СИСТЕМЫ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ Зимин С.М., ШтенгельЮ.Ю.
статья на тему

Статья участник  конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМЫ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ

Зимин С.М., ШтенгельЮ.Ю.

Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал ГОУ ВПО СамГУПС

В современных условиях развития  систем Автоматического управления все большую роль  в  этом вопросе  занимают  микропроцессорные системы СЦБ как на станциях  так  и перегонах. Новейшими системами  интервального регулирования  движения  и контроля  на  перегонах являются  устройства Паб на  микропроцессорной  основе. [1],[3]

Устройства системы МПАБ предназначены для применения в качестве средства

интервального регулирования движения поездов на однопутных и многопутных участкахжелезных дорог, не оборудованных устройствами автоматической блокировки.

Устройства системы МПАБ применяются как при новом строительстве, так и при

модернизации существующих устройств релейной полуавтоматической блокировки, с

целью повышения эффективности и безопасности интервального регулирования движения поездов за счёт введения функции автоматического контроля свободности перегона, а также возможностью применения на участке диспетчерского управления движением поездов.

Данные системы  в сравнении  с  предыдущими разработками  имеют  ряд  преимуществ.

  1. непрерывный помехо-защищенный обмен информацией между

станционными счётно-решающими приборами по проводам линейной цепи

или выделенному каналу связи тональной частоты;

  1. возможность искусственного восстановления исходного состояния

аппаратуры счёта осей в случае сбоя в ее работе.

В процессе работы счётно-решающие приборы:

− обеспечивают электропитание аппаратуры связанных с ними пунктов счёта и

принимают от них электрические сигналы в моменты проследования осей

подвижного состава над путевыми датчиками;

− подсчитывают количество осей (с учетом направления движения),

зафиксированных пунктами счёта;

− непрерывно обмениваются между собой информацией о количестве осей и

состоянии станционной аппаратуры МПАБ по линейной цепи Л-ОЛ;

− подсчитывают количество осей подвижного состава, находящихся на

контролируемом перегоне;

− контролируют состояние кнопок дачи согласия – «НДСК», «ЧДСК»;

− контролируют наличие ключа-жезла хозяйственного поезда в аппарате ДСП

− осуществляют блокировку перегона в случае отсутствия ключа-жезла

хозяйственного поезда в аппарате ДСП;

− управляют состоянием реле контроля свободности/занятости перегона НКП, ЧКП,

реле контроля исправности НКИ, ЧКИ, а также вспомогательными сигнальными

реле НОВ, ЧОВ;

− управляют приборами индикации на пульт-табло ДСП;

− контролируют состояние управляющей цепи искусственного восстановления

исходного состояния и, в случае замыкания фронтовых контактов реле ИВ, переходят в исходное состояние;

− осуществляют взаимную диагностику и самодиагностику;

− осуществляют диагностику неисправностей цепей внешних исполнительных реле

(обрыв или короткое замыкание обмотки);

− осуществляют переход в защитное состояние при обнаружении.

В процессе работы счётно-решающие приборы НСРП и ЧСРП непрерывно обмениваются данными в дуплексном режиме по линейной цепи Л-ОЛ (или выделенному

каналу связи тональной частоты) с применением модемов, встроенных в счётно-

решающие приборы. Благодаря непрерывному обмену данными счётно-решающие

приборы согласованно изменяют свои внутренние состояния в зависимости от изменения

поездной обстановки и состояния входных управляющих цепей, а также осуществляют

взаимную диагностику.

Каждый счётно-решающий прибор формирует и передаёт в линейную цепь Л-ОЛ

кодовую посылку, которая содержит следующую информацию:

− состояние кнопки дачи согласия на пульт-табло ДСП;

− открытие дежурным по станции выходного сигнала или изъятие ключа жезла хозяйственного поезда;

− наличие ключа-жезла хозяйственного поезда в аппарате ДСП;

− состояние реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры устройств счёта осей (ИВ);

− количество осей зафиксированных пунктом счёта и признак направления движения;

− данные системы самодиагностики.

Длительность одной кодовой посылки составляет 150 миллисекунд.

Защита от искажения информации осуществляется путем применения помехозащищенного кодирования передаваемых счётно-решающими приборами сигналов.

Перерыв в обмене данными по любой причине, а также непрерывное искажение

информации, в течение интервала времени более 1,5 секунды приводит к переходу

приборов НСРП, ЧСРП в защитное (безопасное) состояние, при котором приборы блокируют свои входные и выходные цепи.

Защитное состояние - это внутреннее состояние прибора типа СРП-У, в котором исключаются опасные состояния устройств МПАБ.

При выборе внедрения той или иной системы необходимо проводить анализ нескольких систем, для этого анализа выбрали систему Микропроцессорной Полуавтоматической Блокировки (МПАБ)  и Микропроцессорной Полуавтоматической Блокировки с Резервированием (МПАБ-Р). Основным в выборе системы , необходимо рассмотреть возможность увязки вновь устанавливаемой системы с действующими устройствами. ( таблица 1)[1],[2]

Из выше проанализированного можно сказать, что МПАБ имеет меньше цепей (проводов) подключения разнообразных устройств, что делает эту систему более минимизированной. [1]

Теперь, сравним технические характеристики обеих аппаратур и выясним, какая же из систем является более рациональной к применению в рельсовых цепях электрической централизации. (таблица 2)[1],[2]

Таблица 1-Увязка устройств систем МПАБ, МПАБ-Р с устройствами ЭЦ

МПАБ-Р

МПАБ

ЧДСК - трехпозиционная кнопка дачи согласия

ЧДСК - трехпозиционная кнопка дачи согласия

ЧПП, ЧДСО, НПО, НПС - двухэлементные индикаторы

ЧПП, ЧДСО, НПО, НПС - двухэлементные индикаторы

ЧОК, ЧРК, ЧРН, НКЖХ, ЧКП - одноэлементные иникаторы

НКЖХ, ЧКП - одноэлементные индикаторы

НКЖХ1 (реле) - исключает возможность дачи согласия при отсутствии ключа-жезла

НКЖХ (реле) - исключает возможность дачи согласия при отсутствии ключа-жезла

ПХ-ОХ - электропитание электронной аппаратуры

ПХ-ОХ - электропитание электронной аппаратуры

С, МС и СМ - провода для подключения релейного шкафа

С, МС и СМ - провода для подключения релейного шкафа

Четыре пары проводов для подключения устройств другой станции (канал связи)

НЛ-ОНЛ - провода обеспечения связи счётно-решающего прибора ЧСРП со счётно-решающим прибором НСРП другой станции

ЧСР1, ЧСР2 и ЧСР1Р, ЧСР2Р - обмен информацией с модулями вывода информации, размещенных в пульт-табло ДСП

RS1 и RS2 - провода передачи сигналов управления цепями индикации на пульт-табло ДСП

ЧКП, ЧКПЛК, ЧКПЛБ - провода для включения красного и белого индикаторов

ЧКП, ЧКПЛК, ЧКПЛБ - провода для включения красного и белого индикаторов

ЧДСК-ОЧДСК, ЧДСКР-ОЧДСКР - провода подключения кнопки ЧДСК

ЧДСК-ОЧДСК- провода подключения кнопки ЧДСК

ЧК1, ЧК2 и ЧК1Р, ЧК2Р - провода цепей контроля срабатывания НОС и НОХ

Ч1К, Ч2К - - провода цепей контроля срабатывания НОС и НОХ

ЧОК,ЧОКР - провода питания цепей ЧДСК-ОЧДСК , ЧК1, ЧК2, ЧДСКР-ОЧДСКР, ЧК1Р, ЧК2Р

Ч15В -питание цепей ЧДСК-ОЧДСК

ЧДИ, ЧДИР - провода питания цепей ЧК1, ЧК2, ЧК1Р, ЧК2Р

ЧДИ - провод питания цепей Ч1К и Ч2К

СПБ1 и СМБ1 - питание цепи включения обмотки внешнего реле НОВ1

СПБ1 и СМБ1 - питание цепей включения внешних повторителей реле ЧКП и НОВ

НОВ1-ОНОВ1 - провода подключения обмотки внешнего вспомогательного реле отправления НОВ1

ЧКП-ОЧКП, НОВ-ОНОВ - провода подключения внешних повторителей реле ЧКП и НОВ

НКЖХ-ОНКЖХ - провода подключения обмотки реле НКЖХ1 к внешним управляющим цепям

НКЖХ-ОНКЖХ - провода подключения реле НКЖХ к внешним управляющим цепям

НКЖТ-ОНКЖТ - провода подключения обмотки реле НКЖТ1 к внешним управляющим цепям

Блок типа МВВ - управляет работой индикаторов НПП, НДСО, ЧПО, ЧПС

ЧМВ, ЧМВР - модули вывода информации типа ADAM-4068, осуществляют работу двухэлементных светодиодных индикаторов

Стандартный интерфейсный блок - RS-232 осуществляет обмен данными

ЧРС, ЧРСР - интерфейсные модули типа RS-485, осуществляют обмен данными

Таблица 2- Технические характеристики

Технические характеристики МПАБ-Р

Технические характеристики МПАБ

Диапазон контролируемых скоростей движения, км/ч: до 380

Диапазон контролируемых скоростей движения, км/ч: до 380

Длина контролируемого перегона (участка пути), при организации связи между СРП-У:

