Капицына Лариса Павловна

сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: проектная исследовательская деятельность; организация деятельности учащихся через портфолио; формирование универсальных учебных

Увлечения: вышивка крестом; выращивание экзотических растений

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г-к Анапа

Место работы: МАОУ СОШ № 15

Звание, ученая степень: учитель

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kapicyna-larisa-pavlovna
«Педагогика – тончайшее творчество, т.к. дети состоят из сплошных загадок, решать которые придётся нам всю жизнь»
К.Ушинский

 

Капицына Лариса Павловна

Место жительства: город-курорт Анапа, станица Гостагаевская

Место работы: МАОУ СОШ №15

Должность: учитель начальных классов 

О себе

 

 родилась в станице Гостагаевской Анапского района в учительской семье. Окончила полный курс местной средней школы, затем получила диплом Армавирского государственного педагогического института по специальности "учитель начальных классов". Где родилась, там и пригодилась: с 1969 года работаю в своей родной школе учителем начальных классов. В период с 1994 года по 2008 работала заместителем директора по УВР, курировала начальную школу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Мертвые души" Н. В. Гоголь

Мой взгляд на мир

 

Моё педагогическое кредо: «ребёнка не наполнять, как сосуд, знаниями, а зажигать его, как свечу». Создавать на уроке условия, чтобы дети учились: рассуждать, делать выводы, доказывать, создавать способы действий и действовать по этим способам. Желаемый образ ученика: стремление к самостоятельной деятельности, чтобы ребёнок учился не потому, что надо, что его заставляют родители, учителя, а потому, что ему самому это интересно, что ему хочется это делать, а ребёнку как раз и хочется делать то, что интересно. Применяю активные формы обучения, которые предполагают использование системы методов, направленных не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию детей для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. Такие уроки актуальны, так как на таком уроке ученики осуществляют полный творческий цикл. Творчество за партой отличается от настоящего научного. Учёный ставит перед собой ещё не изученную проблему и в результате открывает объективно новое знание. Школьник ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него самого, а не для человечества. Для развития познавательных интересов учащихся и формирования готовности к самостоятельному познанию, раскрытия индивидуальных способностей каждого ребёнка применяю методику составления тематического портфолио, учу презентовать портфолио, защищать свою работу, анализировать её.

Мои достижения

 

Работаю учителем начальных классов в Гостагаевской средней школе №15 с 1969 года. С 1994 года по 2008 год работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе (курировала начальную школу).

В 1993 году на курсах повышения квалификации в городе Краснодаре познакомилась с методикой развивающего обучения по системе Эльконина – Давыдова. Эта методика меня очень заинтересовала, и я стала глубже её изучать, пробовать применение на своих уроках. Через год я была уже готова к переходу на работу по системе Давыдова. Единственное, что меня смущало, это то, что эта система не имела продолжение в среднем и старшем звене. В это время в Анапе появляется Центр непрерывных образовательных систем, который сейчас называется  Краснодарский краевой Центр непрерывных образовательных систем (ККЦНО). Школа стала сотрудничать с этим Центром и я, набрав первый класс, начала работать по программам этого Центра. Новизной в работе по этим программам как раз и была методика развивающего обучения.  Отпала необходимость в стендах «Учись учиться», так как учились учиться дети на уроках: рассуждая, определяя тему урока, делая выводы, объясняя друг другу новый материал, доказывая, создавая алгоритмы действий и действуя по этим алгоритмам.

Но по каким бы программам я не работала, желаемым был образ ученика, способного к самостоятельной деятельности,  чтобы ребёнок учился не потому, что надо, что его заставляют родители, учителя, а потому, что ему самому это интересно, что ему хочется это делать, а ребёнку как раз и хочется  делать то, что интересно. Поэтому я выбрала тему для самообразования «Проблемный урок».

Активное обучение  на проблемном уроке предполагает использование такой сис­темы методов, которая направлена не на сообщение обу­чающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получе­ния знаний, освоение умений в процессе активной познава­тельной деятельности, направленной на решение образо­вательных проблем.  Проблемные уроки актуальны, так как на таком  уроке ученики осуществляют полный творческий цикл. Творчество за партой отличается от настоящего научного. Учёный ставит перед собой ещё не изученную проблему и в результате открывает объективно новое знание. Школьник ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него самого, а не для человечества. Проблемный урок отличается от традиционного   этапами введения и воспроизведения знаний.  Поставить учебную проблему - значить помочь ученикам самим сформировать   тему урока.

В 2005 году методисты ККЦНО на семинарах стали знакомить нас с тогда ещё совершенно новым для нас видом ученической деятельности – деятельностью через портфолио. Первое время принять портфолио, как вид самостоятельной деятельности учащихся, не могла, но потом поняла, что этому надо детей учить и учиться самой. Чтобы глубже изучить методику составления портфолио, я поставила новую тему самообразования «Составление и презентация портфолио». С учащимися третьего класса познакомились с видами портфолио, со структурой. Для развития познавательных интересов учащихся и формирования готовности к самостоятельному познанию, раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка решили попробовать составление тематического портфолио. Наиболее удачным был портфолио Щелуховой Олеси. Цель его: научиться подбирать материал для составления сообщения на уроке природоведения о ежах, используя различные источники информации, через портфолио. Во время презентации на интеллектуальном марафоне ученица сама анализировала выступление предыдущих участников и пришла к выводу, что они не презентуют свой портфолио, а передают содержание сообщения. Она стала победителем марафона и была награждена грамотой. На следующий год при подготовке к написанию проекта, Олеся уже самостоятельно подбирала материал через портфолио.  При защите проекта 20 апреля 2009 года награждена грамотой в номинации «За умение конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, проявленное в «Интеллектуальном марафоне». В мае проект был представлен ученицей профессору В.С.Лазареву. Сначала на методическом совете школы, а затем на августовском совещании работников образования в 2009 году Щелухова Олеся выступала перед учителями с представлением портфолио и проекта, а я выступала по теме: «Индивидуальная работа (тьюторское сопровождение) с учащимися по технологии «Портфолио» и проектировочной деятельности». Ведётся работа над обобщением педагогического опыта в краевой банк передового педагогического опыта по теме «Индивидуальная работа с учащимися по проектировочной деятельности».

Принимала участие в работе семинаров по вопросам внедрения инноваций в образование, которые проводили профессор, член-корреспондент РАО Лазарев В.С. и профессор, зав. кафедрой АПК и ППРОП Сиденко А.С.

Работая с Олесей над составлением портфолио, я пришла к выводу, что учащимся первого класса начинать эту работу ещё рано, но подготовка проводилась.  В начале этого учебного года с учащимися второго класса я начала работу над составлением портфолио с целью создания ситуации успеха для каждого ученика, обучения умению самооценки, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка и уверенности в этих возможностях. Учащимся дана возможность каждый день записывать в  портфолио о своих успехах, о себе, познавать себя и анализировать.  Уже то, что второклассники снимают с полки свою папку и производят записи об участии в школьных делах, о своих успехах в учебной деятельности, является мотивацией дальнейшего творческого роста, стимулирует анализ собственных действий после решения любой учебной задачи.

В 2007-2008 учебном году, участвуя  в муниципальных предметных олимпиадах, Мелехов Владимир занял I место по математике, Щелухова Олеся – I место по окружающему миру и V место по кубановедению. Резниченко Анна и Щелухова Олеся – участники Всероссийского конкурса «Русский медвежонок» 4-2 результат на уровне школы. Ученик второго класса Володин Илья в 2009 году участник муниципального конкурса Робин Гуд. Команда из пяти мальчиков и трёх девочек участвует во всероссийском конкурсе «Эрудиты планеты».

С 1993 года по 2007 год являлась руководителем творческой лаборатории, сотрудничала с ККЦНО по вопросам инновации в образовании.

В 1989 году награждена грамотой Министерства народного образования, в 1994 году – значком «Отличник народного просвещения».  В 2007 году награждена грамотой управления общего и профессионального образования и   администрацией школы , в 2008 году – грамота главы муниципального образования, грамота ГК Профсоюза работников образования, грамота управления общего и профессионального образования, в 2009 году – грамота администрации школы.

Являюсь победителем на муниципальном этапе во Всероссийском  конкурсе «Мой лучший урок».  

В 2006-07 учебном году учащиеся 3 А класса при стопроцентной обученности имели качество знаний 76%, что на 19% больше, чем средний показатель в параллели третьих классов. На выпуске из начальной школы 4 А класс в 2007-08 учебном году имел показатель качества знаний 79%, что на 17% больше, чем средний показатель в параллели четвёртых классов и на 20% больше, чем средний показатель по начальным классам.

Добавить грамоту в портфолио