Технология использования игровых методов
статья
Предварительный просмотр:
ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»
ДОКЛАД
«Технология использования игровых методов»
Подготовила:
Преподаватель специальных дисциплин
Карпова О.А.
В методической системе профессионального обучения сегодня происходят значительные изменения, связанные с реализацией новых образовательных стандартов. Их реализация предполагает использование, наряду с традиционными, новых педагогических технологий.
В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием.
Опыт преподавания специальных дисциплин показал, что учащиеся, поступающие к нам, недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; в колледж они приходят с низким уровнем сформированности общих умений и навыков. Поэтому теоретический материал в виде лекций усваивается учащимися слабо. Один из эффективных способов решения этой проблемы - введение в учебный процесс игровых элементов.
Сегодня большинство материалов по игровым технологиям обучения предназначено для школьного образования, а систематизированных материалов, раскрывающих возможности, методику и особенности использования игровых технологий в СПО– немного.
Чтобы устранить этот пробел, мною предпринята попытка обобщить имеющиеся практические материалы по использованию игровых технологий на своих уроках.
Я использую игры в качестве части урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля знаний), для закрепления темы урока или части темы программы, усвоения понятийного аппарата терминов и категорий я использую «короткие игры»: тематические викторины, кроссворды, карточки-вопросы.
В качестве примера рассмотрим следующие виды игр:
- Найди 5 видов с/х угодий в квадрате.
П | А | Ш | К | О | А | З |
С | Е | Н | О | С | Л | Е |
А | К | Я | Т | Б | И | Ж |
Д | П | А | С | Е | Щ | Ь |
- Оформить план земельного участка, максимально приблизив его к местности описанной в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня» Граничные точки плана взять условно.
- Заменить топографические знаки словами.
- Работа с карточками по теме «Краткие сведения о земельном фонде РФ», в которых указаны термины и ряд определений.
Задание: подобрать каждому термину верное значение. Студентам предлагается карточка стоимостью 5баллов. За каждый правильный ответ – 0,7 балла.
Карточка
1. Земли с/х назначения
2. Земли промышленности и иного специального назначения;
3. Земли населенных пунктов (НП)
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
5. Земли лесного фонда
6. Земли водного фонда
7. Земли запаса
а) земли за чертой поселений, предназначенные для нужд с/х и предоставлены для этой цели;
б) земли, используемые и предоставленные для развития городских и сельских НП и отделенные городской чертой от земель других категорий.
в) земли, предоставленные соответствующим организациям, предприятиям, учреждениям для выполнения возложенных на них задач
г) земельные участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение.
д) это лесные земли, покрытые и не покрытые лесной растительностью, предназначенные для ведения лесного хозяйства.
е) земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование или аренду, а так же земли выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации.
ж) земли, занятые водными объектами, земли водоохранных объектов, а также земли, устанавливаемые для выделения участков водозабора, гидротехнических сооружений, иных водохозяйственных объектов
(Ответ: 1а, 2в, 3б, 4г, 5д, 6ж,7е.)
- «Номенклатурная цепочка». Студенты по очереди выходят к доске и на карте показывают изученные условные знаки. Первый студент называет и показывает один объект, второй повторяет название первого объекта и показывает свой. Т.е., «цепочка» удлиняется с каждым вышедшим к доске студентом. Здесь тренируется зрительная и слуховая память. Внимание обучающихся концентрируется на работе с картой. Наиболее эффективна эта игра на начальном этапе урока.
- Кроссворд по теме Методические положения формирования экологически однородных территориальных участков.
1. Наклонный участок поверхности Земли, формирующийся в результате действия рельефообразующих процессов, протекающих на суше и на дне морей и океанов.
2. Основное органическое вещество почвы.
3. Схематическая (контурная) географическая карта или план местности.
4. Ориентировка склонов по отношению к странам света.
5. Земельный участок, однородный по качеству, свойствам и производственному назначению земель.
6. Количественная характеристика всех форм прихода и расхода воды в атмосфере, на земном шаре и его отдельных участках.
7. Особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической)природы.
8. Род сельскохозяйственных угодий.
- Игра «Живая цепочка» по теме Условные знаки
На каждый ряд выдается карта с изображением условных знаков. Каждый обучающийся подписывает на этом рисунке название одного угодья и передает следующему. Побеждает тот ряд, который быстрее других запишет правильно названия всех изображенных на карте угодий.
- Игра Аннограммы по теме Современные биотехнологии охраны окружающей среды.
Определение записывается на листке бумаги, текст разрезается на отдельные слова и студенты должны правильно собрать формулировку и ответить, на вопросы.
Биологическая рекультивация – это комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Вопросы
1.Назовите основную задачу биологической рекультивации?
2.Перечислите мероприятия проводимые при биологической рекультивации.
В качестве примера коротких игр приведем интеллектуальную игру «Викторина» по теме «Особо охраняемые природные территории»:
Правила игры:
- В викторине участвуют все учащиеся;
- Каждый вопрос викторины зачитывается 1-2 раза;
- Время на обдумывание – 10 сек.;
- Отвечает тот, кто первым поднял руку;
- За каждый правильный ответ дается жетон, соответствующий 1баллу;
при неправильном ответе право отвечать передается тому, кто первым среагировал на ошибку отвечающего;
- По окончании викторины подсчитывается количество жетонов, набранных каждым участником, выявляется победитель, который получает оценку «отлично»; остальным участникам оценки выставляются в соответствии с количеством набранных жетонов.
Вопросы викторины
1.Природные лечебные ресурсы лечебно-оздоровительных местностей и курортов. (грязи)
2 Оборудованный летний лагерь для автотуристов c местами для установки палаток или лёгкими домиками, местами для стоянки автомобилей (на общей стоянке или непосредственно у жилья) и туалетами. (кемпинг)
3 Основной признак категории земель особо охраняемых территорий и объектов. (ценность)
4 Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)
5 Владелец какой-либо собственности (собственник)
6 Разрешение, утвердительный ответ на просьбу (согласие)
7. Место спаривания и оплодотворение икры молоками самцов у рыб и земноводных. (нерестилеще)
8. Основное предназначение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (лечение)
9.Освоенная и используемая с целью лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и оздоровления особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. (курорт)
10. Основное предназначение земель рекреационного назначения (отдых)
11Территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных или растений, а также другие компоненты природного комплекса. (заказник)
12территория с мало нарушенными природными комплексами, где сочетаются меры по охране природных ландшафтов с возможностями познавательного туризма и отдыха людей – это …(национальный парк)
13 Часть тела, бывает физическим и юридическим (лицо)
14. Узкая протоптанная дорожка без покрытия. (тропа)
15Природный объект, имеющий научное, историческое, культурное и эстетическое значение, охраняемый государством. (памятник природы)
16участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса (заповедник)
17.основное предназначение территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (защита)
18 территории, предназначенные для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности (ботанический сад)
19 территории, которые включают в себя природные комплексы и объекты, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. (природный парк)
20 Нормативно –правовой документ регулирующий правовой режим ООТ и объектов (кодекс)
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий учащимся эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций; таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность и т.п.
В процессе игры учащиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. На мой взгляд игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в своей практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности я использую лишь как часть общего учебного процесса, способного активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...
Использование игровых методов для развития свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми: 1.Стимулировать развитие инициати...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге с переосмы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...
выступление на МО предметников " Использование игровых методов, как средство познавательной активности об-ся на уроках СБО
выступление на МО...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Главными характеристиками выпускника учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, являются компетентность и профессионализм, что требует особого подхода к стратегии и такти...
Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".
В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...