Развите креативного мышления на занятиях по БЖД
методическая разработка
Что же такое креативное мышление, о котором так много говорят? Ничего экстраординарного — это способность людей воспринимать мир нестандартно и продуцировать новые идеи: за счёт своих способностей, талантов и воображения.
Нужно ли это в нынешнем мире? Конечно, без такого вида мышления не обойтись никому. Цивилизация меняется день за днём, роботы совершенствуются, технологии достигают невиданных высот. И если скоро машина сможет заменить человека на производстве или в быту, то придумывать яркие, эффектные идеи и продумывать самые неординарные способы их исполнения роботы-андроиды ещё не умеют (и научатся, скорее всего, нескоро, а то и вовсе никогда).В своей статье я предлагаю несколько упражнения по развитию креативного мышления у студентов и школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rehtina_elena_maksimovna.docx | 140.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативного мышления на занятиях по БЖД
Креативное мышление — это умение создавать что-то необычное и реализовать в жизнь что-то новое. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Поэтому дисциплина БЖД надежно опирается на креативного мышления.
Креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач, а так же ситуаций, связанных с чрезвычайными ситуациями. Какова модель поведения человека, попавшего в опасную ситуацию? Опыт показывает, что реакция будет у всех разная: кто-то, в результате паники, впадет в ступор, не будет реагировать на внешние раздражители, у кого-то может возникнуть истерика, а кто-то, наоборот, начнет трезво и обдуманно действовать, искать различные пути выхода из данной ситуации. На своих занятиях я, в первую очередь, стараюсь развивать креативное мышление у студентов. Учу находить различные выходы в ситуациях, в которых, казалась бы, нет решения. Вот некоторые упражнения, которые я применяю на своих занятиях.
- «Ассоциации» Предлагаю студентам открыть учебник или словарь. Не вчитываясь в текст, прошу указать пальцем любое слово и записать его в тетрадь. Необходимо повторить несколько раз (на разных страницах). Теперь попробуйте связать получившиеся слова между собой — можно придумывать целые истории. Как правило, на наших занятиях. это получаются поучительные истории о ЧС и успешных выходах из таких ситуаций. Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Интереснее всего выполнять это упражнение вдвоем — сравнивать полученные результаты будет очень весело.
- «Старые вещи на новый лад». Начните переделывать старые вещи или превращать самые обыденные предметы в необычные. Например, можно по-новому использовать карандаш, тетрадь или ластик. Прошу ребят придумать необычное использование тетради и других обычных предметов. Даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею.
- «Озвучка видеосюжета». Тренировать креативность можно и таким способом — включаю небольшой сюжет по теме занятия. Выключаю звук. Ребята смотрят сюжет, а затем, при повторном просмотре, дублируют героев. После всех озвученных сюжетов я снова включаю ролик, но уже со звуком.
- «Свободная тема» Приготовьте лист или тетрадь, цветные фломастеры и нарисуйте несложный рисунок. После этого сделайте перерыв и повторите тот же рисунок, но другой рукой. Или возьмите по фломастеру в правую и левую руку и попробуйте изобразить цветок, создавая зеркальный рисунок. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Можно обводить по пунктирным линиям уже готовые симметричные фигуры. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария. Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, можно улучшить его работу и развить творческие способности.
- «Два предмета» Назовите два любых существительных, которые могут быть не связаны между собой. Как их можно использовать вместе? Найдите несколько решений. Например: апельсин и дом (выкрасить стены в оранжевый цвет)
- «Винегрет» В одном конверте смешиваю три-четыре предложения. Предложения разрезаны на слова. Предложения можно взять из одной темы занятия, а можно и разной тематики. Необходимо за определенное время собрать предложения.
- «Придумай и сделай» Это упражнение хорошо проводить вместо физкультминутки. Ребята выходят из-за своих рабочих мест и по команде, не раздумывая, показывают упражнения, которые все должны повторить. Ведущий меняется по команде преподавателя.
Главный девиз креативности – взять то, что уже есть, и использовать это по-другому. В понятие креативности входит, как умение нестандартно решать проблемы, так и способность достигать целей, находить выход из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом. Независимо от жизненных обстоятельств мы можем развивать креативное мышление в любом возрасте. Поэтому каждое свое занятие по БЖД я начинаю с развития этого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...
Задание: подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований, в том числе PISA. Адресат – дети.
Задание: подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований, в том числе PISA....
Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности
Креативное мышление как важнейший компонентфункциональной грамотности...
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.
Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...
Формируем креативное мышление "Создаем книгу сами"
Методические рекомендации для проведения занятия по формированию креативного мышления. 8-9 класс...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....
Фрагмент исследовательской проектной работы "Календарь музыкальных праздников: наше креативное мышление" Колесниковой В., ученицы 4 - А класса
Календарь музыкальных праздников: креативное мышлениеКолесникова Виктория МихайловнаПобедитель школьного этапа проектно - исследовательских работ "Мир вокруг нас", 2023 г. Лауреат Всеро...