Главные вкладки
Капкайкина Елизавета Владимировна
сайт преподавателя английского языка
Профессия: преподаватель английского языка
Профессиональные интересы: современные подходы в обучении
Увлечения: работа, работа, работа....
Регион: Новосибирская область
Населенный пункт: г. Куйбышев
Место работы: МБОУ СОШ №3
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kapkaykina-elizaveta-vladimirovnaУчитель - лишь тогда учитель, когда не забывает, что он ученик.
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Личность учителя
Все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя.
В одном фантастическом романе утверждается, что место учителя в обществе Будущего, мера уважения к нему будут определяться формулой из трех прописных «Т» : Труд, Творчество, Талант.
Нельзя себе представить учителя без вдохновения в труде, без творческого горения, без таланта любви к детям и к своему благородному, трудному делу.
Воспитание человека – крайне ответственное и серьезное дело. От того, как человек воспитает ребенка, зависит вся дальнейшая жизнь нового члена общества – его достижения, победы или поражения и неудачи. Обучение, также несомненно важно в жизни каждого человека, ведь без образования человек не сможет самосовершенствоваться, добиться каких-то целей. Образование помогает человеку состояться в жизни и самореализоваться. От качества обучения и воспитания зависит будущее человека и, кстати, будущее всего нового поколения.
И. Гаспринский говорил:
“Если среди нас есть хорошие люди – это учителя. Если среди нас есть железные люди – это они. Если есть среди нас служащие воспитанию, грамотности, служащие делу во имя правды, а не для похвал и светских отличий и почета – это они. (Из статьи Исмаила Гаспринского “Учитель” (“Терджиман” №14, 1883)
Можно без проблем изменить форму железа, дерева, бумаги, так как они не сопротивляются. Но если же вы захотите изменить мысли, характер, мировоззрение, образ жизни человека, то вы столкнетесь со множество проблем, перед вами возникнут сотни препятствий. Обучение и воспитание детей- огромная, практически необъятная тема и нужно подходить к этому непростому и тонкому делу ответственно. И только знающий, грамотный, талантливый, терпеливый, творческий, ответственный, самоотверженный, требовательный и в тоже время добрый, понимающий учитель сможет решить эту проблему.
Вот уже … лет я работаю в школе. И всегда, входя в класс, вглядываясь в лица ребят, всё чаще задумываюсь над вопросом: для кого из них я навсегда останусь Учителем?
По существу, человек учится у разных учителей. Но в трудную минуту человек неминуемо думает о ком-то одном, к кому-то одному он обращается за советом, пусть не буквально, а мысленно, про себя, кого-то одного называет Учителем. Выпадет ли и мне столь огромное счастье? Как, например, о своём учителе вспоминает Номан Челебиджихан устами мальчика из автобиографического рассказа«Молитва ласточек»: «Войдя в высокие двукрылые белоснежные двери, мы оказались в школе. Меня сразу охватила какая-то непонятная светлая радость. Из больших окон сквозь длинные белые занавески струился солнечный свет. Ровными рядами стояли парты, против них стояла на двух ножках широкая черная доска. По классу расхаживал молодой человек в круглой черной шапочке на голове, он читал нам, разъяснял, предлагая при этом читать и ученикам. Все это он объяснял такими ясными и великими словами татарского языка, что каждое слово было так понятно, так легко входило в сознание». «Сейчас мы и учились, и играли. Мы жили в радости и в любви. Оттого, что уже понимали, то, чему нас учили, мы теперь знали все это, а от того, что узнали, очень полюбил нашего учителя»
Ученик станет доступным влиянию учителя лишь тогда, когда он, учитель, сам перед ним раскроется. Именно в этот момент начинается учительское творчество, начинается великий процесс передачи не только знаний, но и идей.
Из всех профессий профессия учителя более всего требует: будь предельно осторожен, внимателен, исключи из своих прав право на ошибку. Учительское дело тогда будет успешным, если оно объединит в своем строю всех: воспитателей и воспитанников, педагогов и родителей. В обращении к учителям, опубликованном в газете«Терджиман» (1904 г. 9 марта) известный крымскотатарский педагог Осман Заатов указывал на важность и значение учительской должности: «Нравственный долг народного учителя не ограничивается одним отбыванием ежедневно известных часов с детьми в училище, но как интеллигентный, развитой человек, он должен явиться наставником и для родителей детей, приводя в их темную среду лучи полезных и трезвых понятий…»
Учитель – это не просто профессия, это призвание, которое нужно прочувствовать душой
С чего начинается мастер – учитель? С отношения к своей профессии, к своей работе, детям и к самому себе. Постоянное развитие этого отношения и есть та пружинка, которая не дает успокоиться, остановиться учителю в своем профессиональном росте. Не важно, кто ты, а важно, каков ты. Успех в работе во многом зависит от того, насколько глубоко учитель работает над собой. Чтобы воспитать личность, необходимо самому быть личностью.
И вот я, молодой педагог, прихожу работать в школу к современным детям. Сразу же встаёт вопрос о том, как заставить ребят слушать и уважать себя. Ведь в становлении личности педагога главное – суметь найти подход к детям, расположить их к себе, а без этого любой труд будет напрасен, поскольку не принесёт никаких положительных результатов. Проработав в школе уже 12лет, я по своим наблюдениям могу сказать, что все дети хотят, чтобы их понимали, относились к ним с добротой и внимательно выслушивали их точку зрения. Да, сейчас у детей огромные возможности, они более раскрепощённые, более смелые и развиваются они с опережением на несколько лет, но кто сказал, что это плохо? Главное, вовремя направить их энергию в нужное русло. Ведь главное, чтобы ребёнок был заинтересован на уроке, чтобы он не просто просидел отведённое на урок время, а активно был включён в деятельность, чтобы он чувствовал свою значимость на уроке. Я владею компьютером, соответственно, могу строить свои уроки, применяя инновационные технологии, что также очень важно, потому что современный школьник уже не мыслит себя без компьютера и интернета.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». (Древнекитайская мудрость).
Проведенные социологические исследования как в нашей стране, так и за рубежом говорят о том, что лишь 15% успеха учителя зависит от его профессиональных качеств, все остальное – умение работать с людьми, личностные качества педагога. Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе.
Ещё в конце XIX века П. Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
Качества души,без которых человек не может стать настоящим учителем, и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает что он сам был ребенком.
Современной школе нужен именно Учитель,формулой жизни и труда которого могут быть мудрые слова ,не раз проверенные опытом лучших педагогов: «Хочешь владеть душами ребят-отдай им свою душу»
Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не понуждать своих учеников на овладение знаниями, на добрые дела и поступки.
Очень точно и метко об учителе написал Д. Лихачев:
«Учительство — это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»
Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.
Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. От учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет урок.
В новой концепции образования учитель должен представлять собой сплав творчества и ума. Он не должен нести только свое видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Толерантность и плюрализм, умение слушать и понимать, умение развиваться и менять свои взгляды на жизнь главные умения учителя в новой школе.
Гете говорил:
«Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица.»
Происходящие сейчас в общественной жизни изменения требуют от учителя не просто передавать знания традиционным способом, а использовать новые формы и способы обучения, ориентированных на индивидуальное развитие личности, развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях. Но каждый учитель должен помнить что, ученик не сосуд который можно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Профессия педагога требует психологических, физических и умственных затрат. Ведь без этого невозможно ощутить всю сладость в преподавании. Всегда надо помнить, что самоотверженность, самоотдача- наиболее характерные качества педагога по призванию. К его деятельности с полным основанием могут быть отнесены слова
Шота Руставели:
«Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то-твое».
К. Д. Ушинский сказал:
«Чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не отходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
Настоящий педагог должен обладать такими профессиональными качествами, как терпение, уверенность в себе, умение не только слушать, но и слышать, правильно и адекватно выбирать методику преподавания.
В расписании не значатся уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всему этому своих учеников ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить. Он непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением. Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, потому что он всегда и везде на виду. Дети в большей степени визуалы, они сначала смотрят, что делает взрослый человек, а потом уже что он говорит. И не важно, где ты находишься: в школе или за ее пределами ... Задача учителя – своим примером учить и воспитывать школьников.
Я считаю, что результативность образовательного процесса также не возможна без компетентности учителя. Компетентность учителя это есть то качество образования, получаемое обучающимся. Учитель должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. В современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках учитель должен дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи. Как учитель крымскотатарского языка и литературы, я считаю и делаю все для того, чтобы мои ученики были знающими, мыслящими, самостоятельными, умеющими на доступном для них уровне решать свои проблемы, критически мыслить.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми
О себе
Преподаватель английского языка
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Гордость и предубеждение", "Айвенго", "Гобсек"- это именно те книги. которые мне хочется перечитывать снова и снова
Мой взгляд на мир
2.Тебе придется учиться в школе под названием Жизнь.
Каждый человек и каждое событие - твой Универсальный Учитель.
3. Не существует ошибок, только уроки. Неудачи - неотъемлемая часть успеха. Жертв нет - только студенты.
4. Урок будет повторяться в разнообразнейших формах, пока не будет усвоен полностью. Если не усвоишь легкие уроки,- они станут труднее. Когда усвоишь - перейдешь к следующему уроку.
5. Внешние проблемы - точное отражение твоего внутреннего состояния. Если изменишь свой внутренний мир - внешний мир так же изменится для тебя. Боль - это способ, который жизнь использует, чтобы привлечь твое внимание.
6. Ты поймешь, что урок усвоен, когда твое поведение изменится. Мудрость достигается практикой. Немного чего-то - лучше, чем много ничего.
7. Нет места лучше чем "здесь". "Там" ничуть не лучше чем "здесь". Когда твое "там" станет "здесь", ты получишь другое "там", которое опять будет казаться лучше, чем "здесь".
8. Другие - всего лишь твое отражение. Ты не можешь любить или ненавидеть то, что есть в других, если это не отражает твоих собственных качеств.
9. Жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты. Если ты не возьмешь ответственность за написание картины, то за тебя ее напишут другие.
10. Ты получишь все, что захочешь. Ты подсознательно верно определишь, сколько энергии на что потратить и каких людей привлечь к себе; следовательно, единственно верный способ определить чего ты хочешь - это посмотреть на то, что ты уже имеешь.
11. В определении "правильного" и "неправильного", мораль - плохой помощник. Делай лучшее из возможного.
12. Все ответы - находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Все, что ты должен делать - смотреть в себя, слушать себя и доверять себе.
13.Ты забудешь обо всем этом.
14.Ты вспомнишь об этом всегда, когда захочешь.
Моё портфолио
1. Уверенность - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
2. Успешность - берясь за любое дело учитель должен предвидеть положительный результат, быть уверенным, что оно под силу детям.
3. Удивительность - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят однообразие.
4. Уважительность - необходимо взаимное уважение: уважайте мнение детей, они будут уважать ваше. Воспитание без уважения - подавление.
5. Убедительность - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности любого дела.
6. Уравновешенность - в классе нужно быть готовым ко всему, к любой ситуации, уметь анализировать, сдерживать свои эмоции.
7. Улыбчивость - чувство юмора поможет в работе. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание, и залог успеха.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты