Программа социализации обучающихся
проект

Мурыгина Марина Павловна

Цель программы – поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Моя профессия – мое будущее»

по ПМ.01 «Участие в проектировании зданий и сооружений»

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии по укрупненным группам профессий (УГП) и укрупненным группам (УГС) специальностей:

- 08.00.00 Техника и технологии строительства (профессии: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства, специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)

- 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика (специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование)

- 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства)

Протокол № 1 от “27” августа 2020 г.

Председатель ПЦК __________________ /Л.М. Юденич

Автор: преподаватель Мурыгина М.П.

г. Рославль

2020

     Введение

Формирование личностных качеств, обучающихся в колледже предполагает познавательную деятельность. Соответственно, социализирующая роль колледжа предполагает ориентацию на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде учебной организации.

 Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

Процесс социализации по своей природе тотален (происходит постоянно и воздействует на человека во всех отношениях). Поэтому назначение Программы социализации – привнести в этот процесс вектор направляемой и социально контролируемой социализации и этим помочь молодому человеку понять, как он сам может управлять своей социализацией в дальнейшем, сознательно выстраивая собственный баланс между своей адаптированностью к обществу и обособленностью от общества.

Актуализация программы

Социализация предполагает активное участие обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей, функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обращаться к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума.

  Социальный педагог А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации:

 Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).

 Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).

  Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

Цели социализации:

  • социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного, творческого будущего специалиста;
  • поэтапное создание условий для социализации; 
  • воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного специалиста.
  • получить индивида, адаптивного к социуму, адекватного ему.

Задачей социализации 

  • развитие способности согласования самооценки и притязания с возможностями их реализации в наличной социальной среде;
  • уметь создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.

Основные идеи программы воспитания и социализации:  

«Моя профессия – мое будущее»:

  • Идея актуальной и потенциальной успешности личности обучающихся в процессе самореализации.
  • Идея педагогической поддержки личности обучающихся в процессе самореализации и на пути к успеху.
  • Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
  • Идея стимулирования стремления личности преподавателя и студента к успеху.
  • Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности преподавателя.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, социологический подход к изучению сущности социально-профессиональной социализации заключается в усвоении социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления. Значит, актуально определение роли профессиональной подготовки как компонента социально-профессиональной социализации и рассмотрение факторов профессионально-трудовой среды.

Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван выполнять следующие функции в вопросах становления молодого специалиста:

формирование профессиональных установок, ценностных ориентиров, норм и жизненных идеалов;  

трансляция и распространение культуры, передача поколениями ценностей культуры, норм и моральных ценностей, правил поведения, навыков и   опыта;

Критерии успешности социализации будущих молодых специалистов:

  • мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности;
  • наличия и развития профессионально важных качеств;
  • формирования профессиональной компетентности и профессионального мышления.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся:

социализации обучающихся:

  • Принцип ориентации на идеал.
  • Принцип следования нравственному примеру.
  • Аксиологический принцип.
  • Принцип диалогического общения со Значимыми Другими.
  • Принцип идентификации.
  • Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Успешность процесса социализации, формируемая на этапе колледжа, зависит от степени выраженности мотивации, основанной на интересе к профессии, осознанности и целенаправленности выбора специальности обучения, учебной деятельности и последующего трудоустройства.  Обозначение зависимости процесса и результата социализации обучающихся в период обучения в колледже, служит   основой для формирования решений по усилению социализирующей роли колледжа, осуществлению дальнейшей диагностики процесса социально-профессиональной социализации молодых специалистов.

Социализация обучающихся должна отвечать современным требованиям. Поэтому она должна осуществляться с учетом требований работодателей, учетом современных тенденций.

Сам процесс социализации, процесс обучения должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося.

Ожидаемыми результатами социального проектирования могут стать:

  • повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;
  • реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе. Положительные изменения в сознании подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников;
  • наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;
  • изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Мониторинг социализации состоит в отслеживании индивидуального и коллективного прогресса обучающихся по всем направлениям и формам деятельности, очерченных выше в качестве общих ориентиров.

    Воспитательные результаты любого из видов деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

I уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

II уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом, стремление проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своей страны, своего народа.

 III уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Этот уровень свидетельствует о том, что у обучающегося наблюдаются действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию; конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых).

Потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности.

Этапы реализации программы:

№ этапа

сроки

Содержание работы

1.Подготовительный этап

2020-2021

Изучение и знакомство с документацией по реализации ФГОС основного общего образования. Знакомство с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

2.Практический этап

2021-2022

Осуществление реализации программы, включающей в себя мероприятия по социализации личности подростка (урочная форма, внеурочная форма и др.)

3.Аналитический

2022 г.

Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов деятельности по программе, формирование портфолио по материалам проведенных мероприятий.

       

   

Литература

1.Бухарцева Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации. [Текст]/ Н. Г. Бухарцев — журнал " Педагогическое образование в России». 2011.№ 4

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147; Сорокин П. А. Социальная мобильность. — Москва: Academia: LVS, 2005

3. Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дисс.... канд. наук; Социологические науки: 22.00.04 / Моск. гуманитар. ун-т. — Москва, 2007

4. Войно Л. И. Гуманистическая составляющая образования и ее роль в социализации современной молодежи [Текст]/ Л. И. Войно, И. А. Войно — журнал «Высшее образование в России» 2008. № 12.

5. Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996 6. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994

 7. Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис.... канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации обучающихся

Одним из важных направлений воспитания и социализации современной молодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть со...

Программа социализации обучающихся

Проограмма социализации...

программа социализации обучающихся

разработана программа социализации...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

социализация обучающихся...

Программа социализации обучающихся в колледже

Программа социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здоро...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ « Моя профессия – мое будущее»

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным про...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одним из важных направлений воспитания и социализации современной молодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждени...