Гарифулова Гельфидя Мансуровна

сайт учителя английского языка.

не говори,что мир печален,не говори,что трудно жить.Умей средь жизненных развалин:смеяться,верить и любить.

Профессия: учитель английского языка

Профессиональные интересы: Классическая литература

Увлечения: Музыка,поэзия

Регион: Самарская область

Населенный пункт: Тольятти

Место работы: МБУ СОШ № 74

Звание, ученая степень: Учитель английского языка 1 квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gelfidya-mansurovna
Сделайте вашу работу наполненной жизнью,а не жизнь наполненной работой.
Курт Кобейн

Мудр не тот,кто доказал что- либо , а тот, кто зная истину,не стал спорить.

О себе

Чтобы быть хорошим преподавателем,нужно любить то,что преподаешь и любить тех,кому преподаешь.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Маргаретт Митчелл "Унесенные ветром",Л.Н Толстой "Анна Каренина",Пауло Коэльо "Алхимик"

Мой взгляд на мир

Хороши или плохи события жизни,во многом зависит от того,как мы их воспринимаем.

Мои достижения

1.Почетная грамота министерства образования и науки Российской Федерации

2.Почётная грамота министерства образования науки Самарской области Тольяттинское управление за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов.

3.Почётная грамота администрации школы за значительные успехи в педагогической деятельности, добросовестный труд и в связи с юбилейной датой.

4.Благодарность за плодотворное сотрудничество и подготовку участников III конкурса поэзии и песни на английском языке.

5.Благодарственное письмо за активную работу по подготовке школьников к VI олимпиаде по английскому, немецкому, французскому языкам и переводу.

6.Благодарственное письмо за подготовку учащихся МБУ СОШ №74 к городскому конкурсу чтецов на английском языке.

7.Грамота за подготовку дипломата финального этапа VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету английский язык.

8.Грамота за подготовку дипломата финального этапа IX Международной Олимпиады по основам наук по предмету английский язык.

9.Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе «Я – лингвист» с надеждой на дальнейшее сотрудничество.

Моё портфолио

Деятельностный подход в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка

Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, вносит свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.

В российской школе образовательные процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам создают ситуацию, в которой учителям предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно мы, учителя в новых условиях должены выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

В деятельностном подходе выделяется результат деятельности , а стандарты второго поколения как раз  и нацелены на  развитие личности ребенка на основе УУД.

Еще в 1985 было впервые введено понятие системно-деятельностного подхода как особого рода понятие.  А что значит "деятельность"?  Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. А результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. А в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться

«Среди основных задач стоящих в настоящее время пред каждым педагогом, нет другой более важной и более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной систематической учебной  работе».

/ФГОС/

Стремление России активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у учащихся следующих основных компетенций:

– базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
– мыслидеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)– личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).

В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования описывает системно - деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Поэтому важно, чтобы каждый ученик вышел из школы с ощущением уверенности в собственной языковой компетентности.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка я использую разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Приемы работы могут быть разнообразны: проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении нового материала, игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала.

Овладение языком как средством общения происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач.

ООсновное назначение английского языка – это умение общаться на нём, устанавливать и поддерживать  необходимые  контакты с другими людьми – это и есть коммуникативная компетенция.

Я работаю в группах с учащимися разного  уровня:  часть  из них прекрасно говорят на английском , принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, завоевывают призовые места (профильная группа),а другие не говорят по-английски вообще, кроме отдельных монологических тем, требуемых программой;  третьи не способны на диалогическое общение; и лишь у некоторых сформирована устная разговорная речь.

Таким образом, ведущей идеей моего опыта является реализация технологии системно-деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов, которые помогут обеспечить высокий уровень мотивации учащихся. 

В связи с этим цель моей педагогической деятельности – разработка и внедрение методического обеспечения условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Для реализации данной цели мне  необходимо решить следующие задачи:

·                                 разработать приёмы работы по повышению мотивации учащихся,

·                                        стимулировать потребность в иноязычном общении,

·                                        воспитывать у учащихся культуру общения.

Технология  системно-деятельностного метода позволяет мне планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

На своих уроках, при объяснении нового материала, я использую ИКТ.

Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности  я использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint,  видеоролики с сайта www.Youtube.com , учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики ,а так же при обобщении и повторении — интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.

Информационно-коммуникативные технологии применяются мной  на этапах изучения и обобщения и  как поддерживающие познавательную мотивацию. Ни для кого, ни секрет, что ключевой проблемой любого обучения является проблема удержания внимания учащихся.

Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений на экране позволяет удерживать внимание на протяжении всего урока. Компьютер мой незаменимый помощник на уроке, так как позволяет изменять темп  и формы ведения урока, использовать образно-художественное представление, проявлять мое творчество, как педагога -  все это ведет к снижению утомляемости учащихся.

 

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”

Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и не шаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как “овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий” (Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000 – 281 с.; 126)

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

В целом коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

 Это позволяет учащимся лучше усваивать грамматические структуры, лексические единицы. Происходит непосредственное общение учитель – ученик, это ставит учащегося в центр процесса обучения, и способствует личному участию каждого ученика.

Также системно-деятельностный  подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые работы.

Из всей совокупности дидактических форм и приёмов свой деятельности я остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных формах групповой работы.

Одним из эффективных методов  системно-деятельностного подхода – метод проектов,

 

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации
Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт.
Приём кластера (Это графический приём систематизации материала, от слова cluster - гроздь) очень хорошо помогает при работе с текстом. Можно пересказать любой текст, предварительно составив кластер.
Кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Учащиеся группируют слова в кластере соответственно суффиксу или образуют новые слова.
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске и в тетради; индивидуально, в парах и в группах.
Кластер имеет много преимуществ:
1. Учитель отслеживает понимание учащимися темы
2. Учащиеся обобщают предметный материал и видят связи между понятиями
3. Работа с кластером - письменная деятельность. Она побуждает писать даже тех учащихся, кто этого не любит.
4. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт.
Новизна этого приёма в том, что в процессе работы рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Для активизации процесса обучения используем в своей работе различные педагогические. технологии.
Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) Основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе. (в парах, в малых группах) с целью совместных решений коммуникативных задач.
Например: работа над грамматическим материалом при изучении временных групп.
Класс делится на группы, каждая группа выполняет свою функцию.
Получив карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, группы выявляют закономерность и заполняют одну графу таблицы.
1 группа: случаи употребления.
2 группа: указатели времени.
3 группа: схемы (образование вопросительной и отрицательной форм)
Потом группы обмениваются информацией и заполняют таблицу.
При работе над новой лексикой класс делится на группы по 4 человека.
Сначала лексика вводится фронтально, затем начинается работа в группах.
Учащиеся получают карточки с заданием – перевести словосочетания.
В карточке дается ключ для проверки. Сначала работают парами. (один дает задание и проверяет по ключу, потом меняются ролями)
После этого – работа в группах (четверках). Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если есть ошибка, то ученик пишет слово до запоминания.
Затем группам дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется по цепочке.
 Использование проектной технологии позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Учащиеся работают в группах, они выбирают подтему общей темы, которую изучают всем классом. В группе эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце четверти проводится смотр- конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года.
Технология дифференцированного обучения дает возможность выявить разные по уровню подготовки, по способностям группы учащихся и создать разнообразные условия обучения для этих групп с учетом их особенностей. Применение технологии дифференцированного обучения помогает вызвать интерес обучаемых к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения и активизирует речемыслительную деятельность. Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью. Это помогает им успешно выполнять задания повышенной трудности, высвободить время для выполнения дополнительных заданий, творческих заданий. Например, класс получает задание прочитать стихотворение, перевести его. Сильным учащимся предлагается сделать литературный перевод стихотворения, рассказать о своем отношении к прочитанному.
Менее заинтересованные в изучении языка учащиеся получают задания, которые им по силам. Это может быть составление высказывания по образцу, с подстановкой и т. д.
Проблема здоровья школьников является причиной беспокойства нашего общества, т.к. здоровых детей становится все меньше. И здоровье – сберегающая технология является очень важной в настоящее время. поэтому учителю английского языка нужно думать о том, как привить интерес к своему предмету и стараться поддерживать его на протяжении всех лет обучения, чтобы процесс овладения языком не был утомительным. Мы тоже работаем над этой проблемой и прилагаем все усилия для того, чтобы дети с интересом относились к предмету и не переутомлялись на уроках. Проводим нетрадиционные уроки: ток- шоу, телемост, урок- конференция. урок-путешествие и т. д. Эти уроки помогают повысить интерес к предмету. Они хороши еще и тем, что помогают детям обрести уверенность в себе, избавиться от страха говорить публично, так как есть возможность спрятаться за роль, которую играешь.
Уроки с элементами соревнования, например, Brainring помогают максимально повысить активность детей на уроке.
Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас, помогает отследить различные грамматические явления на материале песен. Поэтому песни берем на уроке и на фонетическую зарядку и и на минутку отдыха, когда спокойная, красивая мелодия помогает расслабиться, отдохнуть.
Отдохнуть можно и в движении, сопровождая различные движения стихами, песнями.
Смена видов работы помогает учащимся сохранять внимание на протяжении всего урока. Поэтому на уроке имеют место все виды коммуникативной деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. На смену работе с учебником приходит работа в тетради или прослушивание текста в записи и т. д.
Внеклассная работа служит не только сильным фактором привития интереса к предмету английского языка, но и является способом реализации творческих способностей детей. Готовясь к различным мероприятиям на английском языке, дети изучают дополнительную литературу, учат стихи, песни, знакомятся с традициями и обычаями стран изучаемого языка.
В связи с применением деятельностного подхода на уроках поменялись образовательные приоритеты.
Традиционные методы обучения направлены на формирование ЗУНüшаблонность, однообразиеüпредсказуемость, контролируемость результатаüпассивная познавательная активность.üПрименение деятельностного подхода обеспечивает развитие творческого потенциала личностиüвнутренние источники мотивацииüсильная обратная связьü
 высокий уровень самостоятельности.ü
Для осуществления мониторинга образовательных достижений учащихся в межаттестационный период мною разработаны тематические и рубежные контрольно-измерительные материалы для учащихся 6-11 классов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольно-измерительным материалам единого государственного экзамена, которые прошли экспертизу на заседании кафедры иностранных языков гимназии и успешно апробированы.
По результатам контрольных работ можно отследить динамику сформированности не только знаний, но и коммуникативной компетентности.
Контрольные работы разработаны с учетом разных видов речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Работа в системе над этими видами деятельности и формирует коммуникативную компетентность.
Как показывает анализ контрольных работ, за 3 года увеличилось число учащихся успешно справляющихся с заданиями по аудированию, письму, а так же учащиеся стали более уверенно высказываться на заданную тему.
Все то положительно отразилось и на результатах промежуточной аттестации.
 

Мои публикации:
Английский язык
Разное
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы