учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками
учебно-методический материал на тему
Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по ознакомлению с пословицами и поговорками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch-met._material-poslovitsy_14g.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ Педагогический колледж №8 2014 год
Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по ознакомлению с пословицами и поговорками.
Рекомендации:
1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. Например: *«И готово, да бестолково» (бестолково – непонятно, по-глупому, неумно) *«У стряпухи Дарьи целый день аварии» (стряпуха – простореч.- женщина, занимающаяся стрепнёй, кухарка; стряпня – устар., разг. кушанье) *«Не всякий столб - околица, не всякая речь - пословица» (околица - изгородь
вокруг села; пословица – краткое народное изречение) 3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.
Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов. 4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа. 5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
- во время умывания, одевания: «Поспешишь - людей насмешишь» «Семеро одного не ждут» «Каков мастер - такова и работа» «Тяп-ляп не выйдет корабль» «Наскоро делать - переделывать» «И готово, да бестолково» «На охоту ехать - собак кормить» и др.
- в процессе трудовой деятельности: «Делу - время, потехе - час» «Кончил дело - гуляй смело» «Глаза страшат, а руки делают» «Терпенье и труд всё перетрут» «Где хотенье, там и уменье «Оной рукой и узла не завяжешь» «Труд человека кормит, а лень портит» и др.
- в игровой деятельности: «Где лад, там и клад» «Как аукнется, так и откликнется» «Каков привет, таков ответ» «Что посеешь, то и пожнёшь» и др.
- в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей: «Будет и на нашей улице праздник» «Слезами горю не поможешь» «Терпи, казак, атаманом будешь» «Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др.
- при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов): «Старый друг лучше новых двух» «Любишь кататься - люби и саночки возить» «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» «Семь раз отмерь - один отрежь» и др.
- на утренниках, вечерах досуга, викторинах (использование пословиц и поговорок при проведении конкурсов, игр)
Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками:
1этап - подготовительный
- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;
- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок *Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко,- Изд-во «Астрель», 2014
*http://www.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-v-kartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей):
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» «Хочется есть – да не хочется лезть» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» «Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть» «Скучен день до вечера, коли делать нечего» «Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок» «Поспешишь – людей насмешишь»
- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;
- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок). Например:
«Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, - подумал заяц, что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».
«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: « Дерево кривое». А другой мальчик сказал: « Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;
- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.
2 этап Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами
- игры и упражнения:
* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
* «Назови пословицу к картинке»;
* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.-Хоть сгорю да …не отворю»);
* «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.)
- рисование по пословице («Волков бояться – в лес не ходить», «Где блины, тут и мы», «Грибов ищут - по лесу рыщут», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и др.);
- составление детьми рассказов по пословицам («Долог день до вечера, когда делать нечего», «Один - за всех, и все - за одного», «Лениться да гулять – добра не видать», «Семь раз отмерь – один отрежь», «Не рой другому яму - сам в неё попадёшь», «Одна пчела много мёда не наносит», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется» и др.). Например. «Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чём её попросят – всё сделает, что имеет – всем поделится. Другая же злая да ворчливая, всё причитает: то не так, да это не так. Случилась беда – сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: как аукнется – так и откликнется»;
- чтение пословиц (в подготовительной к школе группе – индивидуальные задания): «Пройди по лабиринту, прочитай пословицу (поговорку)». Например, «Кто не ра-бо-та-ет, тот не ест», «Спус-тя ле-то по ма-ли-ну не хо-дят», «За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся, и од-но-го не пой-ма-ешь».
3 этап Употребление детьми пословиц в разговорной речи
Литература:
1.Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, - Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011 2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014 3.Знакомим дошкольников с литературой О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998 4. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983 5.http://www.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-v-kartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"
Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...
Учебно-методический комплекс «Комплексное обучение дошкольников в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»
Программа по раннему развитию дошкольников от 4-5 лет рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов разных дисциплин: фортепиано, скрипки, теории, хореографа,...
Учебно-методический комплекс «Комплексное обучение дошкольников в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»
Программа по раннему развитию дошкольников от 4-5 лет рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов разных дисциплин: фортепиано, скрипки, теории, хореографа,...
Методическая разработка. Пословицы и поговорки на уроках английского языка.
Методическая разработка "Пословицы и поговорки на уроках английского языка" раскрывает такие вопросы, как: первоисточники английских пословиц и поговорок, использование пословиц и поговорок в произнош...
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки...
Английские пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящими...
Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста
Курсовая работа "Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста"...