Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.04.ИНТЕРЬЕРНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ Тема: «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры»
методическая разработка
Методическая разработка урока учебной практики «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по посадке суккулентов в закрытом грунте.
Методическая разработка урока выполнена в виде плана - конспекта урока с иллюстрациями (фото).
В описании по посадке комнатных растений в грунт:
- Подготовка контейнера/кашпо под посадку
- Проверка посадочного материала
- Высадка/пересадка растений в грунт
- Уход за высаженными суккулентами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotk_sukkulenty.doc | 445 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Садово-архитектурный колледж»
Методическая разработка урока учебной практики
по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
ПМ.04.ИНТЕРЬЕРНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ
Тема: «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры»
Разработчик:
Хасанова К.К.
Мастер п/о
СПб ГБПОУ
«Садово-архитектурный колледж»
Санкт- Петербург
2023
Аннотация
Методическая разработка урока учебной практики «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по посадке суккулентов в закрытом грунте.
Методическая разработка урока выполнена в виде плана - конспекта урока с иллюстрациями (фото).
В описании по посадке комнатных растений в грунт:
- Подготовка контейнера/кашпо под посадку
- Проверка посадочного материала
- Высадка/пересадка растений в грунт
- Уход за высаженными суккулентами
Содержание
Введение
- Основная часть……………………………………………………………. 5
1) План урока………………………………………………………………….5
2) Конспект урока……………………………………………………………..9
2.1. Подготовка кашпо под посадку …………………………………………9
2.2. Какие суккуленты выбрать для создания композиции?……….………10
2.3.Проверка посадочного материала на примере черенка
суккулента …………………………..…….12
2.4. Высадка/пересадка растений в грунт …………………………………..13
2.5. Уход за высаженными суккулентами…………………………………..14
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Самые известные суккулентные растения — кактусы. А еще к этой группе относятся литопсы, алоэ, многие молочаи, очитки, молодило и другие представители растительного мира.
Суккуленты удивительно пластичны: в зависимости от вашего замысла, композиция с их участием может быть забавной или романтичной, ироничной или нежной и трогательной, контрастной или однотонной, хрупкой или монументальной...
Методическая разработка используется при изучении темы урока «Композиция из суккулентов» и при выполнении практической работы по посадке суккулентов.
Методическая разработка урока выполнена в виде плана-конспекта урока с иллюстрациями.
В методической разработке рассматриваются виды ухода и перечень приемов по посадке в зависимости от биологических особенностей комнатных растений.
Методическую разработку рекомендуется использовать обучающимся, которые отсутствуют на уроке по болезни или другим уважительным причинам для самостоятельного изучения материала.
Методическая разработка урока
учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
ПМ 04 Интерьерное озеленение.
- План урока
Цели урока:
Образовательная:
Актуализация знаний полученных в процессе освоения МДК 04.01." Составление композиций из комнатных растений.» («Основы фитодизайна») и общепрофессиональных дисциплин. Формирование профессиональных и общих компетенций: высаживать растения в грунт, выполнять перевалку и пересадку горшечных растений. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающая:
Совершенствование трудовых приемов и навыков. Освоение новых трудовых приемов и навыков. Совершенствование навыков рациональной организации труда. Совершенствование навыков планирования собственной деятельности и самоконтроля при выполнении всех видов работ
Воспитательная:
Воспитание самостоятельности в процессе выполнения заданий, чувства ответственности за результат своего труда. Формирование бережного отношения к посадочному материалу, рабочему инструменту. Воспитание чувства уверенности в себе.
Тип урока:
Комбинированный (изучение нового материала, самостоятельное выполнение обучающимися приемов, комплекса трудовых действий).
Технологии и методы обучения:
- активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса;
-индивидуальная работа;
- информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приемов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
1.мультимидийная установка
Инструменты:
1.контейнер/кашпо.
2.садовые совки.
3.ножницы.
6.лейки.
7.опрыскиватели.