по КЛС, км 45 (не более)

по ВЛС, км 65 (не более)

по выделенному каналу связи тональной частоты: не нормируется*

Длина контролируемого перегона (участка пути), при организации связи между СРП-У:

по КЛС, км 45 (не более)

по ВЛС, км 65 (не более)

по выделенному каналу связи тональной частоты: не нормируется*

Длина кабеля между СРП-У и НПС-М, км: 15 (не более)

Длина кабеля между СРП-У и НПС-М, км: 15 (не более)

Условия эксплуатации:

Диапазон допустимых температур окружающего воздуха: от - 60 до +85°C

Условия эксплуатации:

Диапазон допустимых температур окружающего воздуха: от - 60 до +85°C

Относительная влажность воздуха при температуре +25: 98 % (не более)

Относительная влажность воздуха при температуре +25: 98 % (не более)

Диапазон допустимых напряжений:

Источник питания СРП-У, постоянного тока: 10 - 30 В

Диапазон допустимых напряжений:

Источник питания СРП-У, постоянного тока: 10 - 30 В

Мощность, потребляемая СРП-У: 18 ВА (не более)

Мощность, потребляемая СРП-У: 18 ВА (не более)

Время восстановления заряда встроенной батареи УБП после полного её разряда: 24 ч (не более)

Время восстановления заряда встроенной батареи УБП после полного её разряда: 24 ч (не более)

Входное напряжение УБП, переменного тока: 14 + 3,5 В

Входное напряжение УБП, переменного тока: 14 + 3,5 В

Мощность, потребляемая УБП: 25 ВА (не более)

Мощность, потребляемая УБП: 25 ВА (не более)

Выходное напряжение УБП, постоянного тока: 12 + 2 В

Выходное напряжение УБП, постоянного тока: 12 + 2 В

Вес приборов:

Счётно-решающий прибор СРП-У: 9 кг (не более)

Вес приборов:

Счётно-решающий прибор СРП-У: 9 кг (не более)

Блок напольного преобразователя сигналов датчика НПС-М: 1,5 кг (не более)

Блок напольного преобразователя сигналов датчика НПС-М: 1,5 кг (не более)

Датчик типа ДПЭП-М: 10 кг (не более)

Датчик типа ДПЭП-М: 10 кг (не более)

Крепление датчика: 4 кг (не более)

Крепление датчика: 4 кг (не более)

Устройство бесперебойного питания УБП-14/12-10: 10 кг (не более)

Устройство бесперебойного питания УБП-14/12-10: 10 кг (не более)

Габариты приборов:

Счетно-решающий прибор СРП-У, мм: 210х250х340 (не более)

Габариты приборов:

Счетно-решающий прибор СРП-У, мм: 210х250х340 (не более)

Блок защиты модернизированный БЗМ, мм: 100х130х193 (не более)

Блок защиты модернизированный БЗМ, мм: 100х130х193 (не более)

Блок дифференциальной системы ДС, мм: 70х90х120 (не более)

Блок дифференциальной системы ДС, мм: 70х90х120 (не более)

Примечание: * - определяется характеристиками применяемой на участке каналообразующей аппаратуры.

Заключение:

Просмотрев детально каждый из элементов оборудования мы видим, что обе системы имеют одинаковые технические характеристики, но, как мы узнали ранее, в Микропроцессорной Полуавтоматической Блокировке с Резервированием основных элементов (МПАБ-Р) подключено несколько больше проводов. Отсюда можно сделать окончательный вывод, что МПАБ является более рациональным решением оснащения электрической централизации с экономической и эксплуатационной стороны. Но МПАБ-Р является более надежной системой, так как имеет резервные подключения и устройства.

Список литературы

  1. Технические решения. Система микропроцессорной полуавтоматической блокировки МПАБ - УЖДА-05-03 ТР и УЖДА-07-18 ТР ГУП «ОУ ВНИИЖД МПС РФ» утверждено Зам ЦШ  Казиев 13.10.2006г. /Екатеринбург

2. Технические решения. Система микропроцессорной полуавтоматической блокировки с резервированием основных элементов УЖДА-07-18 ТР ГУП «ОУ ВНИИЖД МПС РФ» утверждено Зам ЦШ  Казиев 23.08.2007г. /Екатеринбург

3. Форум работников  СЦБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. scbist.com  (дата обращения 10.03.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"

Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным  общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...

Железные дороги России

В статье расказывается об истории развития российских железных дорог...