МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
методическая разработка
Методическая разработка урока
ПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
МДК 01.02 МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 75.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
МДК 01.02 МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
основной профессиональной образовательной программы -
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Выполнила: преподаватель Новичкова Е.В.
Курск 2016
Содержание
- Пояснительная записка.
- Технологическая карта урока.
Литература
Приложения
1.Пояснительная записка.
Изучая титриметрический метод анализа целесообразно продолжить знакомство с понятием «жесткость воды» и путем лабораторного исследования научиться применять данный метод химического анализа, для определения этого важного показателя.
С понятием жесткость воды приходится сталкиваться как в быту, так и на производстве. Актуальность данного исследования диктуется живым интересом обучающихся самостоятельно проанализировать, какую же воду мы употребляем в пищу, сравнить образцы воды до и после очистки.
Применение технологии взаимодействия в сотрудничестве формирует у обучающегося чувства ответственности за свою работу, умение работать в группах, уважать мнение каждого члена коллектива.
Методическая разработка данного лабораторного занятия составлена на основе Рабочей программы ПМ 01. Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий, МДК 01.02 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
В данной методической разработке представлены методы реализации формирования профессиональных и общих компетенций, определенных темой.
Специальность: 20.02.01 Рациональное использование
природохозяйственных комплексов
Междисциплинарный курс: МДК 01.02 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды
Тема: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом»
Вид урока: лабораторное занятие.
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и навыков.
Цель урока: овладение методом количественного анализа питьевой воды по показателям временной жесткости.
Учебная:
- создание в учебной деятельности проблемной ситуации и обеспечение по ходу её разрешения усвоения, закрепления, повторения следующих основных химических понятий: временная жесткость воды, титрант, титрование, индикатор; законов: закон эквивалентов; методов химического анализа: титриметрический метод анализа; фактов: влияние жесткости воды на здоровье и жизнедеятельность человека.
Развивающая:
- развитие у обучающихся умения выделять главное в изучаемом материале, определять проблему; сравнивать полученные результаты титрования, обобщать, систематизировать, логически последовательно излагать свои мысли;
- развитие самостоятельности и воли обучающихся, используя для этого проблемные ситуации, нахождение собственных примеров из окружающей жизни;
- развитие способностей и навыков в области проведения анализа, познавательный интерес, применяя проблемные ситуации, используя данные о применении изучаемых объектов окружающей среды.
Воспитательная:
- содействие в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: обусловленности развития мониторинга окружающей среды потребностями производства, жизни и быта; истинности научных знаний и законов природы;
- формирование ответственности и самостоятельности в организации трудовой деятельности;
- обеспечение нравственно-этическое воспитание;
- содействие трудовому воспитанию.
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационная технология.
Задачи:
Предметные:
- систематизация и обобщение новых знаний о временной жесткости воды, о методах её определения и влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека;
- совершенствование навыков титрования, выполнения расчетов, связанных с этим методом;
- применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
- формирование навыков проведения титриметрического анализа согласно предлагаемой методике;
- акцентирование внимание на правильном оформлении отчета и рациональном использовании времени.
Метапредметные:
- формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;
- развитие умения работать в группах;
- воспитание уважения к мнению каждого члена коллектива;
- формирование чувства ответственности за свою работу.
Личностные:
- формирование осознанной потребности в знаниях;
- развитие умения управлять своей учебной деятельностью.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный, словесно – наглядно – практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная (самостоятельная работа в группе).
Методы контроля:
- оценка самостоятельной практической групповой и индивидуальной деятельности обучающихся;
- самоанализ и самооценка, рефлексия.
Средства обучения: Доска, лабораторное оборудование и химические реактивы; на столах учащихся раздаточный материал: инструкционные карты по лабораторной работе, лист самооценки.
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие профессиональные и общие компетенции.
ПК 1.1. Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2. Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Деятельность преподавателя:
Планирует работу обучающихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Пояснение к уроку. Длительность занятия 80 минут.
2. Технологическая карта урока
по МДК 01.02. «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» по теме: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом».
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Доска и оборудование |
I. Организационный момент II. Актуализация знаний обучающихся III. Выполнение лабораторной работы IV. Подведение итогов работы V. Рефлексия VI. Домашнее задание | Проверяет готовность обучающихся к занятию. Спрашивает о правилах техники безопасности при проведении лабораторной работы. Сегодня для выполнения лабораторной работы нам понадобятся знания предыдущей лекции. Мы будем говорить с вами, о питьевой воде.
В Курской области хозяйственно – питьевое водоснабжение осуществляется из подземных источников, находящихся на глубине 60-120 метров. Подземные воды, слабо минерализованные и имеют общую жесткость 3,84 – 8,22 ммоль/дм3. 3.Что такое жесткость воды? 4. Какие виды жесткости воды Вы знаете? 5. Почему нежелательно использовать жесткую воду в быту? Тема нашей лабораторной работы: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом». Цель урока: овладение методом количественного анализа питьевой воды по показателям временной жесткости.
Правила техники безопасности при работе со стеклянной посудой; жидкостями. Работу выполняем по парам. У вас на столах имеются инструкционные карты. Внимательно изучите их, заполните все необходимые поля. Формулировка цели лабораторной работы: Попробуйте самостоятельно сформулировать цель выполнения лабораторной работы. Первый опыт называется: «Определение временной жесткости питьевой воды» У вас на столах приготовлен химический стакан с водопроводной водой и все необходимые реактивы. С помощью инструкционной карты выполните первый опыт. Я вижу вы все закончили выполнение первого опыта. Обратите внимание, что вы видите у меня на столе? Я думаю, у каждого дома есть такой фильтр. В этот фильтр, я вставила касету для устранения жесткости воды. Поэтому второй опыт называется: «Определение временной жесткости питьевой воды, после очистки через бытовой фильтр» Как вы думаете на какой вопрос мы сможем ответить, проведя эти два опыта? Я с вами согласна. Поэтому прошу приступить вас к выполнению второго опыта. Вы выполнили необходимые опыты. Записали выводы. Какие выводы вы сделали? У вас на столах находится лист самооценки, заполните его. Оцените свою работу. Оформите отчет по лабораторной работе и подготовьтесь к её защите ответив на контрольные вопросы. | Обучающиеся готовятся к работе, организуют рабочее место. Повторяют правилах техники безопасности при проведении лабораторной работы. Обучающиеся: нет Обучающийся: она всегда содержит различные примеси как в растворенном, так и во взвешенном состоянии. От концентрации и природы этих примесей зависит пригодность воды для бытовых и промышленных нужд. Обучающийся: жесткость воды определяется содержанием в ней растворимых солей магния, кальция, гидрокарбонатов, сульфатов, хлоридов. Обучающиеся: Жесткость временная (карбонатная) обуслов-лена содержанием гидрокарбонатов кальция и магния. Жесткость постоянная (некарбонатная) обусловлена присутствием в воде хлоридов, сульфатов и других солей магния и кальция. Общая жесткость воды представляет сумму жесткости карбонатной и некарбонатной. Обучающийся: Большие значения жесткости придают воде неприятный вкус и небезопасны при ежедневном применении в пищу, так как провоцируют отложения солей в суставах (полиартриты, остеохондрозы), общее нарушение обменных процессов в организме. Повышенное содержание магния снижает моторику кишечника, препятствуя пищеварительному процессу. Пониженное содержание солей жесткости (ВОЗ ограничивает нижний допустимый предел 1,5 мг.экв/л) также опасно и вызывает у населения кариес и ослабление костей скелета, так как организм в этом случае восполняет недостаток кальция за счёт внутренних ресурсов. Обучающийся: титрование - постепенное добавление раствора известной концентрации до достижения точки эквивалентности. Обучающийся: точка эквивалентности - момент окончания реакции, т.к. вещества реагируют между собой в эквивалентных количествах. Обучающийся: индикатора. Обучающийся: индикаторы - вещества, при помощи которых устанавливают момент эквивалентности между взаимодействующими растворами. Обучающиеся: формулируют цель, исходя из названия темы урока и цели урока. Обучающиеся: с помощью инструкционной карты приступают к самостоятельному выполнению опыта. В ходе работы заполняют инструкционную карту. Обучающиеся: бытовой фильтр для очистки питьевой воды. Обучающиеся: является ли использование бытового фильтра, с касетой для устранения жесткости воды, эффективным. Уменьшается ли жесткость воды, после очистки этим фильтром. Обучающиеся: с помощью инструкционной карты приступают к самостоятельному выполнению опыта. В ходе работы заполняют инструкционную карту. Обучающиеся: высказывают свои выводы по проделанной работе | На доске: Тема: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом». Оборудование для выполнения работы: 1.цилиндр мерный емкостью 100 мл, 2. колбы конические плоскодонные емкостью 50 мл, 3. бюретка стеклянная мерная с краном 25 мл, 4. воронка стеклянная фильтровальная, 5. фильтры бумажные, 6. 0,1N раствор НСl 7.индикатор метиловый оранжевый Оборудование для второго опыта: бытовой фильтр для очистки питьевой воды. Алгоритм самооценки 1–й шаг. Сформулировал цель? Определил план работы? Сделал вывод? 2–й шаг. Осуществил сбор информации? Составил необходимые таблицы? Указал результаты измерений и вычислений? 3–й шаг. Правильно использовал оборудование? Получил результаты опытов? Соблюдал правила техники безопасности? 4–й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью ( кто помогал, в чем)? 5–й шаг. Определи оценку, которую ты себе поставишь. |
Литературные источники.
1. Голицин А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. – М.: ОНИКС, 2011.
2. Фёдорова А.И. Практикум по экологии и охране окружающей среды. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
Приложение 1.
Отчет по лабораторной работе №29
Ф.И.О. обучающегося________________________________________
курс _________ группа _______
Тема: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом».
Цель работы: сформулировать самостоятельно.
Оборудование: Перечислить самостоятельно.
Ход работы.
Инструкция к выполнению экспериментальной части
Записать с помощью инструкционной карты (опыт 1и опыт 2)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Результаты опытов записать в таблицу:
Таблица 1
Опыт 1: определение временной жесткости Жвр1 | Опыт 2: определение временной жесткости воды, пропущенной через бытовой фильтр Жвр2 | ||||||
Vк1 | Vк2 | Vк3 | Vкср | Vк1 | Vк2 | Vк3 | Vкср |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оформление результатов опытов
Рассчитать временную жесткость воды (Ж врем в мг ∙ экв/л) по формуле:
Таблица 2
Жвр1 | Жвр2 | Вывод |
Контрольные вопросы.
- Влияет ли величина фильтрующего слоя источника на показатели жесткости?
- Что такое общая, постоянная и временная жесткости? Какая из них больше и на сколько? В каких единицах они измеряются?
- Какие неудобства связаны с применением особо жесткой воды
- Перечислить способы устранения жесткости воды.
- Жесткость какой воды выше - колодезной, речной, водопроводной? Почему?
Приложение 2.
Инструкционная карта лабораторной работы
Тема: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом»
Цель: овладение методом количественного анализа питьевой воды по показателям временной жесткости.
1. Теоретическая часть.
Вода является универсальным растворителем на планете Земля. Как в загородных домах, так и в городе в квартирах с централизованным водопроводом существует проблема жесткой воды. Ее жесткость вызывают соли кальция и магния, растворенные в воде.Показатель жесткости выражается в мг.экв/литр. Один мг.экв жесткости соответствует содержанию в литре воды 20,04 мг Са2+ или 12,16 мг Мg2+.
В Курской области хозяйственно – питьевое водоснабжение осуществляется исключительно из подземных источников, находящихся на глубине 60-120 метров. Подземные воды слабо минерализованные и имеют общую жесткость 3,84 – 8,22 ммоль/дм3. Допустимый показатель жесткости в нашей области для хозяйственно – питьевого водоснабжения 7,0 мг – экв/л.
Выделяют два вида жесткости:
Жесткость временная (карбонатная), обусловлена содержанием гидрокарбонатов кальция и магния.
Жесткость постоянной (некарбонатной), обусловлена присутствием в воде хлоридов, сульфатов и других солей магния и кальция.
Общая жесткость воды представляет сумму жесткости карбонатной и некарбонатной.
Принято классифицировать жесткость воды следующим образом:
- мягкая вода – до 3,5 мг – экв/л;
- средняя жесткость – от 3,5 до 6,0 мг – экв/л;
- жесткая вода – свыше 6,0 мг – экв/л.
2. Экспериментальная часть.
Общие правила техники безопасности на занятиях в лаборатории:
1. Работать в лаборатории необходимо в халате, защищая одежду и кожу от попадания и разъедания реактивами.
2. Приступая к работе, необходимо: осознать методику работы, правила ее безопасного выполнения; проверить соответствие взятых веществ тем веществам, которые указаны в методике работы.
3. Опыт необходимо проводить в точном соответствии с его описанием в методических указаниях, особенно придерживаться очередности добавления реактивов.
4. Для выполнения опыта пользоваться только чистой, сухой лабораторной посудой; для отмеривания каждого реактива нужно иметь мерную посуду (пипетки, бюретки, мензурку, мерный цилиндр или мерный стакан); не следует выливать избыток налитого в пробирку реактива обратно в емкость, чтобы не испортить реактив.
5. Пролитые на пол и стол химические вещества обезвреживают и убирают под руководством лаборанта (преподавателя) в соответствии с правилами.
6. Децинормальные растворы солей, кислот и щелочей имеют низкую процентную концентрацию, но при работе с ними не следует забывать общие правила предосторожности при работе с химическими веществами.
7. При работе в лаборатории следует соблюдать следующие требования: выполнять работу нужно аккуратно, добросовестно, внимательно, экономно, быть наблюдательным, рационально и правильно использовать время, отведенное для работы.
8. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место: помыть посуду, протереть поверхность рабочего лабораторного стола, закрыть водопроводные краны, выключить электрические приборы.
Ф.И.О. обучающегося________________________________________ курс _________ группа _______
Методические указания по выполнению лабораторной работы
№ | Название опыта | Реактивы, оборудование | Ход работы | Результат работы | Выводы |
1 | Определение временной жесткости питьевой воды | 1.цилиндр мерный емкостью 100 мл, 2. колбы конические плоскодонные емкостью 50 мл, 3. бюретка стеклянная мерная с краном 25 мл, 4. воронка стеклянная фильтровальная, 5. 0,1N раствор НСl, 6.индикатор метиловый оранжевый | 1. Поместить в три конические колбы по 25 мл исследуемой воды. 2. Добавить в каждую колбу по две-три капли индикатора метилового оранжевого. 3. Заполнить бюретку 0,1N раствором соляной кислоты до верхней нулевой отметки. 4. Подсчитать по шкале бюретки и записать расход кислоты на титрование Vk1 в мл. 5. Повторить пункты 3, 4, определив Vk2 и Vk3. Результаты занести в таблицу в соответствующую графу. 6. Вычислить из полученных данных Vk среднее. Использовать это среднее значение для расчетов временной жесткости по формуле где Жвр - временная жесткость воды, ; | Vk1 = Vk2 = Vk3 = ___________________ Vkср= Жвр= | |
2 | Определение временной жесткости питьевой воды, после очистки бытовым фильтром | 1.цилиндр мерный емкостью 100 мл, 2. колбы конические плоскодонные емкостью 50 мл, 3. бюретка стеклянная мерная с краном 25 мл, 4. воронка стеклянная фильтровальная, 5. 0,1N раствор НСl, 6.индикатор метиловый оранжевый | 1. Пропустить питьевую воду через бытовой фильтр. Поместить в три конические колбы по 25 мл исследуемой воды. 2. Добавить в каждую колбу по две-три капли индикатора метилового оранжевого. 3. Заполнить бюретку 0,1N раствором соляной кислоты до верхней нулевой отметки. 4. Подсчитать по шкале бюретки и записать расход кислоты на титрование Vk1 в мл. 5. Повторить пункты 3,4, определив Vk2 и Vk3. Результаты занести в таблицу в соответствующую графу. 6. Вычислить из полученных данных Vk среднее. Использовать это среднее значение для расчетов временной жесткости по формуле где Жвр - временная жесткость воды, ; | Vk1 = Vk2 = Vk3 = ___________________ Vkср= Жвр= |
Выводы:
1.Временная (карбонатная) жесткость питьевой воды, набранной из под крана равна
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Временная (карбонатная) жесткость питьевой воды, после очистки бытовым фильтром равна
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сравнив данные можно отметить ___________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Лист самооценки | ||||||||||||
Дорогие обучающиеся, заполните шапку таблицы, а затем обведите в каждой строке ТОЛЬКО одну цифру, которая соответствует ВАШЕЙ работе. Помните, что, в первую очередь, Вы даете оценку самому себе, для того чтобы извлечь смысл из опыта и не совершать ошибок в последующих работах | ||||||||||||
Название работы | Ф.И.О. | курс, группа | дата | |||||||||
ИССЛЕДОВАНИЕ | ||||||||||||
самостоятельно | не самостоятельно | с ошибкой | не достиг результата | |||||||||
Сформулировал цель | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
Определил план работы | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
Удостоверился в соответствии полученного результата | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
Сделал вывод | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ | ||||||||||||
самостоятельно | не самостоятельно | с ошибкой | не достиг результата | |||||||||
Осуществил сбор информации | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
Заполнил необходимые таблицы | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
Указал результаты с учетом измерений и вычислений | 2 | 1 | 1 | 0 | ||||||||
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ||||||||||||
самостоятельно | не самостоятельно | не достиг результата | ||||||||||
Оборудование использовал правильно | 2 | 1 | 0 | |||||||||
Соблюдение техники безопасности | 2 | 1 | 0 | |||||||||
Получение результатов эксперимента | 2 | 1 | 0 | |||||||||
Все ли члены группы принимали участие в работе? | Все работали одинаково | Кто-то работал больше, кто-то меньше других | Работал только один | |||||||||
2 | 1 | 0 | ||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ: | ||||||||||||
СЕГОДНЯ Я МОГУ ПОСТАВИТЬ СЕБЕ ОЦЕНКУ: | ||||||||||||
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА | ||||||||||||
БАЛЛ | 18-22 | 13-19 | 7-12 | 0-6 | ||||||||
ОТМЕТКА | «5» | «4» | «3» | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»
Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения по программе «Технология штукатурных работ », составлена для мастеров производственного обучения...