Главные вкладки
Куликова Наталия Леонидовна
Сайт педагога дошкольного учреждения
Профессия: воспитатель дошкольных учреждений
Профессиональные интересы: психология. петербурговедение. фэмп.
Увлечения: фотографии. стихи.
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место работы: ГБДОУ детский сад 74 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kulikova-nataliya-leonidovna
Использование современного дидактического средства «Блоки Дьеныша» в сенсорном воспитании детей 4-го года жизни.
Одним из наиболее изученных возрастных периодов является дошкольный, и ряд исследователей (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, B.C.Мухина) указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития ребенка как физического, так и умственного. Основой умственного развития ребенка является сенсорное или чувственное познание внешнего мира, как главный путь познания ребенка, так и одним из основных условий его интеллектуального развития.
За последние годы в системе сенсорного воспитания произошли изменения: в соответствии ФГТ содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задачи сенсорного развития ребенка. Современное воспитание предполагает предлогическое развитие ребенка, оно включает в себя умение познавать окружающие предметы и явления, выделять свойства, сравнивать предметы по свойству, выявлять зависимости и закономерности, что позволяет формировать логические структуры мышления, являющиеся основой общего умственного и сенсорного развития. Сенсорное развитие это сложный процесс, по формированию перцептивных действий, совершенствованию процесса восприятия и зависящий от ряда условий, таких как: возраст, характер сенсорного развития, скорость формирования процесса восприятия. Для успешного сенсорного воспитания необходимы, по крайней мере, два условия: практическая деятельность, с целью формирования чувственного восприятия, и развитие обследовательских действий.
В связи с введением ФГТ, меняются взгляды на осуществление образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность или совместная организованная деятельность с детьми осуществляется в контексте игровой деятельности. В том числе изменился взгляд на возможности образовательной среды и позиции педагога в этой образовательной среде (В. А. Петровский, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, М.Н. Полякова). Одним из наиболее эффективных путей сенсорного воспитания детей является дидактическая игра, и дидактические пособия, такие как блоки Дьеныша. Интерес к такому материалу, как логические блоки Дьенеша проявляется во многих странах мира и получает все большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов (А.А.Столяр, Е.А.Носова и другие) показывает эффективность использования блоков как игрового дидактического материала в работе с детьми дошкольного возраста по сенсорному развитию детей. «Логические блоки Дьеныша» обладают такими же свойствами, как и дидактические игры, широко известные и используемые в отечественной педагогике. Это дидактическое средство дает возможность ознакомления с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, способствует развитию: мышления (обследование, различение, сравнение), познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение), обследовательских действий, развитию творческих способностей, является основой для предлогического развития. В отечественной педагогике много методических разработок по использованию этого средства в работе с детьми дошкольного возраста, но все же основное содержание игр ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, для детей младшего возраста представлено недостаточное количество разработанных игр.
В современных дошкольных учреждениях применяются различные развивающие игры и материалы, но не все они ведут к развитию мыслительных умений, по мнению Е.А.Носовой «наиболее эффективным пособием являются логические блоки…». Блоки Дьеныша являются уникальными благодаря таким качествам как многофункциональность и комбинаторность, а также эмоциональная привлекательность для детей (за счет разнообразия цвета, формы и размера).
Потенциал дидактического средства «логические блоки Дьенеша», а также аналогичных им средств очень велик, с их помощью можно решать задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, знакомить со свойствами предметов окружающего мира в доступной и интересной форме. В литературе много методических разработок по использованию этого средства в работе с детьми дошкольного возраста, но все же основное содержание игр ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, для детей младшего возраста представлено недостаточное количество разработанных игр.
О себе
Я простой человек. Говорят у меня есть чувство юмора. Без него было бы тяжело...
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Фантастика: Беляев, Жюль Верн. Русские народные сказки. Чуковский. Фрейд.
Мой взгляд на мир
Мир прекрасен, когда ты знаешь, что кому-то нужен. Когда понимаешь, что ты тоже можешь сделать мир немного прекраснее.
Мои достижения
Я получила высшее образование в 2012 году. У меня первая квалификационная категория. Опыт педагогической работы 15 лет.. У меня много наработок по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Моё портфолио
Сенсорное развитие детей 4-го года жизни.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития ребенка как физического, так и умственного. Основой умственного развития ребенка является сенсорное или чувственное познание внешнего мира (период формирования сенсорных процессов) — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Сенсорное развитие, как начальный этап формирования всех психических процессов, расценивается одной из важнейших задач психологии, ведущей к усвоению детьми представлений о предметах и овладению действиями восприятия окружающего нас мира.
Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития ребенка, когда происходит формирование качественно новых умений в определении свойств и отношений предметов, в пространственной и временной ориентировке ребенка, это время, когда закладывается основа дальнейшего совершенствования процесса познания, интеллектуального развития ребенка. [ мухина ..
Вопросами сенсорного развития в психологии занимались: Л.А. Венгер, В.П.Зинченко, Н.Н.Поддъяков, Э.Г.Пилюгина, В.С.Мухина и др. Они считали, что одним из первостепенных процессов психической деятельности является восприятие, играющее ведущую роль в общем и сенсорном развитии ребенка. Восприятие лежит в основе оценки и адаптации к окружающей действительности. [
Определяя понятие сенсорное развитие необходимо в первую очередь обратиться к исследованиям Л.А. Венгера, который определил, что сенсорное развитие – это прежде всего совершенствование процесса восприятия и накопление чувственных представлений о различных свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.) [стр3.венгер ].
Л.А.Венгер, В.П.Зинченко определяют изучение восприятия, как один из путей выделения закономерностей перцептивных процессов, а также указывают на то, что сенсорное восприятие так же тесно связано и с развитием других форм психической деятельности.
Так, например, раскрывая роль восприятия в психическом развитии (Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия) во-первых, указывают на колоссальное значение восприятия в практической деятельности субъекта. Во-вторых, отмечают то, что в основе формирования мышления лежат перцептивные действия, и делают вывод о том, что развитие интеллекта, а значит и сенсорное развитие не возможно без данных действий. Псих воспр,5
Описывая процесс формирования образа в период дошкольного детства, В.П.Зинченко называет его «незавершенным». Особенностью детей младшего возраста является отсутствие системы в процессе восприятия контура «тест-объекта», дети отмечают лишь основные признаки тестовой фигуры. При формировании обобщенного образа фигуры, сохраняется возможность ошибки при узнавании.
В своих исследованиях В.С.Мухина, В.П.Зинченко отмечают, что дети 3-ех лет не могут описывать предмет, не пытаются его рассмотреть. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, не систематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки, не связывая их между собой.
Так, например, детям 3—6 лет давались фигуры различных форм; дети сначала знакомились с фигурами, после этого узнавали их среди других фигур. Во время исследования проводились наблюдения за движениями глаз испытуемых, а затем на основании полученных результатов были сделаны выводы, что процесс формирования образа включает следующие перцептивные действия:
- поиск и обнаружение объекта,
- выделение фигуры из фона и ее ориентацию,
- выделение адекватных задаче информативных признаков,
- ознакомление с выделенными признаками.
Следовательно формирование перцептивных действий происходит по определенным линиям и на прямую связано с развитием восприятия и мышления, определяет успешность развития интеллекта.
Процесс восприятия имеет место в каждую секунду нашей жизнедеятельности, нам постоянно приходится оценивать окружающую действительность. Однако нельзя недооценивать всю сложность данного психического процесса. Зинченко В.П. подчеркивает необходимость планомерного формирования у ребенка операций перцептивных действий. Ускорение же данного процесса может пагубно сказаться на его развитии.
Перцептивные действия зависят от возраста и могут быть самостоятельными или сокращенными, автоматизированными, а далее перцептивные действия представляют собой своеобразные функциональные блоки.
Сенсорное развитие дошкольника по мнению В.С.Мухиной включает две стороны: усвоение внешнего облика предметов и явлений и освоение новых способов восприятия, позволяющих более полно и детально воспринимать окружающий мир.
Сенсорные действия — действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует так называемая продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу.
Сенсорное воспитание имеет уникальное значение в период дошкольного детства для последующего развития ребенка. Дошкольный возраст является благоприятным для накопления и обогащения представлений и совершенствования восприятия, так как именно в это время происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка, которое в свою очередь является основой воспитания у ребенка сенсорной культуры, как условия дальнейшего благополучного развития ребенка.