(Стихотворение)
Алексей Попов
Мне мила железная дорога
Мне знакомы вокзалов пороги.
В расписаньях ищу поезда.
Давний друг я железной дороги,
И дорога мила мне всегда.
Без поездок я сильно скучаю,
Серой жизнь называю свою.
При поездках дорожному чаю
Предпочтение я отдаю.
Обожаю в пути разговоры
О политике, книгах, кино.
А за окнами лес или горы,
Мне они интересны давно.
Проводницы внимательны очень.
Чай несут и постельный комплект,
И хранят пассажирские ночи,
Ожидая бессонно рассвет.
Пассажиры понятливы тоже,
Уважают нелёгкий их труд.
И поездка такая похожа
На приятный домашний уют.
Самолёты курсируют в небе,
Сократить хочешь время - лети
Мне же транспорт наземный потребен
И земные пейзажи в пути.
Заоконные песенки ветров
Устремляются следом за мной...
Интересно, сколь тыщ километров
За моей пассажирской спиной?!
- Ведущий: Нашу встречу сегодня мы посвящаем юбилейным событиям 2008 года: 140-летию станции Грязи, 125-летию нашего вокзала и 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.
- Чулкова Н.Ю.
- До 60-х гг. XIX века Грязям не везло с дорогами. Почтовые тракты обходили населённый пункт стороной, не доходили до Грязей и обычные транспортные дороги. Как результат – здесь не было даже базара. А между тем промышленность уже складывалась. Наконец, в 1866 г. был разработан проект строительства железной дороги от Козлова до Воронежа и от Грязей до Ельца. Именно стальная магистраль оказала наибольшее влияние на быстрый рост промышленности. Так продолжается и по сей день.… Но давайте всё по порядку.
- Учащийся 1.Общая длина дороги от Козлова до Воронежа составляла 167,2 версты (178,3 км). В начале сентября 1866 г. был заложен первый символический камень на строительстве будущей станции Грязи-Воронежские (Центральные). Это и было началом строительства нашего железнодорожного узла. Непосредственное руководство строительством осуществляли главный инженер капитан М.А. Данилов и инспектор работ инженер-подполковник В.И. Кислаковский.
- Прыткова – железной дороге быть! (об истории создания)
- Учащийся 2.
В XIX столетии на русских железных дорогах паровозам присваивались названия, как сегодня это принято, например, для пароходов. 4 паровоза было получено в 1866г., 5 – в 1868 г. В начале 1870 г. поступило ещё 12 локомотивов. Все паровозы были изготовлены в Вене. Все однотипные, 6-колёсные. И обошлись казне по 18 163 рубля. Паровозы назывались: «князь Трубецкой», «Воронеж», «Козлов», «Дон», «Толстой», «Сомово», «Земство» и др.
- Чулкова Н.Ю. ( с демонстрацией слайдов)
Что же представляли из себя главные строения и сооружения на станции Грязи?
- Локомотивное здание. Двухэтажный деревянный дом. Это здание тогда располагалось против нынешней улицы Советской к югу от станционных путей. Этому зданию суждено было простоять около двух лет.
- Локомотивный сарай (паровозное депо). Массивное каменное здание на 9 стойл. Здание было разрушено при налёте немецкой авиации в голы войны.
- Мост через реку Матыра. Цельнометаллический, однопролетный, изготовлялся за границей, а собирался на месте. Простоял 4 десятка лет, был заменён на новый, большей грузоподъёмности. Он был взорван мамонтовцами в 1919г. До наших дней пролётные строения менялись ещё несколько раз.
- Разъездные пути на станции. Фактически было уложено 1650 сажень.
- Учащийся 3.
Фактически на дороге постоянное движение началось с 1февраля 1868года – грузовых поездов и с 1 июля 1868 года – пассажирских. С радостью и ликованием встречали и провожали первые поезда на станции Грязи. Посмотреть на такое «чудо» собирались толпы людей. Но и после этого события в истории быстро растущего посёлка Грязи не убавилось деловой сутолоки. Ведь в разгаре было строительство дороги от Грязей до Ельца.
- Учащийся 4
30 августа 1868 г. первый поезд прибыл со станции Грязи на станцию Елец. Козлово-Воронежская и Елецко-Грязская дороги встретились в Грязях, образовав новый узел железных дорог. Одновременно с продолжением Елецко-Грязинской дороги до Орла началось строительство ещё одной ветки на Борисоглебск. Движение тут было открыто 4 декабря 1869 г. для пассажирских поездов, а с 12 декабря – для товарных. Было получено разрешение на строительство 2-го отделения дороги от Борисоглебска до Царицына. Движение по всей Грязи-Царицынской дороге началось 25 июля 1871г.
- Чулкова Н.Ю.
При проектировании станции Грязи-Воронежские была допущена ошибка. Площадка, на которой велось строительство, оказалась очень короткой и малопригодной для устройства узловой станции, т.к. была зажата с обеих сторон уклонами, а в ширину нельзя было уложить более 6 путей. После долгих поисков выхода было решено для новых дорог строить отдельные товарные станции. Станцию Грязи-Воронежские (Центральные) предполагалось использовать только для отправления и приёма пассажирских поездов.
- Прыткова Т.С.
- А теперь об истории нашего вокзала, построенного 125 лет тому назад. Грязи были станцией II класса, но, несмотря на это, для неё разрабатывался специальный проект грандиозного по тем временам пассажирского здания. В столице проекты для строительства грязинского вокзала были разработаны в нескольких вариантах. Выбор проекта окончательно был сделан самим государем императором Александром II. Основные работы по устройству самого пассажирского здания были завершены в начале 1883г.
- Чулкова Н.Ю.
В конце XIX века вышла книга И.А. Родзевича «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам». Это одно из лучших справочных изданий по железнодорожному транспорту нашего края. Книга вышла в Москве и сейчас считается очень редкой. В ней мы можем почесть:
«…Грязи- Воронежские, хотя правильнее было бы назвать этот вокзал Грязи-Центральный, т.к. одновременно вокзал этот служит… для трёх линий и 4-х направлений… вокзал второго класса. Грандиозные залы для пассажиров I и II классов и отдельно для пассажиров III класса. В зале I и II классов роскошный буфет. Киоск для страхования пассажиров от несчастных случаев в пути, книжный и газетный шкаф и витрина с продажей мелких вещей, необходимых для пассажиров в пути, дополняют собою удобства этого зала. Кроме того, в пассажирском здании помещается телеграф и почтовое отделение.
Вокзал Грязи – одно из лучших пассажирских зданий в России. Прибытие и отправление 18 пассажирских поездов со станции Грязи на Козлов, Ростов, Орёл и Царицын делают то, что пассажирская сутолока не прекращается на вокзале ни на минуту в сутки. Здесь вы встретите представителей того многомиллионного конгломерата племён, наречий, сословий, именуемого «матушка Русь».
- Прыткова Т.С.
Вот несколько эпизодов из жизни известных русских писателей.
- Учащийся 5 (1). Осенью 1888 г. на станцию Грязи в поисках работы прибыл молодой А.М. Горький. Получить работу ему здесь не удалось. И он покинул негостеприимную станцию.
- Учащийся 6(1)
Великий русский писатель Л.Н. Толстой не раз бывал на нашей станции. Известен случай, когда граф Толстой при возвращении из Воронежа в Ясную Поляну весной 1894 года воспользовался услугами станционного ресторана. Ресторан имел хорошую репутацию на Юго-Восточной железной дороге.
- Учащийся 5(2).
Отправляясь в поездки сам, встречая или провожая своих сестёр, довольно часто в Грязях бывал наш земляк Г.В. Плеханов.
- Учащийся 6(2)
В 1906-1907 гг. грязинский вокзал неоднократно встречал и провожал великого русского писателя И.А. Бунина. В Грязи будущий лауреат Нобелевской премии приезжал к своей младшей сестре, которая была замужем за помощником машиниста станции Грязи.
- Чулкова Н.Ю.
В любом городе есть здания, которые олицетворяют данный город, придают ему значимость. Для грязинцев таким зданием является вокзал - самый старый и самый ценный с исторической точки зрения. У нас железные дороги пересеклись в чистом поле. Они и породили один из крупнейших железнодорожных узлов России, при котором вырос посёлок, а затем и современный город Грязи.
- Прыткова Т.С.
- В советское время Грязи значительно выросли и благоустроились. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 4 декабря 1938 г. рабочий посёлок Грязи Грязинского района Воронежской области был переименован в город с сохранением за ним прежнего названия.
- Чулкова Н.Ю.
Город Грязи – город железнодорожников. Символом нашего города является Тепловоз. Он был настоящим тружеником в годы Гражданской войны, Великой отечественной войны, помогал поднимать страну из руин. Зв все его «труды» возведен на постамент. Это визитная карточка города.
Липецкий писатель и поэт Б.Н. Цветаев в своём стихотворении «Город Грязи» решил сегодняшний город сделать краше, делая акцент на старых Грязях:
- Прыткова Т.С
Я помню город давних лет:
Полуразбитые дороги,
Откуда к каждому порогу
Тянулся липкой грязи след.
Но отступила грязь с годами.
Закрыты в город ей пути.
Теперь хоть в тапочках иди-
Асфальт упругий под ногами.
По итогам конкурса 2006 года наш город занял 1 место по благоустройству в Липецкой области, и 2 место наряду с Армавиром в России.
Потом тоже наш город занимал призовое место в конкурсе по благоустройству.
(фильм о Грязях под аккомпанемент Мурушкина В.)
- Прыткова Т.С(Любовь Гордеева)
Признаваясь тебе
в своих чувствах
Я не раз и не два
повторю,
Как мне искренне
трепетно дорог,
Милый город,
который люблю.
Пусть мелькают
года и столетья,
Я на волю твою отдаю
Всё, о чём я когда-то
мечтала,
Мою жизнь,
и любовь и судьбу.
Несмотря на дожди
и метели,
Я вниманьем
своим одарю
Очень чистый,
как будто умытый,
Добрый город,
который люблю.
Широта площадей
и фонтаны,
Золотые огни фонарей,
И палитра цветов
на «Арбате»,
Стук вагонных
колёс на заре…
В парках наши
деревья взрослеют.
Вновь с пристрастьем
я всё осмотрю.
И улыбки прохожих
согреют
Славный город,
который люблю.
|