Форисенков Илья Сергеевич

Сайт учителя истории и обществознания

Не навреди!

Профессия: Учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: Нестандартные формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания

Увлечения: Поэзия, изобразительное искусство.

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Коломна

Место работы: МБОУ гимназия №2 "Квантор"

Звание, ученая степень: Аспирант кафедры Отечественной истории ГОУ ВПО МГОСГИ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/forisenkov-ilya
Воспитание - великое дело. Им решается участь человека.
В. Г. Белинский

Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!


Нести Ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья
Почётнее и радостнее нет.


Бессмертными идеями очерчен
Пусть будет труд Ваш честен до конца!
И Вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца!


И пронесут они как эстафету,
Как память об учителе своём
Стремленье краше сделать землю эту,
Планету, на которой мы живём!

П. Сергейчук

О себе

Я никогда не стоял перед камнем на распутье. Мне не пришлось делать жизненного выбора. Перед моими глазами всегда была мама, пример, который остался единственно неоспоримым. Я вырос среди тетрадей, неумелых, но ярких и аккуратных рисунков с египетскими и греческими богами,  созданных  пятиклассниками воскресенской школы, вырос в стенах некогда передового ПТУ 17, сидел на занятиях, которые вела мама, и слушал. Я видел ученическую жизнь. И с детства понял учительскую. В первый класс 15-й школы в далеком уже 1995 году я пошел, зная наперед свое будущее.  Не я выбрал этот путь – он нашел меня сам.

Вся жизнь – школа. Вся жизнь – подготовка к школе. Просто я никогда не видел себя где-то еще. И не стремился увидеть.

Часто говорят: «один в поле не воин». Для многих моментов человеческой жизни эта фраза справедлива: большую радость, как и большое горе, лучше делить на несколько сердец. Поддержка для обессиленного борьбой – как глоток воды страждущему. Но столь же нередко эта фраза становится оправданием и обволакивающим лекарством для успокоения душевных метаний. «Один в поле не воин» - говорит проигравший, стараясь снять с себя ответственность за поражение. То же самое думает человек, перед которым встала во весь свой исполинский рост какая-то серьезная проблема… Маленькое эгоистичное утешение.

Но случается так, что один в поле не только воин, но и победоносец. Это учитель. Каждый день учителя – это борьба. С трудностями работы и жизни, с собой, с обстоятельствами, над которыми один человек, казалось бы, не может быть властен. Учитель выходит один на один со многими трудностями.

С чем сражается учитель? Со сном детского разума. С зашоренностью сознания. С непониманием значения прав и обязанностей в жизни общества. С рамками, в которые заключают детей ограниченные возможности здоровья.  С пренебрежением к себе и своему труду.

Учитель – это стратег и тактик. Он не может действовать, не продумав ход процесса, не может в случае провала сдаться, прикрывшись фразой о воине. Потому что неудача учителя – это язва на теле общества. Принято говорить о фатальности врачебных ошибок. Но учительские ошибки столь же болезненны. Если ошибка врача – это покалеченное тело, то ошибка учителя калечит душу того, кто является будущим общества.

Его оружие многолико: с одной стороны – опыт и богатство знаний, не отрицающие, в прочем, новшеств и постоянно пополняющиеся чем-то особым и современным; с другой стороны – творчество, не исключающее соблюдения буквы закона. Учитель сражается словом и делом, личным примером и примерами, прошедшими сквозь поколения и доказавшими свою состоятельность.

За что борется учитель? Не только за души и умы.  За будущее. Но за чье? И здесь кроется тот самый капкан, в который попадает воин образования. Этот капкан – эгоизм. Предназначение учителя в борьбе за будущее всех и каждого. В борьбе за свою спокойную жизнь, за успех воспитанников, за стабильное существование и развитие общества.

Силы учителя не бесконечны. Но, к счастью, далеко не всегда он вынужден вести свою борьбу в одиночку. Руку помощи в борьбе за будущее учителю подают родители детей. Именно союз родителей и учителей может обеспечить победу и достижение всех поставленных целей.

Работа учителя  - это зеркало изменчивости общества, норм и правил, требований и запросов, наполняющих каждый человеческий день.

Все ускоряющийся темп жизни влияет на систему образования, ставя перед учителем новые проблемы и подготавливая все новые испытания на прочность, смекалку, адаптивность. Главным вызовом и главной проблемой учителя является время. Человеческому обществу свойственно изменяться, двигаться вперед по пути развития. Этот процесс находится в прямой зависимости от развития индивидов, его составляющих. И, конечно, в первую очередь внимание здесь обращено к детям, ведь от того, чему и как они научатся сейчас, будет зависеть то, как будет жить российское  общество завтра.

Наше молодое 27-летнее государство семимильными шагами движется вперёд, примеряя на себя бесчисленное множество разноплановых реформ и государственных проектов. Большинство учителей, работающих сейчас, видели рождение и детство нашей страны, были свидетелями формирования функционирующей сейчас системы общественных отношений, захватившей и их также.

Следующий вызов – это экономические преобразования. Современные общественные отношения поставлены на рельсы рыночной экономики. Об их качестве и эффективности сейчас принято судить по итоговому продукту. Рыночные законы не обошли стороной школу, внедрив в образовательную повседневность новую терминологию, новые, более практикоприменимые цели и требования.

Сферы общественной жизни связаны, процессы, протекающие в них, пересекаются. Экономические изменения ведут за собой преобразования в социально-политических отношениях.  Лучшим зеркалом таких масштабных изменений становятся новые законы, концепции и подходы к реализации различных видов деятельности, которые прежде строились на иных основаниях.

Образовательное пространство получило ФГОС, главной целью которых был уход от схоластики в педагогической деятельности, раскрытие важности деятельностного метода в решении образовательных проблем. Появился новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который указал на необходимость совместных продуманных действий  родителей и педагогов для максимально эффективного решения задач развития подрастающего поколения. Был создан Профессиональный стандарт педагога, демонстрирующий разнообразие требований к педагогу, как специалисту и многогранность подходов к анализу качества педагогической деятельности.

Постиндустриальное общество, главной ценностью которого является информация, бросает вызов технической слабости учителя и требует от него адаптации к новым ролям: пользователя интернета, владельца аккаунта в социальной сети, специалиста по работе с ПО и медиа (в том числе с 3D моделями). Подрастающее поколение стремительно овладело новым языком – языком техники, по возможностям поиска и селективного отбора оно порой опережает педагога. Для предотвращения перехода образовательного процесса в «вавилонское столпотворение» учитель также должен научиться этому языку, но не отторгать его.

Современный педагог всегда на связи, он имеет возможность дистанционно держать руку на пульсе происходящих событий: как в его образовательной организации, так и за ее пределами. В этом ему помогают не только подручные средства в виде актуальных мессенджеров, но и специальная дополнительная функциональность Школьного Портала, включающего в себя, помимо ББЖ, еще и элементы социальной сети.  Современный и эффективный учитель – технически продвинутый учитель.

Следующий вызов кроется в сложной структуре самого общества и обилии социальных ролей, моделей поведения, которые могут показаться подрастающему поколению достойными интереса и  подражания. Запретный плод всегда сладок, а потому простым табу детский интерес к нему будет только укреплен. И тогда учитель идет на сражение с фальшивыми морально-нравственными идеалами детей,  раскрывая их истинное лицо. Как отметила в своей статье «Профессиональная культура современного педагога» С.И.Железнякова, учитель – это «нравственный камертон,…ключевой фактор в изменениях в сфере образования». Учитель – образец политеса, вне зависимости от того, с кем и когда он ведет беседу.

В силах учителя  объяснить учащемуся, в чем подвох его предпочтений и идеалов. Я провел социологическое исследование, в ходе которого в ряде параллелей нашей гимназии был применен гайд с пятью общими вопросами, направленными на выявление предпочтений и морально-нравственный идеалов современной молодежи. Первичные результаты показали, что образцами для подражания молодежи являются как конкретные люди (от политических и культурных деятелей прошлого и настоящего  до современных блоггеров), так и абстрактные «люди», обладающие определенными наборами качеств. В данном случае будет проводиться работа по разведению в стороны понятия «морально-нравственный идеал» и «образец для подражания».

Президент России В.В.Путин еще в 2016 году провозгласил единственной национальной идеей России патриотизм. Патриотизм именно в полном, широком смысле – не просто «любовь к Родине», но уважительное отношение ко всему, что составляет это понятие, без исключений, «осознание объединяющего начала для всего общества». Учащиеся нуждаются в этом уточнении, порой теряя способность различать любовь к Родине и любовь к продуктам питания. И учитель борется за правильное понимание этого феномена, за отсутствие в нем полутонов и лакун, борется за то, чтобы маленький человек не избегал ответственности за свои поступки, не боялся признать свою неправоту, осознал и усвоил необходимость аккуратного и бережливого отношения ко всему, что его окружает. Чтобы распространенная в современном обществе тенденция «моя хата с краю» безвозвратно потеряла свою актуальность.

Учитель проводит жизнь в борьбе с вызовами времени, обстоятельств, технологий, проблем морально-нравственного выбора, при этом не забывая о саморазвитии, усовершенствовании своих профессиональных компетенций,  обновлении «арсенала оружия». Современный учитель подобен minuteman’у – он готов действовать в условиях недостатка времени, средств. Готов ради одной цели. Учитель борется за будущее.

Я сын борца. Я горжусь этим и продолжаю борьбу.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

П. Санаев "Похороните меня за плинтусом" - книга о ценности каждого мгновения стремительной жизни.

С. Ахерн "Время моей жизни" - прекрасное произведение о человеческих возможностях, о способности каждого помочь себе в трудную минуту.

Г. Гессе "Сиддхартха" - жизнь - это путь...

А. Грин "Психологические новеллы" 

И. Тургенев "Отцы и дети" - история конфликтов, не имеющая срока давности.

М. Булгаков "Мастер и Маргарита" - ...

В. Астафьев "Последний поклон" - мы всем обязаны родному дому, родным глазам и рукам, родным и теплым словам...

 

 

 

Мои достижения

2016 - Победитель муниципального конкурса "Лучший классный руководитель - 2016" Коломенский г.о.

2015 - 2017 - Счастливый классный руководитель, выпустивший свой первый 11-й класс:)

2018 - Присвоего звание Магистр политологии НИУ ВШЭ

2018 - Победитель муниципального конкурса "Педагог года Коломны - 2018"

2017-2019 - Третье классное руководство. Историк у руля физмата. 

2019 - Лауреат областного конкурса "Педагог года Подмосковья - 2019"
2020 - Участник конкурса "Лучший учитель - предметник"
2021 - Победитель приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО)

2021-наши дни - Приёмный отец бесхозного соцэконома:)

 

Моё портфолио

В своем портфолио я собираю и представляю Вашему вниманию, уважаемые коллеги, свой недолгий, но постоянно совершенствующийся опыт. В педагогическом сообществе, как нигде более, развиты взаимопомощь и поддержка. Посему надеюсь, что разработанные и представленные мною материалы будут полезны как моим опытным коллегам, так и начинающим свой нелегкий, но почетный учительский путь.

 

Мои публикации:
История
Материалы методических объединений
Социальная педагогика
Экономика
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио