конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Тема: Составление описательного рассказа "Новогодняя ёлка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty1.doc | 52 КБ |
konspekt_slogovaya_struktura.docx | 27.14 КБ |
konspekt_domashnie.docx | 19.84 КБ |
s-sh.docx | 25.17 КБ |
tkani_i_ih_svoystva.docx | 21.93 КБ |
konspekt_zachem_hvost.docx | 738.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 186 "Белочка"
Фрунзенского района г. Саратова
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
в старшей логопедической группе.
Тема: Составление описательного рассказа "Новогодняя ёлка".
учитель-логопед
Лутова Е.И.
2014 год
Тема: Составление описательного рассказа "Новогодняя ёлка"
с использованием план-схемы.
Цель:
- Формировать навык составления описательного рассказа используя план-схему.
Задачи:
- Совершенствовать умение связно, последовательно описывать изображение на картине используя план-схему.
- Закреплять умение правильно строить предложения, подбирать прилагательные к существительному, употребление предлога "на".
- Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, самостоятельно называть их.
- Развивать связную речь, внимание, мышление.
- Воспитывать интерес к составлению рассказов.
Материал :
- картинка с изображением новогодней ёлки, белая, красная, синяя, фиолетова, чёрная, зелёная, жёлтая, серебристая бумага.
- план-схема для составления описательных рассказов.
Применяемые технологии:
Социально-педагогические технологии
Игровые технологии
Личностно – ориентированные технологии
Технологии дифференцированного обучения
Технологии работы над слоговой структурой слов
Технологии развития психических процессов
Технологии формирования речевого дыхания
Технологии проблемного обучения
Технологии развивающего обучения
Технологии сотрудничества
Ход НОД:
1. Вовлечение детей в деятельность.
логопед читает стихотворение «Вы узнаете зиму?» (дети и логопед сидят на ковре, демонстрация презентации "Зима" с шумовыми эффектами)
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метёт и кружится пурга
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы.
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
- Про какое время года говорится в стихотворении? Ответы детей
- На дворе зима. Вспомним как называются зимние месяцы?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
- Как вы думаете, почему о Зимушке говорят: “Мороз не велик, да стоять не велит”. “Береги нос в большой мороз”
Дети: Когда сильный мороз, на месте не устоять, потому что замерзнешь, нужно бегать прыгать ноги руки согревать.
- А какие изменения происходят в природе зимой?
Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.
- Вы обратили внимание как часто мы говорим: вьюга, метель, пурга. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Ветер со снегом называется метелью. ( упражнение на дыхание)
- Какой весёлый праздник отмечают зимой?
Дети: Новый год.
Отгадайте загадку:
Пышная красавица
Всем ребятам нравится.
Так блестит её наряд:
Бусы, шарики горят,
И снежинки на иголках.
Это праздничная… .
2. Сообщение темы.
Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о "Новогодней ёлке"
с использованием план-схемы.
3. Составление целого из частей.
- Ребята, была метель и картинка рассыпалась на части. Составим из частей целое. Дети собирают картинку ёлки. Закрывают глаза. Бой часов. Логопед демонстрирует детям целую картинку с изображением ёлки.
4. Подбор прилагательных к существительному.
Пусть каждый назовёт слово-признак (демонстрируются анимационные картинки: ёлка, ветки, новогодние игрушки, звезда). Слабые воспитанники повторяют по 3- 4 слова-признака.
5. Динамическая пауза
Глазки медленно закрой,
Встань на ножки и постой,
В ручки хлопни, ножкой топни,
Вправо, влево повернись
И на месте покружись.
Улыбнись, открой глаза,
Интересно здесь нам ? Да
6. Знакомство с план-схемой.
(все рассаживаются на стульчики, логопед размещает картину около план-схемы).
Совместное рассмотрение схемы. Составление предложений. Логопед уточнят порядок, что за чем следует в рассказе.
7. Составление рассказа по схеме.
(Первое воспроизведение логопедом или сильным воспитанником).
Это ёлка. Она зелёная, пушистая. У неё длинные, густые ветки. На ёлке много игрушек, бусы, на макушке яркая звезда. Скоро праздник Новый год.
рассказы детей (3-4).
8. Совместный анализ рассказов.
- Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем?
Какие слова понравились больше всего?
Дети анализируют составленные рассказы.
9. Гимнастика для глаз "Наряди ёлку".
10. Развитие внимания, памяти. Употребление предлога "на".
Игра "Какой цвет подходит ёлке?"
перед детьми лежат листы цветной бумаги: белая, красная, синяя, чёрная, зелёная, жёлтая.
- Скажите какой цвет подходит ёлке? Почему?
Дети: Красный. На ёлке красные бусы; на ёлке красные банты.
11. Рефлексия.
Кому понравилось составлять рассказы по схеме. Приклейте на ёлку игрушки.
Игра «Доскажи словечко»
- Я буду читать вам стихотворение «Снегопад», а вы добавлять слова. Все эти слова должны быть связаны со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
На посёлки, на лужок тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка)
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой…(снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…(снег).
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе
Учитель-логопед: Лутова Екатерина Ивановна
Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие
Тема: «Наблюдение за погодой. Слова сложной слоговой структуры».
Цель: Отрабатывать произношение слов сложной слоговой структуры в связной речи.
Задачи:
1. Коррекционные
- Закреплять правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
- Уточнять их значение.
- Обобщать представления о сезонных изменениях в природе.
2. Образовательные
- Совершенствовать навык составления распространенных предложений с союзом «чтобы».
- Развивать связную речь через воспроизведение народных примет.
- Углублять представления о различных осадках.
3. Развивающие
- Развивать наблюдательность, мышление, внимание, зрительную и слуховую память.
- Совершенствовать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
- Закреплять навык определения последовательности событий.
4. Воспитательные
- Воспитывать интерес к наблюдениям за природными явлениями, за изменением погоды в разное время года;
Вид деятельности: Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: Подгрупповая
Оборудование: Установка для воспроизведения презентации, демонстративный материал картинки: термометр, барометр, ветряной рукав, дождемер, солнечные часы, флюгер, календула, клевер, одуванчик, фиалка, вьюнок, жимолость.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
1. Орг. момент (вовлечение детей в ситуацию) | ||
Просмотр видеоролика «Прогноз погоды» воспитанница логопедической группы - Прогноз погоды. - Чтобы одеваться по погоде. - Чтобы взять зонт, если будет дождь. - Чтобы вовремя посадить растения. - Если жаркий день не забыть головной убор. - Если длительное путешествие в жаркий день нужно взять воду с собой. - Если метель, отложить путешествие. | - Что вы услышали? - Для чего людям нужно знать прогноз погоды. | Дети стоят около мультимедийного экрана. |
2. Формирование темы | ||
Люди ведут наблюдения за погодой с помощью специальных приборов. Вы знаете их названия. Мы называем эти слова – сложными т.к в них встречаются трудные звуки. Сегодня мы будем часто употреблять такие слова. Будьте внимательными, не спешите. Проведём соревнование, разделимся на две команды. Посмотрите на эмблемы, как назовём команды? (капелька, снежинка). | ||
3. Употребление слов сложной слоговой структуры. | ||
Проговаривают слово самостоятельно: термометр, барометр, ветряной рукав, осадкомер, солнечные часы, флюгер. | Предлагаю вспомнить названия приборов для наблюдений за погодой, обращая внимание на правильное произношение слов. | Дети берут по одной картинке. (При необходимости слово проговаривает учитель-логопед). Если все члены команды правильно отвечали, команда получает жетон. Если были ошибки - нет. |
4. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры и предлогом «чтобы». | ||
- Термометр нужен для того, чтобы измерять температуру воздуха. - Барометр нужен, чтобы измерять атмосферное давление. - Ветряной рукав нужен, чтобы определить силу ветра. - Осадкомер нужен, чтобы измерить количество осадков. - Солнечные часы нужны, чтобы определить время. - Флюгер нужен, чтобы определить направление ветра. | Контроль за произношением. Если все члены команды правильно отвечали, команда получает жетон. Если были ошибки - нет. | |
Дождь, снег, град – это осадки. Дети показывают картинку и называют нужный глагол. Ребёнок называет слово-действие, которое у него в руках. | Погода очень изменчива. Отгадайте загадки: Он идёт, а мы бежим. Но догонит всё равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно. Тук да тук! Тук да тук! Отгадай меня, мой друг. (Дождик) Вился, вился белый рой, Сел на землю - стал горой. (Снег) На дворе переполох, С неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина У неё теперь ангина. (Град) Осадки выпадают с разной силой. Иногда носят разрушительный характер. Иногда чуть заметны. Для её обозначения используют разные слова. Послушайте слова-действия о дожде. Соотнесите слова-действия разной силы с картинками: Моросит – (слабый) Идёт – (средний) Льёт – (сильный) Возьмите в руки картинки и постройтесь так: - Сначала дождь лил, потом шёл, а затем моросил. - Сначала дождь моросил, потом шёл, затем лил. | Презентация. Получает жетон команда, которая первой подняла руку и дала правильный ответ. Молодцы. Верно, выполнили задание. Команда получает жетон за правильный ответ. Если были ошибки - нет. |
Осенью – птицы улетают на юг. Зимой – всё покрыто снегом. Весной – появляются почки на деревьях. Осенью – опадают листья. Летом – очень жарко. Зимой – день становится короче. Осенью – птицы улетают на юг. Весной – появляются проталины. | 5. Динамическая пауза времена года Отдохнём. Звучит музыка, вы движетесь вокруг стола. Я назову время года – вы остановитесь у соответствующей картинки. Начнём движение, когда вы вспомните признак этого времени года. За правильное выполнение получаете жетон, чтобы определить лучшего знатока времён года. | Молодцы. Если все члены команды правильно отвечали, команда получает жетон. Если были ошибки - нет. |
6. Развитие связной речи. | ||
- Приборы для наблюдений за погодой. Проговаривают слово самостоятельно: календула, клевер, вьюнок, одуванчик, жимолость, фиалка.
| - Барометр, термометр, осадкомер – что это. Люди старались предсказывать погоду без специальных приборов, по признакам окружающей среды (по поведению животных и птиц, по растениям). Проверим, как хорошо вы знаете растения. Вспомните, и правильно назовите растения. Вспомните признаки, которые указывают на изменение погоды. | Дети берут по одной картинке. (При необходимости слово проговаривает учитель-логопед). Картинки разложены на столе. Дети берут их по желанию. Держат перед собой, называют признак. Если все члены команды правильно отвечали, команда получает жетон. Если были ошибки - нет. |
| Презентация Посмотрите на слайды. Вспомните народную примету по картинке. - Эти признаки работают как барометр. | Если все члены команды правильно отвечали, команда получает жетон. Если были ошибки - нет. |
7. Подведение итогов | ||
Какое слово вам показалось самым сложным по произношению. Скажите его правильно и запомните. | ||
Звучит музыка из кинофильма Читают дети и учитель-логопед: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать. Дождь ли снег, любое время года Будем с благодатью вспоминать. | 8. Рефлексия - Какое время года вам больше нравится. Выберите соответствующий символ (осадки) и положите к рисунку, на котором изображено это время года. |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 «Белочка»
Фрунзенского района г. Саратова
Конспект
Фронтального занятия в подготовительной группе
«Домашние животные. Притяжательные прилагательные».
Учитель-логопед: Лутова Е.И.
Саратов 2020г.
Цель: - Создавать условия для закрепления и расширения знаний по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навык словообразования и словоизменения.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей, трафареты, цветные и простые карандаши.
Ход занятия
- Организационный момент.
Отгадывание загадок.
Уши чуткие торчком
Хвост взлохмаченный крючком.
А кто в дом идет, она знать дает.
(Собака)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, а крючок – вертлявый!
(Поросенок)
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кот)
По полю гуляла, травку поедала.
А домой пришла, молока дала. (Корова)
- Где живут эти животные? (Рядом с человеком)
- Как этих животных можно назвать одним словом? (Домашние)
- Объявление темы.
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня? ( О домашних животных). Так же мы будем учиться правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чьи?
3.Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Чей, чья, чьи?» (По картинкам)
Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи.)
Копыта коровы. Чьи копыта? (Коровьи.)
Борода козы. Чья борода? (Козья.)
Хвост лошади. Чей хвост? (Лошадиный.)
Морда кролика. Чья морда? (Кроличья.)
Лапы кошки. Чьи лапы? (Кошачьи.)
4.Закрепление употребления притяжательных прилагательных.
Картинки перемешать, перевернуть. Дети, не видя животного берут картинку, самостоятельно проговаривают нужное предложение.
- У собаки лапы – собачьи.
- у коровы копыта - коровьи.И.т.д
5. Физкультминутка. «Пять телят».
Этот теленок пьет молоко.
Этот теленок ушел далеко.
Этот теленок травку жует
Этот теленок копытами бьет;
Этот теленок мычит: «Му-му-му!
Все разошлись! Скучно мне одному!»
6. Игра «У кого кто?» с мячом (по кругу).
У коровы кто? (Телята).
У лошади - … (жеребята).
У козы - … (козлята).
У овцы - … (ягнята).
У свиньи - …(поросята).
У кошки - …(котята).
У собаки - …(щенята).
У кролика -…(крольчата).
- Практическая работа.
Работа с трафаретами. Штриховка и обводка животных. По ходу работы учитель-логопед спрашивает:
- Что ты обводишь?
Ребёнок отвечает:
- Я обвожу собачьи лапы. И т.д
- Итог занятия.
- О ком мы говорили на занятии? ( О домашних животных).
- Что мы старались запомнить? (Как правильно отвечать на вопросы: Чей? Чьи? Чья?).
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 «Белочка»
Фрунзенского района г. Саратова
Конспект индивидуальной НОД
«Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
Учитель-логопед:
Лутова Екатерина Ивановна
Саратов 2021 г.
Тип ОД: коррекционная.
Форма: индивидуальная
Участник, возраст: Максим Т.6 лет
Цель: Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, предложениях
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- Уточнять артикуляцию звуков [С], [Ш];
- Формировать умение дифференцировать звуки в словах, предложениях.
коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух и слуховое внимание.
коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение вслушиваться в слово.
- Формировать самоконтроль.
Оборудование: Зеркало. Символы звуков. Картинки со словами со звуком С, со звуком Ш, сложные слова С-Ш, коврограф «Ларчик» Воскобовича.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание работы | Деятельность ребёнка | Дидактический материал |
| Здравствуй, Максим. Какие звуки мы учимся с тобой различать и не путать? - Где находится язык, когда мы произносим звук С? Какой воздух? - Где находится язык, когда мы произносим звук Ш? В форме чего? Какой воздух. Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять. Выполнение упражнений «Чашечка», « Качели» | Здравствуйте! Звуки С- Ш Внизу, холодный. Наверху, «чашечки», холодный. Рот широко открыт, язык за зубами | Зеркало |
| Сегодня мы продолжим учиьтся различать звуки С-Ш. | ||
3. Дифференциация звуков в словах | Нужно разложить– со звуком [С] к символу С, а со звуком [Ш] – к символу Ш. (шуба, санки, сундук, шина, шахматы, самолёт, собака, шапка, шлем, сок). - Назови все слова со звуком С. - Назови все слова со звуком Ш. - Запомни, повтори: Сапоги, шуба, капуста. Пушка, машина, кактус. Петушок, маска, шиповник | Называет картинку, объясняет куда положить, какой звук в слове . Санки, сундук, самолёт, собака, сок. Шуба, шина, шахмата, шапка, шлем Ребёнок повторяет. | Игра «Разложи картинки» |
4.Проговаривание сложных слов по картинкам | Сашенька, сушки, пастушок, фисташки, шоссе, машинист, | Ребёнок повторяет. | |
5. Работа с пособием Воскобовича «Коврограф Ларчик» | На коврограф крепятся картинки в 2 ряда. Составим логические тропинки и соединим картинки цветной полоской. Совместное составление предложений и их проговаривание (2-3 раза). | Шахматист – шахматы, Пастушок – стадо, Сашенька – сушки, Штангист – штанга, Шоссе – машина, Фисташки – миска Шахматист ставит шахматы на доску. Пастушок пасёт стадо. Сашенька любит сушки. и т.д. | Картинки расположены в 2 ряда по горизонтали |
6. Итог занятия | Какие звуки ты старался не путать? Повернись к коврографу спиной. Повтори предложения, которые ты запомнил, старайся не путать звуки С-Ш. - Молодец. | Звуки С и Ш. . До свидание! |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности
Учитель-логопед: Лутова Екатерина Ивановна
Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие
Тема: «Ткани и их свойства».
Цель: Создать условия для ознакомления детей с видами тканей и их свойствами, совершенствовать употребление относительных прилагательных.
Задачи:
1. Коррекционные
- Уточнять и углублять словарь по лексической теме;
- Совершенствовать навык составления предложения по образцу;
2. Образовательные
- Совершенствовать навык согласования существительного с прилагательным;
- Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться со свойствами тканей;
- Формировать навык проведения опытов;
3. Развивающие
- Развивать наблюдательность, мышление, внимание, умение делать выводы, речь, двигательную активность, сенсорные способности;
- Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
4. Воспитательные
- Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, умение вести беседу;
- Воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность, желание выглядеть опрятно;
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: Подгрупповая
Оборудование: Установка для воспроизведения презентации, образцы ткани, оборудование для опытов: линейки, тонкая бумага, шерстяная ткань, ёмкость с водой, шприцы, салфетки.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
1. Орг. момент (вовлечение детей в ситуацию) | ||
Выполняют ритмичные движения совместно с педагогом. (Усталость, стало жарко, тепло). - Тем, кто в спортивном костюме. - Потому, что он тёплый, его сшили из плотной ткани, у него длинные рукава, штанины. | Выполняет ритмичные движения – флеш-моб под песню «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Р. Рождественского. - Что вы почувствовали, выполняя движения? - Как вы думаете, кому было жарче всех? - Почему? Вывод: Одежда нас согревает. | Несколько детей в спортивных костюмах, остальные в футболках и шортах. |
2. Формирование темы | ||
- Спортивную одежду, Деловую, Бытовую, Форменную одежду. - одежду шьют, вяжут. - из тканей? - Мы будем говорить об одежде, тканях. | Посмотрите на экран. Что вы видите? - Как изготавливают одежду? - Из чего шьют одежду? - О чём мы будем говорить? - Мы будем говорить об одежде, тканях и их свойствах. | Дети стоят у экрана. |
3. Употребление относительных прилагательных. Определи на ощупь. | ||
- Нужно убрать ткани в мешок и доставать оттуда. Смотреть нельзя, можно только ощупывать - Это джинсовая ткань. Она плотная, тяжёлая, грубая. Это шёлковая ткань. Она нежная, гладкая, скользкая. ….кожаная ….драповая ….шерстяная …мех …гипюровая …велюровая. Дети стараются определить ткань на ощупь. | Существует мнение, что некоторые ткани можно узнать на ощупь. Как проверить? - Это очень сложно. Нужно, чтобы ваши руки научились различать фактуру тканей. - Постарайтесь вспомнить название тканей, потрогайте их, и расскажите о своих ощущениях. Проверим мнение. Вывод: Некоторые ткани можно узнать на ощупь. | Дети садятся на стулья. Образцы ткани лежат на столе на подносе. Образцы тканей убирают в «Чудесный мешочек». |
4. Динамическая пауза - Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли. Надо нам её спасти И в порядок привести. Воду в тазик наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём. А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках. А пока одежда сушится, Мы попрыгаем, покружимся. | Дети проговаривают слова, имитируют движения (по тексту). | |
Дети протягивают ладони. - Пропускает воздух. - Потому, что она прозрачная, лёгкая. - Драп, кожа. Вывод: Плотная ткань не пропускает воздух. | 5. Опыт 2 Учитель-логопед дует через гипюровую ткань. - Что вы почувствовали? - Почему? Подберите ткань, которая не будет пропускать воздух. - Почему вы так решили? | Дети стоят в кругу. |
Бумагу, шерстяную ткань, пластмассовые линейки. - Бумага приклеилась к линейке, повисла на линейке. - В шерстяной ткани. - Когда смотрим телевизор, включаем свет, молния. - Электричка. - Движется за счёт электричества. | 6. Опыт 3 - Что вы видите? Посмотрите внимательно, что произойдёт? Учитель-логопед напирает линейку шерстяной тканью. Подносит к бумаге. - В чём секрет? Вывод: В шерстяной ткани прячется электричество, оно способно удержать лёгкую бумагу. - Где ещё встречается электричество? - Вспомните название транспорта, который получил своё название от этого явления. - Почему так называется? - Повторите опыт самостоятельно. Постарайтесь извлечь электричество их ткани. - Опыт получился у всех. Какой вывод вы сделаете? | Дети садятся за столы. На столах тонкая бумага, образцы шерстяной ткани, пластмассовые линейки. Дети напирают линейку шерстяной тканью. Подносят к бумаге. 1-2 ребёнка повторяют: В шерстяной ткани прячется электричество. |
