Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем
методическая разработка

Процесс обучения можно считать интенсивным, если он обеспечивает:

  • повышение качества обучения (достижение более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время);
  • экономию учебного времени (сокращение учебного времени, затрачиваемого на получение заданных результатов);
  • повышение качества обучения в условиях экономии времени.

Ожидаемыми результатами от интенсификации процесса обучения, активизации деятельности педагога и учащихся должны быть:

  1. сокращение сроков обучения;
  2. увеличение объема усваиваемой учебной информации;
  3. ускорение процесса формирования знаний, умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем

  1. Рассмотрим последовательно элементы методической системы. Для приведения ее к состоянию интенсивной методической системы педагог должен знать и понимать:
  • особенности подготовки к разработке каждого элемента интенсивной методической системы отдельно и в интеграции с другими;
  • психолого-педагогические механизмы интенсификации обучения;
  • закономерности и принципы интенсивного обучения.

ЦЕЛЬ

  • уметь определить целесообразность интенсификации процесса обучения на данном содержательном фрагменте изучаемой темы;
  • уметь формулировать диагностическую постановку цели интенсивного обучения;

ПОДГОТОВКА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

  • знать принципы и алгоритмы оптимизации содержания обучения для его уплотнения в соответствии с поставленной целью обучения;
  • уметь уплотнять содержание обучения, применяя соответствующий контексту обучения алгоритм оптимизации;
  • знать методы интерпретации содержания обучения в различных, доступных слушателям видах для реализации личностно ориентированного подхода;
  • уметь представлять содержание обучения в форме соответствующей ведущим способностям обучающихся;
  • уметь дифференцировать содержание обучения соответственного уровням обучающихся для индивидуализации процесса обучения учащихся с учетом их психологических личностных особенностей;
  • знать и понимать особенности суггестологических текстов и принципы их разработки на основе исходного содержания;
  • уметь педагогически целесообразно использовать суггестологические тексты при организации интенсивного обучения.

Знать и уметь применять соответственно цели обучения и содержания обучения ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирующие самостоятельность и обеспечивающие индивидуализацию обучения;
  • обеспечивающие эффективный процесс присвоения информации;
  • знать приемы суггестологического обучения.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • знать принципы использования современных технических средств обучения (не только информационных и коммуникационных технологий) для интенсификации процесса обучения;
  • уметь представить содержание обучение, используемыми техническими средствами обучения, в первую очередь с помощью информационных и коммуникационных технологий;
  • знать возможности диагностики результатов обучения, используя различные средства обучения; уметь организовать процесс своевременной диагностики обучающихся;
  • знать особенности представления и восприятия учебной информации, для изучения которой используются данные средства обучения.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Знать особенности дистанционного обучения.

Уметь грамотно сочетать очную и заочную формы обучения.

Теоретические знания должны быть подкреплены практической готовностью осуществлять ОБУЧАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА на основе комплексного использования обоснованных новых форм, методов, средств и технологий интенсификации процесса обучения и организовать УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

  1. Рассмотрим необходимые требования к профессиональной компетентности в контексте методологических подходов, обеспечивающих интенсификацию процесса обучения.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

  • Знать и понимать сущность методической системы обучения, взаимосвязь ее элементов в целом.
  • При использовании конкретной интенсивной методической системы обучения понимать зависимость результатов обучения от изменения качественного состояния какого-либо из элементов инновационной интенсивной методической системы обучения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

  • Знать механизмы и принципы организации совместной деятельности педагога и обучающегося при реализации инновационной интенсивной методической системы.
  • Уметь организовать процесс взаимодействия педагога (в том числе себя) и обучающихся в соответствии с поставленной целью интенсивного обучения в рамках разработанной инновационной интенсивной методической системы для достижения предполагаемого результата.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

  • Знать особенности используемых технических средств обучения, в том числе информационных и коммуникационных технологий.
  • Уметь применять их в целях повышения интенсификации обучения, в соответствии с педагогической целесообразностью, с учетом цели и содержания обучения, и в сочетании с соответствующими методами обучения и образовательными технологиями.

ПРОДУКТИВНЫЙ

  • Уметь нацелить обучающихся на реализацию полученных знаний в практически разработанной в процессе обучения инновационной интенсивной методической системе.

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

  • Знать и понимать цель использования инновационной интенсивной методической системы обучения слушателей – подготовка к решению профессиональных задач, связанных с организацией и проведением интенсивного обучения.
  • Уметь выявлять круг педагогических задач, для решения которых целесообразно разрабатывать и использовать инновационные интенсивные методические системы.

ПРОЕКТИВНЫЙ

  • Знать и понимать сущность интенсивного процесса обучения.
  • Уметь планировать, организовать и использовать методическую систему интенсивного обучения на основе инновационных элементов: использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе реализующих особенности суггестологического обучения и погружение в образовательную среду очного и дистанционного обучения и др.

СРЕДО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

  • Знать особенности, принципы дистанционного обучения.
  • Уметь проектировать и создавать образовательную среду для проведения очного и заочного (дистанционного) обучения.
  • Знать информационные и коммуникационные технологии организации дистанционного обучения.
  • Уметь реализовать метод погружения в образовательную среду очно-заочного обучения.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

  • Знать особенности восприятия и переработки информации обучающимся.
  • Уметь определять ведущий тип восприятия информации обучающегося.

ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

  • Знать логические принципы организации учебной информации при подготовке содержания обучения и эффективной организации процесса присвоения информации.
  • Уметь использовать логические соотношения, как методологическую основу методических приемов с целью оптимизации содержания обучения, его интерпретации.
  • Знать особенности возможных информационных барьеров при обучении, уметь их преодолевать.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Е.В. Сидорова ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Сокращение срока обучения при неизменяемом содержании обучения Повышение качества обучения при сохранении содержания и сроков обучения РЕАЛЬНО?!!!

Слайд 3

А.А. Леонтьев указывает на существенные аспекты интенсификации учебного процесса, требующие особой организации: содержание учебного процесса; внешние формы и средства его осуществления; учебная деятельность каждого ученика (принцип индивидуализации). ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 4

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ превращение целей обучения в личностно значимые и их диагностическая постановка; оптимальный отбор, интеграция содержания образования (обучения) с целью уплотнения изучаемого материала; комплексное использование обоснованных новых форм, методов, средств и технологий интенсификации процесса обучения; совершенствование организации и активизации учебно-познавательной и практической деятельности учащихся и обучающей деятельности педагога; дифференциация содержания и индивидуализация процесса обучения учащихся с учетом их психологических личностных особенностей; применение современных средств информационных и коммуникационных технологий, дистанционного обучения. Психолого- педагогические механизмы:

Слайд 5

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Содержание обучения Оптимизация содержания Интерпретация содержания Представление на основе использования ТСО Суггестологическая обработка содержания Активизации познавательной деятельности Суггестивного обучения Обеспечивающие процесс присвоения информации Индивидуализации обучения Методы обучения Формы обучения Тренинги, семинары, … Средства обучения ТСО - ИКТ СИСТЕМА-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЛИЧНОСТЬ-СРЕДА-ЛОГИКА-ПСИХОЛОГИЯ Очная форма Заочная форма

Слайд 6

Принципы: Краткосрочность (локальность) (глобальность – риск) Отсутствие ориентации на гипнопедию и психофизиологические возможности внушения ( риск, необходимость особой организации обучения и специалистов в области психофизиологии) Интенсификация через : оптимизацию всех элементов методической системы активизацию деятельности педагога и учащихся организацию насыщенной обучающей среды использование ИКТ. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Презентация "Инновационное пространство как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"

Цель: обосновать роль инновационного пространства в повышении профессиональной компетентности.Задачи:1. Раскрыть понятия инновационное пространство и профессиональная компетентность.2. Рассмотреть ком...

Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагогов

Статья содержит анализ требований к профессиональной компетентности пелагогов существующих на сегодняшний день стандартов (ФГОС СПО, Профессионального стандарта Педагог, стандарта WSR)....

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО

Опыт работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО  через систему методической работы в рамках проектной деятельности...