Главные вкладки
Лутова Екатерина Ивановна
учитель-логопед
Профессия: учитель-логопед
Профессиональные интересы: информационнно - комммуникационные технологии в работе учителя - логопеда.
Увлечения: спорт
Регион: Саратовская область
Населенный пункт: г. Саратов
Место работы: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №186 "Белочка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ekaterina-ivanovna-0Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Уже 20 лет, я работаю в логопедической группе с дошкольниками с ТНР. Работу нельзя назвать лёгкой, коррекционная работа трудна и для учителя-логопеда и для детей с нарушениями речи. Поэтому всё время нахожусь в поиске наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Сотрудничаю с СГУ им. Н.Г. Чернышевского (факультет психолого-педагогического специального образования).
В 2023 году прошла курсы переподготовки в СОИРО по программе "Педагог психолог системы образования".
Это позволяет совершенствовать традиционные методы и приёмы коррекционной педагогики (Левина Р. Е., Хватцев М.Е., Филеева Т,Б., Лопатина Л.В) и внедрять современные педагогические технологии в практику (повышающие профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей).
За годы работы сформировалось убеждение: "Любое обучение, в том числе коррекционное, должно носить воспитывающий характер". В своей педагогической практике выделяю:
- Патриотическое
- Экологическое
- Трудовое воспитание, успешно сочетаю с коррекцией речи. Реализации этих задач посвящён каждый мой день и созданы авторские пособия.
1."Живая азбука"- знакомит детей с разнообразным миром животных. В отличие от традиционной азбуки (алфавита) знакомство с буквой происходит после знакомства со звуками. Обязательно при дифференциации звуков по твердости- мягкости. Знакомит дошкольников с ТНР с понятиями:
- Звук
- Буква
- Слово
- Мягкий согласный звук
- Твёрдый согласный звук
- Глухой согласный
- Звонкий согласный
2. Способствует формированию фонематического восприятия и фонематического слуха.
Сформированные точные слуховые представления, становятся регулятором для выработки элементов в его собственном произношении.
2. Методическое пособие «География родного края для дошкольников».
Главная цель – Развитие речи детей с ТНР через экологическое воспитание посредством ознакомления с природой родного края.
Альбом 1.
Происходит знакомство с Саратовской областью. Как выглядит на карте. Какие районы водят в её состав. Беседа «Где мы бываем». Очень нравится ребятам отыскать на карте, то место, которое он запомнил, где был с родителями в гостях. Они с удовольствием рассказывают, что видели интересного, нового. Проводим дидактическую игру «Как называется район» (какой?)». Образование прилагательного от существительного:
Аркадак - Аркадакский, Балашов- Балашовский,
Знакомим с рельефами, пополняем словарь понятиями: возвышенность, равнина, низменность, меловые горы. Рассуждаем, почему рельеф имеет такое название. Объясни слово.
Происходит уточнение и расширение представлений о климате Саратовской области, о смене времён года.
Предлагается игра "Найди и исправь ошибку".
Играя в игру "Где живут животные" у дошкольников постепенно формируется представление о природных зонах нашей области.
Большой положительный отклик получили беседы о водоёмах Саратовской области.
Введение в активный словарь дошкольников с ТНР таких названий, как Еруслан, Караман - говорит о высоком уровне их речевого развития.
Патриотическое воспитание - это направление, которое отражает мои духовные и нравственные ценности. Я дорожу и горжусь своей Родиной. Педагогический опыт в этом направлении оформлен в виде методических рекомендаций.
Самостоятельно разработан и успешно реализован проект "Города - герои". Детям предлагались для ознакомления небольшие авторские рассказы о городе, который удостоен звания "Город-герой", его обелиске, монументах.
"Сад памяти"- на территории детского сада высажена аллея дубов в честь воинов ВОВ. Здесь проходят патриотические мероприятия, происходит трудовое воспитание.
Воспитательный характер обучения для меня – это не отдельные фрагменты образовательной деятельности, а особая культура, которую я формирую у детей с ТНР.
В настоящее время реализую авторский проект "Насекомые Красной книги Саратовской области". Содержание проекта согласовано с Паниным А. В., сотрудником ОЦЭКиТ.
Считаю, очень трудной работу с детьми с ТНР по развитию диалогической и монологической речи. Совершенствование веду по традиционным пособиям Гомзяк, Филичевой, Теремковой. Также положительным моментом является составление детьми творческих рассказов на экологические темы. Успешной социализации дошкольников с ОВЗ является их участие в конференциях с темами окружающей действительности. Обучающиеся нашей группы неоднократно становились победителями региональной естественнонаучной практической конференции для обучающихся с ОВЗ старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений «Мир природы глазами ребёнка». Темы последних конференций, где участники занимали призовые места "Пчёлы лучшие друзья", "Птицы на нашем участке", "Наша клумба". "Самый главный он в лесу". Участие в конференциях способствуют успешной социализации дошкольников с ОВЗ, повышению уровня связной речи.
Мои авторские Экосказки также способствуют формированию диалогической речи у дошкольников.
Слова известного дефектолога Е.Ф. Рау «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта», чтобы сделать этот труд увлекательным, интересным сочетаю традиционные методы и приёмы коррекционной педагогики с современными педагогическими технологиями.
Коррекционная работа
Наш детский сад единственный в районе, где созданы прекрасные возможности для коррекции речи детей с разным уровнем её развития. В ДОУ функционирует логопедическая группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а для воспитанников с ФФН и ФН открыт логопедический пункт. Таким образом коррекцией речи охвачено 100% из числа нуждающихся в ней. Большую трудность в коррекционной работе по развитию речи представляют воспитанники с осложнением речевых нарушений:
- ст.формой дизартрии;
- СДВГ;
- расстройством поведения;
В настоящее время резко возросло число таких воспитанников. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их, подчас практически неразрешимы.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что у современных детей актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.
Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухоречевой памяти, счетных операций, письма и т.д. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как у современных детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй — «на тело».
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Для коррекции адекватна технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
В коррекционной программе развития речи не предусмотрена нейропсихологическая коррекция, но в сложившейся системе образования мы имеем такую возможность. А именно, использование элементов нейропсихологической коррекции в системе дополнительного образования.
Внедрение данного комплекса в практику показало его эффективность как дифференциально-диагностического, профилактического, коррекционного и абилитационного инструмента.
Поиск новых и эффективных путей работы привёл меня к необходимости использовать нейропсихологическую помощь, а педагогический опыт помог превратить нейропсихологические упражнения в увлекательные занятия.
С октября 2012 года в детском саду работает кружок «АБВГДЕйка». Его цель – нейропсихологическая коррекция дошкольников. Это групповые занятия 2 раза в неделю по 20-25 мин. В работе использую курс групповых занятий с детьми 5-6 лет предложенный Е.В. Пивоваровой.
Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности, которые приводят к проблемам адаптации в социуме. Это дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной заторможенностью и расторможенностью, эмоционально - волевыми проблемами, трудностями формирования пространственной организации.
Перечень сайтов, полезных дошкольным работникам и родителям.
http://минобрнауки.рф/- сайт Министерства образования РФ
http://tanja-k.chat.ru/ - методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды)
http://www.danilova.ru/ Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.
http://edu.rin.ru/preschool/index.html Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.
http://azps.ru/baby/index.html До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, по темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО. Разделы сайта: принципы правильного обучения; тесты; психологический словарь; статьи по детской психологии; классификации.
http://ivalex.vistcom.ru/ Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.
Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика» - http://sdo-journal.ru/
Журнал «Справочник старшего воспитателя» - http://vospitatel.resobr.ru/
Журнал Обруч – http://www.obruch.ru
Журнал Дошкольное воспитание - http://www.dovosp.ru
Сайт «Всё для детского сада» - www.ivalex.vistcom.ru
Дошкольник RU - http://doshkolnik.ru/
Сайт «Воспитатель» - http://vospitatel.com.ua/ - конспекты занятий в детском саду по различным категориям.
Перечень сайтов, полезных родителям дошкольников
http://www.detskiysad.ru/ - ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций. Здесь можно найти ответы на самые разные вопросы, возникающие в молодых семьях, по самым различным темам - от развития и воспитания детей до рецептов приготовления кулинарных блюд.
http://galka-igralka.ru/ - развивающие занятия для мамы и малыша до 5 лет
Конкурсы для родителей и детей
Ежемесячные конкурсы - http://moi-talanty.ru/
Всероссийские конкурсы и викторины для дошкольников и их родителей - http://www.art-talant.org/
Всероссийские дистанционные конкурсы - http://gramoteino.ru/
Общероссийские конкурсы ассоциации "Магистр" и "Интеллектуал" для педагогов, детей, родителей - http://magistr-r.ru/
Всероссийские дистанционные конкурсы для педагогов и родителей - http://www.kontinent-rf.com/
Международный конкурс - http://interbrig.ru/
Международный творческий конкурс - http://рисовалкин.рф/?yclid=5929679689179915530
Международные и Всероссийские конкурсы интернет – портал «престиж» - http://prestig-konkurs.ru/
Международные интеллектуальные конкурсы - http://www.olympiad-bigben.ru/
Дистанционные конкурсы - http://rassudariki.ru/
Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы - http://ty-geniy.ru/konkursy
О себе
Лутова Екатерина Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории. Окончила:
Аткарское педагогическое училище в 1996 г. Присвоена квалификация: учитель-начальных классов, организатор детского технического творчества; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.Присуждена квалификация: Олигофренопедагог. Присвоена специальность: логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта, присвоена специальность: Практическая психология
Стаж работы по специальности 20 лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под
ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
Бабкина Н.В. Радость познания. М., 2000.
Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.
Вербовая Н.П., Головина О.М. и др. Искусство речи. М., 1997.
5. Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.
6. Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрушинского.
М., 1994.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.
М., 1993.
8. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
9. Локалова Р.П. 90 уроков психологического развития младших
школьников. М., 1995.ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
10. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И.А. Как развить внимание и память Вашего ребенка. М., 1994.
11. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
12. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.
13. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б.
Иншаковой.
14. Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития
и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
15. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем
// Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
16. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление
у младших школьников. М., 1995.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М., 2000.
20. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.
21. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
М., 2005.
22. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. М., 2000.
23. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
24. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школь
ника. Ярославль, 1996.
25. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.
26. Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.
27. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
28. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Роспедагенство, 1998.
Моё портфолио
Консультация для родителей
Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов-кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, подвижности дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикулярно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка: они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, го говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся
не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.
После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущение движения и положения органов артикуляционного аппарата).
Учитель-логопед
Лутова Екатерина Ивановна
консультация для родителей
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты