2.1. Кружок "Валяние из шерсти"
Руководитель кружка: Прудникова Марина Анатольевна,
учитель технологии, I КК
...Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить...
М. Цветаева
Дополнительная образовательная программа
«Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)»
ТЬЮТОР: Прудникова Марина Анатольевна
Map63@bk.ru
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения реализации стандартов «второго поколения» в рамках внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
1. Сформировать представление стажёров об организации и мониторинге внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС;
2. Создать условия для приобретения стажёрами навыков работы с шерстью как необходимого условия реализации программы «Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)» через:
· разработку тьютором индивидуальной программы стажировки по дополнительной образовательной программе «Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)»;
· пополнение разработчиками программы стажировки мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;
· создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:
- освоение теории и формирование навыка работы с шерстью в техниках: сухое валяние, мокрое валяние, нуновойлок, выкладывание шерсти;
- освоение теории и формирование навыка организации работы детей по созданию различных социально значимых изделий;
- создание образовательного продукта по теме «Мой Ямал: подарок юбиляру»: брелоков, сувениров, топиариев.
- защита образовательного продукта в форме участия в выставке работ стажёров «Мой Ямал: подарок юбиляру» (размещение работ на виртуальной выставке на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившуюся работу);
- заполнение «Дневника прохождения стажировки»;
3. Подготовить кадры для реализации программы, построенной на применении системно-деятельностного подхода «Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)» в образовательных организациях Ямальского района;
4. Тиражировать передовой педагогический опыт;
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одной из программ направления «Общекультурное», программы (самостоятельное изучение материала, размещенного на сайте Панаевской школы-интерната, раздел «Стажировочная площадка» http://89096ps.ucoz.ru).
Тема 2. Дополнительная образовательная программа «Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. Сухое валяние:
· Создание плоского изделия на основе шаблона-контура;
· Создание плоского элемента на основе самостоятельно изготовленного шаблона-контура.
Тема 4. Мокрое валяние:
· Валяние радиальной фигуры;
· Создание полотна основы;
· Изготовление топиария.
Тема 5. Нуновойлок:
· Создание основы для панно;
· Соединение полотна основы и контурных элементов;
· Создание панно;
Тема 6 Выкладывание шерсти:
· Выкладывание шерсти прядями;
· Оформление работы.
Тема 7. Практикум «В мастерской педагога-стажёра (изготовление валяного сувенира «Мой Ямал: подарок юбиляру» с применением всех изученных техник);
Тема 8. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает:
1. формирование представления стажёров об организации и мониторинге внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС на примере кружка «Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)»
2. освоение теоретических и практических основ работы с шерстью в техниках: сухое валяние, мокрое валяние, нуновойлок, выкладывание шерсти
3. освоение теории и формирование навыка организации работы детей по созданию различных социально-значимых изделий.
Следует основательно изучить материалы «Консультационного ресурса» (сайт Панаевской школы-интерната, раздел «Стажировочная площадка» http://89096ps.ucoz.ru), дидактические принципы и методические особенности обучения на основе системно-деятельностного подхода с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому педагогу-стажёру. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Дополнительная образовательная программа
«Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)»
Пояснительная записка
Автор программы: Прудникова М.А.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2013-2014 учебных годах (отдельные темы содержаться в программах 5-8 классах), идёт разработка УМК.
Кружковые объединения типа «Шерстяные чудеса (валяние из шерсти)» предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.
Работа по данной программе обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся начальных классов в данном аспекте, что даёт большой воспитательный эффект, ведь человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым
Цели:
1. Формирование у обучающихся навыков работы с шерстью в техниках: сухое валяние, мокрое валяние, нуновойлок, выкладывание шерсти.
2. Формирование творческой личности и создание условий для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
3. Приобщение детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через декоративное творчество;
4. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучающимся овладеть знаниями элементарных приемов работы с шерстью: сухое валяние, мокрое валяние, нуновойлок, выкладывание шерсти
2. Формировать навыки работы с шерстью, создания собственных социально-значимых изделий
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственного воображения, творческих способностей;
2. Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
1. Формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре родной земли;
3. Формировать культуру общения в группе.
Актуальность и практическая значимость программы: полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в декоративном творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Внеурочная деятельность в рамках данной программы направлена на развитие воспитательных результатов:
· приобретение обучающимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Новизна программы состоит в ознакомлении обучающихся с непопулярным, но значимым для них декоративно-прикладным искусством обработки шерсти. В ремесле валяния органично сочетается художественная и технологическая составляющая.
Срок реализации: 1 год.
Целевые индикаторы реализации программы:
· Уровень усвоения обучающимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
· Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
Параметры:
· Знать/понимать;
· Умение использовать;
· Владение опытом;
· Наличие личностных качеств
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
· Наличие интереса к трудовой деятельности, стремление к творческому самовыражению через работу с шерстью;
· Владение основными приемами работы с шерстью: сухое валяние, мокрое валяние, выкладывание шерсти и т.п.;
· Умение работать по алгоритму.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучающиеся должны знать:
- безопасные приемы работы с фильцевальной иглой;
- способы получения изделий из шерстяных волоконразными способами и их применение в быту;
- материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия «Фелтинг»;
- устройство фильцевальной иглы, их разнообразие и назначение;
- технологию выполнения простых изделий способами сухого и мокрого валяния;
- требования к качеству готовых изделий;
- особенности профессий валяльного производства;
- правила электробезопасности бытовых электроприборов;
- требования к технологической документации.
Обучающиеся должны уметь:
- определять вид волокна и других материалов для того или иного изделия;
- определять номер и вид игл для фелтинга;
- использовать инструменты и приспособления для сухого и мокрого валяния;
- выполнять раскладку и сваливание несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;
- последовательно выполнять обработку изделия, доводить его до нужного качества и вида.
Метапредметные
Личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
· проявление особого интереса к новому;
· предпочтение социального способа оценки своих знаний;
· ориентации на социальные и собственно учебные аспекты.
Регулятивные универсальные учебные действия
· принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
· определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
· осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
· вносить дополнения и коррективы в план и способы действий;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
· выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
· мобилизовывать свои силы, преодолевать препятствия.
Готовность для реализации: программа полностью готова для использования потребителями и реализована на базе Панаевской школы-интерната, ведётся работа по созданию УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Шерстяные чудеса" (Валяние из шерсти) | 62.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Шерстяные чудеса |
Девиз | ...Не запрещай себе творить, (М. Цветаева) |
Основание для разработки | Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители: Ничкова Т.А., Бородина Г.А. |
Заказчик-координатор | Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Разработчик программы | Прудникова М. А., учитель технологии, педагог дополнительного образования МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Исполнитель | Обучающиеся 4-х классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса |
Контролёр | Департамент образования Администрации МО Ямальский район |
Адресная группа | Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО |
Перспективы расширения географии продукта | Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы). |
Идея Программы | Основные содержательные линии программы направлены на развитие творческой личности обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение шерстяных материалов в творчестве и повседневной жизни. |
Цели и задачи Программы | Цель программы: развитие творческой личности обучающихся через деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений. Задачи программы:
|
Научно-методические основы разработки Программы |
|
Срок реализации | 1 учебный год |
Целевые индикаторы реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты | Результатом работы по программе данного курса можно считать:
|
Готовность для реализации | Программа полностью готова для реализации потребителями |
Пояснительная записка
Программа «Шерстяные чудеса» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Шерстяные чудеса» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- развитие универсальных учебных действий;
- формирование технологических навыков и умений;
- формирование информационной грамотности обучающихся;
- развитие коммуникативных и социальных компетенций;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Актуальность и перспективность программы. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Народное искусство «Валяние» - старинное искусство изготовления вещей, необходимых в быту. Эта технология появилась одновременно с появлением скотоводства. Свалянные пластины из шерсти служили текстильным материалом даже раньше, чем ткани, пластичность шерсти позволяла придавать ей самые разнообразные формы. Особый способ горения позволял использовать кошмы для тушения пожаров и защиты крепостей. В наше время искусство сваливания шерсти вновь возрождается, а с развитием информационных технологий способы обработки непрядёной шерсти и её синтетических заменителей становятся всё разнообразней.
Овладения этим ремеслом вызывают интерес у учащихся, так как шерстяные вещи тёплые, легки в изготовлении, разнообразны по назначению. Кроме того, изучение технологии не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён подшёрстным пухом песца, лисицы, собаки. Кроме валяния шерсти в традиционной форме технология предполагает использование готовой пряжи, различных тканей и аксессуаров.
Цель программы: развитие творческой личности обучающихся через деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
- освоение технологических знаний, связанных с народным искусством «Валяние»;
- изучение исторических предпосылок и пути развития народного искусства «Валяние»;
- овладение навыками проектирования и создания продуктов труда;
- развитие творческой личности учащихся;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности;
- воспитание уважительного отношение к людям труда и результатам их деятельности;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности:
- подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности.
Общая характеристика программы
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Основное содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Условия реализации программы
Программа кружка «Шерстяные чудеса» разработана для занятий с учащимися 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часа практических и теоретических занятий. Обучение проводиться в течение двух четвертей, раз в неделю по 2 часа. Желательный состав группы – 8-10 человек.
Для реализации программы требуется кабинет-мастерская, оборудованная всеми необходимыми материалами и инструментами. Для каждого учащегося должно быть выделено рабочее место, место для хранения работ. Кабинет должен быть оборудован водопроводом и сливом. В ином случае в кабинете могут быть тазики и миски для мыльной и чистой воды.
Форма реализации программы
При изучении программы «Валяние» приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Самостоятельная работа занимает основную часть изучения каждой темы. Так как обучающиеся подготовлены к восприятию материала, изучив предыдущие программы, возможно их обучение с применением информационно-коммуникативных технологий. Изделия курса имеют точного адресата, социально значимы для обучающихся.
Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео и фото мастер-классов, статей в учебном пособии, знакомством с образцами. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике.
Практическая часть предваряется составлением обучающимися плана работы, выполняются эскизы изделий и отдельные элементы. На последующих этапах выполняется работа, проводиться самооценка и взаимооценка.
По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, презентация, мини-конференция.
Технологии:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии
Содержание программы
Основные содержательные линии программы направлены на развитие творческой личности учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. При введении в школьную программу рукоделия «Валяние» задача обучиться новому ремеслу за короткое время и получить удовлетворительные результаты успешно решается. Учащиеся знакомятся с новым видом рукоделия, успевают постичь некоторые секреты мастерства и получают значимые для себя результаты.
Сухое валяние (10 часов)
Основные теоретические сведения
История валяния. Первоначальные сведения о сухом валянии. Материалы и инструменты для сухого валяния. Гребенная лента, кордочёс, фетр. Виды игл для фильцевания. Способы работы с гребённой лентой. Сухое валяние при помощи шаблона. Правила безопасности при сухом валянии.
Практические работы
Подбор инструментов и материалов для работы. Виды шерстяного волокна. Организация рабочего места. Правила работы с гребенной лентой. Безопасные приёмы работы с фильцевальной иглой. Работа по технологической карте.Эскиз изделия.
Объекты труда
Фигурка из гребенной ленты на проволочном каркасе, брелок, сваляный на шаблоне, украшение валенок.
Мокрое валяние (10 часов)
Основные теоретические сведения
Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Материалы и инструменты для мокрого валяния. Разнообразие химических веществ, применяемых для валяния, техника безопасности при их применении. Принцип сваливаемости шерстяных волокон. Основы колористики: контрастные и сходные цвета.
Практические работы
Организация рабочего места для мокрого валяния. Основные виды раскладки шерсти: перпендикулярная и радиальная. Различные способы сваливания полотна. Придание формы сваливаемому изделию. Составление плана работы по видео и фото материалам.
Объекты труда
Полотно для кукольной одежды. Цветы для тапиария. Берет для куклы. Валяные шарики.
