Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок и живопись" для специальности 07.02.01 Архитектура
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Рисунок и живопись" разработана в соответствии с учебным планом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
для специальности
07.02.01 Архитектура
Саратов, 2015
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «САСК» _______________ Князева Е.Н. «_______»_____________2015 г. _______________ Князева Е.Н. «_______»_____________2016 г. _______________ «_______»_____________2017 г. _______________ «_______»_____________2018 г. _______________ «_______»_____________2019 г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Архитектура, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №850 от «28» июля 2014 г. |
ОДОБРЕНО на заседании предметной комиссии архитектурно-строительного цикла Протокол №__, дата «___»________2015 г. Председатель комиссии ____________________/Е.Г. Огольцова/ Протокол №__, дата «___»________2016 г. Председатель комиссии ___________________/Е.Г. Огольцова/ Протокол №__, дата «___»________2017 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2019 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом колледжа Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель ________________/И.И. Ботова/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _________________/И.И Ботова/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ |
Составитель(и) (автор): | Маркова И.Ю. преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО "САСК", высшая квалификационная категория
|
Рецензенты: Внутренний Внешний |
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальности 07.02.01 Архитектура, укрупнённая группа «Архитектура и строительство».
Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 07.02.01 Архитектура среднего специального образования и призвана формировать общие (ОК 1-4, ОК 6-10) и профессиональные компетенции (ПК 1.1., ПК 1.3).
Программа учебной дисциплины может быть использована при проведении дополнительных занятий на курсах по дисциплине «Рисунок и живопись» (группы выравнивания) и подготовительных курсах для поступающих на отделение «Архитектура».
- Место дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования:
«Рисунок и живопись» является дисциплиной общепрофессиональной и направлена на формирование у студентов теоретических основ и практических навыков по рисунку и живописи, являющихся не только средствами развития эстетического вкуса будущего специалиста, но и прочной основой его дальнейшей деятельности. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учётом перспективных сокращений;
- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов или их элементов и правильно компоновать в листе определённого формата;
- определять и передавать основные тоновые отношения;
- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами;
- рисовать по памяти и представлению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы образования структуры объёма и его формообразующие элементы;
- приёмы нахождения точных пропорций;
- способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;
- основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;
- основы колористики и закономерности цветовой композиции.
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 444 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 296 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 148 часа.
Промежуточная аттестация установлена в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль предусмотрен форме дифференцированного зачёта по завершению курса.
На заседании цикловой комиссии дисциплин архитектурно-строительного цикла было принято решение о выделении из вариативной части 184 часа для углублённого изучения некоторых тем по дисциплине «Рисунок и живопись».
Выделенные часы необходимы для формирования общих компетенций (ОК 1-4, ОК 6-10) и профессиональных компетенций (ПК 1.1.; ПК 1.3.) предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 07.02.01 Архитектура.
(Протокол № 1 от «4»сентября 2015г.).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 444 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 296 |
в том числе: | |
практические занятия | 296 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 148 |
в том числе: | |
-рисунки, наброски, зарисовки и этюды предметов окружающей среды; -эскизы к практическим работам; -сообщения и презентации по заданным темам | 148 |
Промежуточная аттестация установлена в конце каждого семестра в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачета с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок и живопись»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Цели и задачи дисциплины «Рисунок и живопись» в процессе формирования будущего специалиста. Общее знакомство с разделами программы и методами их изучения. Особенности учебного рисунка. Отличие учебного рисунка от творческих произведений художников-профессионалов. Умение самостоятельно производить анализ объекта рисования и законченного рисунка. Особенности освоения основ живописи. Художественные принадлежности, материалы, инструменты и оборудование для работы над рисунком и живописью. Организация рабочего места. Правильная посадка и приёмы работы инструментами. | 2 | 1 | ||
Раздел 1.Рисунок Геометрические структуры. | |||||
Тема 1.1. Изучение основ наблюдательной перспективы. | Содержание учебного материала | 42 | |||
1 | Основы линейной перспективы. Закономерности перспективных сокращений плоскостей при различных точках зрения и различной удалённости от глаза наблюдателя. Главный луч зрения. Точки схода параллельных прямых. Перспективы центральная и угловая. Принципы структурно-конструктивного рисунка. Геометрический принцип образования структуры образа. Формообразующие элементы. | 2 | |||
Практические работы: №1 упражнения по рисованию геометрических тел №2 натюрморт, составленный из 2-х геометрических тел №3 натюрморт, составленный из 3-х геометрических тел №4 комбинаторика геометрических тел | 8 10 12 12 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -рисунки простых геометрических тел и предметов быта - эскизы к практической работе №4 | 12 10 | ||||