- Шприцы, кожаную и велюровую ткани, воду. - Нужно налить немного воды шприцом на образцы ткани и посмотреть, что будет. | 7. Опыт 4 - Что вы видите? - Перед нами задача. Нужно определить какая ткань промокает. Как это сделать? - Приступайте к выполнению опыта. - Сделайте вывод самостоятельно. | Дети подходят к столу. - Дети наливают немного воды шприцом на образцы ткани. Вывод: 1-2 ребёнка повторяют: Велюровая ткань промокла, а кожаная нет. |
- Пропускают воздух, - Прячут электричество, - Промокают, - Согревают, -Имеют разную фактуру (по разному ощущаются). - (Шьют одежду, кроят одежду). У меня бархатная рубашка. У меня драповое пальто. У меня меховая шуба. У меня гипюровая блуза. У меня шерстяной свитер. У меня джинсовый сарафан. У меня кожаная юбка. | 8. Рефлексия. Выводы. - О каких свойствах тканей вы сегодня узнали? (Согласование прилагательного с существительным) Вы знаете свойства некоторых тканей. Они нам пригодятся. Немного пофантазируем, представим себя швеями, портными. Чем они занимаются? Пользуясь этими знаниями «сшейте» одежду. Составьте предложение по образцу. Н-р: У меня шёлковое платье. | Дети соотносят ткань с одеждой, размещая под картинками выбранную ткань. |
- Молодцы! Всем спасибо. |
Предварительный просмотр:
«Зачем животным нужен хвост?»
Учитель-логопед: Лутова Екатерина Ивановна
Возрастная группа: подготовительная
Цель:
- Расширение представлений о функциях хвоста, как очень важной части тела животных.
Задачи:
Образовательная:
- Совершенствовать связную речь детей;
- Упражнять в умении передавать через движения характер животного (элементы нейропсихологической коррекции);
- Формировать навыки: сравнения, установки причинно-следственных связей, обобщения;
Развивающая:
- Развивать логическое мышление, внимание и память;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к жизни животных, наблюдательность.
Коррекционная:
- Развитие общей моторики.
- Употребление притяжательных прилагательных;
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация
Предшествующая работа: просмотр презентации, мультфильма "Хвосты"
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Учитель-логопед привлекает внимание детей, показывая игрушку - муху. И начинает рассказ Бианки "Хвосты":
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, но на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого.
Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
2. Дид. игра "Чей хвост?". Употребление притяжательных прилагательных.
Нужно узнать животное по хвосту и правильно ответить на вопрос: "Чей хвост?". Дети берут картинку и составляют предложение с притяжательным прилагательным:
- Это лисий хвост.
- Это заячий хвост.
- Это медвежий хвост.
- Это тигриный хвост.
- Это львиный хвост.
- Это обезьяний хвост.
- Это поросячий хвост.
- Это павлиний хвост.
- Это петушиный хвост.
- Это крокодилий хвост.
- Вы справились с заданием. Сейчас мы отправимся с Мухой и узнаем зачем животному хвост.
3. Основная часть. Просмотр презентации. (На данном занятии идет закрепление по вопросам)
Учитель-логопед: Хвост - очень важная часть тела животного.
Присмотритесь к собаке. Ее хвост служит поворотным рулём при беге, а ещё верный определитель её настроений. Виляет хвостом, значит довольна, подняла хвост вверх - готовится напасть, поджала хвост - трусит, боится.
Показывает на картинку и просит назвать ребят, какое настроение у собаки.
Хвост помогает кошке рулить во время прыжков и поворотов, а при падении с высоты, ее хвост, подобно хлысту, быстро-быстро движется из стороны в сторону, способствуя удачному приземлению
Хвост служит лисе великолепным рулем, служит еще балансиром, когда надо пробежать по упавшему дереву. И это еще - хорошее теплое одеяло, когда лисица свернулась поспать.
Лошади, зебры, ослы, коровы даже громадные слоны обороняются от комаров, мух, слепней только благодаря своим хвостам.
Какое животное было названо, но не изображено на слайде?
Полосатые бурундуки и белки иногда используют свой хвост в качестве парашюта. Они расправляют лапки и хвост и бросаются вниз с самой верхушки высокой ели. Это очень помогает им спасаться от хищников.
Хвост у бобра просто удивительный: во-первых, это отличный руль при плавании, во-вторых, он использует его как лопатку, замазывая дыры и щели в плотинах, в третьих, хвостом он может предупредить сородичей об опасности. Шлепок по воде, и сигнал тревоги услышан.
У кенгуру хвост подобен третьей ноге. Она умеет переносит всю тяжесть тела на хвост, и тогда обе задние ноги, освободившись, одним движением наносят сильные удары противнику. Кенгуру хвост нужен для самообороны.
Как называется место, где кенгуру носит своего детеныша?
Для обезьяны же хвост - пятая рука. На хвосте обезьяна может висеть и, раскачиваясь, перелетает с одного дерева на другое. Без хвостов многие обезьяны были бы беспомощны.
Хвосты у крыс и мышей - помощники в лазанье. А ещё известно, что некоторые крысы, своим хвостом способны извлекать из бутылок сироп или масло. Опустят хвост и оближут.
Знаете, что змеям заменяет руки и ноги? Правильно, хвост! Древесные змеи с помощью него легко перебираются с сучка на сучок, а потом, обвившись хвостом вокруг ветки, подтягивают и свое тело.
С чем можно сравнить хвосты этих животных?
Маленький хвост у зайца - просто пушистый комочек. А ведь тоже нужен! Догоняя зайца, хищник может царапнуть лапой его за хвост. Но вместе с кожей мех хвоста легко отделяется, помогая зайцу выиграть важные для спасенья секунду-другую. Его хвост помогает убегать от хищников.
Хвост может служить просто украшением.
Посмотрите какой роскошный хвост у павлина! Роскошным хвостом могут похвастаться исключительно самцы. Пернатые женского пола такого украшения не имеют. Главная функция шикарного павлиньего хвоста — привлечение внимания самок.
4. Физминутка «Для чего нужны хвосты?».
Нам, конечно, скажешь ты
Для чего нужны хвосты?
Руки вниз в стороны, поднимание и опускание плеч
Хвост приделан у коров
-Мух гонять и комаров.
Махи руками за спиной
Рыбе - чтобы им грести,
Руки вытянуты вперед вместе, разводят в стороны
А удаву - чтоб ползти.
Волнообразные движения руками перед собой
Крокодилам - чтобы драться,
Постукивание кулаками друг о друга
Обезьянам - чтоб цепляться.
Руки в переменном замке на запястьях
Многим зверям нужен хвост
Прикрывать зимою нос.
Прикрывают ладонями нос
След запутать - у лисы
Прыжки из стороны в сторону на двух ногах
У павлина - для красы.
Руки на поясе, повороты корпуса вправо-влево
Есть хвосты, чтобы вилять,
Угрожать и щеголять…
Руки согнуты в локтях, движение «буги-вуги»
Для всего нужны хвосты,
На вопрос ответил ты.
Руки согнуты в локтях, «погрозить» пальчиком
5. Употребление притяжательных прилагательных в предложениях.
Муха очень довольна! Но не верит, что, вы запомнили зачем животным хвосты. Игра с мячом (Дети отвечают полным предложением):
- Чей хвост является одеялом?
- Чей хвост как рука?
- Чей хвост защищает от насекомых?
- Чей хвост отражает настроение?
- Чей хвост помогает рулить?
- Чей хвост используется, как нога?
- Чей хвост помогает в строительстве?
- Чей хвост помогает лазить?
- Чей хвост помогает убегать от хищников?
- Чей хвост украшение?
- Муха очень обрадовалась, что смогла найти нужный хвост. Подумайте и скажите, подойдёт ли мухе павлиний хвост?
Почему? (тяжёлый, большой. С ним не возможно летать). Как думаете, согласна муха на такой хвост?
6. Закрепление.
Дидактическая игра "Это чей хвост"
Беседа по содержанию мультфильма "Хвосты"
- о чем подумал зайчик, когда лиса усмехнулась над его хвостом? (зайчику было обидно).
- какая реакция была у лисы, когда она оказалась без хвоста? (у лисы был испуг).
- почему лиса примеряла чужие хвосты? ( было интересно).
- почему все-таки лиса выбрала свой? ( у каждого животного хвост выполняет важную роль и роднее своего хвоста не найти).
Дети стоят в кругу, отвечают на вопросы.
7. Рефлексия
Молодцы, вы преодолели все трудности, справились со всеми заданиями. Кому было интересно, возьмите картинку Мухи, дома раскрасьте её и расскажите родителям, что интересного вы запомнили.