МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЕЙШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему

Куренкова Вероника Васильевна

В статье дается описание образовательных технологий, применяемых на уроке по дисциплине "Инженерная графика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_sovremennogo_komp_spets.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование современного компетентного специалиста с

использованием новейших образовательных технологий

Куренкова В.В., преподаватель «Инженерной графики»

ФГОУ СПО КнАПТ

В современных условиях  стране требуются такие специалисты,  которые:

- могут мыслить творчески;

- решают самостоятельно поставленные задачи и справляются с различными проблемами, возникающими в процессе производства;

- обладают хорошими знаниями в проектировании;

- владеют технической терминологией, а также у них  сформированы адекватные понятия:

- по мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;

-  об интеграции личности в системе мировой и национальной культуры.

Новые требования, предъявляемые к практико-ориентированной подготовке специалиста, требуют изыскания новых способов их реализации, то есть новых образовательных технологий – конкретного, научно – обоснованного, специальным образом организованного обучения для достижения вышеперечисленных качеств специалиста.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации образовательных технологий, однако можно выделить две градации – традиционные и инновационные.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и, основная его сущность сводится к процессу передачи готовых, известных знаний студентам. При использовании объяснительно-иллюстративного метода студента получают знания на лекции, из учебной и методической литературы, через пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления при освоении большого массива информации.

К репродуктивному методу относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность студентов носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, методическим указаниям в соответствии с аналогичным образцом.

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных современными требованиями, предъявляемыми к специалисту.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее предпочтительными для выполнения поставленных целей  являются:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение.

Эти перечисленные педагогические технологии, используемые в настоящее время невозможно применять без компьютерных технологий.

 Когда в нашей стране создавался курс черчения, не было в достаточном количестве не то, что индивидуальных заданий, не было учебников курса, подчиняющихся единым требованиям выполнения изображений предметов. Каждый техникум и высшие учебные заведения создавали свои индивидуальные задания, в которых вкрадывались существенные ошибки, как в терминологии, так и в построениях.

И вот был создан прекрасный учебник для техникумов и индивидуальные задания, автором Боголюбовым С.К., которым мы пользуемся до сих пор.  Но учебной литературы для всех студентов не хватает. Поэтому  преподаватели предмета «Инженерной графики» КнАПТ пришли к мысли, что нужно создавать электронный учебник в несколько сокращенной форме для студентов. Начиная с 2007 года, идет работа над этой проблемой.

Стремясь к  лучшей организации работы студентов на уроке по курсу инженерной графике, надо создать такие условия, при которых учебный материал воспринимался бы наиболее легко. Немалую роль в этом должна сыграть методическая последовательность прохождения курса.

Блочно-модульную систему  построения курса «Инженерная графика» возможно только применить на темах «Техническое рисование и элементы технического конструирования» и  Проекции моделей».  Все остальные разделы и темы предмета должны изучаться от простого к сложному.

Еще в древности считалось, что «тот хорошо учит – кто хорошо расчленяет». Примером расчленения учебного материала в инженерной графике может служить тема «Правила нанесения размеров на чертежах». В начале курса изучают как наносить размеры. Во второй половине курса – какие нужно наносить размеры. Целесообразность такого расчленения очевидна. Второй вопрос намного сложнее первого и должен изучаться уже более подготовленными студентами, которые прошли разделы «Геометрическое черчение» и «Проекционное черчение», то есть идет повторение на новой основе.

Аксонометрические проекции целесообразно изучать параллельно с построением комплексных чертежей геометрических тел. Для наглядного изображения и построений по этой теме, сложной для понимания студентов желательно на уроке использовать мультимедийную систему.

Методически правильная последовательность в преподавании инженерной графики способствует тому, что даже трудные темы курса усваиваются студентами сравнительно легко. Создаются условия, при которых преподаватель может обратить главное внимание на обстоятельность изложения курса, требовать от студентов подходить к выполнению практических работ творчески. Студенты, самостоятельно решая в начале изучения курса небольшие вопросы, непрерывно развиваются; это развитие с каждым шагом позволяет ставить перед ними более сложные задачи, используя развивающее обучение. Развивающее обучение в конце приводит к их всестороннему развитию, создает из них инициативных студентов (а в последствии работников). Находя самостоятельно решение сложного построения, студент испытывает радостное чувство собственного творчества, что создает привлекательные условия для привлечения к предмету, возбуждает интерес.

Решать актуальную проблему творческого обучения помогают вышеперечисленные новые педагогические технологии.

Эти технологии позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому предмету, сохраняя при этом достижения индивидуальной методики.

Использование технологии обучения в сотрудничестве дает очень большие преимущества:

- не все студенты готовы задавать вопросы преподавателю, если они не поняли новый и ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности студенты выясняют непонятый ими материал друг у друга. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к преподавателю;

- студенты учатся сами видеть проблемы при выполнении практической работы и находить способы их решения.

- каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях;

- у студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. Почему мы одну деталь можем изобразить в одном виде, а для изображения другой детали требуется все шесть видов. Этот важный вопрос студенты изучают в разделе «Машиностроительное черчение». При обучении в сотрудничестве истина об изображении необходимых видов детали достигается совместным обсуждением. После того, как достигнуто решение в группе. Студенты обращаются за консультацией к преподавателю.

 Студенты начинают понимать, где и как они могут применить полученные на занятиях знания, например   в таких аспектах, как инженерная графика и повседневная жизнь, инженерная графика и  предметы, которые нас окружают.

Студенты учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.

При использовании технологии сотрудничества развивается чувство товарищества, взаимопомощи.  

Также обучение в сотрудничестве при работе в малых группах, дает прекрасные результаты при проверке чертежей.  Часто занятие начинается с проверки домашнего задания, выполненного в рабочей тетради студента. Основная задача преподавателя на традиционном занятии проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются оценки.

При обучении в сотрудничестве основная задача преподавателя – добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было выдано домашнее задание, и цель этого задания – убедиться, действительно ли все студенты поняли данный материал, т.е. провести диагностику полученных знаний.

Так как количество чертежей, которые выполняют студенты довольно велико, а с каждым чертежом студент обращается к преподавателю не меньше двух раз, то при наличии в подгруппе 15-17 человек объем  проверочной работы преподавателя получается очень большим. Можно без преувеличения сказать, что на проверку и прием чертежей преподаватель расходует половину времени своей работы в группе, не считая дополнительного времени, затрачиваемого преподавателем на проверку чертежей в неучебные часы.

Прежде чем проверять, необходимо предоставить студентам еще одну возможность прояснить непонятые вопросы в ходе выполнения практической работы. Далее имеет смысл организовать небольшие группы (лучше не более двух-трех студентов в группе) и назначить проверяющего. Наиболее сильных студентов, которые сделали свою практическую работу раньше остальных студентов, назначают проверяющими с правом выставлять оценку и расписываться за проверку. До всех студентов доводится методика проведения проверки чертежа, а именно:

- достаточность основных видов (проекций);

- соблюдение типов линий;

- достаточность размеров и правильность их простановки;

- правильность заполнения основной надписи.

Когда чертеж проверен и исправлены все предположительные ошибки, работа сдается преподавателю, который ставит окончательную оценку. При этом преподаватель выслушивает все высказываемые мнения по выполнению работы. Преподаватель также должен обращать внимание и оценивать  факт взаимопомощи.

Умение работать в сотрудничестве приобретается постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей преподавателя. Часто возникает вопрос: должны ли группы меняться или они могут оставаться постоянными? Часто это зависит от коммуникативных способностей  студентов и от эмоциональной ситуации в группе. Если группа работает над одним проектом, над одним заданием или темой, то желательно не менять состав группы

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.  Суть метода проекта – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

На количество ошибок, допускаемых студентами, большое влияние оказывает степень усвоения ими теоретического материала. Для этого не следует жалеть времени на полное и обстоятельное изложение основного материала темы. Тема «Зубчатые передачи» по объему  очень большая и сложная для понимания студентов.

В машиностроительных конструкциях  очень часто применяются различные виды передач. Поэтому студенты, обучающиеся на специальностях технического профиля, должны иметь представление о технологии изготовления зубчатых колес, их разновидностях, выполнять расчет основных параметров зубчатых колес и выполнять расчет зубчатых передач, строить их изображения на чертеже.

Изучение темы «Зубчатые передачи» направлено на реализацию связи полученной информации на занятиях с сущностью будущей профессии и призвано помочь студентам в изучении правил построения зубчатых передач. При изучении этой темы осуществляется межпредметная связь с такими предметами, как «Материаловедение»,  «Метрология, стандартизация», «процессы формообразования и инструмент», «Технология машиностроения», «Технологическая оснастка», а также формируются профессиональные навыки при выполнении практических работ.

Теоретическая часть этой темы, история возникновения зубчатого колеса  и применения зубчатых передач может быть изучена несколькими студентами самостоятельно и с помощью методов проектов  представлена к обзору остальных студентов в виде презентаций.

На уроках «Инженерной графики» должна также использоваться технология разноуровневого обучения. Дифференциация по общим способностям происходит на основании учета общего уровня обученности, развития студентов, отдельных особенностей психического развития – памяти, пространственного воображения и логического мышления. Не все студенты обладают пространственным воображением и логическим мышлением, поэтому при выдаче заданий по выполнению практических работ преподаватель должен ориентироваться на уровень обученности студента, сформированности его умений и навыков.

Принцип разноуровневого обучения должен соблюдать при выдаче индивидуальных заданий по теме «Построение третьей проекции по двум заданным» в разделе «Проекционное черчение». Более слабым в знаниях студентам с карточки задания, на котором выдается четыре модели нужно перечертить одну модель в рабочую тетрадь, а другую модель выполнить в масштабе 2:1 на формате. Более сильным студентам с этого задания нужно перечертить две модели в рабочую тетрадь, а остальные две выполнить на формате с вычерчиванием прямоугольной изометрии.

Значение персональных заданий исключительно велико. Их выполнение способствует развитию у студентов навыков к самостоятельной работе. Студенты перестают надеяться на то, что они у кого-нибудь перечертят практическую работу.  Выполняя эти задания, студент учится работать с масштабом, правильно наносить размеры и представлять мысленно деталь в объеме.

Знания и навыки, приобретенные студентами в результате упорной самостоятельной работы, отличаются наибольшей прочностью и устойчивостью. Как показывает анализ проводимых срезов  знаний, в результате обучения средний балл студентов техникума повышается от раздела «Геометрического черчения» к «Машиностроительному черчению» от 3, 2…3,8 до 3,7…4,1 соответственно. Повышению качества обучения способствуют вышеперечисленные гуманистические технологии, которые свободно вписываются в традиционную систему обучения

Новые педагогические технологии, о которых идет речь, используемые на занятиях «Инженерной графики» немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Широкое внедрение в образовательный процесс новейших педагогических технологий в совокупности с информационными, позволяют эффективно реализовывать главную задачу среднего профессионального обучения – формированию современного компетентного специалиста, способного свободно ориентироваться в многообразии технической информации, решать творческие задачи, поставленные перед ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Именно использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащи...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...