первые шаги....

Статья "Первые шаги..." о работе начинающего педагога психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

педагог-психолог Габитова Л.К.

Первые шаги….

Начиная работать в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ,  молодой специалист сталкивается с тем, что программ,  отвечающих за формирование  эмоциональной   личностной и волевой сферы для детей с ОВЗ практически нет. И психологу трудно наладить взаимодействие с детьми по формированию выше перечисленных качеств.

  При составлении программы  обязательно нужно учитывать, чтобы психологические занятия по содержанию не  копировали  программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы, а  были направлены, как раз, на формирование и развитие эмоционально-волевой и личностной сфер.

 Существует проблема недостаточного внимания специалистов-психологов к обогащению опыта эмоциональных переживаний ребенка с ОВЗ, формированию адекватного уровня ситуативной тревожности, не позволяющему ребенку оценивать свои достижения, да еще много специфических проблем, которые характерны для  данного диагноза. Им нужны конкретные программы, на преодоление имеющихся  нарушений в эмоционально-личностной сфере. А.В. Запорожец, посвятивший ряд своих работ проблемам эмоционального развития дошкольников, отмечал, что раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими, создает опасные нарушения личностного развития.

Есть исследования, подтверждающие, что развитие эмоциональной сферы значительно влияет на умственное развитие.  С  помощью психологической коррекции эмоционального развития детей  можно  разбудить и активизировать умственное развитие ребенка.  Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей письму, чтению, счету. Однако, как показывает практический опыт, не сразу, не вдруг, а постепенно положительные результаты начинают проявляться.  Проведение комплекса игровых (а,  как мы знаем, нашим детям игровая деятельность наиболее  доступна и понятна, и в дошкольном возрасте является ведущей) занятий с детьми  с ОВЗ  показало, что предложенная в коррекционно-развивающих программах  форма  работы способствует  преодолению трудностей в поведении детей.

Первой задачей использования коррекционной программы было развитие внутригруппового доверия, а также коммуникативных умений у тревожных детей. Поэтому первая часть каждого игрового занятия должна быть  направлена на развитие умения входить в контакт, эффективно взаимодействовать со сверстниками, согласовать свои действия с членами группы, вести диалог и развивать внимание, интерес к партнеру по общению.

На первых занятиях тревожные дети обычно робкие, стесняются отвечать на вопросы, стараются быть в стороне от игровой группы. Особенно им трудно выполнять речевые задания в играх. Например, в игре «Ласковое имя» тревожные дети с трудом подбирают ласковые имена своим сверстникам. Они не проявляют  избирательства в отношении придумывания имен, называя своих сверстников уменьшительно-ласкательными именами «Мариночка», «Ромочка». Лишь в дальнейшем они пробуют придумывать более оригинальные имена «Умничка», «Солнышко».

Можно предположить, что причиной такого поведения является их неуверенность в достижении успеха, стеснительность, недостаточное развитие коммуникативных  умений. Поэтому, чтобы подбодрить тревожных детей, показать им пример, на первых занятиях, в играх подобного типа,  должны участвовать активные, не тревожные дети.

Каждый успех тревожного ребенка обязательно отмечается, а неудачи игнорируются. Благодаря данной тактике, а также постепенному развитию коммуникативных умений посредством игр, тревожные дети становятся более раскрепощенными. На последних занятиях  игрового комплекса большинство детей уже принимают участие в разыгрывании диалогов, проявляют инициативу в играх.

С развитием умения вступать в контакт, тревожные дети стремятся к более активному участию:  они вызываются выполнять игровые задания, а некоторые из детей даже хотят выполнять ведущие роли в играх.

Практически, не возникает затруднений в играх, направленных на развитие умения согласовывать свои действия с членами группы.  Это связано с тем, что сформированность умений слушать и слышать у тревожных детей и стремление быть вместе с другими детьми, помогает  им в выполнении заданий.

Следующая задача коррекционной программы состояла в развитии у тревожных детей способности понимать и выражать собственное эмоциональное состояние человека, совершенствовать невербальные навыки общения. Для решения данной задачи можно  использовать игры и этюды на развитие невербального общения.

Сначала дети отказываются показывать многие движения, сказать фразу, задать вопрос. Постепенно их поведение меняется, дети начинают  действовать более активно, с большей  фантазией, выразительностью, выбирают сами себе роли.  

В итоге проведенной работы, способность выполнять такие виды заданий, которые раньше им были не доступны, формируются  коммуникативные умения и навыки, что отмечают родители и смежные специалисты, которые работают с этими детьми.