СИСТЕМЫ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ Зимин С.М., ШтенгельЮ.Ю.
статья на тему
Статья участник конференции
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМЫ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ
Зимин С.М., ШтенгельЮ.Ю.
Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал ГОУ ВПО СамГУПС
В современных условиях развития систем Автоматического управления все большую роль в этом вопросе занимают микропроцессорные системы СЦБ как на станциях так и перегонах. Новейшими системами интервального регулирования движения и контроля на перегонах являются устройства Паб на микропроцессорной основе. [1],[3]
Устройства системы МПАБ предназначены для применения в качестве средства
интервального регулирования движения поездов на однопутных и многопутных участкахжелезных дорог, не оборудованных устройствами автоматической блокировки.
Устройства системы МПАБ применяются как при новом строительстве, так и при
модернизации существующих устройств релейной полуавтоматической блокировки, с
целью повышения эффективности и безопасности интервального регулирования движения поездов за счёт введения функции автоматического контроля свободности перегона, а также возможностью применения на участке диспетчерского управления движением поездов.
Данные системы в сравнении с предыдущими разработками имеют ряд преимуществ.
- непрерывный помехо-защищенный обмен информацией между
станционными счётно-решающими приборами по проводам линейной цепи
или выделенному каналу связи тональной частоты;
- возможность искусственного восстановления исходного состояния
аппаратуры счёта осей в случае сбоя в ее работе.
В процессе работы счётно-решающие приборы:
− обеспечивают электропитание аппаратуры связанных с ними пунктов счёта и
принимают от них электрические сигналы в моменты проследования осей
подвижного состава над путевыми датчиками;
− подсчитывают количество осей (с учетом направления движения),
зафиксированных пунктами счёта;
− непрерывно обмениваются между собой информацией о количестве осей и
состоянии станционной аппаратуры МПАБ по линейной цепи Л-ОЛ;
− подсчитывают количество осей подвижного состава, находящихся на
контролируемом перегоне;
− контролируют состояние кнопок дачи согласия – «НДСК», «ЧДСК»;
− контролируют наличие ключа-жезла хозяйственного поезда в аппарате ДСП
− осуществляют блокировку перегона в случае отсутствия ключа-жезла
хозяйственного поезда в аппарате ДСП;
− управляют состоянием реле контроля свободности/занятости перегона НКП, ЧКП,
реле контроля исправности НКИ, ЧКИ, а также вспомогательными сигнальными
реле НОВ, ЧОВ;
− управляют приборами индикации на пульт-табло ДСП;
− контролируют состояние управляющей цепи искусственного восстановления
исходного состояния и, в случае замыкания фронтовых контактов реле ИВ, переходят в исходное состояние;
− осуществляют взаимную диагностику и самодиагностику;
− осуществляют диагностику неисправностей цепей внешних исполнительных реле
(обрыв или короткое замыкание обмотки);
− осуществляют переход в защитное состояние при обнаружении.
В процессе работы счётно-решающие приборы НСРП и ЧСРП непрерывно обмениваются данными в дуплексном режиме по линейной цепи Л-ОЛ (или выделенному
каналу связи тональной частоты) с применением модемов, встроенных в счётно-
решающие приборы. Благодаря непрерывному обмену данными счётно-решающие
приборы согласованно изменяют свои внутренние состояния в зависимости от изменения
поездной обстановки и состояния входных управляющих цепей, а также осуществляют
взаимную диагностику.
Каждый счётно-решающий прибор формирует и передаёт в линейную цепь Л-ОЛ
кодовую посылку, которая содержит следующую информацию:
− состояние кнопки дачи согласия на пульт-табло ДСП;
− открытие дежурным по станции выходного сигнала или изъятие ключа жезла хозяйственного поезда;
− наличие ключа-жезла хозяйственного поезда в аппарате ДСП;
− состояние реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры устройств счёта осей (ИВ);
− количество осей зафиксированных пунктом счёта и признак направления движения;
− данные системы самодиагностики.
Длительность одной кодовой посылки составляет 150 миллисекунд.
Защита от искажения информации осуществляется путем применения помехозащищенного кодирования передаваемых счётно-решающими приборами сигналов.
Перерыв в обмене данными по любой причине, а также непрерывное искажение
информации, в течение интервала времени более 1,5 секунды приводит к переходу
приборов НСРП, ЧСРП в защитное (безопасное) состояние, при котором приборы блокируют свои входные и выходные цепи.
Защитное состояние - это внутреннее состояние прибора типа СРП-У, в котором исключаются опасные состояния устройств МПАБ.
При выборе внедрения той или иной системы необходимо проводить анализ нескольких систем, для этого анализа выбрали систему Микропроцессорной Полуавтоматической Блокировки (МПАБ) и Микропроцессорной Полуавтоматической Блокировки с Резервированием (МПАБ-Р). Основным в выборе системы , необходимо рассмотреть возможность увязки вновь устанавливаемой системы с действующими устройствами. ( таблица 1)[1],[2]
Из выше проанализированного можно сказать, что МПАБ имеет меньше цепей (проводов) подключения разнообразных устройств, что делает эту систему более минимизированной. [1]
Теперь, сравним технические характеристики обеих аппаратур и выясним, какая же из систем является более рациональной к применению в рельсовых цепях электрической централизации. (таблица 2)[1],[2]
Таблица 1-Увязка устройств систем МПАБ, МПАБ-Р с устройствами ЭЦ
МПАБ-Р | МПАБ |
ЧДСК - трехпозиционная кнопка дачи согласия | ЧДСК - трехпозиционная кнопка дачи согласия |
ЧПП, ЧДСО, НПО, НПС - двухэлементные индикаторы | ЧПП, ЧДСО, НПО, НПС - двухэлементные индикаторы |
ЧОК, ЧРК, ЧРН, НКЖХ, ЧКП - одноэлементные иникаторы | НКЖХ, ЧКП - одноэлементные индикаторы |
НКЖХ1 (реле) - исключает возможность дачи согласия при отсутствии ключа-жезла | НКЖХ (реле) - исключает возможность дачи согласия при отсутствии ключа-жезла |
ПХ-ОХ - электропитание электронной аппаратуры | ПХ-ОХ - электропитание электронной аппаратуры |
С, МС и СМ - провода для подключения релейного шкафа | С, МС и СМ - провода для подключения релейного шкафа |
Четыре пары проводов для подключения устройств другой станции (канал связи) | НЛ-ОНЛ - провода обеспечения связи счётно-решающего прибора ЧСРП со счётно-решающим прибором НСРП другой станции |
ЧСР1, ЧСР2 и ЧСР1Р, ЧСР2Р - обмен информацией с модулями вывода информации, размещенных в пульт-табло ДСП | RS1 и RS2 - провода передачи сигналов управления цепями индикации на пульт-табло ДСП |
ЧКП, ЧКПЛК, ЧКПЛБ - провода для включения красного и белого индикаторов | ЧКП, ЧКПЛК, ЧКПЛБ - провода для включения красного и белого индикаторов |
ЧДСК-ОЧДСК, ЧДСКР-ОЧДСКР - провода подключения кнопки ЧДСК | ЧДСК-ОЧДСК- провода подключения кнопки ЧДСК |
ЧК1, ЧК2 и ЧК1Р, ЧК2Р - провода цепей контроля срабатывания НОС и НОХ | Ч1К, Ч2К - - провода цепей контроля срабатывания НОС и НОХ |
ЧОК,ЧОКР - провода питания цепей ЧДСК-ОЧДСК , ЧК1, ЧК2, ЧДСКР-ОЧДСКР, ЧК1Р, ЧК2Р | Ч15В -питание цепей ЧДСК-ОЧДСК |
ЧДИ, ЧДИР - провода питания цепей ЧК1, ЧК2, ЧК1Р, ЧК2Р | ЧДИ - провод питания цепей Ч1К и Ч2К |
СПБ1 и СМБ1 - питание цепи включения обмотки внешнего реле НОВ1 | СПБ1 и СМБ1 - питание цепей включения внешних повторителей реле ЧКП и НОВ |
НОВ1-ОНОВ1 - провода подключения обмотки внешнего вспомогательного реле отправления НОВ1 | ЧКП-ОЧКП, НОВ-ОНОВ - провода подключения внешних повторителей реле ЧКП и НОВ |
НКЖХ-ОНКЖХ - провода подключения обмотки реле НКЖХ1 к внешним управляющим цепям | НКЖХ-ОНКЖХ - провода подключения реле НКЖХ к внешним управляющим цепям |
НКЖТ-ОНКЖТ - провода подключения обмотки реле НКЖТ1 к внешним управляющим цепям | Блок типа МВВ - управляет работой индикаторов НПП, НДСО, ЧПО, ЧПС |
ЧМВ, ЧМВР - модули вывода информации типа ADAM-4068, осуществляют работу двухэлементных светодиодных индикаторов | Стандартный интерфейсный блок - RS-232 осуществляет обмен данными |
ЧРС, ЧРСР - интерфейсные модули типа RS-485, осуществляют обмен данными |
Таблица 2- Технические характеристики
Технические характеристики МПАБ-Р | Технические характеристики МПАБ |
Диапазон контролируемых скоростей движения, км/ч: до 380 | Диапазон контролируемых скоростей движения, км/ч: до 380 |
Длина контролируемого перегона (участка пути), при организации связи между СРП-У: по КЛС, км 45 (не более) по ВЛС, км 65 (не более) по выделенному каналу связи тональной частоты: не нормируется* | Длина контролируемого перегона (участка пути), при организации связи между СРП-У: по КЛС, км 45 (не более) по ВЛС, км 65 (не более) по выделенному каналу связи тональной частоты: не нормируется* |
Длина кабеля между СРП-У и НПС-М, км: 15 (не более) | Длина кабеля между СРП-У и НПС-М, км: 15 (не более) |
Условия эксплуатации: Диапазон допустимых температур окружающего воздуха: от - 60 до +85°C | Условия эксплуатации: Диапазон допустимых температур окружающего воздуха: от - 60 до +85°C |
Относительная влажность воздуха при температуре +25: 98 % (не более) | Относительная влажность воздуха при температуре +25: 98 % (не более) |
Диапазон допустимых напряжений: Источник питания СРП-У, постоянного тока: 10 - 30 В | Диапазон допустимых напряжений: Источник питания СРП-У, постоянного тока: 10 - 30 В |
Мощность, потребляемая СРП-У: 18 ВА (не более) | Мощность, потребляемая СРП-У: 18 ВА (не более) |
Время восстановления заряда встроенной батареи УБП после полного её разряда: 24 ч (не более) | Время восстановления заряда встроенной батареи УБП после полного её разряда: 24 ч (не более) |
Входное напряжение УБП, переменного тока: 14 + 3,5 В | Входное напряжение УБП, переменного тока: 14 + 3,5 В |
Мощность, потребляемая УБП: 25 ВА (не более) | Мощность, потребляемая УБП: 25 ВА (не более) |
Выходное напряжение УБП, постоянного тока: 12 + 2 В | Выходное напряжение УБП, постоянного тока: 12 + 2 В |
Вес приборов: Счётно-решающий прибор СРП-У: 9 кг (не более) | Вес приборов: Счётно-решающий прибор СРП-У: 9 кг (не более) |
Блок напольного преобразователя сигналов датчика НПС-М: 1,5 кг (не более) | Блок напольного преобразователя сигналов датчика НПС-М: 1,5 кг (не более) |
Датчик типа ДПЭП-М: 10 кг (не более) | Датчик типа ДПЭП-М: 10 кг (не более) |
Крепление датчика: 4 кг (не более) | Крепление датчика: 4 кг (не более) |
Устройство бесперебойного питания УБП-14/12-10: 10 кг (не более) | Устройство бесперебойного питания УБП-14/12-10: 10 кг (не более) |
Габариты приборов: Счетно-решающий прибор СРП-У, мм: 210х250х340 (не более) | Габариты приборов: Счетно-решающий прибор СРП-У, мм: 210х250х340 (не более) |
Блок защиты модернизированный БЗМ, мм: 100х130х193 (не более) | Блок защиты модернизированный БЗМ, мм: 100х130х193 (не более) |
Блок дифференциальной системы ДС, мм: 70х90х120 (не более) | Блок дифференциальной системы ДС, мм: 70х90х120 (не более) |
Примечание: * - определяется характеристиками применяемой на участке каналообразующей аппаратуры.
Заключение:
Просмотрев детально каждый из элементов оборудования мы видим, что обе системы имеют одинаковые технические характеристики, но, как мы узнали ранее, в Микропроцессорной Полуавтоматической Блокировке с Резервированием основных элементов (МПАБ-Р) подключено несколько больше проводов. Отсюда можно сделать окончательный вывод, что МПАБ является более рациональным решением оснащения электрической централизации с экономической и эксплуатационной стороны. Но МПАБ-Р является более надежной системой, так как имеет резервные подключения и устройства.
Список литературы
- Технические решения. Система микропроцессорной полуавтоматической блокировки МПАБ - УЖДА-05-03 ТР и УЖДА-07-18 ТР ГУП «ОУ ВНИИЖД МПС РФ» утверждено Зам ЦШ Казиев 13.10.2006г. /Екатеринбург
2. Технические решения. Система микропроцессорной полуавтоматической блокировки с резервированием основных элементов УЖДА-07-18 ТР ГУП «ОУ ВНИИЖД МПС РФ» утверждено Зам ЦШ Казиев 23.08.2007г. /Екатеринбург
3. Форум работников СЦБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. scbist.com (дата обращения 10.03.2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...
Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"
Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»
Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...
МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СИСТЕМЫ- В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ Студ. Меликова В.В. , научн. руководитель Штенгель Ю.Ю.
Статья участник конференции...
СИСТЕМЫ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Студ. Харкин А.Д. , научн. руководитель Штенгель Ю.Ю.
Статья участник конференции...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...
Железные дороги России
В статье расказывается об истории развития российских железных дорог...