первые шаги....
Статья "Первые шаги..." о работе начинающего педагога психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
педагог-психолог Габитова Л.К.
Первые шаги….
Начиная работать в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ, молодой специалист сталкивается с тем, что программ, отвечающих за формирование эмоциональной личностной и волевой сферы для детей с ОВЗ практически нет. И психологу трудно наладить взаимодействие с детьми по формированию выше перечисленных качеств.
При составлении программы обязательно нужно учитывать, чтобы психологические занятия по содержанию не копировали программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы, а были направлены, как раз, на формирование и развитие эмоционально-волевой и личностной сфер.
Существует проблема недостаточного внимания специалистов-психологов к обогащению опыта эмоциональных переживаний ребенка с ОВЗ, формированию адекватного уровня ситуативной тревожности, не позволяющему ребенку оценивать свои достижения, да еще много специфических проблем, которые характерны для данного диагноза. Им нужны конкретные программы, на преодоление имеющихся нарушений в эмоционально-личностной сфере. А.В. Запорожец, посвятивший ряд своих работ проблемам эмоционального развития дошкольников, отмечал, что раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими, создает опасные нарушения личностного развития.
Есть исследования, подтверждающие, что развитие эмоциональной сферы значительно влияет на умственное развитие. С помощью психологической коррекции эмоционального развития детей можно разбудить и активизировать умственное развитие ребенка. Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей письму, чтению, счету. Однако, как показывает практический опыт, не сразу, не вдруг, а постепенно положительные результаты начинают проявляться. Проведение комплекса игровых (а, как мы знаем, нашим детям игровая деятельность наиболее доступна и понятна, и в дошкольном возрасте является ведущей) занятий с детьми с ОВЗ показало, что предложенная в коррекционно-развивающих программах форма работы способствует преодолению трудностей в поведении детей.
Первой задачей использования коррекционной программы было развитие внутригруппового доверия, а также коммуникативных умений у тревожных детей. Поэтому первая часть каждого игрового занятия должна быть направлена на развитие умения входить в контакт, эффективно взаимодействовать со сверстниками, согласовать свои действия с членами группы, вести диалог и развивать внимание, интерес к партнеру по общению.
На первых занятиях тревожные дети обычно робкие, стесняются отвечать на вопросы, стараются быть в стороне от игровой группы. Особенно им трудно выполнять речевые задания в играх. Например, в игре «Ласковое имя» тревожные дети с трудом подбирают ласковые имена своим сверстникам. Они не проявляют избирательства в отношении придумывания имен, называя своих сверстников уменьшительно-ласкательными именами «Мариночка», «Ромочка». Лишь в дальнейшем они пробуют придумывать более оригинальные имена «Умничка», «Солнышко».
Можно предположить, что причиной такого поведения является их неуверенность в достижении успеха, стеснительность, недостаточное развитие коммуникативных умений. Поэтому, чтобы подбодрить тревожных детей, показать им пример, на первых занятиях, в играх подобного типа, должны участвовать активные, не тревожные дети.
Каждый успех тревожного ребенка обязательно отмечается, а неудачи игнорируются. Благодаря данной тактике, а также постепенному развитию коммуникативных умений посредством игр, тревожные дети становятся более раскрепощенными. На последних занятиях игрового комплекса большинство детей уже принимают участие в разыгрывании диалогов, проявляют инициативу в играх.
С развитием умения вступать в контакт, тревожные дети стремятся к более активному участию: они вызываются выполнять игровые задания, а некоторые из детей даже хотят выполнять ведущие роли в играх.
Практически, не возникает затруднений в играх, направленных на развитие умения согласовывать свои действия с членами группы. Это связано с тем, что сформированность умений слушать и слышать у тревожных детей и стремление быть вместе с другими детьми, помогает им в выполнении заданий.
Следующая задача коррекционной программы состояла в развитии у тревожных детей способности понимать и выражать собственное эмоциональное состояние человека, совершенствовать невербальные навыки общения. Для решения данной задачи можно использовать игры и этюды на развитие невербального общения.
Сначала дети отказываются показывать многие движения, сказать фразу, задать вопрос. Постепенно их поведение меняется, дети начинают действовать более активно, с большей фантазией, выразительностью, выбирают сами себе роли.
В итоге проведенной работы, способность выполнять такие виды заданий, которые раньше им были не доступны, формируются коммуникативные умения и навыки, что отмечают родители и смежные специалисты, которые работают с этими детьми.