Мне кажется, что наши школы мало уделяют внимания вопросам выбора профессии для старшеклассников. В нашу далёкую бытность создавалась учебно-производственная практика по выбору. ( педкласс, швейное производство и т.п)Приглашали для рассказа о своей профессии разных людей. Делали экскурсии на производство. Так молодёжь имела представление и опыт работы в разных областях, а что сейчас? Идут учиться, а потом понимают, что далеки от своего выбора и не могут с этой профессией жить, а обучение-то денег родителям стоило. Как быть?
Соглашусь с вами. Мы хоть и не деревня, а городок,но в рамках оптимизации бюджета, доп.образование по школах порезали и ставок не осталось и часов от ставок тоже! Выкручиваются педагоги за счет надтарифа! поэтому ведут,что могут ,а не то,что интересно детям!
Коллеги, позвольте не согласиться с Вами. Работаю психологом в школе и работе по профориентации уделяю много времени. Наши учащиеся посещают и предприятия и солидные фирмы, приглашаются на встречи разные специалисты, в 9 классах всю первую четверть веду профориентационные курсы. на которых молодые люди уже могут определиться со своими возможностями и запросами в какой области им можно выбирать свою будущую работу. И не стоит забывать, что место дальнейшей учебы выбирают не только учащиеся, но и сами родители: смогут ли они потянуть материально ВУЗ, ведь не все гарантировано поступят на бюджет. А вот со Светланой Владимировной согласна: наши дети не приучены работать вообще и в этом виновата, отнюдь, не школа!
Согласен с мнением уважаемых коллег, особенно на селе в последние десятилетия с профориентацией в школе напряженка. Но категорически не согласен с мнением о том, что наши дети не приучены работать вообще. Не стоит обобщать и говорить за всех. Знаю реально много ребят, которые и родителям помогают, и стараются сами заработать свою "Рабочую копеечку". Возвращаясь к основной теме, мне кажется в этом вопросе без реальной государственной программы по оказанию помощи учащимся в выборе будущей профессии не обойтись. Причем такая образовательная программа могла бы не только выбрать правильно профессию, но и сберечь время и материальные ресурсы не только для ребят, но также их родителей.
В нашем, так называемом, городе совсем недавно закрыли две библиотеки - взрослую и детскую, хотя многие и считают, что дети сейчас мало читают, не совсем согласна с этим, хоть что-то да читали они, может, как говорят, из-под палки, но могли формировать хоть маленький, но кругозор, а теперь как им быть. Наше учебное заведение из системы НПО одно на наш городишко, и весь коллектив преподавателей и мастеров вместе с обучающимися постоянно проводит профориентационную работу во многих школах района и области. И чаще всего у многих родителей не находим понимания, многие готовы платить за высшее образование своих детей, множа тем самым экономистов, юристов и прочих, невостребованных на рынке труда специалистов, игнорируя бесплатное начальное профессиональное образование, отметая тем самым возможность получения детьми реальной профессии, которая поможет и заработать, и развиваться, при желании, дальше...
Коллеги! Совершенно случайно наткнулась на название сообщения и удивилась. Почему профориентация старшеклассников? В старший класс (10)ребята приходят, выбрав профиль. По крайней мере в Московской области все старшие классы, как я знаю, профильные. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять предпрофильной подготовке. У нас в лицее с 8 класса ребята выбирают по два обязательных факультатива, которые направлены на будущий профиль класса: физика и математика, химия и биология, география и обществознание. К концу 9 класса у нас уже сформированы профильные классы или группы. Кроме того в лицее работает психолог, который совместно с классными руководителями систематически, начиная с 7 класса, проводит профориентационные опросы учащихся, дает им рекомендации направления их работы в будущем (человек-знак, человек-человек, человек-механизм и др.) по этим рекомендациям, с которыми знакомят и родителей, ребенок выбирает профиль обучения. А в 10-11 классах классные руководители ведут конкретную профориентационную работу, организуя поездки в конкретные ВУЗы, на предприятия данного профиля, встречи с людьми определенных профессий, привлекая выпускников. На классных часах знакомят с биографиями известных людей той или иной профессии. Работа сложная, трудоемкая и, глвное, неформальная. По другому не получается. Начните, самим понравится. С уважением Сараева Надежда Михайловна.
Вам по хорошему можно позавидовать.Сельским школам такое и не снилось
Мне кажется, что профориентация ,как предмет, нужен не в 10-11 классах, а несколько раньше. Допустим с 7-8 класса. В 10-11 классе практически каждый учащийся знает куда и зачем пойдет дальше.
В 7 классе у меня курс "Сам себе психолог",наблюдаю за детьми и к сожалению, мне бы вашу уверенность......они и в10 незнают куда пойдут, а 7 тем более, а возможно просто надо ещё поработать с ними!
Да сельским детям просто не хватает знаний о профессиях. Работать они умеют, а вот знают мало о рабочих специальностях. После армии остаются в родных селах и увы...Девчонки как-то себя еще находят, а вот с мальчишками - беда.
Стараемся максимально дать информацию, показать те учреждения которые есть на территории в иде экскурсий,но к сожалению реальность круче, выехать учиться дети просто не имею возможности.....Нобходимо реальная работа молодежных бирж труда, которые могли бы за свой счет отправить детей учится, хотя бы на курсы для получения рабочих специальностей, кто -то останется дальше учится, кто -то найдет работу.....
Сельским школам хватает знаний о профессиях, а вот работать современные сельские школьники уже не умеют, хозяйство многие не держат, а чтобы работали в школе, нужно согласие родителей, а те не всегда его дают. Так что воспитываем иждивенцев...
Вы правы. Из школы выходят неподготовленные не к труду, не к учёбе.
Прочитал комментарии наших коллег и задумался, вроде вопрос довольно простой, и так или иначе каждый бывший школьник его решает по своему, кто-то удачно, а кому-то и не повезло. Потом удивляемся почему молодежь такая жестокая и преступлений совершается с каждым годом все больше. Действительно, насчет молодежной биржи труда тоже хорошая идея, но только если решать эту проблему в комплексе, и чтобы была для поддержки молодых реальная, а не только на бумаге, государственная политика.
Срглашусь с вами, поэтому необходима тесная работа с комитетами по молодежной политике и службами занятости, вполне возможно организация грантовой поддержки соц.проектов, организация конкурса программ разработка и.д. Далее администрация выходит на учреждения и предприятия, которые заинтересованы в раб.силе и т.д. проект реален и возможен, но это парралельная линия, а на сегоднешний день необходимо модернизировать подходы к профориентации в образовательном учреждении
Я думаю, что мы уже не удивляемся почему молодежь такая жестокая и преступлений совершается всё больше, посмотрите любой выпуск новостей, хорошо, что дети не всегда их смотрят. так там одна жестокость, насилие, кровь крупным планом. Зачем всё это? Больше НЕЧЕГО ПОКАЗЫВАТЬ, заводы не работают, сельское хозяйство в упадке. Такова государственная политика. А мы беспокоимся о профориентации...
Я думаю, что профориентационную работу, нужно начинать с раннего возраста. – Сначала, в начальных классах, нужно проводить профессиональную информацию, совершать экскурсии на предприятии, приглашать людей разных профессий, в том числе родителей детей, проводить классные часы по профориентации.
В средних классах, нужно проводит анкетирование и тестирование на предмет принадлежности к виду деятельности, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Ученики должны научиться отличать «Хочу стать» от «могу стать».
В старших классах должны быть чётко сформированы интересы учащихся, уровень знаний, жизненные планы. Здесь должны быть проведены:
профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике
И хотелось бы, чтоб старшеклассники, выбравшие профессию, могли пройти практику.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с потребностями общества в кадрах)
Здравствуйте, Мария Николаевна! Вот мы опять с Вами встретились на сайте! Вы правы, как всегда. И вопросы поднимаете очень правильные и своевременные! Но ведь ничего пока не изменится!!!!!!!!!!!!!!
Это зависит не от нас, если бы хотели изменить и в лучшую сторону, то ,наверное, прислушались бы к мнению...
Э
Тема очень актуальная. У меня 9 -й класс. Я думаю, что профориентацию надо вводить уже в 7-8 классах, а также проводить родительские собрания на эту тему. Мы с детьми посещаем учебные учреждения, где им рассказывают о факультетах, показывают работу студентов. Ребята также самостоятельно знакомятся с работой этих учебных заведений, а потом на классных часах рассказывают о проделанной работе, дискутируют. Рассказывают о предприятиях, которые есть у нас в городе, какие там специальности. Родители приходят советоваться, так что голова болит не только у учителей.
Когда я работала в сельской школе, то там был элективный курс , который знакомил учащихся 9 класса с различными профессиями.Учитель им не только рассказывал о профессиях, но ученики также ходили и ездили в различные близлежащие учреждения и работники этих учреждений рассказывали о своей деятельности непосредственно на рабочем месте.Также учитель говорил,где можно получить ту, или иную профессию.Весной детей возили в центр занятости. Специалисты центра занятости проводили тестирование учащихся и говорили какой вид деятельности больше подходит ребенку.
есть и элективный курс в 9 классе, но мало говорить, это надо видеть в деле. Помню 80, когда нас готовили к профессии оператора машинного доения, раз в неделю у детей была практика и ходили на ферму, помогали во всём дояркам, мальчишек и девчонок обучали вождению трактора, после 18 лет, каждый, кто хотел и сдал вождение, получил права тракториста. Сейчас ребята знают, где и какую профессию они могут получить, но самооценка у детей завышена и поступают на престижные, доходные профессии, где 1 курс кое- как продержутся, а потом переводятся на заочку или в другое заведение.
Было такое, а сейчас сельское хозяйство полностью уничтожено, всё население фактически на выезде, работают где придётся.
А заставляют вести эту работу, когда в школе нет кабинета профориентации, он находится в аварийном состоянии. Приказ сверху обучать профессии тракториста.Нас не спрашивают, ставят перед фактом.
Вы правы, сельское хозяйство почти уничтожено, работоспособное население работает в Москве и Подмосковье, семьи разрушаются, дети растут с одной мамой, не видят нормальных постоянных семейных отношений, по телевизору видят большие деньги, которые вскружили всем голову.И для школьников вопрос профессии считается не таким важным, как это было раньше....
Да, к сожалению, дети получают профессию, а работают, где придётся.
Я веду факультатив в 8 классе, но он больше психологический, но дети с удовольствием принимают информацию
Я прекрасно понимаю, информация - не сравнима с практикой, на практике дети познают все плюсы и минусы.
Все Ваши предложения, коллеги, конечно, важны. Профориентационные исследования и мероприятия, встречи имеют вес, но не развеивают сомнения родителей по поводу будущего их детей. Дело по душе еще можно было бы пропагандировать в советском обществе, когда все профессии считались почетными. Сегодня дети затрудняются выбрать стезю, потому что не понаслышке знают, как трудно в XXI веке заработать на кусок хлеба. И не случайно родители не рассказывают о своей профессии: они предпочитают не посвящать своих чад в тонкости добывания хлеба насущного.
Дети затрудняются выбрать профессию по многим причинам: первое, а как сдадут ЕГЭ, во- вторых, все хотят поступить на бюджет, а мест очень мало, в третьих, профессия, которая нравится- обучение коммерческое, а у родителей нет денег, да разве всё перечислишь?
И снова Вы говорите правильные слова!
трудно в наше время, тем родителям и детям, которые учатся, но не имеют за душой большое количество денег.
Такая работа должна вестись с 7-8 класса, я полностью согласна с мнением коллег, у нас, например, ведётся эта работа систематически, экскурсии на заводы, предприятия, посещение Дня открытых дверей, когда приезжают представители из различных вузов, рассказывают о профессиях, показывают фильмы и т.д.
Так и должно быть, не на словах, а на деле, учащиеся знакомятся с будущей профессией - только такую работу я считаю профориентационной. Хорошо, что где - то ещё сохранилась настоящая работа!
Если профориентацией занимается профессионал и это его функциональные обязанности, то я только "ЗА". Это очень нужно!
Конечно, профработой должен заниматься не один кл. руководитель, а все службы, которые заинтересованы этим.
А по большому счёту профработа интересует учителей, а всем службам нет до этого дела...
Но если профориентацию "повесить" на классного руководителя, просто вменив ему в обязанности, без оплаты, то только "ПРОТИВ".
А раньше так и было кл. руководитель должен организовать и проводить эту работу.
Первую половину учебного года я вела занятия по профориентации, мы побывали в училищах, посмотрели особенности хпрактера,темперамента и т.д. Но вторая половина года внесла свои коррективы.....у ребят 9 класса подготовка к ГИА и педагоги слезно просят даже этот час, а к 10 классе падает мотивация, поговрить, пообщаться пожалуйста, а вот о профессиях, о защите профессий УВЫ нет!
Да трудно проводить, вообще внеклассную работу с учащимися 9 и 11 класса, знаю на своём опыте. А как всё это совместить и консультации, и поездки, и походы не реально. Двух зайцев не поймать...
Очень трудно в наше время подсказать нужную и верную профессию.
Да, ведь престиж профессии зависит от многих факторов, в том числе от социально-экономических, сейчас время юристов и экономистов прошло, нужны инженерные и рабочие специальности, но наши выпускники выбирают профессию, на по её востребованности , а по тому куда они смогут поступить.
Родителей интересует один вопрос-добывание денег. а,что хочет, чем живёт их ребёнок многие порой не знают, а какие склонности к профессии и к какой именно для них- полный лес дремучий. Наверно только учитель может раскрыть полную картину.
У нас в школе профориентации уделяется большое внимание. Вопросы профориентации и трудоустройства выпускников выносятся на внутришкольный контроль. Работа организована на 3 уровнях: ученики - родители - педагоги. Во всех воспитательных программах с 1 по 11 класс запланированы разнообразные мероприятия по этой проблеме (беседы, анкетирование, экскурсии и т.д.) Так, например, в начальных классах проводятся классные часы "Все работы хороши", конкурсы рисунков "Моя будущая профессия" и т.п. В 9-х классах элективный курс проводит психолог. Большую работу как с детьми, так и с родителями проводят специалисты Центра занятости населения (тестирование, беседы, выступления на родительских собраниях), за что мы очень им благодарны. Девятиклассникам очень нравятся социальные пробы (заранее договариваемся с техникумом в соседнем районе, вывозим туда детей, где для них проводятся специальные мастер-классы). Ежемесячно в школу с презентацией приезжают представители различных высших и среднеспециальных учебных заведений (наш район находится на границе Кировской области и Удмуртии, поэтому к нам приезжают отовсюду). На классные часы приглашаем выпускников нашей школы-студентов. Своевременно информируем старшеклассников о днях открытых дверей в учебных заведениях. В 3 учебной четверти прошёл семинар классных руководителей "Работа классного руководителя по профориентации учащихся". О работе говорят результаты трудоустройства выпускников прошлого учебного года: из 58 учеников 9а, 9б классов в учебные заведения поступил 21 человек, 18 из них - на бюджетные места (остальные пришли в 10-й класс). Из 38 выпускников 11а, 11б класса поступило 37 чел., из них на бюджет – 34 человека.
У нас работа ведётся только на бумаге, класные часы не заменят посещения предприятия или встречу со специалистами.
Страницы