Главные вкладки
Я - Наставник
Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж по специальности не более 5 лет, или осваивающими смежные виды педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_nastavnichestvu.docx | 247.48 КБ |
formy_raboty.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 « Белочка»
Фрунзенского района г. Саратов
Составитель:
учитель-логопед
Лутова Екатерина Ивановна
Саратов 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Содержание | Стр. |
| Пояснительная записка | 4 |
1. | Цель и задачи | 6 |
2. | Организационные основы наставничества | 8 |
3. | Права и обязанности наставника и молодого специалиста | 10 |
4. | Содержание работы с молодым специалистом | 15 |
5. | Контроль за реализацией наставничества | 23 |
6. | Анализ достигнутых результатов | 27 |
7. | Заключение | 28 |
8. | Приложения | 29 |
9. | Глоссарий | 47 |
10. | Литература | 48 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Требования к профессионализму педагогов обусловлены следующими основными нормативными документами: реализацией Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 Н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", «Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и другими нормативными и правовыми актами.
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи:
- Прививать начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.
- Ускорять процесс профессионального становления педагога, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы работы с молодыми специалистами:
- принцип уважения и доверия человека
- принцип непрерывности
- принцип сотрудничества
- принцип индивидуализации
- принцип открытости
- принцип компетентности
- принцип соблюдения норм профессиональной этики
Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.
Планируемые результаты:
Молодой специалист:
- будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовывать без затруднений образовательную деятельность, и все режимные моменты;
- самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания;
- устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;
- принимать участие в мероприятиях различного уровня;
- развивать свои профессиональные умения и навыки;
- аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 2 года.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Одной из важнейших задач администрации и коллектива образовательной организации является создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде.
Можно выделить два ведущих направления в становлении молодого педагога:
Направления | Содержание направления |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество. |
социализация | Появление новых качеств личности |
В процессе становления молодой педагог проходит несколько этапов:
- адаптацию - освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности;
- стабилизацию - приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности;
- преобразование - достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности.
Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж по специальности не более 5 лет, или осваивающими смежные виды педагогической деятельности. Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность.
Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель заведующего по ВМР.
Заведующий ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются заведующим ДОУ.
Назначение производится при обоюдном согласии наставника и начинающего специалиста, за которым он будет закреплен.
Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение начинающими педагогами ДОУ целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля, участия начинающего педагога в конкурсных мероприятиях и мероприятиях по обобщению опыта.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Педагог - наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами основной образовательной программы дошкольного воспитания ДОУ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
- Обязанности наставника:
- Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права педагогического работника ДОУ по занимаемой должности.
- Изучать: деловые и нравственные качества начинающего специалиста; отношение начинающего специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности.
- Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым или начинающим специалистом занятий, других мероприятий.
- Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
- Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
- Развивать положительные качества начинающего специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в дошкольном образовательном учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
- Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
- Подводить итоги профессиональной адаптации молодого или начинающего специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Права наставника
- Подключать с согласия заведующего ДОУ, заместителя заведующего по ВМР и других сотрудников для обучения начинающего специалиста.
- Требовать рабочие отчеты у начинающего специалиста как в устной, так и в письменной форме.
II. Обязанности молодого специалиста
- Изучать законы РФ, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.
- Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
- Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
- Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
- Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
- Периодически отчитываться по своей работе перед наставником.
Права молодого специалиста
- Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
- Повышать квалификацию удобным для себя способом.
- Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
- Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Руководство работой наставника
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по ВМР.
Заместитель заведующего по ВМР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для наставничества;
- оказывать организационную, методическую помощь в развитии системы дошкольного наставничества;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт дошкольного наставничества;
- определять меры поощрения наставников.
Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего по ВМР.
Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- Положение «О наставничестве»;
- приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
- планы работы по наставничеству;
- протоколы заседаний Совета педагогов, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
- По окончании срока наставничества наставник в течение 10 дней должен сдать заместителю заведующего по воспитательной и методической работе следующие документы:
- отчет о проделанной работе;
- план работы по наставничеству профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого или начинающего специалиста.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация детского сада должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог- наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Наставнику следует:
1) обратить особое внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения;
- требования к ведению дошкольной документации.
2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
- практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитанников на занятии, создание благоприятного психологического климата на занятиях и др.);
- разработки программы творческого саморазвития;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- определение направлений повышения квалификации;
- применение ИКТ-технологий в образовательной практике;
- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителем заведующего по ВМР, педагогом - наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых педагогов, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на занятиях, посещают занятия своих старших коллег, обмениваются опытом, мнениями.
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов.
Цели анкетирования:
- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
- проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению воспитателями -мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических идей. В процессе такого общения воспитатели отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных педагогов - наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если наставники подготовят им различные «памятки»:
- обязанности воспитателя;
- организация работы с воспитанниками;
- анализ и самоанализ занятия;
- как правильно организовать работу с родителями;
- методические рекомендации по проведению родительского собрания, внегрупповых мероприятий и др.
Молодой педагог создает свое портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, этому методу отдается значительное предпочтение.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".
Поэтому наставничество в педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Работа с молодыми педагогами строим с учетом основных аспектов:
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога учитывают:
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни детского сада.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования;
- индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
- уровень профессиональных потребностей педагога.
Основные направления работы:
- уровень базового образования;
- психолого-педагогическая поддержка;
- выявление затруднений в работе;
- посещение открытых просмотров деятельности с детьми;
- мастер- классы по работе с родителями;
- практическая разработка занятий – обучение;
- семинары – практикумы;
- взаимопосещение занятий;
- обучение самоанализу;
- работа с документацией;
- планирование деятельности;
- контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста;
- работа по самообразованию;
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИКА НА ГОД
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Изучить анкетные данные специалиста | ||
2. | Ознакомить специалиста с историей и традициями ДОУ | ||
3. | Оказать помощь специалисту в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ДОУ | ||
4. | Провести со специалистом беседу о профессиональной этике | ||
5. | Подобрать и рекомендовать специалисту для изучения перечень специальной литературы, провести с ним беседу | ||
6. | Оказать помощь в разработке плана проведения мероприятий | ||
7. | Оказать методическую помощь | ||
8. | На конкретных примерах объяснить порядок, формы и методы взаимодействия с другими организациями | ||
9. | Подготовить характеристику на закрепленного специалиста |
ФИО наставника
Подпись наставника «__» ________ 20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМ ПЕДАГОМ
№ п/п | Выполняемые мероприятия | Время | Метод выполнения | |
ДАТА | ||||
1. | ||||
2. | ||||
ДАТА | ||||
1. | ||||
2. |
|
КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАСТАВНИЧЕСТВА
В целях оперативного реагирования на адаптации молодых специалистов в коллективе, происходящие в образовательном учреждении необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям деятельности, который представлен следующим образом:
Заведующий – общее руководство
Старший воспитатель – педагогический мониторинг (отслеживание уровня обеспечения молодыми специалистами соответствия состояния и результатов образовательного процесса в соответствие с ФГОС дошкольного образования, СанПин, качество реализуемого наставничества и его выполнение, предметно-развивающая среда, уровень развития детей в разных видах деятельности, готовность к обучению в школе, уровня реализации планируемых мероприятий наставников, педагога- психолога по работе с молодыми специалистами)
Старшая медсестра - отслеживание состояния здоровья воспитанников, физическое развитие, состояние основных функциональных систем, уровня проведения молодыми специалистами профилактических мероприятий.
Педагог - психолог – система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей.
Отслеживание реализации наставничества фиксируется в индивидуальных картах развития молодого специалиста.
Таким образом, для наставничества в ДОУ созданы все необходимые условия.
ПЛАН – ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОУ
№ п/п | Тема контроля | Методы контроля | Ответственный | Сроки проведения | Итоговый документ | Выход информации |
1. | Контроль за содержанием образовательного процесса в группах (календарное планирование образовательной работы в группах (ФЗ «Об образовании») | Документальный контроль, собеседование | Ст. воспитатель, инспекционно- контрольная служба | Сентябрь, ноябрь, январь, март | Справка | Инструктивно-методическое совещание |
2. | Контроль за состоянием здоровья детей | Наблюдение, Контрольные срезы | Ст. воспитатель, Ст. медсестра | ноябрь, апрель | Справка | Педсовет |
3. | Контроль за проведением непосредственно образовательной деятельности | Наблюдение, Контрольные срезы | Ст. воспитатель, наставники | Декабрь апрель | Справка | Педсовет |
4. | Контроль за проведением образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах | Наблюдение, Контрольные срезы | Ст. воспитатель, наставники | Декабрь апрель | Справка | Педсовет |
5. | Оценка освоения детьми содержания реализуемой программы по образовательным областям с учѐтом образовательной нагрузки в каждой возрастной группе, где работает молодой специалист | Итоговые занятия, наблюдение | Ст. воспитатель, инспекционно- контрольная служба | Октябрь, декабрь, май | Справка | Педсовет |
6. | Состояние работы по речевому развитию. | Анализ документации, собеседование, наблюдение Анализ документации | Ст. воспитатель, учитель- логопед | Декабрь
| Итоговая справка
| Педсовет |
7.
| Самообразование, участие в метод. работе ДОУ | Наблюдение, документальный контроль, собеседование | Ст. воспитатель, инспекционно- контрольная служба | Октябрь, ноябрь, январь, февраль | Протокол, Справка | Инстр. мет совещ. |
8. | Выполнение закона «Об образовании ст.15 п.7;8 | Наблюдение, документальный контроль | Ст. воспитатель, | Октябрь, ноябрь, январь, февраль | Протокол, Справка | Инстр. мет совещ. |
АНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достигнутые результаты работы представляются в анализе достижений молодых специалистов (портфолио, результативность участие в конкурсах молодых специалистов, результативность участия детей в конкурсных мероприятиях, отчеты молодых специалистов о результатах деятельности, отчеты наставников и др.), наставниками на Совете педагогов ДОУ. Здесь же представляется динамика результатов, отражѐнных справках контроля за деятельностью конкретных молодых воспитателей по следующим критериям: планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений при проведении непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном процессе, организация предметно- развивающей среды в группах, уровень освоения программного материала воспитанниками, уровень здоровья детей - индекс здоровья, уровень простудной заболеваемости, выраженный в количестве пропущенных дней детьми по болезни.
Далее молодые воспитатели представляют свои достижения в части участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, участию в педагогических советах, семинарах, наличие публикаций, наличие результативного участия воспитанников в конкурсных мероприятиях. Далее на итоговом педагогическом совете представляются итоги реализации данного проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Методическая разработка «Перспективы роста» направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. Она должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Приложение №1
ПАМЯТКА НАСТАВНИКА:
- Вместе с начинающим специалистом проанализировать программу воспитания его группы.
- Помочь составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.
- Оказывать помощь в подготовке к занятиям.
- Посещать занятия молодого воспитателя с последующим анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.
- Помогать в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
- Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечать положительное в работе.
- Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Приложение №2
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ
Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как педагогу - наставнику поделиться опытом, накопленным за годы работы в детском саду.
Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы:
- сделать анализ предыдущей работы
- написать характеристику группы;
- определить цель, поставить воспитательные задачи.
Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний.
Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.
Вы можете включить в план работы следующие разделы:
- занятия;
- участие в мероприятиях ДОУ;
- дела группы;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с воспитанниками
Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию:
- рабочие тетради ;
- журнал посещаемости;
- план воспитательной работы ;
- индивидуальные карты воспитанников;
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
Составьте себе памятку:
- группа, закрепленная за вами;
- прикрепленный дошкольный участок;
- список многодетных и социально не защищенных семей;
- сведения об воспитанниках группы и и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
- педсоветы в квартал 1 раз;
- расписание занятий группы;
- состав родительского комитета (если е есть Попечительский совет, то указать представителя от группы);
- дни рождения воспитанников по месяцам;
- дела, которые требуют предварительной подготовки;
- акции, в которых могут принять участие дети и их родители.
Приложение № 3
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении занятий
- проведении внегрупповых мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с воспитанниками, их родителями
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- формулировать цели занятия
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников на занятии
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников
- развивать творческие способности воспитанников
другое (допишите)______________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
- другое (допишите)__________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников
- учет и оценка знаний воспитанников
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ________________________________________
Приложение № 4
АНКЕТА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
- Новизна деятельности
- Условия работы
- Возможность саморазвития
- Пример и влияние коллег и руководителя
- Возможность профессионального роста
Приложение № 5
ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГА
1. В каких видах деятельности педагога Вы испытываете трудности?
- Планирование работы с детьми и их родителями
- Проведении занятий и режимных моментов
- Другое _____________________________________________________________
2. При проведении каких видов занятий Вы испытываете трудности?
- Познавательное развитие
- Изобразительная деятельность
- Развитие элементарных математических представлений
- Другое _____________________________________________________________
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с воспитанниками?
- Да. Какие? ___________________________________________________________
- Нет
- Не знаю
4. Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями воспитанников?
- Да. Какие? ____________________________________________________________
- Нет
- Не знаю
5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас
сформированы умения:
- Умения развивать способности своих воспитанников ______________________
- Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение ________
- Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка ______________________
6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 6
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА НА ГОД (ОБРАЗЕЦ)
Тема | Рассматриваемые вопросы | сроки |
Знакомство с молодым воспитателем. Анкетирование начинающего педагога. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анкетирование начинающего педагога с целью диагностики имеющихся проблем и затруднений молодого специалиста. Изучение ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документов Министерства образования, локальных актов ДОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. | Сентябрь |
Имидж педагога. Портфолио достижений педагога Первичная диагностика воспитанников Выбор методической темы для самообразования. | Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. С целью активизации молодого педагога в профессиональном становлении фиксировать имеющиеся достижения в портфолио. Изучение методики диагностики развития детей. Консультация наставника по выбору темы для самообразования, подбору литературы, теоретическом обосновании. | Октябрь |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии | Дискуссия на тему: "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. | Ноябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления | Педагогическое самообразование, участие в праздниках ДОУ и в родительском собрании, занятия молодого педагога. | Декабрь |
Промежуточное анкетирование начинающего педагога. Промежуточная диагностика воспитанников | Повторное анкетирование с целью выявления положительных результатов и имеющихся затруднений. Проведение диагностики развития детей с помощью наставника. | Январь |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства | Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения НОД, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее | Февраль |
Педагогическая ситуация | Совет "бывалого". | Март |
Копилка интересных занятий | Разработка или описание интересных занятий силами самих молодых специалистов | Апрель |
Самообразование воспитателя | Выбор курсов переподготовки | В течение года |
Заключительная диагностика воспитанников Методическая выставка достижений молодого воспитателя, эссе Анкетирование молодого специалиста | Самостоятельное проведение диагностики развития детей. Методическая выставка достижений молодого воспитателя. Заключительное анкетирование с целью выявления положительных результатов и построения возможного дальнейшего индивидуального маршрута развития педагога и оказания помощи. | Май |
ФИО наставника
Подпись наставника «__» ________ 20__ г.
Приложение № 7
КАРТА КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _________________________
Ф.И.О. педагога, N группы
Дата | Вопрос на контроле | Анализ | Вывод | Рекомендации | Подпись | |
Наставник | Молодой педагог | |||||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 8
ОТЧЕТ ПЕДАГОГА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
ЗА _______ УЧЕБНЫЙ ГОД
- Какие мероприятия были организованы в учебном году?
– вечера, досуги (с указанием названия)___________________________
- Какие дидактические игры и пособия были подготовлены (с указанием названия)?
______________________________________________________________
- Какие дидактические игры и пособия были подготовлены ?
______________________________________________________________
- Какие были проведены Вами открытые занятия, и с какой целью?
______________________________________________________________
- Какое мероприятие, проведенное Вами, считаете наиболее интересным?
______________________________________________________________
- Повышали ли Вы свою квалификационную в этой учебном году (курсы, семинары)
______________________________________________________________
- Какие методические мероприятия, проведенные в этом учебном году, Вам запомнились больше всего?_____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие инновационные технологии освоены Вами за последний период?
______________________________________________________________
- Как Вы оцениваете сами свою работу в этом учебном году (по 10 бальной системе)?
______________________________________________________________
Дата заполнения «______»_______ г.
Подпись
Приложение № 9
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ЗА 20__ ГОД
Наименование Д ОУ | ||||||||||||
Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника | ||||||||||||
Педагогический стаж работы наставника | ||||||||||||
Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество | ||||||||||||
Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом | ||||||||||||
Шкала оценок | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
не соответствует требованиям (знания и владение навыками отсутствует) | частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике) | соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное) | превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике) | |||||||||
Профессиональные знания и умения | ||||||||||||
№ | Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества | Дата начала | Дата окончания | Оценка наставника | Оценка руководителя | Комментарии | ||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) | ||||||||||||
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя) | ||||||||||||
Руководитель _____________ ________________________________________ «______»_____________________20__________г. подпись Ф.И.О. Наставник _____________ ________________________________________ «______»_____________________20__________г. подпись Ф.И.О. Педагог с результатами наставничества ознакомлен____________________ «______»_____________________20__________г.
|
ГЛОССАРИЙ
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.
Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Молодой специалист – начинающий профессиональную деятельность педагог, как правило, получивший базовое педагогическое образование, приобретающий практический опыт под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления.
Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий по воспитанию и развитию воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.
Правовая основа наставничества – настоящее Положение, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, должностные обязанности педагогических работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –с. 31-50,133-152.
2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
3. Коменский Я.А. «Великая дидактика». – Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. М.: Уч. пед. издат., 1955.
4. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.
Предварительный просмотр:
Программа
работы наставника Лутовой Е.И. с молодым педагогом
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Программа рассчитана на 3 года.
Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы | ||
1 год | ||||
1. | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (далее – МС) | |
2. | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения табеля | Компетентность МС в ведении документации | |
3. | Ознакомление с Профстандартом педагога | Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога | Наличие программы индивидуального профессионального развития | |
4. | Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты. | Возможность постоянного взаимодействия и общения | |
5. | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Открытые занятия наставника, педагогов детского сада, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования занятия МС. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе занятия системно-деятельностного типа | |
6. | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов ДО. Организация работы педмастерской по проектированию занятия с использованием конкретных технологий обучения | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий. | |
7. | Формирование позитивного имиджа педагога | Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. | |
8. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |
9. | Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |
10. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | ||
2 год | ||||
1. | Моделирование воспитательной работы класса | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в группе (проектирование целей, методы сплочения коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе. Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) | Самостоятельное оформление МС документации. Наличие рабочей программы | |
2. | Описание методической темы МС | Оказание методической помощи наставником | Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой | |
3. | Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Наличие портфолио МС | |
4. | Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка МС к прохождению аттестации. |
5. Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Наличие портфолио МС | |||
6. Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка МС к прохождению аттестации. | |||
7. Организация продуктивной деятельности | Разработка пособий, наглядного материала | Методические продукты | |||
8. Проектирование занятий в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования занятия МС. Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе занятия системно-деятельностного типа | |||
9. Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |||
10. Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |||
11. Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | ||||
3 год | |||||
1. Внесение в изменений рабочую программу воспитателя,. Ведение документации. | Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом. Компетентность в оформлении документации. | |||
2. Организация мероприятий | Организация и проведение практикум по разработке программы мероприятий | Наличие программы | |||
3. Аттестация | Консультирование по оформлению документов | Аттестация МС на первую квалификационную категорию | |||
4. Продуктивная деятельность | Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы | Совместный проект | |||
5. Методическая выставка достижений МС | Оказание методической помощи | Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности. | |||
6. Мониторинг профессионального роста МС | Знакомство с системой диагностических методик. Осуществление мониторинга | Наличие мониторинга | |||
7. Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС |