Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).
рабочая программа
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2018.rar | 77.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения воспитателей ____________________________ Протокол от «___»________201__ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______201_ г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
духовно- нравственного развития обучающихся
(гражданско-патриотическое направление)
Группа:1,2,3
Объем – 34 часа
Воспитатель: Бакирова В.Р.
.
г. Нефтеюганск-2018
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
I | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого-педагогическая характеристика воспитанников | |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание программы по направлению | |
III | Календарно - тематическое планирование |
I. Пояснительная записка
1.1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников
В интернате КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» проживают 19 воспитанников , из них – 12 мальчиков и 7 девочек.
У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабые знания об окружающем мире.
13 воспитанников – не соблюдают правила поведения, принятые в обществе;
19 воспитанников – не может самостоятельно дать адекватную оценку поступкам своим и окружающих в различных жизненных ситуациях;
14 воспитанников – не соблюдают этические нормы общения со взрослыми, со сверстниками, между мальчиками и девочками;
13 воспитанников – не знают государственные символы Российской Федерации;
19 воспитанников – не знают основные законы РФ.
Программа подразумевает проведение занятий с воспитанниками, разделенными на 2 группы:
Дети в возрасте от 7 до 12 лет (I группа) | Дети в возрасте от 12 до 18 лет (II группа) |
Латыпова Ленара Прокопьев Данил Нечипоренко Алексей | Абделкадиров Ислам Хохуля Влад Чайка Александр Медведев Абзалетдинова Люция Пискулина Алена Пригарова Елена Шакирзянова Ира Юмакаева Вероника Яваева Анастасия Пискулин Вячеслав Гатов Виктор Аксенов Александр Воробьев Данил |
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Программа воспитательных занятий направлена на достижение воспитанниками личностных результатов. Личностные результаты обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений воспитанников.
Изучив психолого-педагогические характеристики воспитанников были определены следующие задачи:
-Способствовать формированию представлений о гражданских и национальных правах и свободах человека.
-Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
-Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации
Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный.
Воспитанник освоивший программу на достаточном уровне имеет представление о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. Так же имеет представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина.
Воспитанник освоивший программу на минимальном уровне имеет представление о элементарных нравственных ценностях, соблюдает правила поведения, принятые в обществе, под контролем взрослого, может назвать символы государства.
I группа
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
- Участвует в творческих делах - Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, - Может назвать символы г. Нефтеюганска -Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, - Может назвать государственные символы РФ - Может назвать государственные символы ХМАО - Знать герб, флаг России и своего города. -Иметь представление о Президенте, -Иметь представление о войнах, защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. | - элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; - умение отвечать за свои поступки; - Может назвать символы г. Нефтеюганск |
II группа
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
- Добросовестно выполняет различные общественные поручения - Участвует в творческих делах - Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы. - Может назвать символы г. Нефтеюганска -Краткие сведения об истории города, округа. -Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; - Может назвать государственные символы РФ - Может назвать государственные символы ХМАО - Знает основные культурные традиции России -Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. -Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников -Иметь представление о войнах, защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. - Относится уважительно к русскому языку как к государственному. - Иметь элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. | - Выполняет различные общественные поручения - Участвует в творческих делах - Знает свое Имя - Может назвать символы г. Нефтеюганска. - Может назвать государственные символы РФ - Соблюдает правила поведения, принятые в обществе. - Умение отвечать за свои поступки |
1.3. Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения |
«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд
Профессионально-трудовое обучение (теплица)
|
|
2. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата |
«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд
Профессионально-трудовое обучение (теплица)
|
-целенаправленные действия с дидактическими игрушками; -многократное повторение практических и умственных действий; -наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); -подражательные упражнения; дидактические игры;
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж; - пассивная гимнастика; -искусственная локальная контрастотермия;
. |
3. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС |
«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд
Профессионально-трудовое обучение (теплица)
|
|
4. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха |
«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд
Профессионально-трудовое обучение (теплица)
|
-хорошее освещение лица говорящего; - четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции; - постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.
-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)
|
5. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд
Профессионально-трудовое обучение (теплица)
«Ремесло»
|
|
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы по направлению
Программный курс включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий, участия воспитанников в конкурсах.
В программу включены четыре раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Нефтеюганского района и города Нефтеюганск, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
Содержание программы по направлению
№ п/п | Раздел | Формы организации воспитательных занятий | Формирование БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | «Мы вместе» | Групповая | Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей Регулятивные: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач. Коммуникативные: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию. | Упражнения на осознание себя и своего поведения, раскрашивание предметов, упражнения на запоминание различных предметов. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) |
2 | «Мой город» | Групповая |
Личностные: бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные : вступать в контакт и работать в коллективе. Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | Описание различных свойств окружающих предметов, работа с изображениями, сравнение двух предметов.
|
3 | «Моя родина» | Групповая | Личностные: Осознание себя как гражданина России. Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные : вступать в контакт и работать в коллективе. Познавательные: Осуществлять сравнение, классификацию, | Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие самопознания. Работа с изображениями.
|
4 | «Это важно помнить» | Групповая | Личностные: Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; Познавательные: наблюдать; работать с информацией | - работа с изображениями -упражнения на развитие переключения внимания - упражнения на развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта на карте и тд.); |
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем определения социальной роли (Приложение 1,2)воспитанника в группе и поведения демонстрируемым на занятиях.
Уровнями достижения планируемых результатов освоения программы можно определить следующее:
- достаточный уровень более 70% положительных наблюдаемых параметров «+»,
- минимальный уровень меньше 69% положительно наблюдаемых параметров « - »
III Календарно-тематическое планирование.
Приложение
Диагностика гражданско-патриотического воспитания учащихся.
1. Патриот- это...
- Я знаю важные даты истории моей страны:
- Я знаю важные даты истории моего поселка:
- Я могу назвать имена людей, которые прославили нашу Родину:
- Я могу назвать имена людей, которые прославили наш поселок:
- Мне нравится участвовать в таких мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, как:
- Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда...
- Я испытываю чувство гордости за свою школу, когда...
- Я считаю, что могу сделать для своей Родины:
- сейчас-
- в будущем-
- Я считаю, что гражданин нашей страны должен быть:
- Как бы ты оценил наличие у себя гражданско-патриотических качеств:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«Незаконченный тезис»
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к семье.
Ход проведения: обучающиеся дописывают предложения в течение 1-2
минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
1. Для меня семья - это…
2. Я люблю своих родителей за…
3. Мы всей семьѐй …
4. Для семьи я могу …
5. Традициями нашей семьи являются …
«Незаконченный тезис» - отношение к людям (4-6 классы)
1. Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то…
2. Если родители пришли домой уставшие, я…
3. Если моего друга обидели, я…
4. Если я окажусь в одном классе с учеником другой национальности, то я….
5. Если мой друг сказал неправду, то я…
«Незаконченный тезис» - отношение к малой родине (4-6 классы)
1. Я люблю своѐ село, потому что…
2. Если был бы я волшебником, то я для села …
3. Для своего села я делаю …
4. В жизни нашего села мне не нравится…
5. Если бы мне предложили переехать в город, то я….
«Незаконченный тезис» - отношение к труду (4-6 классы)
1. Мою выполненную работу не надо проверять, потому что …
2. Если после работы у меня остался материал, я ….
3. Когда моя работа закончена, то я чувствую….
4. Я принимаю участие в школьных трудовых делах, потому что …
5. Я очень люблю помогать своей семье, потому что …
«Незаконченный тезис» - отношение к семье (7-9 классы)
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к семье.
Ход проведения: обучающиеся дописывают предложения в течение 1-2
минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
1. В моѐм представлении семья - это…
2. Я благодарен своим родителям за …
3. Традиции моей семьи …
4. Если бы я мог, то для семьи ….
5. Я считаю, что счастливая семья – это…
«Незаконченный тезис» - отношение к людям (7-9 классы)
1. Я стремлюсь помогать людям, потому что…
2. Я считаю, что любой человек, независимо от национальности, заслуживает
уважения, потому что …
3. Когда другие люди говорят неправду, то я …
4. Когда в моѐм присутствии обижают человека, я …
5. К верующим людям я отношусь , потому что …
6. Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью, то я….
«Незаконченный тезис» - отношение к труду (7-9 классы)
1. Для меня труд – это …
2. Я люблю доводить дело до конца, потому что …
3. Меня не надо дважды просить выполнить какое – то дело, потому что…..
4. Я могу организовать трудовое дело для …
5. Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью в работе, то я…
6. Когда моя работа закончена, то я чувствую…
«Незаконченный тезис» - отношение к малой родине (7-9 классы)
1. Я люблю своѐ село, потому что…
2. Если бы я всѐ мог, то я….
3. Я горжусь односельчанами, потому что …
4. Если потребуется помощь селу, то я…
5. Если бы мне предложили переехать в город, то я…
6. Если мне предложат перейти в другую школу, то я…
«Незаконченный тезис»
1. В моѐм понимании Родина…
2. Я горжусь своей страной за то, …
3. Я не уеду из страны, потому что …
4. Мне нравиться в своей стране…
5. Для меня быть достойным гражданином страны, значит быть…
6. Я могу сделать для своей страны …
Тест «С чего начинается Родина»
Цель: определение уровеня сформированности когнитивной составляющей
гражданской идентичности у младших школьников.
Вопросы теста:
1.Какие цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны?
2.Какой город является столицей нашей Родины?
3.Какие народные сказки ты знаешь?
4.Как зовут твоих дедушек и бабушек?
Основные виды деятельности используемые в процессе работы
Вид деятельности | Формы работы |
Двигательная | Физические упражнения. Физминутки и динамические паузы. Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Ритмика, ритмопластика. Игры-имитации, хороводные игры. Народные подвижные игры. Пальчиковые игры. |
Игровая | Сюжетно-отобразительные игры. Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды),ролевые диалоги на основе текста, драматизации,инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры:с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями. Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные. |
Продуктивная | Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика);аппликация(бумага, ткань, природные материалы)по замыслу, на заданную тему. Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.)декорации к театрализованным спектаклям, Творческая продуктивная деятельностьс использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.). Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.) |
Коммуникативная | Свободное общение на разные темы. Художественно-речевая деятельность: рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок. Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.) Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности). |
Трудовая | Ручной труд(поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):изготовление атрибутов для игры. |
Познавательно-исследовательская | Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», |
Музыкально-художественная | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Драматизация песен. Музыкально-театрализованные игры Музыкальные и музыкально-дидактические игры. Концерты-импровизации. Разнообразная интегративная деятельность: музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др. |
Чтение (восприятие) художественной литературы | Восприятие литературных произведений с последующими: свободным общением на тему литературного произведения, решением проблемных ситуаций, дидактическими играми по литературному произведению, художественно-речевой деятельностью, просмотром мультфильмов, театрализованными играми, созданием театральных афиш, декораций, театральных кукол, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....
Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста
Чрезвычайно актуальной на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции, является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в ц...
Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов во внеурочное время
Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.
Статья выступления на педагогическом совете учителя музыки ....
Статья для публикации на всероссийском сайте - «Сайт педагога» «Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения».
Статья для публикации...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Обр...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...