Творческий проект по теме: Строительство в русских пословицах и поговорках
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_stroitel.docx | 146.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Тарусский многопрофильный техникум»
Творческий проект по теме:
Строительство в русских
пословицах и поговорках
Автор:
Студент 2-го курса специальности «Штукатур»
Руководитель: Голышева Ульяна Львовна
Преподаватель специальных дисциплин
Таруса
2020
Содержание
- Введение
Актуальность выбранной темы…………………………………………….
Тип проекта…………………………………………………………………….
Участники проекта……………………………………………………………
Образовательные области
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Гипотеза
Цель работы
Задачи работы
Сроки реализации проекта
2.Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Разработка проекта
Оценка результатов
Защита проекта
- Результат
- Информационные ресурсы
1.Введение
Актуальность выбранной темы
Эпиграф проекта: «Русские народные пословицы и поговорки мудростью богаты»
Русский национальный характер формировался под влиянием русской национальной культуры, многие говорят о загадочной русской душе, не понимая, почему русского человека сложно понять. Русский национальный характер отражен не только в поведении русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, грекам, римлянам.
Пословицы и поговорки учат нас, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и нравственным нормам законов народной жизни.
Не стала исключением и строительство как бытовая сторона, сопровождающая жизни каждого человека. Материалы, приспособления, специальности и многое др. нашло свое достойное место в пословицах и поговорках.
- Вовремя не построишь, так все дело расстроишь.
- Каков маляр, такова и окраска.
- Каков строитель, таков и дом.
- Каков строитель, такова и обитель.
В настоящей работе мы исследуем устное народное творчество в пословицах и поговорках и его связь со строительством потому как в рамках программы профессиональной подготовки мало изученная. Мы хотим воспитать учащихся расширить знания по строительству, уважения к труду. С помощью этой работы у учащихся расширяться знания по русскому творчеству, национальной культуре, пополнится словарный запас.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: обучающиеся группы профессиональной подготовки профессии «Штукатур»
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение литературы, труд, безопасность.
Объект исследования – устное народное творчество России.
Предмет исследования – строительство в пословицах и поговорках.
Методы исследования – сбор информации, беседы.
Сроки реализации проекта: среднесрочный, длился в течение трёх недель:
Гипотеза: У пословицы есть ответ на все случаи жизни.
Исходя из этого, мы решили обратиться к данной теме и проследить, как взгляд на строительство у русского народа отразились в его фольклоре, т.е. в пословицах и поговорках.
Мы должны научиться:
- видеть проблему
- уточнить значение некоторых из них
- работать с научной и художественной литературой
- развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
- самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- приобрести знания о русском фольклоре
- бережно относиться к русской истории
Цель работы – сформировать у учащихся представление о связи строительства и русского фольклора, пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.
Задачи работы:
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества.
- Выявить частоту употребления строительных терминов в пословицах и поговорках
- Исследования сборников пословиц и поговорок.
- Бережное отношение к национальной культуре.
- Обогатить познавательный опыт учащихся
- Формировать представление о строительстве (разнообразие профессий, терминов, материалов).
Этапы работы над проектом
Этап 1. Подготовительный этап
- Определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, подбор литературы о строительстве, профессиях, фольклоре, иллюстраций, сбор и классификация по разделам (пословицы, поговорки) постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Группа получает задания:
-Подбор художественной литературы о строительстве:
-Подобрать несколько пословиц или поговорок о строительстве;
- Строй, да достраивай.
- Построили канал — свет засиял.
- Добивайся успеха хорошего: строй быстро и дешево.
- Оформить несколько пословиц и поговорок с иллюстрациями;
Клеек да рубанок столяру отцы родные
Дело мастера боится
Каков строитель, таков и дом
Кто любит труд, того люди чтут.
Каков маляр, такова и окраска.
-Выписать пословицы и поговорки, в которых встречается тема относящиеся к строительству, ремеслу, труду:
- Кто строит, тот и отвечает.
-Без труда не выложишь и плитку никуда;
-Когда человек трудолюбив, то и земля не ленится;
-Мастерство за плечами не носят;
-Обучишь молодежь — быстрее стройку поведешь.
Этап 2. Разработка проекта
-Сбор и уточнение информации;
- Совместный подбор пословиц и поговорок о строительстве.
-Придумывают задания с использованием пословиц и поговорок.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Этап 3. Оценка результатов
-Анализ выполнения проектных заданий.
Учащиеся участвуют в подготовке к представлению собранного материала с выполнением творческого проекта в презентации.
Этап 4. Защита проекта.
-Презентация проекта
Информационные ресурсы
Список литературы:
Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д.Арутюнова. - М., 1999.- Благова, Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе / Г.Ф.Благова. - М., 2000.
- Валгина, Н. С. Современный русский язык / Н.Г.Валгина, Д.Э.Розенталь. - М.: Просвещение, 1997.
- Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т.Г.Винокур. - М., 1993.
- Глухих, В. М. О благозвучии пословиц и поговорок /В.М.Глухих //Русская речь, 1997.
- Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М., 1955.
- Жигарина, Е.Е. Функциональный характер и вариативность пословиц в современном бытовании/Е.Е.Жигарина. – М., 2005.
- Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П.Жуков. - М., Русский язык, 1993.
- Иллюстров, И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках: Сборник пословиц и поговорок / И.И.Иллюстров. - СПб, 1910.
- Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
Ход презентации
- Пословицы и поговорки. (Слово педагога)
Русский национальный характер формировался под влиянием русской национальной культуры, многие говорят о загадочной русской душе, не понимая, почему русского человека сложно понять. Русский национальный характер отражен не только в поведении русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках. Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, грекам, римлянам.
Отношение к ним выразилось во многих изречениях:
«Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится».
Пословицы и поговорки учат нас, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и нравственным нормам законов народной жизни. Не стала исключением и строительство как бытовая сторона, сопровождающая жизни каждого человека. Материалы, приспособления, специальности и многое др. нашло свое достойное место в пословицах и поговорках.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Т.ж. говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе («На всякого Егорку есть поговорка»).
«…в них есть все: издевка, насмешка, попрек , словом – все шевелящее и задирающее за все живое» Н.В.Гоголь. Народ говорил: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Пословица – содержит законченную мысль.
Поговорка - часть суждения без вывода.
Работа по собиранию пословиц начинается с XVII – это были рукописные сборники, их составители неизвестны.
- Выступление учащегося. Презентация работ учащихся
-Оформленные творческие работы пословиц и поговорок с подобранными иллюстрациями.
-Рассказ учащегося о пословицы и поговорки, в которых встречаются инструменты, материалы, относящиеся к строительству и ремеслу (пословицы и поговорки).
2. Выступление преподавателя о пословицах и поговорках, о труде и строительстве, ремесле.
- Каков строитель, такова и обитель! Эта пословица о профессиональных качествах мастера, как он выполняет свое дело плохо или хорошо.
- Дело мастера боится. Пословица говорит о том, что умелому, знающему человеку (мастеру) любое дело не страшно, он с ним быстро и хорошо справляется.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Эта пословица о человеке, который любит трудиться и всегда занимается трудом.
- Построить здание – надо иметь знание. Эта пословица о человеке, который обладает знаниями, грамотный и может применить свои знание в дело.
- Строй, да достраивай. Эта пословица о человеке, который начал дело и его следует доделать.
- Маляры пришли втроём, обновили старый дом. Пословица о людях умеющих и знающих свое дело, которые качественно красят.
- Ремесло — золотой кормилец. Пословица о людях, которые получили профессию и умеющих применить ее в деле.
Задание: Собери пословицу
Штукатуры
Хочешь жить долго и пила плохая.
Построить здание не плетень заплести.
Дом возвести строй деревянный дом.
У плохого мастера надо иметь знание.
стены правят
Задание. Прочитай пословицу по слогам в порядке возрастания цифр.
8 ди | 24 ся | 16 тым | 3 с | 15 бы | 18 тер |
13 но | 4 тер | 20 вом | 9 не | 21 гор | 1 С |
22 дя | 19 ст | 2 ма | 5 ст | 6 вом | 11 дят |
7 лю | 17 мас | 12 ся | 10 ро | 14 до | 23 т |
Ответ: С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся
2. Кроссворд, викторина, игры с пословицами.
1. Вставить из множества рисунков тот, который подходит в пословицу.
- Не бравшись за…………….., избы не срубишь. (Топор)
- Каков………………такова и окраска. (Маляр)
- И гладко стружит, и стружки ………. . (Кудрявы)
- Без……………..как без рук. (Ремесла)
- Первый ……….строишь врагу, второй - на продажу, третий - для себя
(Дом)
- Сварщики железо плавят, ……………. стены правят (Штукатуры)
2.Собери части пословицы
● У плохого мастера и
пила плохая.
● И гладко стружит,
и стружки кудрявы.
● Есть у мастера сноровка –
водит кистью очень ловко.
● Хочешь, чтоб дом долго стоял,
строй каменный....."
● Кто строит,
тот чего-нибудь да стоит.
В приведенных ниже пословицах и поговорках определите последнее слово, которое должно стоять вместо многоточия. Впишите эти слова в вертикальные ряды фигуры. Тогда в выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... .
2. Скучен день до вечера, коли делать ... .
3. Кончил дело – гуляй ... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... .
5. Поспешишь – людей ... .
6. Хочешь много знать, надо мало ... .
7. Умелые руки не знают ... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... .
10. Семь раз примерь – один раз ... .
11. Без труда не вынешь рыбку из ... .
12. На чужую работу глядя, сыт не ... . (Или С разговорами сыт не ... .)
13. Что посеешь, то и ... .
14. У работящего в руках дело огнем ... .
15. Труд человека кормит, а лень ... .
16. Делу время – потехе ... .
17. Куй железо, пока ... .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня. 5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо.
По горизонтали: Дело мастера боится.
Защита полученных результатов и выводов
В ходе работы над проектом ребята узнали
Что такое пословица?
Жанр фольклора (устного народного творчества).
Краткое изречение с поучительным смыслом.
Пословица- “ходячая, житейская” философия народа.
Чем пословица отличается от поговорки?
ПОСЛОВИЦА – законченная мысль.
ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли.
Оценивание результатов проекта
Нашли любимые пословицы в литературе, преобладающие в общении
Пословица | Кол-во выборов | Место |
Дом возвести – не плетень заплести. | 9 | 3 |
Дело мастера боится. | 12 | 1 |
Каков маляр, такова и окраска. | 10 | 2 |
Одно кривое окно весь фасад портит. | 5 | |
Правой рукой строит, а левой ломает. | 2 | |
Долго строится — стоимость утроится. | 4 | |
Построили канал — свет засиял. | 6 | |
Кто строит, тот и отвечает. | 1 |
|
Вовремя не построишь, так все дело расстроишь. | 1 |
|
Обучишь молодежь — быстрее стройку поведешь. | 1 |
|
Добивайся успеха хорошего: строй быстро и дешево. | 3 |
|
У плохого мастера и пила плохая. | 1 |
|
При обсуждении полученных данных выяснили, что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц, и что даже есть пословицы, и поговорки которые относятся к разной сфере деятельности человека.
Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь
Кто любит трудиться, тому ……… (без дела не сидится) и т.д.
В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Результат: У учащихся сформирована система знаний о строительстве и использование строительных терминов в русском языке, литературе. Расширилась познавательная активность учащихся, расширились знания о строительной терминологии и использовании терминов в русском языке. Уважение к русской культуре, обогащение словарного запаса. Узнали много новых пословиц и поговорок. Учащиеся способны сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности. Материалы, собранные в процессе работы можно использовать в учебном процессе и в воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"
Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...
учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками
Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по...
Методическая разработка. Пословицы и поговорки на уроках английского языка.
Методическая разработка "Пословицы и поговорки на уроках английского языка" раскрывает такие вопросы, как: первоисточники английских пословиц и поговорок, использование пословиц и поговорок в произнош...
Творческий проект по теме: «Казачье подворье»
Творческий проект «Казачье подворье» направлен на пропаганду казачьей культуры, организации досуга учащихся. Проект выполняется учащимися совместно с педагогом. Самостоятельная работа учащ...
«Животные в английских пословицах и поговорках и их русские и кумыкские эквиваленты» Исследовательский проект по английскому языку
laquo;Животные в английских пословицах и поговорках и их русские и кумыкские эквиваленты»Исследовательский проект по английскому языку ...
Творческий проект по теме: «Волшебный мир гипса и цемента»
Презентация. Творческий проект по теме: «Волшебный мир гипса и цемента»...
Творческий проект по теме: " Приготовление яблочной шарлотки"
творческий проект...