Железные дороги России
статья
В статье расказывается об истории развития российских железных дорог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы транспортной отрасли: материалы III научно-практической студенческой конференции. 25.05.2020 г. - 29.05.2020 г. Казань. 2020 / Самарский государственный университет путей сообщения в г. Казани (филиал СамГУПС в г. Казани). С. 384- 387.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РОССИИ
Д.Е. Бутусов 1, С.В. Завьялова 2
1 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей
сообщения» в г. Нижнем Новгороде, студент
2 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей
сообщения» в г. Нижнем Новгороде, кандидат исторических наук, преподаватель
D. E. Butusov 1, S. V. Zavyalova 2
1 branch of the Samara state University OF transport messages" in Nizhny Novgorod, student
2 branch of the Samara state University OF transport messages" in Nizhny Novgorod, candidate of historical Sciences, teacher
Аннотация. В статье рассказывается об истории развития российских железных дорог.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, Россия, магистраль.
Annotation. The article describes the history of the development of Russian Railways.
Key words: railway transport, Russia, highway.
Железнодорожный транспорт – один из ведущих транспортов, с усовершенствованием которого решаются не только хозяйственные, экономические, стратегические задачи, но и осуществляются перевозки пассажиров.
С чего началась история российских железных дорог?
Первая настоящая железная дорога в России была построена более 180 лет назад. Тридцатого октября 1837 г., в понедельник, в 2 часа 30 минут пополудни, после молебна, от одноэтажной деревянной станции, на месте которой потом появился Царскосельский вокзал, в присутствии всех министров и дипломатического корпуса, под громкие возгласы ошеломленной публики, весь окутанный клубами черного дыма, очень медленно набирая скорость, первый российский поезд двинулся в путь по чугунным рельсам из Санкт-Петербурга в Царское Село. Важный момент во всей этой истории — это ширина колеи на Царскосельской железной дороге. Она составила 1829 мм. Дело в том, что в то время мерой длины в России были не сантиметры и миллиметры, а футы и дюймы; 1829 мм равняется 6 футам или 72 дюймам (1 фут = 12 дюймов). Удобство инженерных расчетов, и никаких других секретов тут нет. Вторая по значимости железная дорога в России, Николаевская, соединившая Санкт-Петербург и Москву, имела уже другой размер колеи — 1524 мм. Такой размер тоже объясняется очень просто. 1524 мм — это ровно 5 футов или 60 дюймов, то же самое удобство инженерных расчетов. К тому времени стало ясно, что эта ширина колеи больше подходит для ходовых качеств паровозов и подвижных составов, которые совершенствовались год от года, но принципиально новый размер русской колеи определила государственная мудрость Российского Императора Николая I. Этот размер был сознательно выбран им отличным от сложившейся к тому времени европейской железнодорожной колеи шириной 1435 мм, потому что «…ежели какой враг из Европы войной на нас пойдет, то дабы не проехал по нашим железным дорогам…», что и сбылось во время двух мировых войн в XX веке. Стандарт русской железнодорожной колеи 1524 мм быстро распространился на всей территории Российской Империи, дошел до Варшавы, до Владивостока, до Мурманска, до Баку [1].
Самая длинная дорога в мире Транссибирская железнодорожная магистраль 9298,2 км, построенная в 1891-1916 гг. между Челябинском и Владивостоком, соединившая Европейскую часть России и Дальним Востоком [2].
После Октябрьской революции все частные железные дороги были национализированы. Из числа крупнейших железнодорожных строек советского периода выделяются Туркестано-Сибирская, Трансполярная, Байкало - Амурская магистрали. С 1929 г. началась электрификация железных дорог [3].
В связи с этим первым в СССР электрифицированным участком стал железнодорожный участок Москва — Мытищи (1929 г.), за ним Москва — Люберцы (1933 г.). В ноябре 1932 г. Московский электромашиностроительный завод «Динамо» выпустил первый советский электровоз ВЛ19 [4].
Во время Великой Отечественной войны были выпущены бронепоезда: Илья Муромец, Кузьма Минин, Бронепоезд №1 «За Сталина», Железняков, Балтиец.
В 1956 г. был начат крупносерийный выпуск магистральных тепловозов ТЭ3.
В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи и страны социалистического блока обменивались опытом и продавали железнодорожные локомотивы друг другу. СССР импортировал локомотивы из Чехословакии. После распада СССР в 1991 г. развитие железнодорожной отрасли было приостановлено, и только в 2000-х гг. Россия начала развивать и обновлять железнодорожный транспорт.
За последние 20 лет ОАО «Российские железные дороги» модернизирует и строит новые железнодорожные пути, современные высокоскоростные участки железнодорожной территории России, увеличивает пропускную способность железнодорожных магистралей.
Список используемых источников
- Наша колея 1520. [Электронный ресурс]. – URL: 1520.ru›Наша колея 1520 (дата обращения: 04.05.2020 г.).
- Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н.С. Конарев. – М., 1994, с. 458.
- Железнодорожный транспорт в России. [Электронный ресурс]. – URL: iais.admin.tstu.ru:7777›…2019-06…Железные_дороги (дата обращения 04.05.2020 г.).
- Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс]. – URL: zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›id… (дата обращения 05.05.2020 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...
Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"
Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»
Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Доклад на тему: Сравнение технической оснащенности Европейского и Российского подвижного состава на железных дорогах. Перспективы его совершенствования
Цель работы: Сравнить техническое состояние Западного и Российского подвижного состава. Выявить технологию обновления вагонного и локомотивного парков с помощью сбора информации из источников, проведе...
СИСТЕМЫ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ Зимин С.М., ШтенгельЮ.Ю.
Статья участник конференции...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...