (7 мин)

Ведет разговор с учащимися о просмотренных  видеороликов, выявляют степень ущерба, ошибки поведения людей.

 Герменевтическая беседа с элементами рефлексии, наблюдение

Углубляются в изучение темы, высказывают мнение о видеороликах, прогнозируют безопасное поведение людей.

Регулятивные - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его  реализации

Физ. минутка (4мин)

Повторение (9 мин)

Показывает учебный фильм о пожарах.

Работа с компьютером,

видеопроектором

Внимательно смотрят, письменно отвечают на вопросы. Закрепляют,  обобщают, систематизируют изученный материал в течение всего  урока..

Познавательные УУД:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Подведение итогов 

(7 мин)

Проводит инструктаж по выполнению данного задания. Оценивает степень усвоения материала.

Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

Заполняют таблицу в тетради «Пожары: как избежать последствий!».

Регулятивные УУД:  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Домашнее задание

 (3 мин)

Информирует о правильном выполнении задания. Творческая работа создание красочной иллюстрации, тема: «Пожары в России»

Рассказ

Внимательно слушают, записывают задания в тетрадь.

Регулятивные УУД: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Приложение 1.

Упражнения для снятия общего напряжения.

 — дети стоят, руки подняты и сцеплены за головой. На счет раз резко поворачивают таз налево, на счет два — направо. Плечи при этом остаются неподвижными.

— стоя, руки на поясе, наклоняться вправо-влево.

— стоя совершать плавные круговые движения головой, сначала направо, затем налево. Наклонять голову вперед — назад, вправо-влево.

 — руки в стороны, ладошки раскрыты. Затем сильно обхватить туловище, повернувшись при этом направо, вновь встать прямо, руки в стороны. Повернуться также налево....


4 урок. Действия во время пожара

Тип урока: комбинированный

Вид урока: познавательная игра

Задачи урока:

Образовательные:

•        Изучить с учащимися  7 класса   совокупность действий во время пожаров;

•        Систематизировать знания  учащихся 7 класса о самых глобальных пожарах на территории России;

•        Выделить с учащимися главную информацию по теме «Лесные и торфяные пожары»;

Развивающие:

•        Развить у учащихся 7 класса практические умения и навыки по выполнению приемов  и методов спасения  при пожаре;

•        Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с учебником и правильного ведения тетради.

Воспитательная:

•        Сформировать у учащихся  понимание важности умения грамотно действовать при пожаре.

Оборудование:  мультимедиа, материал для изготовления ватно-марлевой повязки (марля, вата, ножницы).

Литература: школьный учебник ОБЖ 7 класс, Фролов[5]; Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности А.П. Попова М: «ВАКО» 2008г.; Интернет-ресурсы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы

Деятельность ученика

УУД[13]

Орг. Момент (2 мин)

Приветствие класса. Определение готовности класса к уроку (проверка наличия: шариковой ручки, линейки, тетради, марли, ваты, ножниц) и определение присутствующих на уроке

Герменевтическая беседа

Приветствуют учителя, готовят своё рабочее место (наличие шариковой ручки, линейки, тетради, марли, ваты, ножниц).

Личностные УУД: самоорганизация на уроке

Постановка цели и задачи (4 мин)

Задаёт наводящие вопросы. Подводит учащихся к самостоятельному выявлению цели и задач.

Элемент дискуссии

Прогнозируют ход урока. Отвечают на вопросы. Формулируют примерные цель и задачи.

Регулятивные УУД:  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Изучение нового материала

 (8 мин)

Подводит учащихся с помощью вопросов к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний. Рассказывает о СИЗ при пожарах.

Эвристическая беседа

Воспринимают информацию, углубляются  в изучение темы, выполняют указания учителя.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Закрепление изученного материала 

(6 мин)

Демонстративно показывает пошаговое создание ватно-марлевой повязки (Приложение  1).

   Демонстрация

Усваивают информацию, задают вопросы (работают в парах). Создают повязки.

Познавательные УУД:  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Физ. минутка (4 мин) Приложение 2.

Изучение нового материала

 (8 мин)

Демонстративно показывает алгоритм поведения при различных видах пожаров (Приложение 3).

Демонстрация, разыгрывание ролей

Внимательно смотрят, выполняют указания учителя (упражняются в правильном выполнении упражнений)

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Повторение (5 мин)

Делает акцент на более сложных моментах, выявляет пробелы в знаниях в ходе выполнения упражнений, отвечает на вопросы учащихся.

Обучающий контроль

Повторяют,  обобщают, систематизируют изученный материал в течение всего урока, с помощью упражнений.

Познавательные УУД:  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Подведение итогов 

(5 мин)

Оценивает степень усвоения материала. Даёт возможность высказать своё мнение ученикам о проведённом уроке.

Рефлексия

Применяя полученные знания и умения высказывают своё мнение.

Коммуникативные УУД: основам коммуникативной рефлексии;

Домашнее задание

(3 мин)

Рассказывает о правильном выполнение домашнего задания. (Подготовить видеофрагменты о самых глобальных и масштабных пожарах России)

Рассказ

Внимательно слушают, записывают задания в тетрадь/дневник.

Регулятивные УУД:  планировать пути достижения целей;


Приложение 1.                                                                                      Приложение 3.

C:\Users\Юлия\Desktop\image038.jpg           

Приложение 2

 Для расслабления кистей рук

сидя, руки вверх, сжимать и разжимать кисти рук, затем расслабленно потрясти ими, опустив вниз.

взять в руки шариковую ручку и начинать перекатывать ее в ладошках. Это позволяет помимо расслабления мышц руки сделать небольшой массаж, что также помогает в релаксации.

сделать большим и указательным пальцами одной руки «колечко» и надевать-снимать на каждый палец другой руки это воображаемое кольцо. Повторить с другой кистью.

сидя, руки вверх. Резко сжимать и разжимать кисти рук. Затем опустить руки вниз и потрясти ими для полного расслабления.

руки за головой, стоя, делать вращения бедрами влево и вправо. Затем опустить руки и потрясти ими.

стоя, сделать наклон вперед, при этом правая рука должна скользить вниз, а левая вверх. Затем руки меняются. Сделать наклоны 4-5 раз


5 урок. Контрольная работа

Тип урока: занятие по контролю знаний умений навыков

Вид урока: самостоятельная работа

Задачи урока:

Образовательные:

•        Отработать с учащимися навыки  самостоятельной работы;

•        Проверить у учащихся знания по данному разделу;

•        Выделить с учащимися главную информацию по теме «Лесные и торфяные пожары»;

Развивающие:

•        Проверить формирование интеллектуальных умений и навыков, по теме лесные и торфяные пожары;

•        Выявить у учащихся  способности решения задач определенного характера;

Воспитательная:

•        Сформировать у учащихся 7 класса  эмоционально положительное отношение к теме «Лесные и торфяные пожары»

Оборудование:  мультимедиа, дидактические карточки, учебник.

Литература: школьный учебник ОБЖ 7 класс[5], Фролов; Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности А.П. Попова М: «ВАКО» 2008г.; Интернет-ресурсы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы

Деятельность ученика

УУД[13]

Орг. Момент (1 мин)

Приветствие класса. Определение готовности класса к уроку (проверка наличия: шариковой ручки, карандаша, линейки, тетради) и определение присутствующих на уроке

Герменевтическая беседа

   Приветствуют учителя, готовят своё рабочее место (наличие шариковой ручки, карандаша, линейки, тетради).

Личностные УУД:  готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Постановка цели и задачи (4 мин)

Оглашает цель и задачи. Готовит учеников к работе с тетрадью для контрольных работ  и дидактическими карточками  с ситуационными задачами.

Элемент учебной лекции

Воспринимают информацию, частично понимают тему, настраиваются на дальнейшую работу.

Регулятивные УУД:  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Изучение нового материала (7 мин)

Делает акцент на более сложных моментах в теме.

Устное изложение

Внимательно слушают, задают вопросы.

Познавательные УУД: давать определение понятиям;

Объяснение (7 мин)

Демонстрирует задания на слайдах. Информирует о его правильном выполнении. Отвечает на вопросы.

Письменная работа в тетрадях для контрольных работ.

Выполняют задания в тетради для контрольных работ. Задают вопросы.

Познавательные УУД:  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Физ.  минутка (2 мин) Приложение 1.

Объяснение

Выявляет степень выполнения предыдущего задания. Выводит на экран следующее  задание для самостоятельной работы. Информирует о правильном выполнении.

Самостоятельная работа (Приложение 2)

Самостоятельно выполняют задания в  тетради для контрольных и самостоятельных работ.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Повторение (7 мин)

Раздает дидактические карточки и заданиями, в виде ситуационных задач. Информирует о правильном выполнении.

Работа с дидактическими карточками (Приложение 3)

В парах выполняют задания на дидактических карточках.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Подведение итогов (5 мин)

Собирает тетради и раздаточный материал. Благодарит за работу. Делает общий вывод по изученной теме.

Рассказ

Внимательно слушаю учителя, проводят самоанализ

Регулятивные УУД:   принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Домашнее задание (3 мин)

Информирует о дальнейшей работе. Показывает учебник, который необходимо принести на следующее занятие.

Демонстрация

Внимательно слушают, записывают название и  авторов пособия.

Регулятивные УУД:  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Приложение 1.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Приложение 2[16].

Вариант 1.

1.

Основные причины загорания лесов.

2.

Основные и вторичные поражающие факторы и последствия лесных и торфяных пожаров.

3.

Правила безопасного поведения: в зоне лесного пожара; в лесу, где возник пожар.

4.

Основные правила пожарной безопасности в лесах.

Вариант 2.

1.

Как классифицируются лесные пожары по характеру их распространения.

2.

Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства по защите лесов от пожаров.

3.

Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.

4.

Основные правила пожарной безопасности в лесах.

Приложение 3. Тест.  Ключи:  1 - б); 2 –а); 3 – б); 4 –а); 5 - в);

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология;

б) пирология;

в) зоология

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

5. Какой пожар имеет характерную особенность - беспламенное горение

а) низовой пожар;

б) верховой пожар;

в) торфяной пожар.

4. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и спецификой образовательного учреждения. И здесь ведущими принципами ФГОС являются – принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим.

Немаловажно, что учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Следует отметить что, в условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью и был создан блок уроков по ОБЖ для 7 класса, тема: «Лесные и торфяные пожары», полностью соответствующий,  ФГОС ООО.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные документы  федерального значения:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (2010 г.) Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
  2. Инструктивно – методическое письмо Департамента общего образования Минобрнауки России: О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);

Литература:

  1. Абаскалова Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие.-   Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.- 135с.
  2. Трубина Л. Групповые формы обучения на уроках ОБЖ как средство формирования позитивных качеств личности школьника // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. – № 1. – С. 41 – 45.
  3. Учебник ОБЖ 7 класс М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин М.: 2012. - 144 с.
  4. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности А.П. Попова М: «ВАКО» 2008г.;
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
  6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
  8.  Кучеряева Л.А.   Проектирование и диагностика современного урока / Л. А. Кучеряева ; ответ. ред. М.А. Ушаков. - М. : Сентябрь, 2010. - 224 с.
  9.  Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
  10.  Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
  11.  Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
  12.  Чернобай Е.В.   Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. В. Чернобай. - М. : Просвещение, 2012. - 56
  13.  Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  14.  Белов С.В., Ильницкая А.В., Козъяков А.Ф. и др.; Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 2001. – 485 с.
  15.  Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
  16.  Колоскова А.Г. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. / Под ред.– М.: Педагогика, 1984.
  17.  Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., Школа-Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы итогового повторения курса алгебры 7-9-х классов.

8 основных тем курса алгебры с тестами в двух вариантах с ответами...

Разработка открытого урока в 11 "В" классе в декабре 2015 года

Это технологическая карта открытого урока в 11 классе....

Методическая разработка открытого урока "Первичные средства тушения пожаров"

Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплав...

Разработка фрагмента урока, используя модель перевернутый класс.

Разработка фрагмента урока ,используя технологию перевернутый класс....

Разработка к уроку по физике 10 класс - "Равновесие тел. Виды равновесия".

В ходе урока обучающиеся изучат состояние равновесия тел, познакомятся с различными видами равновесия. Выяснят условия, при которых тело находится в равновесии. Прведут опыт. что способствует развитию...

Методическая разработка открытого урока по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам» ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»

       Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»...