ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
статья

Главными характеристиками выпускника учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, являются компетентность и профессионализм, что требует особого подхода к стратегии и тактики обучения в колледже. Успешность учебной деятельности зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 30.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Главными характеристиками выпускника учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, являются компетентность и профессионализм, что требует особого подхода к стратегии и тактики обучения в колледже. Успешность учебной деятельности зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

В современном колледже деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а так же формированию способностей к самостоятельному, творческому, профессиональному мышлению.

Внедрение игровых форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки обучающихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно игровых методов обучения. При этом термин «игровое обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Игровые методы обучения входят в состав более укрупненных понятий, таких как: активных (интерактивных) методов обучения:

Технология активных методов обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую деятельность [16, с.87].

Активные методы обучения - это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, так как через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через активные методы обучения возможно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования [4, с.127].

Активные методы обучения названы Селевко Г.К. технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» [26, с. 184].

Смысл понятия «игровые методы» (по Кларину М.В.) состоит из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т. е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; «акция» - усиленная деятельность. Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, игровые методы - способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. [18, с.5].

Учебный процесс, опирающийся на использование игровых методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Игровые методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Игровое обучение подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционными, игровые методы в большей мере соответствуют природе педагогического процесса, моделируют конструктивное и продуктивное педагогическое взаимодействие.

Ключевым понятием, определяющим смысл игровых методов, является понятие «взаимодействие» - непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие - процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Педагогическое взаимодействие - это обмен деятельностями между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность другого (других) [9, с. 138].

Таким образом, игровые ситуации, как одно из средств интерактивного обучения - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации педагога и учащихся (педагог - субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъекта образовательной деятельности - учащегося). Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса [8, с.22].

Структурообразующим признаком игровых методов обучения является взаимодействие учащегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесторонняя работа с этим опытом. Опыт учащегося является в обучении главным источником учебного познания [1, с.154].

При реализации игровых методов доминирует в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность преподавателя (преподавание), а деятельность учащегося (учение). Активность преподавателя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы в познавательной деятельности. Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную познавательную деятельность учащихся по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем. [5, с.6].

Определяющим признаком игровых методов обучения, в том числе, игровых ситуаций, является проявление активности учащимися и сочетание, взаимосвязь физической (передвижение по аудитории, смена рабочего места, рисование, осуществление записей и т.д.), социальной (обмен мнениями, смыслами, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.) одновременно [5, с.6].

Активности (интерактивности) учащихся способствует и сочетание в игровых методах общих организационных форм педагогического взаимодействия: фронтальной, групповой, парной и индивидуальной. Практически каждый метод предполагает взаимосвязь и сочетание фронтальной (со всеми учащимися), а также групповой (выполняемой в творческих группах), парной (выполняемой в парах) и индивидуальной работы учащихся [5, с.7].

Существуют и другие признаки, и инструменты игровых методов обучения:

Антропологическая направленность.

Полилог - возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме и возможность для участников высказать эту точку зрения, какой бы она ни была, отказ от права на абсолютную истину и педагога и учащихся.

Диалог - предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия, это восприятие учащегося педагогом как личности, как индивидуальности, приятие и принятие учащегося, независимо от его индивидуальных, половозрастных особенностей. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу; взаимная помощь в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; преодоление конформизма в суждениях.

Мыследеятельность - заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Педагог не транслирует готовые знания в сознание учащихся, а организует самостоятельную познавательную деятельность последних, реализуя при этом:

а) проблемное обучение;

б) самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

в) сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой);

г) обмен мыслями между участниками педагогического взаимодействия.

Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения, строительства) учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания о предметах и явлениях окружающей действительности, по обсуждаемой (изучаемой) проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни; рефлексия смысла с позиций своей индивидуальности; понимание и умение объяснить другим смысл изучаемого (рассматриваемого) явления или процесса, события, ситуации. Смыслотворчество в педагогическом процессе предполагает не только создание смыслов участниками, но и обмен этими смыслами, последствием чего является соотношение учащимися (и педагогом) своих индивидуальных смыслов с другими смыслами, обогащение своего смысла о предмете, явлении. Результатом, продуктом смыслотворчества педагога и учащихся является новое содержание педагогического процесса.

Межсубъектные отношения.

Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию. Это возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность сознательного регулирования и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; готовность и возможность самостоятельно действовать и взаимодействовать с кем-либо; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха - целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, радости, проявлению спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Позитивность и оптимистичность оценивания учащихся - ведущее из условий создания ситуации успеха.

Позитивность, оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося. Это потребность педагога возвысить (но никак не унизить) человеческое достоинство учащегося, недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого, опора в оценке деятельности учащегося на положительное. Это проявление педагогом положительных эмоций в осуществлении процедуры оценивания. Но в то же время, это и право учащихся на самооценку, оценку деятельности педагога, состоявшегося педагогического взаимодействия.

Вариативность.

Рефлексивность - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия, актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации, это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины этих изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.

Все перечисленные признаки современного педагогического взаимодействия обусловливают друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу использования в педагогическом процессе игровых методов [9, с.139].

Игровые формы восприятия нового учебного материала формируются в педагогическое взаимодействие и является альтернативой традиционному педагогическому воздействию. Приоритетами современного педагогического процесса являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие как атрибут авторитарно-императивного, личностно отчужденного педагогического, процесса направлено, прежде всего, на формальное выполнение обязательной учебной программы. [5, с.9]

Существуют различные классификации активных (интерактивных) методов обучения:

1.        По Ю.С.Арутюнову (в основе наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей) (таблица 1.1) [3, с. 21]:

Таблица 1.1

Классификация активных методов обучения по Ю.С.Арутюнову

Неимитационные

Имитационные

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение

Анализ конкретных ситуаций

Деловая игра

Практическое занятие

Имитационные упражнения

Игровое проектирование

Семинар

Действие по инструкции

Разыгрывание ролей

Дискуссия

Проблемная лекция

Конференция

2. По О.С.Анисимову (в основе: обеспечиваемый результат):

традиционные - лекции, семинары, практические занятия, тренинги (обеспечивают функцию трансляции),

новые (имитационные) (обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых),

новейшие - инновационные игры, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные (обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития [2,с.54];

3.        По Беспалько В.П. (в основе: ведущая функция в педагогическом взаимодействии):

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации - способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации, основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале занятия, внеклассного мероприятия и т.п.) для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Назначение методов этой группы - формирование положительной мотивации в предстоящей деятельности, взаимодействии, развитии спектра позитивных эмоций и чувств. К методам этой группы относятся:

а) метод «Прогноз погоды»;

б) метод «Аллитерации имени»;

в) метод «Имя и жест»;

г) метод «Поменяемся местами»;

д) метод «Заверши фразу»;

е) метод «Комплимент»;

ж) метод «Подари цветок»;

з) метод «Если бы я был явлением природы…»;

и) метод «Опасение и ожидания».

Методы организации обмена деятельностями. Методологической основой организации и осуществления методов данной группы является признание деятельности ведущим средством и условием развития участников педагогического процесса. Методы этой группы предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельностей педагога и учащихся, т.е. специально организованная деятельность педагога провоцирует учащихся на соответствующую деятельность и наоборот. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития. Среди ведущих условий реализации игровых методов обмена деятельностями отметим соблюдение структуры деятельности. К методам этой группы относятся:

а) метод «Метаплан»;

б) метод «Мастерская будущего»;

в) метод «Аквариум»;

г) метод «Интервью»;

д) метод «Перекрестные группы»;

е) метод «1х2х4»;

ж) метод «Круглый стол»;

з) метод «Пресс-конференция»;

и) метод «Мозаика»;

к) метод «Нормы взаимодействия" (желательно, обязательно, нельзя).

Методы организации мыследеятельности - создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций; в их основе лежит организация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся и педагога, которая является критерием и одним из ведущих условий личностно-ориентированного педагогического процесса. Смысл мыследеятельности состоит в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся, являющейся основой познавательной деятельности человека, основой развития мышления. Организация мыследеятельности заключается в:

выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);

обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса; смене и разнообразии видов и форм мыслительной, познавательной деятельности; сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

проблемном обучении; использовании в педагогическом процессе развивающих (продуктивных) педагогических технологий;

смыслотворчестве учащихся и педагога; рефлексии.

К игровым методам этой группы относятся:

а) метод «Четыре угла»;

б) метод «Цветные фигуры»;

в) метод «Чье это»;

г) метод «Выбор»;

д) метод «Логическая цепочка»;

е) метод «Смена собеседника»;

ж) метод «Дюжина вопросов»;

з) метод «Самооценка».

Методы организации смыслотворчества - ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла. К методам данной группы относятся:

а) метод «Заверши фразу»;

б) метод «Ассоциации»;

в) метод «Алфавит»;

г) метод «Работа с понятиями»;

д) метод «Интеллектуальные качели»;

е) метод «Минута говорения»;

ж) метод «Аллитерация понятия»;

з) метод «Сочиняем рассказ».

Методы организации рефлексивной деятельности - направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов, позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого. К методам данной группы относятся:

а) метод «Рефлексивный круг»;

б) метод «Рефлексивная мишень»;

в) метод «Мини сочинение»;

г) метод «Ключевое слово»;

д) метод «Зарядка»;

е) метод «Анкета-газета»;

ж) метод «Цепочка пожеланий»;

з) метод «Заверши фразы»;

и) метод «Острова»;

к) метод «Рефлексивный ринг».

Интегративные методы (игровые ситуации) - являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются все ведущие функции игровых методов. Метод интерактивной игры интегрирует в себе все вышеназванные методы: создания благоприятной атмосферы; организации коммуникации; обмена деятельностями; мыследеятельности; смыслотворчества; рефлексивной деятельности. Интерактивная игра является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса. К данным методам относятся:

а) интерактивная игра «Икебана»;

б) интерактивная игра «Биоценоз»;

в) интерактивная игра «Давай, делай»;

г) интерактивная игра «Гостиница»;

д) интерактивная игра «Школа» [5, 10].

Каждый реализованный отдельный игровой метод и группа игровых методов - это комплекс педагогических условий, представляющий собой целенаправленно создаваемую участниками педагогического процесса (прежде всего педагогом) среду, систему средств, взаимодействий для развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих методов обучения в учебном процессе по профессии "Автомеханик"

Массовая автомобилизация  качественно изменила обстановку на улицах городов и на дорогах страны. В этих условиях важнейшее значение приобретают вопросы обеспечения безопасности дорожного дв...

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка "Использование  современных методов обучения при  различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса"...

Круглый стол: «Использование мультимедийных средств обучения в учебном процессе».

Сценарий круглого стола в рамках проведения педагогической мастерской...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В докладе «Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе» раскрываются общие методы и форма обучения, и в частности в производственном обучении цель и методы....