РП по электротехнике для специальности 24.02.01
методическая разработка на тему
Рабочая программа по дисциплине электротехника для специальности 24.02.01 - Производство летательных аппаратов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП 24.02.01 | 62.81 КБ |
ФОС 24.02.01 | 87.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электронная техника
( группа 24ЛА )
2015 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 210418 «Радиотехнические комплексы и системы управления космически летательных аппаратов».
Организация-разработчик: ФГБОУ СПО «Королевский колледж космического машиностроения»
Разработчик:
Преподаватель специальных дисциплин – Седов Алексей Павлович
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного образовательного учреждения системы профессионального образования Королевский колледж космического машиностроения (ФГОУ СПО КККМТ).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»____ ______2015 г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 4 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям КККМТ, по направлению подготовки 210418 «Радиотехнические системы и комплексы управления космическими аппаратами».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: техник и старший радиотехник.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- экспериментально определять основные параметры элементов систем электротехническим устройствам;
- проводить лабораторные исследования электротехнических устройств;
- рассчитывать параметры электротехнических устройств различных типов;
- анализировать основные свойства электротехнических устройств.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные требования, предъявляемые к электротехническим устройствам различных типов;
- принцип действия и структурные схемы электротехнических устройств различных типов;
- принципиальные схемы и работу электротехнических устройств различных типов;
- назначение схем электротехнических устройств различных типов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 214 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
лабораторных работ 52 часа
самостоятельной работы обучающегося 80 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 81 |
в том числе: | |
лабораторные работы и практические работы | 36 |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 8 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Введение. Цель и задачи предмета. | 2 | 1 |
Тема 1. Электрические цепи | Электрические цепи постоянного тока. Основные элементы электрических цепей. Схема цепи. ЭДС источника электрического тока. | 10 | 1 |
Постоянный и переменный ток. Электрическое сопротивление проводника и его зависимость от температуры. Электрическая проводимость. | 1 | ||
Работа и мощность источника электрической энергии. Простейшая цепь с реальным источником ЭДС: падение напряжения внутри источника. Внутреннее сопротивление источника. Закон Ома для всей цепи. Баланс мощности цепи | 1 | ||
КПД источника. Цепь с источником и переменным сопротивлением: режим короткого замыкания и холостого хода, условия отдачи максимальной мощности в нагрузку. Замена источника ЭДС источником тока. | 1 | ||
Цепь с двумя источниками ЭДС: работа в режиме потребителя. Потенциальная диаграмма и ее построение. | 1 | ||
Лабораторные работы | 6 | ||
ЛР 1. Измерение потери в проводах . | 2 | ||
ЛР 2. Последовательное соединение сопротивлений | 2 | ||
ЛР 3. Параллельное соединение сопротивлений | 2 | ||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | 3 | |
| |||
Тема 2. Линейные электрические цепи | Расчет линейной цепи постоянного тока. Понятие узла и ветви электрической цепи. 1-й и 2-й законы Кирхгофа. | 10 | 1
|
Последовательное, параллельное и смешанное соединение сопротивлений. Расчет электрической цепи методом эквивалентных сопротивлений. | 1 | ||
Преобразование треугольника сопротивлений в звезду и обратно. Расчет цепей методом преобразования треугольника и звезды сопротивлений. | 1 | ||
Принцип суперпозиции. Частичные токи. Расчет цепей методом наложения. | 1 | ||
Составление уравнений по 1-му и 2-му законам Кирхгофа. Расчет цепи по законам Кирхгофа. | 1 | ||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | 3 | |
| |||
Тема 3. Сложные электрические цепи | Контурные токи и ЭДС. Расчет цепи методом контурных токов. | 14 | 1 |
Узловые потенциалы и токи ветвей. Расчет цепей методом узловых потенциалов и методом узлового напряжения. | 1 | ||
Эквивалентный генератор. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления эквивалентного генератора (ЭГ). Расчет цепей методом ЭГ. | 1 | ||
Четырехполюсники и система их уравнений. | 1 | ||
Определение постоянного четырехполюсника методом холостого хода и короткого замыкания. | 1 | ||
Понятие нелинейной цепи. Расчет нелинейных цепей постоянного тока. | 1 | ||
Графический расчет нелинейных цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединением элементов. | 1 | ||
Лабораторные работы | 24 | 2 | |
ЛР 4 Смешанное соединение сопротивлений | 2 | ||
ЛР 5 Измерение сопротивлений методом амперметра и вольтметра» | 2 | ||
ЛР 6 Исследование неразвлетленной цепи переменного тока с сопротивлением и индуктивностью» | 2 | ||
ЛР 7 ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЗВЕЗДУ | 2 | ||
ЛР 8. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТРЕУГОЛЬНИК» | 2 | ||
ЛР 9 Измерение сопротивления мостовым прибором | 2 | ||
ЛР 10. Испытание двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением | 2 | ||
ЛР 11. « Снятие рабочих характеристик трехфазного асинхронного двигателя | 2 | ||
ЛР 12. « Сборка и проверка работы схем управления трехфазным асинхронным двигателем | |||
ЛР 13 Испытание однофазного трансформатора | 2 | ||
ЛР 14. « Исследование выпрямительного диода расчет параметров | |||
ЛР 15 Снятие входных и выходных характеристик транзистора включенного по схеме с общим эмитором» | |||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | ||
Методика расчета цепи методом контурных токов. | 3 | ||
Четырехполюсники, их структура и описывающая их система уравнений. | 3 | ||
Понятие нелинейной цепи и возможности их применения. | 3 | ||
Методика расчета цепи методом узлового напряжения. | 3 | ||
Методика расчета цепи методом наложения. | 3 | ||
Тема 4. Магнитные цепи | Намагничивание ферромагнитных материалов. Кривая намагничивания. | 8 | 1 |
Циклическое намагничивание. Магнитный гистерезис. Потери энергии при циклическом намагничивании. | 1 | ||
Понятие магнитной цепи. Закон Ома и законы Кирхгофа для магнитной цепи. | 1 | ||
Расчет неразветвленной магнитной цепи. Прямая и обратная задачи расчета магнитной цепи. | 1 | ||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | 3 | |
| |||
Тема 5. Основные электрические понятия и величины; |
| 1 | |
10 | |||
| Электрические материалы и их проводимость | ||
Условные обозначения электрических схем | |||
Машины постоянного тока | |||
Коммутация машин постоянного тока | |||
Асинхронная машина | |||
1 | |||
1 | |||
1 | |||
1 | |||
Лабораторные работы | 8 | ||
ЛР 16. Исследование неразветвленной цепи переменного тока. | 2 | ||
ЛР 17. Исследование разветвленной цепи переменного тока. | 2 | ||
ЛР 18. Замена последовательной цепи параллельной. | 2 | ||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | 3 | |
| |||
Тема 6. Последовательный колебательный контур (КК) | Последовательный резонанс.. | 8 | 1 |
Условие резонанса напряжений. Векторные диаграммы при резонансе, анализ резонанса напряжений. | 1 | ||
Резонансная частота, волновое сопротивление и добротность КК. | 1 | ||
Признаки резонанса напряжений, частотные характеристики, сопротивление и резонансные кривые. Мощность при резонансе напряжений. | 1 | ||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | 3 | |
| |||
Тема 7. Параллельный КК | Параллельный резонанс. Параллельный КК. | 6 | 1 |
Условие резонанса токов. Векторные диаграммы при резонансе токов, анализ и признаки резонанса токов. | 1 | ||
Частотные характеристики, проводимость и резонансные кривые. Мощность при резонансе токов. | 1 | ||
Перечень тем рефератов по вариантам: | 6 | 3 | |
| |||
Тема 8. Индуктивно связанные цепи Тема 9.Полупроводниковые приборы | Последовательное соединение индуктивно связанных катушек, их векторная диаграмма и общая индуктивность при согласном и встречном включении | 6 | |
Составление комплексных уравнений по Кирхгофа с учетом взаимной индуктивности. | |||
Параллельное соединение двух индуктивно связанных катушек и их эквивалентное комплексное сопротивление | |||
14 | |||
1.Свойства полупроводников | |||
2.Работа диода и его устройство | |||
3 Стабилитроны | |||
4.Принцип работы тиристора и динистора | |||
5. Назначение и принцип работы транзистора | |||
6.Выпрямительные устройства | |||
7.Дросселя и трагсформаторы | |||
. | |||
. | |||
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной и лаборатории «Электротехники»
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты лабораторных установок;
- средства измерений.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением..
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература основная
Лоторейчук, Евсей Александрович.
Теоретические основы электротехники : Учебник / Лоторейчук Евсей Александрович. - Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 320 с. - ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ И СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - ISBN 978-5-8199-0040-6.
Ситников А.В Электротехнические основы источников питания
Для студентов сред.проф. образования ISBN 978-5-7695-4610-5 2-14г
Л.И.Фуфаева Сборник практических задач по электротехники
4-е издание учебное пособие для студ.сред.проф.образования 4-е издание ISBN 978-5-4468-1785-6 2010г
Н.Ю.Морозова Электротехника и электроника
пособие для студ.сред.проф.образования 6-е издание ISBN 978-5-4468-1407-7
Семенова, Н.
Теоретические основы электротехники. 1 / Н., Н. Ушакова, Н. И. Доброжанова ; Н. Семенова; Н. Ушакова; Н.И. Доброжанова. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2013. - 106 с.
Дополнительная литература
Теоретические основы электротехники: Лабораторный практикум [электронный ресурс] / Леонид Алексеевич ; Потапов Л.А. - 2-е издание, дополненное. - Брянск : Издательство Брянского государственного технического университета, 2010. - 106с. ; есть. - ISBN 978-5-89838-530-9.
Семенова, Н. Г.
Теоретические основы электротехники : учеб. пособие / Н. Г. , Л. В. ; Семенова Н.Г.,Быковская Л.В. - Оренбург : ОГУ, 2014. - 115с.
Атабеков, Григорий Иосифович.
Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи / Атабеков Григорий Иосифович ; Г. И. Атабеков. - Москва : Лань, 2009. - 591, [1] с. : ил. ; 21 см. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиогр.: с. 581. - ISBN 978-5-8114-0800-9.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
экспериментально определять основные параметры электротехнических устройств | лабораторная работа |
проводить лабораторные исследования электротехнических устройств | лабораторная работа |
проводить расчет параметров электротехнических устройств | практические занятия |
анализировать основные свойства электротехнических устройств | практические занятия |
Знания: | |
основные требования, предъявляемые к электротехническим устройствам различных типов | внеаудиторная самостоятельная работа |
принцип действия и структурные схемы электротехнических устройств различных типов | внеаудиторная самостоятельная работа |
принципиальные схемы и работу электротехнических устройств различных типов | практические занятия |
назначение электротехнических устройств различных типов | внеаудиторная самостоятельная работа |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
- Электрическая энергия. Электрификация. Электрическое поле. Электрический заряд. Напряжённость электрического поля. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость.
- Цепь с активным сопротивлением, уравнения тока и напряжения. Активная мощность в цепи с R.
- Электрическое напряжение. Напряжённость электрического поля. Связь между напряжённостью и напряжением в однородном электрическом поле.
- Цепь переменного тока с индуктивностью. Уравнения тока, напряжения и ЭДС самоиндукции.
- Эквипотенциальные поверхности. Поток вектора напряжённости электрического поля. Напряжённость поля между пластинами плоского конденсатора.
- Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. Δ сопротивлений.Δ мощности. Векторная диаграмма.
- Основные элементы электрической цепи. ЭДС источника. Определение электрического тока. Плотность тока.
- Цепь переменного тока с ёмкостью. Уравнения напряжения и тока. Реактивная мощность.
- Электрическое сопротивление и его зависимость от температуры. Электрическая проводимость.
- Неразветвлённая R,L,C- цепь: активное и реактивное напряжение цепи, R,X и Z цепи.P,Q и S цепи. Δ сопротивлений
- . Векторная диаграмма R,L,C- цепи. Δ сопротивлений. Δ мощностей при разных характерах нагрузки.
- Простейшая цепь с реальным источником ЭДС: падение напряжения внутри источника, внутреннее сопротивление. Закон Ома для всей цепи, баланс мощностей и КПД источника.
- Условия, признаки и анализ резонанса напряжений. Векторная диаграмма. График тока и напряжения.
- Цепь с источником и переменным сопротивлением: режим холостого хода и короткого замыкания. Замена источника ЭДС источником тока. Цепь с двумя
источниками ЭДС.
- Замена последовательной цепи параллельной. Активная и реактивная составляющая тока. Проводимости G,B,Y
- Потенциальная диаграмма и её построение.
- Цепь с параллельным соединением катушки и конденсатора, построение векторной диаграммы и расчёт цепи.
- Понятие узла и ветви электрической цепи. 1-й и 2-й законы Кирхгофа. Последовательное, параллельное и смешанное соединение сопротивлений.
- Цепь с параллельным соединением ветви и её расчёт. Коэффициент мощности и способы его улучшения.
- Преобразование треугольника сопротивлений в звезду и обратно. Расчёт цепей.
- Условия, признаки и анализ резонанса токов. Векторная диаграмма и графики и напряжений при резонансе.
- Расчёт цепей методом наложения.
- Расчёт цепей по законам Кирхгофа.
- Контурные токи и ЭДС. Расчёт цепей методом контурных токов.
- Последовательное, параллельное и смешанное соединение комплексных сопротивлений.
- Последовательное соединение индуктивно-связанных катушек, их общая индуктивность при согласном и встречном включении.
- Понятие нелинейной цепи. Графический расчёт нелинейных цепей при различных способах соединениё.
- Составление комплексных уравнений по законам Кирхгофа с учётом взаимной индуктивности. Параллельное соединение двух индуктивно-связанных катушек,
.
- их комплексное сопротивление.
- Понятие конденсатора и его ёмкости. Ёмкость плоского конденсатора. Соединение конденсаторов.
- Расчёт несимметричной 3-х фазной цепи при соединении обмоток генератора и нагрузки треугольником. Построение векторной диаграммы токов цепи.
- Кривая намагничивания. Магнитный гистерезис. Потери энергии на циклические перемагничивания.
- Понятие переходного процесса. Первый и второй законы коммутации. Включение RC цепи на постоянное напряжение. Разряд конденсатора на сопротивление.
- Магнитная цепь. Магнитное сопротивление. Закон Ома, 1 и 2 законы Кирхгофа для магнитной цепи.
- Переходной процесс при включении RL – цепи на постоянное напряжение. Постоянная времени RL – цепи.
- ЭДС индукции, наводимой в проводе, в контуре и катушке. Закон электромагнитной индукции.
- Анализ переходного процесса в катушке индуктивности при её коротком замыкании. Отключение RL – цепи от источника постоянного напряжения. Искрение контактов.
- Индуктивность кольцевой и цилиндрической катушек. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля.
- Явление взаимоиндукции. ЭДС взаимоиндукции.
- Электромагниты
- Преобразование механической энергии в электрическую. Простейший генератор переменного тока.
- Катушка с ферромагнитным сердечником, ЭДС и магнитный поток в катушке. Построение графика тока. Потери энергии в сердечнике и в обмотке катушки.
- Получение синусоидальной ЭДС. Параметры синусоидальных величин.
- Трансформаторы. Их назначение. 2-х обмоточный трансформатор. Коэффициент трансформации.
- Изображение синусоидальных величин с помощью векторов. Сложение синусоидальных величин.
- Режимы работы трансформатора. Потеря энергии в трансформаторе и его КПД.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ
1.Нагрузка соединена звездой. Определить токи фаз, если линейное напряжение Uϕ = 380 B, Za= 6+j8(Ом),Zb=12+j9(Ом), Zc=4+j3 (Ом).
2.Для схемы составить баланс мощностей, если дано I=8А,R1=24Ом, R2=5Ом, R3=12Ом,R4=15Ом.
3.Определить силу, с которой действует на проводник с током 10А, если длина проводника 50 см, магнитная индукция 0.8 Тл. Проводник внесён под углом 90° к линиям магнитного поля.
4.Определить ЭДС индукции в проводнике, перемещающимся в магнитном поле с индукцией 1.2 Тл, перпендикулярно к его линиям, если за время 0.01с, прошёл расстояние 10 см. Длина проводника 40 см.
5.Двухобмоточный трансформатор имеет число витков первичной обмотки 220, вторичной – 50. Определить коэффициент трансформации и напряжение вторичной обмотки, если первичная обмотка подключена к напряжению 120 В.
6.Проводник длиной 25 см с током 10А внесён в магнитное поле перпендикулярно к направлению поля. Под действием электромагнитной силы F он переместился на расстояние b=10см. Индукция магнитного поля B= 1.4 Тл. Определить работу, совершённую при перемещении проводника.
7.Определить методом узлового напряжения токи I1,I2,I3 по данной цепи: E=246B,E2=230B, R1=0.3Ом,R2=1Ом,R3=24Ом.
8.Определить общую ёмкость батареи конденсаторов и энергию, если С1=20мкФ, С2=30 мкФ, С3=40мкФ, С4=50мкФ,а напряжение, приложенное U =220В.
9.Двухобмоточный трансформатор имеет число витков первичной обмотки W1 = 1200, а вторичной W2 = 400, напряжение, приложенное к первичной обмотке 127 В. Определить коэффициент трансформации трансформатора и напряжение вторичной обмотки.
10.Составить баланс мощностей для цепи, если известны I4=6A,U=60B,R1=R2=R3=24Ом,R4=2Ом.
11.Для цепи составьте уравнения, используя законы Кирхгофа, если E1=24B,E2=26B,R01=0.3Ом, R2=1Ом,R3=12Ом.
Укажите направления токов в ветвях.
12.Для схемы рис.3 известны U=100B,R1=R2=20Ом,R3=R4=80Ом.
Составьте баланс мощностей.
13.Нагрузка соединена звездой под линейное напряжение Uϕ=220B, сопротивление фаз Rф=8Ом,Xlф=6Ом.
Определить фазные токи и напряжения.
14.Проводник длиной 50 см с током 20А внесён в магнитное поле перпендикулярно к направлению поля, магнитная индукция поля В=1.2 Тл. Под действием электромагнитной силы F проводник переместился на расстояние b= 10см. Определить работу, совершённую при перемещении проводника.
15.Составить баланс мощностей по следующим данным схемы Iy=8A, R1=24Ом,R2=5Ом,R3=12Ом,R4=15Ом.
16.Нагрузка соединена треугольником и присоединена к сети трёхфазного тока с линейным напряжением 220В. Определить активную мощность нагрузки, если полное комплексное сопротивление фаз равно Zф=8+j6 Ом.
17.Определить ЭДС индукции в проводнике длиной 10 см, перемещаемся в магнитном поле с индукцией 0.8 Тл перпендикулярно к его линиям, если за время 0.01 с прошёл расстояние 10 см.
18.Составьте баланс мощностей для цепи, если известны U=42B, R1=15 Ом,R2=8Ом,R3=20Ом, R4=30Ом.
19.Нагрузка соединена звездой, в каждой фазе Ra=Rb=Rc=8 Ом, Xla=Xlb=Xlc=6Ом. Линейное напряжение Uϕ = 380 В.
Определить фазные токи и напряжения.
20.Определить комплекс полного сопротивления цепи и привести в трёх формах записи, если известны R1=13Ом, Xl1=20Ом,R2=18Ом,Xc2=30Ом.
21.Для схемы с R=69Ом, Xl=42Ом определить полную комплексную мощность, если U=380 В.
22.Для схемы известны: R=43Ом, Xl=70Ом, Xс=30 Ом, ток I=0.5А. Приведите в трёх формах записи полного комплексного сопротивления и напряжения, приложенное к цепи.
23. Для схемы известны Z1=5+9j, Ом, Z2=17+j15,Ом. Приведите полное комплексное сопротивление в трёх формах записи.
24. Для схемы известны R = 69 Ом, Xl = 42 Ом. Определите полное комплексное сопротивление цепи приведите три формы записи.
25.Для данной цепи известны ЭДС E1=246 B, E2=230 B, R1=0.3 Ом, R2=1Ом, R3 = 24Ом. Укажите направление токов и определите их значения контурных токов.
26.Определить общую ёмкость батареи конденсаторов и энергию, запасённую при условии, что к цепи приложено U=80 B, а ёмкости конденсаторов С1=С2=20 мкФ, С3= 15 мкФ, С4 = 18 мкФ.
27.Составьте баланс мощностей для схемы, если известны Ia = 3A, R1 = 10Ом , R2=5Ом, R3=6Ом,R4=R5=10Ом.
28.Для схемы известны Z1=80+j70(Ом) Z2=75 – j40(Ом). Определите полное
сопротивление в трёх формах записи.
29.Построить векторную диаграмму для цепи, если известны R=43 Ом,
Xl=70 Ом,Xc=3 Ом,I=0.5A.
31.Для схемы построить векторную диаграмму по следующим данным:
R=25 Ом, Xс=15 Ом,U=220 В.
32.Помстроить векторную диаграмму для схемы, если известны R=69 Ом,
Xl=42 Ом, U=380В.
33. Определить для схемы фазные и линейные токи, если Za=Zb=Zc=8+j6 (Ом), линейное напряжение Uac =380 В.
34. Составить баланс мощности для схемы, если известны: I= 10А,
R1 =10 Ом,R2=R3=R4=30 Ом.
Предварительный просмотр:
Колледж космического машиностроения и технологий
Утверждаю
Директор ККМТ
____________И.Ш. Шанаурова
«___»____________201___г.
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
Электротехника и электроника
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
24.02.01 «Производство летательных аппаратов»
базовой/углубленной подготовки
Королев. 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ 4
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.1Формы и методы оценивания……………………………………………..6
3.2 Задания для оценки освоения дисциплины(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)……15
ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ/ВОПРОСОВ ДЛЯПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ………………………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.……………………………………………………………..21
- ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
В результате освоения учебной дисциплины «Техническая механика»обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 24.02.01 «Производство летательных аппаратов»следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.1 Анализировать объект производства: конструкцию летательного аппарата, агрегатов, узлов, деталей, систем, конструкторскую документацию на их изготовление и монтаж.
ПК 2.1 Анализировать техническое задание для разработки конструкции несложных деталей и узлов изделия и оснастки. Производить увязку и базирование элементов изделий и оснастки по технологической цепочке их изготовления и сборки.
ПК 2.2 Выбирать конструктивное решение узла.
ПК 2.3Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
ПК 2.4 Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями ЕСКД.
ПК 3.2 Проверять качество выпускаемой продукции и/или выполняемых работ.
Формой аттестации по учебной дисциплинеявляетсяэкзамен
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний,а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
Уметь: | ||
1. Читать электрические схемы | Умение читать и рисовать электрические схемы | Практическая работа |
2. Проводить расчет параметров элементов электрических схем | Уметь производить расчет электрических схем методом суперпозиции, эквивалентного генератора, контурных токов, | Контрольная работа |
3. Проводить монтаж электрических схем | Разбирать и собирать элементарные узлы элементов электрических схем. Пользоваться измерительными приборами инструментом. | Лабораторная работа |
4. Уметь работать измерительными приборами | Уметь определение шкал измерительных приборов. | Лабораторная работа |
| ||
Знать: | ||
1.Виды электрических машин и механизмов, принцип действия, характеристики; | Производить обслуживание | Самостоятельные работы |
| Собирать простейшие схемы | Самостоятельные работы |
| Знать формулы определения основных параметров зубчатых колес различных видов, валов, осей, шпонок, болтов, шпилек и т.д. | Лабораторная работа |
4.Соединение проводников треугольником и звездой и методы их эквивалентных преобразований.
| Знать как провести расчет при соединении потребителей звездой и треугольником | Самостоятельная работа |
5. Методика прямого расчета неразветвленной магнитной цепи. Методика обратного расчета неразветвленной магнитной цепи. | Знать . Методика прямого расчета неразветвленной магнитной цепи. Методика обратного расчета неразветвленной магнитной цепи. | Расчетно-практическая работа |
6. Электрические материалы и их проводимость | Знать назначения электрических материалов. их предназначение | Практические занятия, решение задач |
7. Условные обозначения электрических схем | Определять основные параметры передач, используя передаточное отношение и передаточное число. | Практические занятия, решение задач |
8. Условие резонанса токов. Векторные диаграммы при резонансе токов, анализ и признаки резонанса токов. | Знать формулы для определения напряжений, и тока при резонансе в колебательном контуре | Контрольные расчетно-графические и лабораторные работы |
9.Свойства полупроводников . | Знать назначения электрических материалов. их предназначение | |
10.Принцип .работы полупроводников . и их устройство . | Знать назначения электрических материалов. их предназначение ,компонентов |
3.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине электротехника и электроника , направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Текущий контроль освоения студентами программного материала учебной дисциплины имеет следующие виды: входной, оперативный и рубежный.
Входной контроль знаний студентов проводится в начале изучения дисциплины с целью определения освоенных знаний и умений (базовых) в рамках изучения общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, а также выстраивания индивидуальной траектории обучения студентов.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы учебной дисциплины, а также стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса.
Формы оперативного контроля (контрольная работа, тестирование, устный опрос, выполнение и защита лабораторных и практических работ, выполнение рефератов (докладов), подготовка презентаций, наблюдение за деятельностью обучающихся).
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела учебной дисциплины. После изучения Разделов №1 и 2 проводится контрольная работа.
Экзамен проводится по окончании изучения дисциплины.
В системе оценки знаний и умений используются следующие критерии:
- «Отлично» – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, владение понятийным аппаратом за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;
- «Хорошо» – если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют некоторые неточности;
- «Удовлетворительно» – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определение понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
- «Неудовлетворительно» – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определение понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач; за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 2
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля | |||
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||
Форма контроля | Проверяемые У, З, ОК, ПК | Форма контроля | Проверяемые У, З, ОК, ПК | |
Раздел 1. Основные элементы электрических цепей. | Экзамен | У5,З 8 ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК 2.3. | ||
. Тема 1.1. Электрические цепи | Устный опрос | ОК1, ОК2, | ||
Тема 1.2. Тема 2. Линейные электрические цепи | Практическая работа | ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, | ||
Тема 1.3. Тема 3. Сложные электрические цепи |
| |||
Тема 1.4. Магнитные цепи | Расчетно-графическая работа | ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК2.3 | ||
Тема 1.5 . Основные электрические понятия и величины | Тестирование, Контрольная работа | У5, ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК2.3. | ||
Тема 1.6. . Последовательный колебательный контур (КК) | Расчетно-графическая работа, Лабораторная работа | У5,З 8 ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК2.3. | ||
Тема 1.7. Параллельный КК | Устный опрос | ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, | ||
Раздел 2: Полупроводники | ||||
Тема 2..1.Полупроводниковые приборы Тема 2.1.Свойства полупроводников | Тестирование, Лабораторная работа, Расчетно-графическая работа | У2, У4, У5, З7, З8, ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК1.1,ПК2.1, ПК2.2, ПК2.3. | ||
Тема2. 2.Работа диода и его устройство | Лабораторная работа, Тестирование | У2, У4, У5, З7, З8, ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК1.1,ПК2.1, ПК2.2, ПК2.3. | ||
Тема 2.3 Стабилитроны | Практическая работа | У2, У4, У5, З7, З8, ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК1.1,ПК2.1,ПК2.2, ПК2.3. | ||
Тема 2.4.Принцип работы тиристора и динистора | Лабораторная работа, Тестирование, Расчетно-графическая работа | У2, У4, У5, З7, З8, ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК1.1,ПК2.1,ПК2.2, ПК2.3. | ||
Тема 2.5. Назначение и принцип работы транзистора | Лабораторная работа, Тестирование, Расчетно-графическая работа | У2, У4, У5, З7, З8, ОК1, ОК 2 ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ПК1.1,ПК2.1,ПК2.2, ПК2.3. |
3.2. Задания для оценки освоения дисциплины(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Оценивающий инструмент | Критерии оценки |
Тест | Проводятся письменно. Время отведенное на процедуру - 30 минут. Неявка – 0 баллов. Критерии оценки определяются процентным соотношением. Удовлетворительно - от 51% правильных ответов. Хорошо - от 70%. Отлично – от 90%. Максимальная оценка – 5 баллов. |
Реферат | Проводится в письменной форме Критерии оценки: 1.Соответствие содержания реферата заявленной тематике (1 балл). 2.Качество источников и их количество при подготовке работы (1 балл). 3.Владение информацией и способность отвечать на вопросы аудитории (1 балл). 4.Качество самой представленной работы (1 балл). 5.Оригинальность подхода и всестороннее раскрытие выбранной тематики (1 балл). Максимальная сумма баллов - 5 баллов. |
Задачи | Проводится в письменной форме. 1. выбор оптимальногометода решения задачи -(1 балл) 2. умение применить выбранный метод –(1 балл) 3. Логический ход решения правильный, но имеются арифметические ошибки в расчетах –(1 балл). 4. решения задачи и получение правильного результата –(2 балла) 5.Задача не решена вообще –( 0 баллов) Максимальная оценка – 5 баллов. |
Расчетно-графические работы | Проводится в письменной форме. 1. Оформление в соответствии с требованиями (1 балл) ; 2. Соответствует методическим указаниям в части структуры (1 балл); 3. Содержание соответствует заявленной тематике (1 балл); 4. Поставленные цели и задачи достигнуты (1 балл); 5. Качественный и количественный состав использованных источников (1 балл). Максимальная оценка – 5 баллов. |
Практическая/ лабораторная работа | 1. Оформление в соответствии с требованиями – (1 балл) 2. Выбор методов измерений и вычислений – (1 балл) 3.Умение применять выбранные методы – (1 балл) 4. Анализ и выводы, отражающие суть изучаемого явления с указанием конкретных результатов – (2 балла) Максимальная оценка – 5 баллов. |
4.ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ/ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
К теме 1.1
- Электрические цепи постоянного тока, возможности их применения.
- Закон Ома для цепи постоянного тока.
- Закон Кирхгофа для цепи постоянного тока.
- ЭДС источника тока, условия ее возникновения и изменения.
К теме 1.2
- Метод эквивалентных сопротивлений и его применение для расчета электрических цепей.
- 1-й и 2-й законы Кирхгофа и их применение для расчета электрических цепей.
- Понятие принципа суперпозиции и его применение для расчета электрических цепей.
- Соединение проводников треугольником и звездой и методы их эквивалентных преобразований.
5.Расчет цепи по законам Кирхгофа.
6. Частичные токи их возникновение. Методика расчета цепей методом наложения.
7. Метод эквивалентных сопротивлений и его применение для расчета Как определяется аналитическим способом равнодействующая пространственной системы электрических цепей.
8.1-й и 2-й законы Кирхгофа и их применение для расчета электрических цепей.
9.Понятие принципа суперпозиции и его применение для расчета электрических цепей.
- Соединение проводников треугольником и звездой и методы их эквивалентных преобразований.
- Расчет цепи по законам Кирхгофа.
К теме 1.3
1 Контурные токи и ЭДС. Расчет цепи методом контурных токов..
2. Узловые потенциалы и токи ветвей. Расчет цепей методом узловых потенциалов и методом узлового напряжения.
3. Эквивалентный генератор. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления эквивалентного генератора (ЭГ). Расчет цепей методом ЭГ
4.Четырехполюсники и система их уравнений.
К теме 1.4
1. Ферромагнитные материалы, их свойства и области применения.
2. Магнитный гистерезис, его особенности и возможности.
3. Применение закона Ома и законов Кирхгофа для магнитны цепей.
4. Методика прямого расчета неразветвленной магнитной цепи.
5. Методика обратного расчета неразветвленной магнитной цепи.
К теме 1.5
1.Электрические материалы и их проводимость
2. Машины постоянного тока
3. Коммутация машин постоянного тока
К теме1.6
1.Последовательный резонанс
2. Резонансная частота, волновое сопротивление и добротность КК.
3. Признаки резонанса напряжений, частотные характеристики, сопротивление и резонансные кривые. Мощность при резонансе напряжений.
К теме 1.7
1.. Параллельный КК, принципиальная схема и основные характеристики.
2..Параллельный КК, условие резонанса токов.
3..Параллельный КК, векторные диаграммы при резонансе, анализ резонанса токов.
4..Параллельный КК, частотные характеристики, сопротивление и резонансные кривые. Мощность при резонансе токов.
К теме 1.8
- Последовательное соединение индуктивно связанных катушек, их векторная диаграмма и общая индуктивность при согласном и встречном включении
- Составление комплексных уравнений по Кирхгофа с учетом взаимной индуктивности
- Параллельное соединение двух индуктивно связанных катушек и их эквивалентное комплексное сопротивление
К теме 2.1
- Свойства полупроводников
- Работа диода и его устройство
- Стабилитроны
- Принцип работы тиристора и динистора
- . Назначение и принцип работы транзистора
- .Выпрямительные устройства
- Дросселя и трансформаторы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОСР
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОСР...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОР
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОР...
КТП по электротехнике для специальности "Автоматизация технологических процессов и производств".
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование "Основы электротехники" для специальность 08.02.01
Календарно-тематическое планирование "Основы электротехники" для специальность 08.02.01 (повышенный и базовый уровни)...