Использование игровых методов для развития свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.
консультация на тему
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
1.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении.
2. Развивать способность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.
3. Развивать ситуативно0-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
4. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svobodnogo_obshcheniya.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №760 им.А.П.Маресьева
СП №1848
Использование игровых методов для развития свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.
Воспитатель Косенко А.В.
Москва
Развиваем речь и коммуникативные способности детей
Задачи воспитания и развития детей
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
1.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении.
2. Развивать способность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.
3. Развивать ситуативно0-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
4. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности:
1.Развивать связную монологическую речь: учить детейсоставлятьописательные рассказы о предметах иобъектах, описательные рассказы по картинкам.
2. Развивать диалогическую речь: учить формулироватьвопросы, использоватьэлементы объяснительной речи.
3. Развивать словарь детей посредством знакомствадетей со свойствами икачествамиобъектов.
4. Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка,правильного словопроизношения.
5. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности впроцессе общения.
Задачи напрактическое овладение нормами речи:
1.Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания,благодарности, обращения с просьбой.
2.Развивать умение использовать вежливые формы обращения кнезнакомым людям.
3.Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседникуспомощью средств речевого этикета.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитатель создаетусловия для того, чятобыребенок мог охотно вступатьв речевоеобщение с с окружающими, задавать вопросы, отвечать на них, рассказыватьособытиях. Дети учатся участвоватьв коллективном разговоре, поддерживать общуюбеседу, неперебивать собеседника.
В процессеобщения дети учатся адекватнореагировать на эмоциональноесостояниесобеседника (выразить сочувствия, помочь, пожалеть).
Стремятся ксамоутверждению в коллективе сверстников, проявляют избирательностьво взаимоотношениях, предпочтения ввыборе партнеров по играм иобщению.
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.
Связная речь. Дети осваивают умениядиалогической речи: пользуютсяразнымитипами предложений, замечают неточности и ошибки всвоей речи и вречитоварищей, доброжелательно исправляют их; формулируют вопросыпоисковогохарактера («Почему?», «Зачем?», «Для чего?»).
Осваивают умения монологической речи: составляют описательныерассказы опредметах, рассказыиз личного опыта; самостоятельно пересказываютлитературныепроизведения, составляют описательные загадки и загадкисосравнением, пользуются элементарными формами объяснительной речи.
Словарь. Дошкольники осваивают и используют вречи новые слова.Названияпредметов и материалов, изкоторых они изготовлены. Названияживыхсуществ и сред ихобитания, некоторых трудовых процессов (кормление животных,стирка белья и т.п.). Слова, обозначающие частипредметов, живых организмов,жизненныхявлений, их свойства икачества - цветовые оттенки, вкусовые качества,степени качества объектов (мягче, холоднее ит.п.), явлений (холодно, мокро).
Слова, обозначающие видовыекатегории с указанием характерныхпризнаков (чашкии стаканы, платья и юбки, стульяи кресла)..
Слова, обозначающиенекоторые родовые и видовые обобщения(игрушки, посуда,животные, растения и др.), атакже лежащие в основе этихобобщений существенныепризнаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то,чтонеобходимо людям для еды, приготовления и хранения пищии т.д.).
Слова ивыражения, необходимые для установления отношенийс окружающими: словаприветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального самочувствия идругие.
Грамматическая правильность речи. Дети осваиваютумение свободно пользоваться вречи простымипредложениями (полными, распространенными с однороднымичленами). Для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связейиспользуют сложно-подчиненные предложения. Правильно используют суффиксы иприставки присловообразовании. Учатся самостоятельно пользоваться системойокончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильногооформленияречевого высказывания.
Звуковая культура речи. Детиовладевают произношением наиболее трудных звуков(шипящих, свистящих, сонорных звуков). К пяти годамдети чисто произносятвсезвуки, четко воспроизводят фонетическийи морфологический рисунок слова.
Учатся говоритьвнятно, в среднем темпе, голосов средней силы; эмоционально,выразительночитать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса иритм речи.
Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники знаюттермины «слово», «звук»,правильно понимаюти учатся использовать их.
Знают, чтослова бывают длинными и короткими.
Учатся сравниватьслова по протяженности.
Учатся звуковомуанализу слова: самостоятельно произносить слова, интонационноподчеркивая в них первыйзвук; узнавать слова на заданныйзвук, различать на слухгласныеи согласные звуки.
Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Детиосваивают умениеиспользовать в знакомых ситуацияхобщения вариативные Формыприветствия, прощания, обращения с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.
При обращениик сверстнику называть его имя, квзрослому – имя и отчество.
При обращениик незнакомым людям использовать вежливыеформы: «скажите,пожалуйста», «будьте добры», «извините за беспокойство».
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (что нас радует)
ü Ребенок проявляет инициативу и активность вобщении; решает игровые и бытовыезадачипосредством общения со взрослыми исверстниками; узнает новую информацию,выражаетпросьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; безнапоминания взрослогоздоровается и прощается, говорит«спасибо» и «пожалуйста».
ü Инициативен в разговоре, отвечаетна вопросы, задает встречные. Проявляетинтерес и самостоятельность в использованиипростых форм объяснительной речи.
ü Все звуки произноситчисто, пользуется средствами эмоциональной и речевойвыразительности.
ü Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, снебольшой помощью взрослогосоставляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
ü Проявляет словотворчество, интерес к языку, различаетпонятия «слово», «звук».Вычленяет первыйзвук в слове, слышитслова с заданным первымзвуком. Различает наслух гласныеи согласные звуки.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
ü Ренбенок малоактивен в общении, непроявляет инициатьивы, избегает общения сосверстниками.
ü Не способен датьобъяснений, не владеет формамиобъяснительной речи.Затрудняется впостроении развернутых предложений.
ü В его речиотмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает. Припересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательностьсобытий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передаютособенности предметов. Не проявляет иликрайне редко проявляет словотворчество.
ü Не различает «звук» и «слово». Выделяет первыйзвук в слове толькос помощьювзрослого. Не различает наслух гласные и согласные звуки.
Развиваем речь и коммуникативные способности детей
Задачи воспитания и развития детей.
Задачина развитие свободного общения со взрослыми идетьми.
1.Развивать умение строить общение с разными людьми.
2.Способствовать проявлению субъективной позиции ребенка в речевом общении.
3.Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позицииребенкапосредством осознания своего социального положения в детском сообществеи вовзрослом окружении
Задачина развитие всех компонентов устнойречи детей в различныхвидах детскойдеятельности.
1.развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами;понимать при восприятии художественнойлитературы и использовать всобственнойречи средства языковойвыразительности – метафоры, образные сравнения,олицетворения.
2.Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальныеспособности и возможности детей.
3.Воспитывать интерес к языку иосознанное отношение детей к языковымявлениям.
4.Развивать умения письменной речи.
Задачина практическое овладение нормами речи.
- Расширятьпредставления детей о содержанииэтикета людей разныхнациональностей.
- Развиватьумение осознанного выбора этикетной формы в зависимостиотситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
- Развиватьумение отбирать речевые формулы этикета для эмоциональногорасположения собеседника.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети.
Связная речь. Детиовладевают умениями пересказывать литературныепроизведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание,выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; использовать разныевидыпересказа (пересказ по ролям, близкок тексту, от лица литературногогероя). Учатсяиспользовать авторские средства выразительности речи. В описательныхрассказахучатся передавать свое эмоциональное отношение. Составляют повествовательныерассказы по картине, изличного и коллективного опыта, по набору игрушек; строятсвой рассказ, соблюдаяструктуру повествования. Учатся различать литературныежанры.
Осваивают умениесамостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов.В творческих рассказах используют личный и литературный опыт, индивидуальныеинтересы и способности.
Внимательно выслушиваютрассказы сверстников, помогают им в случаезатруднений,замечают речевые и логические ошибкии доброжелательно и конструктивноисправляютих.
Учатся самостоятельноиспользовать в процессе общениясо взрослыми и сверстникамиформыречи – рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речевоепланирование.
Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ4- 5 –звуковых слов; интонационноевыделениезвуков в слове, составлениесхемы звукового анализа слова, выделениеударногозвука в слове. Ориентацияна листе, выполнение графическихдиктантов.Развитие мелкой моторики рук. Чтение простыхслов. Отгадывание детскихкроссвордов и ребусов.
Словарь. Дети овладевают умениямиадекватно и точно выражатьсвои мысли;выполнять операциюклассификации – деление понятий на группы наоснове выявленныхпризнаков (посуда – кухонная, столовая, чайная).
Учатся находитьв художественных текстах и понимать средстваязыковойвыразительности.
Звуковая культура речи. Проводится автоматизациясложных для произношениязвукови коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Грамматическая правильность речи. Ребенок овладеваетумениями:образовывать сложные слова посредством слияния(пылесос, мясорубка); замечатьграмматические ошибки в речи сверстникови исправлять их; самостоятельноиспользовать вречи разные типы предложений всоответствии с содержаниемвысказывания.
Практические овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети овладевают умениемиспользовать этикетные формулы эмоциональноговзаимодействия с людьми вситуациях приветствия, прощания.
Учатсянаходить уместные движения, позы, выражение лицав ситуациях общения сразными людьми; находить ответы и правильно использоватьправила этикета в новыхситуациях(кто здоровается первым при встрече, почемуследует вставать приприветствии, почемунельзя держать руки в карманах, и прощаться через порог).
Упражняются в умении представитьсвоего друга, познакомиться,предложитьсвою дружбу, сделать комплименты другим и принять их. Дошкольникиучатся следовать правилам этикета в тяжелых жизненныхобстоятельствах, осваиваютформулы речевого этикета в процессе спора.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка.
ü Ребенок может организовать детейна совместную деятельность, вести деловойдиалогсо взрослыми и сверстниками. Свободновступает в общение сразными людьми:легко знакомится, имеетдрузей.
ü Проявляет интерес к общению сосверстниками и взрослыми: задаетвопросы,интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельностии событиях ихжизни. Судовольствием участвует в разгадывании ребусов, кроссвордов, предлагаетсловесные игры, читает отдельныеслова, пишет печатными буквами, проявляетинтерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе,отличаетсябогатством литературного опыта, имеет предпочтенияв жанрах литературы,темах произведений.
ü Самостоятельно может привлечь сверстниковк общению. Самостоятельно используетосвоенные речевые формы в процессеобщения со сверстниками ивзрослыми (рассказ,речь – доказательство, объяснения, речь– рассуждение).
ü Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы ипредложения приобсуждении спорных вопросов. Является инициатором обсужденийсобытий в группе, организаторомколлективных игр, предлагает творческиесловесныеигры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).
ü Имеет свою точкузрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позициювколлективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения,владееткультурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеетпринять позицию собеседника.
ü Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересныеоригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагаеттворческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевойдеятельности:сочиняет загадки, сказки, рассказы.
ü Речь чистая, грамматическиправильная, выразительная. Звукопроизношение внорме. Ребенокустанавливает правильные лексико-грамматические отношения междучленами предложения, приобретает навыки словообразования. Владеет всемисредствами звуко- слогового анализа и синтеза слов, определяет основныекачественные характеристики звуков в слове, местои последовательность звуков вслове. Овладеваетспособами анализа и синтеза словесногосостава предложения спредлогами ибез них. Проявляет интереск чтению, самостоятельно читает слова.Имеет навыкиработы в тетради, умеютписать буквы печатным шрифтом.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
ü Ребенок не проявляет интереса к общению сосверстниками, не стремитсяксотрудничеству с ними привыполнении заданий, поручений. Общается сограниченным кругомблизких людей, не имеетдрузей.
ü Неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется ввыполнении творческихзаданий (придумать загадку, поучаствовать в сочинениисказки), не использует формы речи - рассуждения. Не проявляет интереса кписьменной речи.
ü В обсуждениях испорах принимает позицию других, не пытаясь настоятьнасобственном мнении, не проявляет творчествав процессе общения и речи.
ü Используемые формулы речевого этикета однообразны, правила этикета соблюдаеттолько при напоминании взрослого.
ü Допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звуковогоанализа слов. Не замечаетошибок в произношении идифференциации звуков. Неумеет читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге с переосмы...
выступление на МО предметников " Использование игровых методов, как средство познавательной активности об-ся на уроках СБО
выступление на МО...
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Курсовая работа на тему:«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Главными характеристиками выпускника учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, являются компетентность и профессионализм, что требует особого подхода к стратегии и такти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье актуализируется проблема самоопределения будущих педагогов в системе СПО, которая связана с сохранением мотивации выпускников педагогических колледжей к продолжению образования в педагогическ...
Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ....