2.2. Кружок "Умелые ручки"

Ничков Николай Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель кружка: Лусникова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов, ПДО, 1 КК

 

 

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Дополнительная образовательная программа 

«Умелые ручки»

ТЬЮТОР: Лусникова Елена Анатольевна

 

ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения реализации стандартов «второго поколения» в рамках внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».

ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:

1.      Сформировать представление стажёров об организации и мониторинге внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС;

2.      Создать условия для приобретения стажёрами навыков работы с разными материалами  как необходимого условия реализации программы «Умелые ручки»через:

·         разработку тьютором индивидуальной программы стажировки по дополнительной образовательной программе «Умелые ручки»;

·         пополнение  разработчиками программы стажировки мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;

·         создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:

  • освоение теории и формирование навыка работы с разными материалами: работа с джутовым шнуром, работа с фоамираном;
  • созданиеобразовательного продукта по теме «Мой Ямал: подарок юбиляру»;
  • защита образовательного продукта в формеучастия в выставке работ стажёров «Мой Ямал: подарок юбиляру» (размещение работ на виртуальной выставке на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившуюся работу);
  • заполнение «Дневника прохождения стажировки»;

3.      Подготовить кадры для реализации программы, построенной на применении системно-деятельностного подхода «Умелые ручки» в  образовательных организациях Ямальского района;

4.      Тиражировать  передовой педагогический опыт.

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одной из программ направления «Общекультурное», программы (самостоятельное изучение материала, размещенного на сайте Панаевской школы-интерната, раздел «Стажировочная площадка» http://89096ps.ucoz.ru).

Тема 2. Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» (самостоятельное изучение материала). Добавочные адреса пед. опыта:

·         Сайт: http://nsportal.ru›lusnikova-elena-anatolevna

Тема 3. Джутовая филигрань: азы мастерства:

·         Создание плоских изделий на основе шаблона-контура;

Тема 4. Джутовая филигрань. Объемные фигуры: азы мастерства:

·         Создание объемных изделий в данной технике;

Тема 5. Работа с фоамираном: азы мастерства:

·         Основные приемы работы с материалом

Тема 6. Практикум «В мастерской педагога-стажёра (изготовление сувенира «Мой Ямал: подарок юбиляру» с применением всех изученных техник);

Тема 7. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

            Стажировка предполагает:

1.      формирование представления стажёров об организации и мониторинге внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС  на примере кружка «Умелые ручки»;

2.      освоение теоретических и практических основ работы с фоамираном, джутовым шнуром: работа по контуру, объёмное изделие на основе базовых фигур;

Следует основательно изучить материалы «Консультационного ресурса» (сайт Панаевской школы-интерната, раздел «Стажировочная площадка» http://89096ps.ucoz.ru), дидактические принципы и методические особенности обучения на основе системно-деятельностного подхода с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.

            Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому педагогу-стажёру. Для того,чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Дополнительная образовательная программа  «Умелые ручки»

Пояснительная записка

            Автор программы: Лусникова Е.А.

            Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014  учебных годах (1, 2, 3 годы обучения). Программа прошла лицензирование департаментом образования ЯНАО.

            В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

·         развитие творческих способностей обучающихся;

·         привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;

·         воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;

·          совершенствование трудовых умений и навыков.

Актуальность и практическая значимость программы. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

            Внеурочная деятельность в рамках данной программы направлена на развитие воспитательных результатов:

·         приобретение обучающимися социального опыта;

·         формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям.

            Срок реализации: 3 года

Целевые индикаторы реализации программы:

·         Уровень усвоения обучающимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)

·         Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).

Параметры:

·         Знать/понимать;      

·         Умение использовать;        

·         Владение опытом;

·         Наличие личностных качеств

Ожидаемые результаты  

            Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:

           Первый уровень результатов  — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

            Второй уровень результатов  — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

         Третий уровень результатов  — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

 

Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте

 

Предметные результаты

  • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • знать применение   бисера в окружающем мире;
  • знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Готовность для реализации: программа полностью готова для использования потребителями и реализована на базе Панаевской школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

Умелые ручки

Девиз

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Лусникова Е.А., учитель начальных классов, педагог дополнительного образования МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 1-3-х классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Цели и задачи Программы

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
  • воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять

характерные черты изготавливаемой поделки;

  • совершенствование трудовых умений и навыков.

Научно-методические основы разработки Программы

  1. Документы, положенные в основу Программы развития:
  2. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  3. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  4. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  6. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  7. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  8. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

3учебных года

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень воображения, фантазии, художественного и творческого вкуса.

Ожидаемые результаты

Результатом работы по программе данного курса можно считать:

  • творческую активность;
  • самостоятельность в художественном творчестве;
  • креативность;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • коммуникабельность;
  • инициативность;
  • умение анализировать, оценивать результаты работы.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Пояснительная записка

Программа «Умелые ручки» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, программы «Художественное творчество» (автор Т.Н.Проснякова)

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Актуальность и практическая значимость программы. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Цель программы:развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
  • воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделятьхарактерные черты изготавливаемой поделки;
  • совершенствование трудовых умений и навыков.

Общая характеристика программы

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Условия реализации программы

Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 208 учебных часов практических и теоретических занятий. В первый год обучения - 68 часов, во второй и третий год обучения –по 70 часов.

Форма реализации программы

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются  индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

        Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципуот простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

        Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные методы и технологии

  Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

Содержание программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

1 класс (68 часов)

Работа с бумагой (38часов)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

Работа с тканью (20 часов)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

Работа с разнымиматериалами (10 часов)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды материалов (гипс, металл, древесина, нитки и др.); их  свойства (форма, цвет);; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы,ножницы; о декоре изделий из разных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

2 класс (70 часов)

Работа с бумагой(42часов)

Историческая справка о происхождении бумаги. Новые виды бумаги, их свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые пи работе с бумагой. Разнообразие техник при работе с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Знакомство плетением из газетных трубочек. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения данного плетения. Композиционное построение сюжета. Папье-маше. Приемы выполнения.Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Работа с гофрокартоном

Работа  тканью (14 часов)

История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  Куклы – актеры.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза. Создание схем узоров.


Работа сразными материалами (14 часов)

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета.Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

Знакомство с новыми материалами: Фом Эва и вспененная резина. Виды и свойства данных материалов. Область их применения. Правила техники безопасности при работе с ФОМом. Основные приемы работы с листами фоамирана. Плоские поделки из ФОМа (цветы, простейшие композиции)

3класс (70 часов)

Работа с тканью (30 часов)

Нитяная графика. Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся. Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку. Техника безопасности работы с иглой, ножницами.

Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты  и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.

Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом  по контуру рисунка.Техника безопасности работы с красками.

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве». Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

Работа с бумагой (15 часов)

             Конструирование из бумажных полос (квиллинг).

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.  Завивка, закругления. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.Техника безопасности

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Работа с разными материалами ( 25 часов )

      Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера. Техника безопасности.

 Бисероплетение. Техника двойного соединения. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Панно из массы для лепки.Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала). Подбор цветовой гаммы.   Нанесение массы для лепки на прозрачную основу. Подбор цвета изображения и фон (нужно помнить о контрастности и сочетании цветов)

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза. Техника безопасности.

Изготовление поделок из ваты. Знакомство с материалом. Свойства ваты.

Эскиз поделки.

Работа с фоамираном. Выполнение объемных поделок из ФОМа.

Ожидаемые результаты

                Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:

Первый уровень результатов  —приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте

Предметные результаты

  • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • знать применение   бисера в окружающем мире;
  • знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Способы проверки ожидаемого результата

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий  по всем разделам с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
  • четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
  • художественная выразительность и оригинальность  работ.

Программа всех разделов кружка  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  • Промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников


Материально-техническое обеспечение программы

 Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер
  • медиапроектор

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш
  • линейка
  •  ножницы канцелярские с закругленными концами
  •  кисточка для клея и красок
  • иголки швейные
  • доски для работы с пластилином

Материалы:

  • пластилин
  • бумага цветная для аппликаций
  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
  • картон белый и цветной
  • ткань: ситец однотонный и цветной
  • мешковина
  • синтепон
  • нитки швейные – белые, черные и цветные
  • шерстяная пряжа
  • клей ПВА
  • ватные диски
  • бисер, бусины
  • проволока
  • бумага гофрированная, креповая, папиросная
  • калька

Тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Знакомство с коллективом. Краткая программа курса. История возникновения бумагопластики. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги.

Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по технике безопасности.

5

1

4

2

Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги.

Конструирование поделок из плоской формы. Техника безопасности.

4

1

3

3

Конструирование поделок из плоской формы. Способы соединения плоских деталей. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги.

4

1

3

4

 Конструирование поделок из материалов объемной формы. Понятиеобъема, целостности. Развертка геометрических фигур.

5

1

4

5

Конструирование поделок из материалов объемной формы. Основные линии чертежа. Понятие симметрии.

5

1

4

6

Конструирование поделок из материалов объемной формы. Изготовление поделок из спичечных  коробков.

5

1

4

7

Конструирование поделок из материалов объемной формы. Композиционные навыки. Изготовление макета села. Конструирование поделок из материалов объемной формы.

5

1

4

8

Кручение. Знакомство с техникой. Виды закруток. Изготовление персонажей сказок

5

1

4

9

Художественное моделирование из различных материалов. Основные виды бисерного искусства. Демонстрация изделий. Изготовления брелока

5

1

4

10

Основные способы бисероплетения: параллельное, петельное. Изготовление бабочки, ангела, стрекозы.

5

1

4

11

История куклы, техника безопасности при работе с тканью, иглой, ножницами. Игровые и обереговые куклы.  Пальчиковые куклы.

2

12

История куклы, техника безопасности при работе с тканью, иглой, ножницами. Игровые и обереговые куклы.  Пальчиковые куклы

10

2

10

13

Участие в выставках. Выполнение несложных композиций на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов.

8

8

Итого:

68

12

56

Тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Краткая программа курса. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, папиросной бумаги.

Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по технике безопасности.

4

1

3

2

Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, папиросной бумаги.

Изготовление цветов из бумаги. Техника безопасности.

4

1

3

3

Изготовление цветов из бумаги. Демонстрация различных способов конструирования деталей. Приемы продавливания, тиснения. Сгибание. Составление панно.

5

1

3

4

Знакомство с техникой квиллинг. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги. Изготовление бабочек из полос бумаги.

4

1

3

5

Папье-маше. Знакомство с техникой. Способы оклеивания. Инструменты и приспособления. Изготовление кукол для настольного театра.

4

1

3

6

Знакомство с техникой плетения из газетных трубочек. Сведения о материалах и приспособлениях. Способы кручения, виды переплетений. Изготовление стилизованных фигурок животных.

3

1

2

7

Плетение из газетных трубочек. Способы удлинения трубочек. Изготовление панно « Рыбное богатство»

5

1

4

8

Плетение из газетных трубочек. Изготовление подставок под горячее.

5

1

4

9

Знакомство с гофрокартоном. Свойства материала. Виды изделий. Изготовление пасхального яйца.

6

1

5

10

Виды и свойства тканей. Инструменты и приспособления для работы с тканью. Техника безопасности. Народная кукла. Изготовление куклы «закрутки»

4

1

3

11

Технология изготовления бесшовных кукол. Изготовление куклы «Севернаяберегиня». Изготовление куклы Домовой

6

1

5

12

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза.

2

1

1

13

Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета

3

1

2

14

Знакомство с новыми материалами: Фом Эва и вспененная резина. Виды и свойства данных материалов. Область их приминения. Правила техники безопасности при работе с ФОМом. Основные приемы работы с листами фоамирана. Плоские поделки из ФОМа(цветы, простейшие композиции)

5

1

4

15

Участие в выставках. Выполнение несложных композиций на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов.

8

8

Итого:

70

11

59

        Тематическое планирование

3 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Краткая программа курса. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по технике безопасности.

5

1

4

2

Нитяная графика. Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить. Техника безопасности. Изготовление открытки.

2

1

1

3

История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты  и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.

4

1

3

4

 Батик.  Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом  по контуру рисунка.Техника безопасности работы с красками. Изготовление панно «Осень»

4

1

3

5

Беседа «Кукла в искусстве». Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

5

1

4

5

Техника безопасности работы с иглой и ножницами. Изготовление куклы «Домовенок».

5

1

4

6

Оформление изделия «Домовенок». Декорирование с использованием гофрокартона, искусственных цветов и т.д.

4

1

3

7

 Изготовление поделок из бумажных полос.

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

6

1

5

8

 Завивка, закругления. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглений с целью получения заданного образа. Техника безопасности

6

1

5

9

Квиллинг из гофрокартона. Знакомство с техникой. Поделки «Динозаврик», «Белка», «Жираф»

6

1

5

10

Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера. Техника безопасности.

2

1

1

11

Бисероплетение. Техника двойного соединения. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения лепестков,  листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

4

1

3

12

Панно из массы для лепки. Знакомство с принципами работы

Подбор цветовой гаммы.   Нанесение массы для лепки на прозрачную основу. Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Создание эскиза. Техника безопасности.

5

1

4

13

Работа с фоамираном. Выполнение объемных поделок из ФОМа. Кукла – насадка на ручку. Кукла-смешарик.

6

1

5

14

Участие в выставках.

6

6

Итого:

70

12

58

Список литературы для педагога

  1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004
  2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  6. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  7. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  9. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  10. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  13. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  14. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  15. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

  1. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  2. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  3. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
  4. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия:«Бабушкин сундучок»).
  5. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
  6. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
  7. Р.Гибсон. Поделки. [Текст] // Р.Гибсон. Бумажные цветы.-М.:- Росмэн, 1996.-112с: ил.;
  8. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  9. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  10. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  11. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г