Смешанная техника (6часов)
Основные теоретические сведения
Сведения о нуновойлоке. Техника шебори. Многослойное валяние. Уход за шерстяными изделиями.
Практические работы
Вырезание шаблонов для валяния. Раскладка прядей на ткани. Раскладка прядей на шаблоне.Составление технологической карты.
Объекты труда
Ткань для кукольного платья в технике нуновойлок. Чехол для сотового телефона, сваляный на шаблоне в технике многослойного валяния.
Полезные вещи (8часов)
Основные теоретические сведения
Применение приёмов валяния в повседневной жизни. Окраска шерсти в домашних условиях.
Практические работы
Сваливание изделия на шаблоне. Сваливание изделия по эскизу. Приёмы удешевления изделия.
Объекты труда
Валяные сапожки для куклы. Украшение шерстяной вещи.
Универсальные действия
- Наблюдение
- Воспроизведение действий по алгоритму
- Воспроизведение действий на память
- Самооценка и взаимооценка
- Творческий подход
- Применение собственного опыта
- Изменение формы, конструкции, оформления
Тематическое планирование
№ п/п | № урока | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 четверть - 18 часов Сухое валяние (10 часов) | |||||
1 | 1-2 | Входной контроль (тест). История валяния. Первоначальные сведения о сухом валянии. Материалы и инструменты для сухого валяния. Упражнения с фильцевальной иглой. Техника безопасности. Входной контроль (тест Торренса). Знакомство с работами из гребенной ленты. Эскиз куклы из гребенной ленты. Планирование работы по созданию игрушки. Создание каркаса для куклы. | 2 | 1 | 1 |
2 | 3-4 | Изготовление куклы из гребённой ленты. Самооценка и взаимооценка готовой работы по заданным параметрам. | 2 | 2 | |
3 | 5-6 | Ознакомление с инструкционной картой «Валяние брелка «Ёлочка». Подготовка рабочего места. Валяние брелока на шаблоне. Самооценка и взаимооценка. | 2 | 1 | 1 |
4 | 7-8 | Колористика. Упражнения на сочетание контрастных и сходных цветов. Эскиз украшения валенок. Варианты украшений. Выбор наиболее удачного варианта. Составление плана работы над изделием. | 2 | 1 | 1 |
5 | 9-10 | Колористика: ахроматические цвета. Украшение валенок или фигурок из фетра. Самооценка и взаимооценка готового изделия. | 2 | 2 | |
Мокрое валяние (10 часов) | |||||
6 | 11-12 | Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Принцип сваливаемости шерстяных волокон. Материалы и инструменты для мокрого валяния. Эскиз полотна для кукольной одежды. Выбор наиболее удачного варианта. | 2 | 1 | 1 |
7 | 13-14 | Организация рабочего места для мокрого валяния. Перпендикулярная раскладка. Приёмы сваливания полотна. Разнообразие химических веществ, применяемых для валяния, техника безопасности при их применении. | 2 | 2 | |
8 | 15-16 | Подбор материалов для валяния цветов топиария. Радиальная раскладка. Составление плана работы по видео и фото материалам. Валяние цветов. | 2 | 2 | |
9 | 17-18 | Валяние цветов. Создание топиария. Групповая работа. | 2 | 2 | |
10 | 19-20 | Закрепление пройденного (опрос). Валяние кукольного берета на шаблоне. Создание технологической карты. | 2 | 1 | 1 |
Смешанная техника (6 часов) | |||||
11 | 21-22 | Сведения о нуновойлоке. Техника шебори. Раскладка прядей на ткани. Изготовление ткани для кукольного платья. | 2 | 1 | 1 |
12 | 23-24 | Изготовление шаблонов для чехлов к сотовым телефонам. Эскиз изделия. Многослойная раскладка. Валяние чехла для сотового телефона. | 2 | 2 | |
13 | 25-26 | Уход за шерстяными изделиями. Изготовление платья для куклы из нуновойлока, пончо для куклы из полотна. | 2 | 2 | |
Полезные вещи (8часов) | |||||
14 | 27-28 | Приёмы удешевления изделия. Изготовление валяных сапожек для куклы. | 2 | 2 | |
15 | 29-30 | Заключительное тестирование (тест Торренса). Украшение шерстяной вещи любым способом. Технологическая карта. | 2 | 1 | 1 |
16 | 31-32 | Выходной контроль (тест). Украшение валяного изделия любым способом. | 2 | 1 | 1 |
17 | 33-34 | Оформление работ для выставки. Организация выставки. | 2 | 2 |
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- вносить дополнения и коррективы в план и способы действий;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- мобилизовывать свои силы, преодолевать препятствия.
Познавательные универсальные учебные действия :
- искать и выделять необходимую информацию;
- применять методы информационного поиска;
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно структурировать знания,
- выбирать эффективный способ решения творческой задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ставить вопросы и разрешать их;
- выявлять проблемы, искать способы их устранения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
- знать безопасные приемы работы с фильцевальной иглой;
- знать способы получения изделий из шерстяных волоконразными способами и их применение в быту;
- знать материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия «Фелтинг»;
- знать устройство фильцевальной иглы, их разнообразие и назначение;
- знать технологию выполнения простых изделий способами сухого и мокрого валяния;
- знать требования к качеству готовых изделий;
- знать особенности профессий валяльного производства;
- знать правила электробезопасности бытовых электроприборов;
- знать требования к технологической документации.
- уметь определять вид волокна и других материалов для того или иного изделия;
- уметь определять номер и вид игл для фелтинга;
- уметь использовать инструменты и приспособления для сухого и мокрого валяния;
- уметь выполнять раскладку и сваливание несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;
- уметь последовательно выполнять обработку изделия, доводить его до нужного качества и вида.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- компьютер
- медиапроектор.
- персональные компьютеры
Инструменты и приспособления:
- Иглы для фелтинга разных номеров
- Поролоновые губки
- Формы для детского творчества
- Пупырчатая плёнка
- Москитная сетка
- Массажёры деревянные
- Скалки
- Бамбуковые коврики
- Виброшлифовальная машина
- Картон
- Скотч
- Проволока
- Основа для топиария
- Куклы
- Валенки
Материалы:
- Сливер
- Гребенная лента
- Кордочёс
- Синтепон
- Пряжа
- Шёлковая ткань
- Фетр
Список литературы для педагога
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д.: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Список литературы для обучающихся
- Аксёнова А.М. Войлок. Самые красивые и модные украшения, аксессуары и игрушки. – М.: Хаваст, 2011
- Валяльщики всех стран, объеденяйтесь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://london-fleur. livejournal. com/10690.html
- Валяние войлока. Основы мокрого валяния для начинающих (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://inhandmade.ru/mokroe-valyanie/valyanie-vojloka-osnovy-valyaniya.html
- Валяние. Материалы для творчества (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/catalogue/materialy-dlya-tvorchestva/valyanie
- Зайцева А. А.. Войлок и фетр. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Экспо, 2010.
- История валенок (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.hnh.ru/handycraft/history_of_felt_boots
- История валяния (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/ topic/80353-istoriya-valyaniya?vr=1&inside=0
- История валяния войлока (Электронный ресурс). – Режим доступа: flickr.com/ingermaaike
- Каике Ж. Картины из фетра своими руками. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2010.
- Кокарева И.К. Живописный войлок: Техника. Приёмы. Изделия – М.: АСТ – пресс, 2009.
- Курчак Е.М., Заец Л.П. Фильц. Валяние фигурки животных. – М.:Эксмо, 2010.
- Смирнова Е.С Игрушки из шерсти. Шаг за шагом. Техника валяния. – СПб.: Питер, 2012.
- Сухое валяние для начинающих (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/3169-felting.html
- Хэйген Чад Элис. Эффектные шляпки. – М.: Ниола-Пресс, 2011.
- Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-пресс, 2011.
- Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – М.: АСТ-пресс, 2009.