Развите креативного мышления на занятиях по БЖД
методическая разработка

Рехтина Елена Максимовна

 

Что же такое креативное мышление, о котором так много говорят? Ничего экстраординарного — это способность людей  воспринимать мир нестандартно и продуцировать новые идеи: за счёт своих способностей, талантов и воображения.

Нужно ли это в нынешнем мире? Конечно, без такого вида  мышления не обойтись никому. Цивилизация меняется день за днём, роботы совершенствуются, технологии достигают невиданных высот. И если скоро машина сможет заменить человека на производстве или в быту, то придумывать яркие, эффектные идеи и продумывать самые неординарные способы их исполнения роботы-андроиды ещё не умеют (и научатся, скорее всего, нескоро, а то и вовсе никогда).В своей статье я предлагаю несколько упражнения по развитию креативного мышления у студентов и школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rehtina_elena_maksimovna.docx140.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления на занятиях по БЖД

      Креативное мышление — это умение  создавать что-то необычное и   реализовать в жизнь что-то новое. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Поэтому  дисциплина БЖД надежно опирается на  креативного мышления.

      Креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач, а так же ситуаций, связанных с чрезвычайными ситуациями. Какова модель поведения человека, попавшего в опасную ситуацию? Опыт показывает, что реакция будет у всех разная: кто-то, в результате паники, впадет в ступор, не будет реагировать на внешние раздражители, у кого-то может возникнуть истерика, а кто-то, наоборот, начнет трезво и обдуманно действовать,  искать различные пути выхода из данной ситуации. На своих занятиях я, в первую очередь,  стараюсь развивать креативное мышление у студентов. Учу находить различные выходы  в ситуациях, в которых, казалась бы,  нет решения. Вот некоторые упражнения, которые я применяю на своих занятиях.

  1. «Ассоциации»     Предлагаю студентам открыть учебник или словарь. Не вчитываясь в текст, прошу  указать  пальцем любое слово и записать его в тетрадь.  Необходимо повторить несколько раз (на разных страницах).  Теперь попробуйте связать получившиеся слова между собой — можно придумывать целые истории. Как правило, на наших занятиях. это получаются  поучительные истории о ЧС и успешных выходах из таких ситуаций. Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Интереснее всего выполнять это упражнение вдвоем — сравнивать полученные результаты будет очень весело.
  2. «Старые вещи на новый лад».  Начните переделывать старые вещи или превращать самые обыденные предметы в необычные. Например, можно по-новому использовать карандаш, тетрадь или ластик. Прошу ребят придумать необычное использование тетради и других обычных предметов. Даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею.
  3. «Озвучка видеосюжета». Тренировать креативность можно  и таким способом — включаю небольшой сюжет по теме занятия. Выключаю звук. Ребята смотрят сюжет, а затем, при повторном просмотре,  дублируют героев.  После всех озвученных сюжетов я снова включаю ролик, но уже со звуком.
  4. «Свободная тема»  Приготовьте  лист или тетрадь, цветные фломастеры и нарисуйте несложный рисунок. После этого сделайте перерыв и повторите тот  же рисунок, но другой рукой. Или возьмите по фломастеру  в правую и левую руку и попробуйте изобразить цветок, создавая зеркальный рисунок. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Можно обводить по пунктирным линиям уже готовые симметричные фигуры. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария. Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, можно улучшить его работу и развить творческие способности.
  5. «Два предмета» Назовите два любых существительных, которые могут быть не связаны между собой. Как их можно использовать вместе? Найдите несколько решений. Например: апельсин и дом (выкрасить стены в оранжевый цвет)
  6. «Винегрет»  В одном конверте смешиваю три-четыре предложения.  Предложения разрезаны на слова. Предложения можно взять из одной темы занятия, а можно и разной тематики.  Необходимо за определенное время собрать предложения.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220511_091607.jpg

  1. «Придумай и сделай» Это упражнение хорошо проводить вместо физкультминутки. Ребята выходят из-за своих рабочих мест и по команде, не раздумывая, показывают упражнения, которые все должны повторить. Ведущий меняется по команде преподавателя.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220328_105510.jpg

             Главный девиз  креативности – взять то, что уже есть, и использовать это по-другому. В понятие креативности входит, как умение нестандартно решать проблемы, так и способность достигать целей, находить выход из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом. Независимо от жизненных обстоятельств мы можем развивать креативное мышление в любом возрасте. Поэтому каждое  свое занятие по БЖД я  начинаю с развития  этого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...

Задание: подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований, в том числе PISA. Адресат – дети.

Задание: подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований, в том числе PISA....

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Креативное мышление  как важнейший компонентфункциональной грамотности...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.

Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...

Формируем креативное мышление "Создаем книгу сами"

Методические рекомендации для проведения занятия по формированию креативного мышления. 8-9 класс...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....

Фрагмент исследовательской проектной работы "Календарь музыкальных праздников: наше креативное мышление" Колесниковой В., ученицы 4 - А класса

Календарь музыкальных праздников: креативное мышлениеКолесникова Виктория МихайловнаПобедитель школьного этапа проектно - исследовательских работ "Мир вокруг нас", 2023 г. Лауреат Всеро...