Материалы:
1.посадочный материал
2.почвогрунт
3.песок
4.вода
5.дренаж
5.стимулятор корневой системы
6. удобрения
Дидактическое обеспечение:
Технологическая карта
Межпредметные связи:
МДК 04.01 Интерьерное озеленение
ОПД.03.Охрана труда
ОПД.04 Ботаника
ОПД 05. Основы агрономии
Ход урока
1. Организационный момент (5мин)
Контроль посещаемости, внешнего вида, соответствия одежды требованиям охраны труда (обучающиеся должны иметь спецодежду, резиновые и х/б перчатки). Назначение дежурного.
Организация внимания и готовности, обучающихся к уроку, устранение отвлекающих факторов. Раздача дневников.
Обучающиеся занимают места в кабинете, предназначенном для теоретической подготовки.
2. Вводный инструктаж (40-45мин)
Сообщение мастером производственного обучения темы урока.
Обучающиеся осмысливают значимость выполняемой работы, основываясь на информации, полученной от мастера о назначении, значимости озеленения и бережном отношении к природе. Мастер акцентирует внимание обучающихся на важность выполняемого задания.
Сообщение мастером целей урока.
Должны освоить профессиональную компетенцию:
ПК 4.1 Составление композиций из комнатных растений
ПК 4.2. Агротехнические работы в зимних садах
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных, руководителем.
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, за результаты своей работы.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Должны уметь выполнять виды работ:
-использовать специализированное оборудование и инструменты;
-подготавливать растения для последующей пересадки;
-подготавливать посадочный материал;
-выполнять посадку многолетних растений в закрытый грунт.
-компоновать растения в группы и композиции.
Актуализация знаний и умений обучающихся.
Актуализация знаний осуществляется при устном опросе по пройденному материалу на уроках теоретического обучения.
1. Почему суккуленты относятся к неприхотливым культурам?
2. Вспомните, какие растения относятся к суккулентам?
3.Как подготовить почву для посадки суккулентов?
2.Конспект урока
Изучение нового материала
Мастер рассказывает о значимости посадки комнатных растений в интерьере. Информирует обучающихся о сроках проведения пересадки комнатных в закрытом грунте.
Мастер заостряет внимание обучающихся на последовательность действий при посадке и освещает их в более полном объеме. Мастер поочередно подробно говорит о каждом этапе.
2.1.Подготовка кашпо под посадку.
Миниатюры делаются по общему принципу. Сперва изготавливается контейнер задуманной формы — он будет служить и емкостью для почвенного субстрата, и основой будущей картины. Для плоских панно можно использовать деревянный ящик; для объемных фигур чаще применяется металлическая сетка (из нее делают каркас). Такая же сетка закрепляется на фронтальной стороне ящика-основы; она не дает грунту высыпаться и одновременно удерживает высаженные растения (для посадки в сетке прорезают отверстия необходимого диаметра).
Для суккулентов можно выбрать кашпо абсолютно любой формы и конфигурации, все зависит от задумки.
Создать композиции можно в стекле, дереве, глине, керамике, железе и т.д.
2.2.Какие суккуленты выбрать для создания композиции.
Один из бонусов суккулентов — разнообразие: более 800 видов! Размеры, формы, цвета — подобрать что-то на свой вкус или под свой интерьер не составит труда. Самые популярные и доступные представителе:
- кактусы; алоэ, или столетник; эхеверия; крассула, или толстянка;
- седум;
- каланхоэ; бородник; дудлея; агава; лапидария.
2.3. Проверка посадочного материала на примере черенка суккулента.
1. Идеальный срез. Такой срез получается после просушивания достаточно длинного черенка в хорошей форме. Если на срезе получилась светлая, ровная, тонкая и твердая корочка, смело садите растение в грунт.
2. Такой срез обычно получается при близком резе к розетке. Выпуклость (неровность) его корочки небольшая, могут быть неглубокие трещины. Такой срез тоже не требует каких-либо дополнительных действий и хорошо укоренится в грунте.
3. Очень короткий срез, который со временем утолщается и округляется. По срезу могут быть трещины. Отличие от предыдущего варианта - утолщение снизу и отсутствие свободных мест крепления листа. Такие срезы встречаются крайне редко и могут не укоренятся. Возможно, может помочь пересрезание и перепросушка с отделением нижних листьев для освобождения мест их крепления.
4. Типичный срез тонкого, среднего или немного ослабленного толстого ствола. Если бахрома по низу среза большая, ее лучше убрать и перепросушить. После тщательной просушки и отвердения, проблем с укоренением не возникает.
5. Сужающийся срез получается при черенковании суккулентов с тонким древеснеющим стержнем в стволе, например, аизовых или крестовников. Это нормальный срез, но так как наружу торчат отмершие ткани, лучше не переусердствовать с поливом пока не появились корни. Если одревесневший стержень сильно торчит из мягких тканей, его лучше срезать и перепросушить черенок.
6. Пожалуй, самый неприятный срез. Он получается при черенковании ослабленного (гниющего) ствола. Необходимо отделить весь дряблый участок и деликатно просушить: подойдет светлое, не жаркое и не холодное место с хорошей вентиляцией. Возможно потребуется несколько резок (отколупываний) с просушиванием, пока ствол не придет к варианту 4 или хотя бы к варианту 8.
7. Иногда при срезе можно заметить кольцевые гнили. В идеале, лечше отрезать ствол до места, где их нет. Но если ствола осталось мало, лучше просушивать долго, вплоть до поялвления корней. Кольцевые гнили медленные и редко приводят к быстрой гибели, но после того, как растение отрастет, лучше переукоренить с него чистый черенок.
8. Вариант внешнего подгнивания ствола вследствие непросыханий. Форма отсушиваемого темного "колпачка" может быть разной. После просыхания черенка необходимо отколупнуть/счистить все темное, подровнять и снова просушивать, можно вплоть до появления корней.
2.4. Высадка/пересадка растений в грунт
В естественной среде обитания суккуленты чаще всего растут в песке или в смеси песка и щебня. Подходящая для них почва должна, во-первых, быть рыхлой и хорошо пропускать воздух, во-вторых, равномерно смачиваться и не задерживать воду.
Опытные садоводы предпочитают составлять идеальную почву для суккулентов самостоятельно, учитывая потребность конкретного вида в питательных веществах, примесях и плотности, но для начала можно выбрать в магазине уже готовую смесь. Любая из них, как правило, включает в себя, помимо земли, какие-либо разрыхлители: от речного песка до мелкого гравия и извести. В смесь можно добавить активированный уголь (не медицинский): он делает почву более рыхлой и вытягивает из воды примеси.
В новый грунт суккуленты обычно пересаживают весной. Для молодых растений рекомендована ежегодная пересадка, для взрослых — раз в 2—3 года. Нельзя пересаживать суккуленты в период появления бутонов и непосредственно цветения.
2.5. Уход за высаженными суккулентами
Суккуленты, по сути, пустынные растения, поэтому есть две основные вещи, которые нужно о них знать: они любят сухой воздух и перепады температур. Чем более приближенный к их родному климат вам удастся создать, тем комфортнее суккуленты будут чувствовать себя у вас дома в средней полосе.
Палящее солнце — неотъемлемый атрибут любой пустыни, поэтому свет суккуленты любят. Лучше всего размещать их на южных, юго-восточных или юго-западных подоконниках. Если же окна выходят на северную сторону, скорее всего, понадобится дополнительное освещение.
Несмотря на то что полив, наверное, самая простая часть ухода за суккулентами, он тоже должен быть правильным. Прежде всего, он будет разным в зависимости от времени года, температуры и влажности воздуха. Вот несколько правил, которые нужно соблюдать, поливая суккуленты:
- с весны по осень, в период роста, полив производится примерно раз в 1—2 недели — по мере высыхания почвы;
- зимой, в период покоя, поливать нужно реже, раз в месяц при температуре 10—14 °С или раз в 2—3 месяца при температуре 6—9 °С;
- ни в коем случае нельзя допускать пересыхания корней;
- при очень жаркой погоде суккуленты нужно поливать чаще, но сухой почва должна оставаться минимум 3 дня.
Как и любое растение, суккуленты нуждаются не только в поливе и пересадках, но и в периодических подкормках питательными веществами. Найти готовые варианты вы без труда сможете в любом цветочном магазине. Соблюдать при подкормке нужно следующие правила:
- лучше не удобрять суккуленты зимой, когда они находятся в состоянии покоя;
- подкормка обычно производится весной, не чаще раза в месяц;
- концентрация удобрений должна быть меньше, чем для других комнатных растений;
- в удобрениях должно быть снижено содержание азота, чтобы не вызвать гниение корней.
3. Текущий инструктаж (230-240 мин)
- Напоминание мастером, обучающимся о соблюдении правил охраны труда во время выполнения учебно-производственных работ.
- Демонстрация мастером приемов по перевалке горшечного растения. (Демонстрация работ мастером проводится перед каждым этапом задания)
- Ознакомление обучающихся с критериями оценки выполнения работы.
-правильность выполнения приемов и способов работы
-качество работы, соблюдение технических требований
-соблюдение правил безопасности труда
- проявление творческого подхода к выполнению задания.
4. Распределение обучающихся по рабочим местам.
5. Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с полученным заданием.
Первый этап задания
Обучающиеся должны выбрать суккуленты для объединения их в группы с дальнейшей посадкой/ высадкой их в кашпо, контейнер или для создания панно.
Второй этап задания
Обучающиеся получают технологическую карту (приложение №1).
Каждый обучающийся выполняет работу согласно полученному заданию.
Целевые обходы по рабочим местам.
а) Проверка содержания рабочих мест, правильное использование инструмента; корректировка действий обучающихся.
Особое внимание обращается на соблюдение правил охраны труда.
б) Проверка соблюдения технологических условий выполнения операций при перевалке горшечного растения.
Особое внимание обращается на последовательность действий при перевалке. Если действия обучающихся ведут к несоблюдению норм, указанных в технологических картах, грубому нарушению правил техники безопасности производится вмешательство в ход работы
в) Проверка правильности выполнения трудовых приемов и операций, соблюдения требований охраны труда. Контроль качества выполняемых работ.
Особое внимание обращается на правильное использование инструмента в том или ином этапе перевалки . В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких обучающихся, которая может привести к браку, мастер останавливает работу и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций.
г) Заключительный обход. Оценка состояния выполняемого задания.
После выполнения задания, обучающиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями. Текущее наблюдение за обучающимися в процессе работы (в течение урока мастер накапливает данные на каждого обучающегося о его достижениях, упущениях, достоинствах и недостатках).
4. Заключительный инструктаж (35-40мин)
-Прием мастером выполненных работ от обучающихся.
-Анализ и оценка мастером работы обучающихся на основании ранее определенных критериев, обсуждение причин возникновения и способов устранения типичных ошибок.
-Индивидуальная оценка мастером работы обучающегося, оценка мастером личностного и профессионального роста каждого обучающегося. При подведении итогов работы мастер просит обучающихся найти допущенные ошибки, определить соответствие работы техническим требованиям. Затем мастер задает вопросы, чтобы определить сознательность выполнения работы.
Заключительное слово мастера производственного обучения о дальнейшем уходе за растениями.
Уборка территории.
Выставление оценок в журнал и дневники.
Заключение
Методическая разработка используется при изучении темы «Интерьерное озеленение» и при выполнении практической работы по агротехнике выращивания (размножению и пересадке комнатных растений, и уходу за ними). Методическая разработка помогает обучающимся осуществить подбор растений для последующей перевалки и ее выполнения.
Материал может быть использован на уроках цветоводства при изучении темы: «Уход за растениями закрытого грунта».