Тема 1. 2. Изображение сложных форм. | Содержание учебного материала | 32 | |||
1 | Развитие объёмно-пространственного мышления на основе изображения отдельных предметов сложной формы и групп из них. Задачи композиционного размещения рисунка в заданной плоскости листа. Анализ пластических основ конструкции сложной формы предмета как сочетание простейших геометрических форм. Способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластическое решение формы предмета. Физические факторы образования визуальной характеристики тона фазы светотени. Характер освещённости предметов. Законы распределения света в пространстве. Понятия: контраст, силуэт, нюанс. Влияние цвета и фактуры предмета на светотеневые отношения. Простейшее тоновое деление пространства. Взаимовлияние предметов и фона. | 2 | |||
Практические работы: №5 натюрморт, составленный из предметов быта №6 натюрморт, составленный из предметов домашнего обихода и труда с драпировкой №7 тот же натюрморт, выполненный в технике «гризайль» | 12 14 6 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -наброски и зарисовки драпировок и сложных предметов быта | 16 | ||||
Раздел 2.Живопись. Основы колористики и цветовой композиции. | |||||
Тема 2.1. Основные положения теории цветоведения | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Цветовой спектр. Основные цвета. Метод цветовой отмывки акварельными красками. Наложение цветов. Тоновая насыщенность. Поиск дополнительных цветов. Композиционный анализ. | 2 | |||
Практические работы: №8 цветовой круг Гёте, выполненный акварелью методом цветной отмывки оригинальной композиции | 6 | ||||
Тема 2.2. Техника живописи акварельными красками. | Содержание учебного материала | 20 | |||
1 | Выработка практических навыков работы акварельными красками. Свойства акварельных красок. Возможности живописной палитры. Структура красочного слоя. Понятие локального цвета и взаимное влияние цветов. Холодная и тёплая гаммы. Цветовой контраст и нюанс. Техника живописного письма «лессировкой» и «по-сырому». Различия цвета по цветовому оттенку, насыщенности и светлоте. Цветовые рефлексы. Методика работы над живописной композицией на примере натюрморта. Поиск структурно-пластического решения натюрморта. Определение главного и второстепенного в натюрморте. Передача движения и ритмов основных масс при построении живописной композиции натюрморта. Изменение цветовых отношений под влиянием фактурных качеств предметов. | 2 | |||
Практические работы: №9 упражнения, выполненные акварелью в техниках «лессировка» и «по сырому» №10 натюрморт, выполненный акварелью в холодной гамме №11 натюрморт, выполненный акварелью в тёплой гамме | 4 8 8 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -этюды фруктов, овощей и предметов быта, выполненные акварелью | 16 | ||||
Раздел 3. Рисунок. Архитектурные детали
| |||||
Тема 3.1. Круглая пластика и рельефная орнаментика. | Содержание учебного материала | 24 | |||
1 | Основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей конструктивной логики архитектурного сооружения. Анализ формы сложных предметов через характерные сечения. Логичность появления архитектурной детали, её целесообразность в конструкции и художественно-пластическое выражение. Ритмы архитектурной орнаментики и их пропорции. | 2 | |||
Практические работы: №12 рисунок вазы, амфоры №13 рисунок орнамента | 12 12 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: - зарисовки городского дизайна | 12 | ||||
Тема 3.2. Элементы архитектурного ордера | Содержание учебного материала | 38 | |||
2 | Классические примеры опыта в архитектуре и строительстве предшествующих эпох. Взаимосвязанная соразмерность всех частей архитектурного организма. Анализ конструкции детали и целого со всех сторон (с фасада, в плане, в профиль). Стилевые особенности, масштабность и логические закономерности частей и целого в архитектурном сооружении. | 2 | |||
Практические работы: №14 рисунок капители дорического ордера №15 рисунок капители ионического ордера №16 рисунок архитектурного сооружения | 14 14 10 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -эскиз к практической работе №16; -подготовка электронных презентаций | 16 4 | ||||
Раздел 4. Живопись. Изучение традиций композиционной работы с цветом. |
| ||||
Тема 4.1. Техника живописи гуашевыми красками. | Содержание учебного материала | 38 | |||
1 | Особенности работы гуашью. Типы колористических композиций. Основные приёмы и средства для их исполнения. Подчинение изобразительных средств выражению образных задач. Понятия о некоторых приёмах, ведущих к обобщению зрительного образа, его монументализации. Традиции композиционной работы с цветом через анализ классики и опыт своей практической работы. | 3 | |||
Практические работы: №17 натюрморт из предметов с контрастной цветовой окраской №18 натюрморт из предметов с различными фактурными особенностями поверхностей, с чётко выраженными пространственными планами №19 декоративный натюрморт | 12 12 14 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -натюрморты, выполненные гуашью; -подготовка презентаций | 16 4 | ||||
Раздел 5. Рисунок. Изображение человека. | |||||
Тема 5.1. Голова человека. | Содержание учебного материала | 70 | |||
1 | Анализ пропорций головы человека её анатомических основ. Структурный стержень строения объёмной формы, позволяющей анализировать видимую пластическую основу головы. Связь внутренней костной конструкции и внешней мышечной системы в пластике головы человека. Рисунок построения головы по опорным пунктам и характерным направляющим линиям. Использование в построении сечений по основным плоскостям. | 2 | |||
Практические работы: №20 рисунок черепа человека №21 гипсовых слепков частей лица №22 рисунок гипсовой анатомической головы человека №23 рисунок гипсового слепка античной головы человека | 18 20 16 16 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -наброски и зарисовки головы человека с натуры; -подготовка презентаций | 22 8 | ||||
Тема 5.2. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 18 | |||
2 | Анализ пропорционального строя фигуры человека и ее анатомических основ. Постановка фигуры в рисунке. Центр тяжести всего тела человека. Рисунок построения фигуры человека по отдельным опорным пунктам и направляющим линиям. | 2 | |||
Практические работы: №24 рисунок гипсовой фигуры человека | 18 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: -зарисовки анатомической фигуры человека; -наброски фигуры человека с натуры | 6 6 | ||||
Всего: | 444 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет рисунка и живописи.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- образцы выполнения практических заданий, выполненные обучающимися;
- печатная литература для индивидуального использования в процессе выполнения практического задания;
- методические пособия по выполнению практических работ.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – рисунки и иллюстрации к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- гипсовые слепки геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей; гипсовые слепки анатомической головы и черепа человека;
- натюрмортный фонд;
- столики для постановочных натюрмортов;
- осветительные приборы для освещения постановок;
- мольберты для рисования.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий .
Основные источники:
1. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 408 с., ил.
2. Беляева С.Е., Розанова Е.А. «Спецрисунок и художественная графика»: Изд-во: М.:Издательский центр «Академия», 2006г.
3. Жабинский В.И. Винтова А.В. Рисунок: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2006г.
Дополнительные источники:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Учебное пособие для вузов. Изд-во: Академия, 2006г.
2. Сенин В. Школа рисунка карандашом. Изд-во: Книжный «Клуб семейного досуга», Белгород, 2007г.
Интернет-ресурсы -
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
Методические разработки.
- методическая разработка открытого урока «Развитие колористического мышления. Знакомство с техникой письма акварелью» с использованием мультимедийного оборудования, 2006г.
- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Рисунок архитектурного сооружения по заданным проекциям», 2007г.
- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Построение черепа человека», 2010г.
- сценарий открытого урока «Круглая пластика. Рисунок вазы» с использованием мультимедийного оборудования, 2010 г.
- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Рисунок орнамента», 2011г.
-методические указания для студентов по выполнению задания по практике по рисунку «Построение интерьера», 2011г.
- сценарий открытого урока «Построение черепа человека» с использованием мультимедийного оборудования, 2011 г.
- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Круглая пластика. Рисунок вазы», 2012г.
- сценарий открытого урока «Рисунок архитектурного сооружения по заданным параметрам» с использованием мультимедийного оборудования, 2012 г.
- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Натюрморт, выполненный акварелью», 2013 г.
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Рисунок и живопись» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод. В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний и умений используется просмотр и оценка практических работ, выполненных учащимися на занятиях в аудитории и выполненных самостоятельно во внеаудиторное время.
Промежуточная аттестация установлена в конце каждого семестра в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль предусмотрен форме дифференцированного зачета с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь - изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учётом перспективных сокращений; | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ; - индивидуальный устный опрос |
- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов или их элементов и правильно компоновать в листе определённого формата; | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ; - индивидуальный устный опрос |
- определять и передавать основные тоновые отношения; | Оперативный контроль: - групповая консультация |
- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами; | Оперативный контроль: - групповая консультация |
- рисовать по памяти и представлению | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ; - индивидуальный устный опрос |
знать: - принципы образования структуры объёма и его формообразующие элементы; | Рубежный контроль: - итоговая контрольная работа; |
- приёмы нахождения точных пропорций; | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ |
- способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета; | Оперативный контроль: - коллоквиум |
- основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения; | Итоговый контроль: - дифференцированный зачет с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры |
- основы колористики и закономерности цветовой композиции. | Рубежный контроль: - проведение коллоквиума |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживани...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности СПО 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Данная программа реализуется на базе основного общего образования. Максимальная нагрузка по дисциплине 68 часов. В том числе аудиторных 48 часов, самостоятельная работа студентов 20 часов....
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (1 курс)
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 110401 "Агрономия"
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...
Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Введение в специальностьРабочая программа учебной дисциплины "Введение в специальность" для специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"Рекомендуемое количество часов н...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка
Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...