Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).
рабочая программа

Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся  (гражданско-патриотическое направление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2018.rar77.99 КБ

Предварительный просмотр:

                         Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения воспитателей

____________________________

Протокол  от «___»________201__ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______201_ г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

духовно- нравственного развития обучающихся

 (гражданско-патриотическое направление)

Группа:1,2,3

Объем – 34 часа

Воспитатель: Бакирова В.Р.

.

г. Нефтеюганск-2018

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

I

Пояснительная записка

1.1

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

1.2

Планируемые результаты освоения программы

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание программы по направлению

III

Календарно - тематическое планирование

I.  Пояснительная записка

  1.1.   Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

В интернате КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» проживают 19 воспитанников , из них – 12 мальчиков и 7 девочек.

У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабые знания об окружающем мире.

13 воспитанников – не соблюдают правила поведения, принятые в обществе;

19 воспитанников – не может самостоятельно дать адекватную оценку поступкам своим и окружающих в различных жизненных ситуациях;

14 воспитанников – не соблюдают этические нормы общения со взрослыми, со сверстниками, между мальчиками и девочками;

13 воспитанников – не знают государственные символы Российской Федерации;

19 воспитанников – не знают основные законы РФ.

 

Программа подразумевает проведение занятий с воспитанниками, разделенными на 2 группы:

Дети в возрасте от 7 до 12 лет (I группа)

Дети в возрасте от 12 до 18 лет (II группа)

Латыпова Ленара

Прокопьев Данил

Нечипоренко Алексей

Абделкадиров Ислам

Хохуля Влад

Чайка Александр

Медведев

Абзалетдинова Люция

Пискулина Алена

Пригарова Елена

Шакирзянова Ира

Юмакаева Вероника

Яваева Анастасия

Пискулин Вячеслав

Гатов Виктор

Аксенов Александр

Воробьев Данил

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Программа воспитательных занятий направлена на достижение воспитанниками личностных результатов.  Личностные результаты обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений воспитанников.  

Изучив психолого-педагогические характеристики воспитанников были определены следующие задачи:

-Способствовать формированию представлений о гражданских и национальных правах и свободах человека.

-Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.

   -Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации

Программа определяет два уровня освоения программы   – достаточный и минимальный.

Воспитанник освоивший программу на достаточном уровне имеет представление о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. Так же имеет представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина.

Воспитанник освоивший программу на минимальном уровне имеет представление о элементарных нравственных ценностях, соблюдает правила поведения, принятые в обществе, под контролем взрослого, может назвать символы государства.

I группа

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

- Участвует в творческих делах

- Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес,

- Может назвать символы г. Нефтеюганска        

-Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, - Может назвать государственные символы РФ        

- Может назвать государственные символы ХМАО                

- Знать герб, флаг России и своего города.

-Иметь представление о Президенте, -Иметь представление о войнах, защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

      - элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

      - умение отвечать за свои поступки;

      - Может назвать символы г. Нефтеюганск

II группа

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

- Добросовестно выполняет различные общественные поручения

- Участвует в творческих делах

- Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы.

- Может назвать символы г. Нефтеюганска        

-Краткие сведения об истории города, округа.

-Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;

- Может назвать государственные символы РФ        

- Может назвать государственные символы ХМАО        

- Знает основные культурные традиции России         

-Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

-Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников

-Иметь представление о войнах, защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

- Относится уважительно к русскому языку как к государственному.

- Иметь элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении.

- Выполняет различные общественные поручения

- Участвует в творческих делах

- Знает свое Имя

- Может назвать символы г. Нефтеюганска.

- Может назвать государственные символы РФ

- Соблюдает правила поведения, принятые в обществе.

- Умение отвечать за свои поступки

1.3. Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, серии  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • Музыкальные инструменты
  • «Волшебный сундук логопеда»
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

2.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата

  • Интерактивная доска Hitachi;
  • Ноутбук HP;
  • Проектор Epson;
  • Конторка Базарного нагазлифте
  • Учебное место учащегося с нарушениями ОДА
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • «Волшебный сундук логопеда»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • Комплексы физминуток

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

  • Щадящий индивидуальный двигательный режим
  • Практические методы и приемы обучения:

-целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

-многократное повторение практических и умственных действий;

-наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

-подражательные упражнения;  дидактические игры;

  • Наглядные методы:  

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;

  • Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика;

-искусственная локальная контрастотермия;

  • совместная деятельность детей с двигательной патологией и их сверстников с нормальным развитием.

.

3.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD
  •  «Волшебный сундук логопеда»
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки);
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • Система коммуникации обменом изображениями PECS из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование;
  • Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
  •  Положительное поощрение;
  • Структурированная группа для игр;
  • Визуальная поддержка;
  • Физические упражнения (повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение)

4.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • Настольные развивающие игры
  • Швейное дело:
  • Таблицы по правилам безопасной работы;
  • Доска гладильная;
  • Утюг Panasonic;
  • Машина швейная JANOME
  • Машина швейная brother
  • Оверлок - JANOME My Lock
  • Манекен (женский);
  • Инструменты для ручной работы
  • Коллекция промышленных образцов тканей.
  • Инструкционные карты
  • Таблицы по правилам безопасной работы
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • «Волшебный сундук логопеда»

  • Требования к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

-хорошее освещение лица говорящего;

- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.

  • Наглядные методы:

-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)

  • Методические  приемы,  усиливающие  словесные методы (сравнение, повторение, интонация)

5.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD
  • Зонды логопедические постановочные
  • Сундук логопеда все для речевого дыхания
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера», Диван 3-х местный (комплект для комнаты психологической разгрузки)
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток
  • «Волшебный сундук логопеда»

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

 «Ремесло»

  • Инструкционные карты;
  • Инструменты: тазы, метлы, грабли, лопаты для чистки снега, ведра
  • Игровые методы и приемы  (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

II. Содержательный раздел

2.1        Содержание программы по направлению

Программный курс включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий, участия воспитанников в конкурсах.

     В программу включены четыре раздела:

1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.

2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Нефтеюганского района и города Нефтеюганск, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.

3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.

4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.

                                   

Содержание программы по направлению

№ п/п

Раздел

Формы организации воспитательных занятий

Формирование БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

«Мы вместе»

Групповая

Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей

Регулятивные: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач.

Коммуникативные: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

Упражнения на осознание себя и своего поведения,  раскрашивание предметов, упражнения на запоминание различных предметов.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

2

«Мой город»

Групповая

 

Личностные: бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Регулятивные:  активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные : вступать в контакт и работать в коллективе.

Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Описание различных свойств окружающих предметов, работа с изображениями, сравнение двух предметов.

 

3

«Моя родина»

Групповая

Личностные: Осознание себя как гражданина России. 

Регулятивные:  активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные : вступать в контакт и работать в коллективе.

Познавательные:  Осуществлять сравнение, классификацию,

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.

Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие самопознания.

Работа с изображениями.

 

4

«Это важно помнить»

Групповая

Личностные: Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

Коммуникативные: доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Познавательные: наблюдать; работать с информацией

- работа с изображениями

-упражнения на развитие переключения внимания

- упражнения на развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта на карте и тд.);

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

        Оценка достижения планируемых результатов программы  определяется путем определения социальной роли (Приложение 1,2)воспитанника в группе и поведения демонстрируемым на занятиях.

        Уровнями достижения планируемых результатов освоения программы можно определить следующее:

- достаточный уровень более 70%   положительных наблюдаемых параметров  «+»,

- минимальный уровень  меньше 69% положительно наблюдаемых параметров  « - »


III Календарно-тематическое планирование.


Приложение

Диагностика гражданско-патриотического воспитания учащихся.

    1. Патриот- это...

  1. Я знаю важные даты истории моей страны:
  2. Я знаю важные даты истории моего поселка:
  3. Я могу назвать имена людей, которые прославили нашу Родину:
  4. Я могу назвать имена людей, которые прославили наш поселок:
  1. Мне нравится участвовать в таких мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, как:
  2. Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда...
  3. Я испытываю чувство гордости за свою школу, когда...
  4. Я считаю, что могу сделать для своей Родины:
  1. сейчас-
  2. в будущем-
  1. Я считаю, что гражданин нашей страны должен быть:
  2. Как бы ты оценил наличие у себя гражданско-патриотических качеств:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

«Незаконченный тезис»

Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к семье.

Ход проведения: обучающиеся дописывают предложения в течение 1-2

минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

1. Для меня семья - это…

2. Я люблю своих родителей за…

3. Мы всей семьѐй …

4. Для семьи я могу …

5. Традициями нашей семьи являются …

«Незаконченный тезис» - отношение к людям (4-6 классы)

1. Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то…

2. Если родители пришли домой уставшие, я…

3. Если моего друга обидели, я…

4. Если я окажусь в одном классе с учеником другой национальности, то я….

5. Если мой друг сказал неправду, то я…

«Незаконченный тезис» - отношение к малой родине (4-6 классы)

1. Я люблю своѐ село, потому что…

2. Если был бы я волшебником, то я для села …

3. Для своего села я делаю …

4. В жизни нашего села мне не нравится…

5. Если бы мне предложили переехать в город, то я….

«Незаконченный тезис» - отношение к труду (4-6 классы)

1. Мою выполненную работу не надо проверять, потому что …

2. Если после работы у меня остался материал, я ….

3. Когда моя работа закончена, то я чувствую….

4. Я принимаю участие в школьных трудовых делах, потому что …

5. Я очень люблю помогать своей семье, потому что …

«Незаконченный тезис» - отношение к семье (7-9 классы)

Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к семье.

Ход проведения: обучающиеся дописывают предложения в течение 1-2

минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

1. В моѐм представлении семья - это…

2. Я благодарен своим родителям за …

3. Традиции моей семьи …

4. Если бы я мог, то для семьи ….

5. Я считаю, что счастливая семья – это…

«Незаконченный тезис» - отношение к людям (7-9 классы)

1. Я стремлюсь помогать людям, потому что…

2. Я считаю, что любой человек, независимо от национальности, заслуживает

уважения, потому что …

3. Когда другие люди говорят неправду, то я …

4. Когда в моѐм присутствии обижают человека, я …

5. К верующим людям я отношусь , потому что …

6. Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью, то я….

«Незаконченный тезис» - отношение к труду (7-9 классы)

1. Для меня труд – это …

2. Я люблю доводить дело до конца, потому что …

3. Меня не надо дважды просить выполнить какое – то дело, потому что…..

4. Я могу организовать трудовое дело для …

5. Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью в работе, то я…

6. Когда моя работа закончена, то я чувствую…

«Незаконченный тезис» - отношение к малой родине (7-9 классы)

1. Я люблю своѐ село, потому что…

2. Если бы я всѐ мог, то я….

3. Я горжусь односельчанами, потому что …

4. Если потребуется помощь селу, то я…

5. Если бы мне предложили переехать в город, то я…

6. Если мне предложат перейти в другую школу, то я…

«Незаконченный тезис»

1. В моѐм понимании Родина…

2. Я горжусь своей страной за то, …

3. Я не уеду из страны, потому что …

4. Мне нравиться в своей стране…

5. Для меня быть достойным гражданином страны, значит быть…

6. Я могу сделать для своей страны …

Тест «С чего начинается Родина»

Цель: определение уровеня сформированности когнитивной составляющей

гражданской идентичности у младших школьников.

Вопросы теста:

1.Какие цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны?

2.Какой город является столицей нашей Родины?

3.Какие народные сказки ты знаешь?

4.Как зовут твоих дедушек и бабушек?


Основные виды деятельности используемые в процессе работы

Вид деятельности

Формы работы

Двигательная

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Игровая

Сюжетно-отобразительные игры.

Сюжетно-ролевые игры:

бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды),ролевые диалоги на основе текста, драматизации,инсценировки,

игры-импровизации.

Режиссерские игры:с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований

Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Продуктивная

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);аппликация(бумага, ткань, природные материалы)по замыслу, на заданную тему.

Художественный труд(поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.)декорации к театрализованным спектаклям,

Творческая продуктивная деятельностьс использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии  («Жители неизвестной планеты»,  «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

Коммуникативная

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью»,

Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.) Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Трудовая

Ручной труд(поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):изготовление атрибутов для игры.

Познавательно-исследовательская

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?»,

Музыкально-художественная

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Драматизация песен. Музыкально-театрализованные игры

Музыкальные и музыкально-дидактические игры. Концерты-импровизации. Разнообразная интегративная деятельность: музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.

Чтение (восприятие) художественной литературы

Восприятие литературных произведений с последующими: свободным общением на  тему литературного произведения, решением проблемных ситуаций, дидактическими играми по литературному произведению, художественно-речевой деятельностью, просмотром мультфильмов, театрализованными играми, созданием театральных афиш, декораций, театральных кукол,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста

Чрезвычайно актуальной  на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции,  является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в ц...

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов во внеурочное время

Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.

Статья выступления  на педагогическом совете  учителя музыки ....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Обр...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...