Список использованной литературы:
- Бибикова В.Ф., Бибиков Ю.А. «Цветоводство»:
Учеб.пособие-2-е изд.-Минск:Высш.шк./1992г.-318с.:ил.
- Бобылева О.Н. «Выращивание цветочно-декоративных в открытом и защищенном грунте»: Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования-М.:Издательский центр «Академия», 2014г.-352с. С цв.ил.
- Бочкова И.Ю., Бобылева «Интерьерное озеленение»: Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования-М.:Издательский центр «Академия», 2014г.-256с. С цв.ил.
- Курицына Т.А., Ермолович Е.Л.,Авксентьева Е.Ю.«Озеленение и благоустройство различных территорий» Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования - М.:Издательский центр «Академия», 2015г.-240с.
- Лежнева Т.Н. «Биодизайн интерьера»: Учеб.пособие -М.:Издательский центр «Академия», 2011г.-64с.
- Макхоу Питер «Энциклопедия садовода» - Словакия: «Лик пресс», 1998г. -256с.с цвет.ил.
- Ревель Жак « Создай свой сад»(перевод с фр.Лебедевой Н.)- М.:ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2002г. – 224с. с ил.
- Руднев Б.В. «Цветоводство» Учеб.пособие для рабочих цветоводческих хозяйств – М.: «Стройиздат», 1965 г.,183с.
- Теодоронский В.С., Белый А.И. «Садово-парковое строительство и хозяйство»: Учеб.т.33 для техникумов-2е изд.-М.: «Стройиздат», 1989г.-351с.
- Янтра Хельмут «Цветущий сад» Библиотека садовода: Словакия-«Кристина- новый век», 157с. с цв.ил.
Журналы:
«Комнатные и садовые растения» - номера с 1го-76й(Цветы от А до Я)
Интернет-ресурсы:
№ п/п | Последовательность операций | Требования/условия | Критерии оценивания |
1 | Подготовка кашпо под посадку. | Подобрать емкость соответствующего размера, сделать дренажный слой. | Соответствие габаритов. |
2 | Подготовка «точек» размещения всех растений композиции. | При помощи пикировочной палки делаем «ямки» нужной глубины, равноудаленные друг от друга. Глубина «ямки» определяется размером корневой каждого из растений. | Соблюдение глубины и месторасположения ямки. Соблюдение расстояния между растениями группы. |
3 | Посадка растений | Аккуратно помещаем каждый суккулент, следя за тем, чтобы не повредить корневую систему. Не заглубляем «точку роста» | Правильное расположение каждого растения композиции. |
4 | Заполнение кашпо землей | Заполняем емкость землей, стараясь не сдвинуть растения. | Качество заполнения. |
5 | Выравнивание поверхности | Выравниваем поверхность, слегка утрамбовывая | Поверхность ровная (без ямок, без комков земли) |
6 | Полив | Проливаем в несколько приёмов Почва должна быть влажной на глубину посадки. | Достаточность увлажнения почвы |
7 | Мульчирование (если требуется!) | Распределяем равномерно по всей площади кашпо | Соблюдение высоты слоя мульчи |
Технологическая карта
Тема: Посадка суккулентов в кашпо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей.
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитерМеханическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка)» ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (токарных, фрезерных, сверлильных, копировальных, шпоночных, шлифовальных)
laquo;Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей. Проверка паралельности и плоскостности»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии «ШВЕЯ» по теме: ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ РУКАВИЦ
Аннотация урока учебной практики Данная педагогическая разработка представлена в виде методической разработки учебного практического занятия по теме: «Изготовление рабочей рукавицы» и предназнач...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 16675 «Повар» на базе незаконченного основного общего образования
Урок учебной практики...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))" разработчик мастер производственного обучения Барышев В....
Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.01.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте Тема: «Посадка многолетних растений в грунт, травянистых п
Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корн...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.03.ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Тема: «Устройство и содержание газонов. Рулонный газон»
Методическая разработка урока учебной практики «Устройство и содержание газонов. Рулонный газон» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по укладке рулонно...