доклады

Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

D:\фоты\Изображение\Изображение 406.jpg

Фамилия: Уйнукай-оол

Имя:   Галина

Отчество:  Биин-ооловна

Образование:  среднее педагогическое

Специальность: воспитатель в дошкольных  учреждениях

Общий трудовой и педагогический стаж: 29 лет

Педагогический стаж в данном образовательном учреждении: 23 лет

Категория: Первая квалификационная категория.

Доклад на тему:   «Обучение  детей  русскому  языку:  

проблемы  и  пути решения».

         Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно изучение русского языка стала не праздным делом. Русский язык является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.

Есть отдельные детские учреждения с национально-региональным компонентом образования, но и они, как правило, большую часть занятий проводят на русском языке. Для современной ситуации дошкольного воспитания в Туве жизненно важным стал вопрос включения детей с родным языком в нормальную жизнь образовательного учреждения. Дети должны усваивать русский язык, но и одновременно поддерживать свой родной.  Если ребенок не владеет русским или владеет недостаточно, он действует необдуманно, подражает другим, не понимает всего, о чем говорит педагог. В результате оказывается неусвоенным учебный материал, а ребенок не получает полноценного развития.

Психологами  и  методистами  по  обучению  русским  и  иностранным  языкам,  как  Е.И. Нечнивицкая,  В.С.Мухина,  Н.Д.  Гальскова  и  др.,  давно  установлено,  что  дети  в  дошкольном     возрасте  лучше  усваивают   второй  язык,  чем  в  следующие  годы.

К  5-6 летнему  возрасту  дети  в  основном  усваивают  систему  родного  языка.  Это  благоприятный  период  для  обучения  языкам.   Этот  возраст   отмечается   сензитивностью  (восприимчивостью  к  обучению).

Гибкость  речевого  аппарата,  активная  память,  повышенная  восприимчивость  к  языку,  способность  к  подражанию  дают   им  возможность  быстро  усвоить  второй  язык.

Дошкольный  возраст  является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям,- это  твердо установленный факт.

Между  тем  обучение  второму  языку  в  дошкольном  возрасте  имеет  свои  трудности. Они  заключаются  в  том,  что  дети  к  старшему  возрасту  имеют  довольно  языковыраженные  индивидуальные  особенности,   обусловленные  в  частности,  неодинаковостью  жизненного  опыта,  разными  возможностями  и  условиями  общения и  получения  информации  средствами  изучаемого  языка.

 Передо  мной -  воспитателя  детского сада - встала задача не только готовить  детей к приобщению их к  изучению  языка, но и строить занятие с учетом того, что не все дети усвоят его полностью. Приходится адаптировать свою речь к более низкому уровню понимания, менять методику преподавания, делая ее более доступной для той части группы, которая не владеет языком в достаточной степени.

У  дошкольников  могут  возникать  личностные  психологические  барьеры  в  связи  с  непривычными  звуками  иноязычной  речи,  незнакомыми  для  детей  словами  и  фразами.

Основной  формой  обучения  русскому  языку  в  МБДОУ  «Сайзанак»  является  специально  организованная  непосредственно-образовательная  деятельность  и  дополнительно  кружок.

Главная  цель наших  занятий – вызвать  у  детей  активность,  стимулировать  разговорную  речь,  добиваться  правильной русской разговорной  речи.  На  занятиях  предусматриваем  комплексное  решение  речевых  задач,  ведем  работу  над  фонетическими,  лексическими  и  грамматическими  аспектами  языка.  Постепенно  формируется  навыки  связной  речи.

Занятия  по  обучению  русскому  языку  в  нашем  ДОУ  ведутся  в  3-х  группах:  в  старшей,  санаторной  и   подготовительной  к  школе группе.  Общее  количество  детей  изучающих  язык  - 54 человек.

Основной  целью  проведения  занятий  по  русскому  языку  в  этих  группах  является  формирование  и  развитие  первоначальных  умений  и  навыков  практического  владения  русским  языком  в  устной  форме.

Задачи  обучения  русскому  языку  в  ДОУ  состоит  в  следующем:                                        

- формировать  устойчивый  интерес  и  положительное  отношение  к  изучению  языка, желание  овладеть  им;

- добиться,  чтобы  дети  овладели  лексическим  объемом  предусмотренным  в  словарном  минимуме,  способствовать  эффективному  запоминанию   новых  слов.  их  активизации  используя  различные  игровые  ситуации  и  упражнения;

-учить  детей  самостоятельно  строить  фразы  для  описания  различных  ситуаций;

-создавать  условия  для  максимального  использования  самостоятельной  связной  речи  детей   на  русском  языке;

-воспитывать  у  детей  патриотические   и  интернациональные  чувства,   расширять  кругозор  детей  по  мере  изучения  новых  слов;    через  учебный  материал  осуществлять  нравственное  воспитание.

Применяем  следующие  методические  пособия  по  обучению  русскому  языку:

-Ф.М.Бартан  

- «Программа  обучения  русскому  языку  в  старших  группах».

- «Технология   обучения  русскому  языку в  старших  тувинских  группах  дошкольных  образовательных  учреждений».

Структура  занятий  строится  следующим  образом:

-Организационный   момент;

-лексика: - закрепление  слов  изученных  на  предыдущем  занятии,  введение  новой   лексики.  Обучение  лексической  стороне  речи  строится  преимущественно  с  опорой  на  наглядность.

-фонетика: - артикуляция  и  произношение звуков  русского  языка,   игры  и  упражнения  на  закрепление  звуков.  Здесь  основное   внимание  уделяем:  -чтобы  ребенок  научился  слышать  звук – прислушиваться  к  звуку,  а  затем  услышать  этот  звук.  Дается  задание: найти  местоположение  звука  (в  начале – в  середине – в  конце  слова).

-грамматика: - игры  и  упражнения  на  усвоение  грамматических  форм  (род,  число  и  падеж);

-связная  речь: - рассматривание  сюжетных  картин,  беседа  и  составление  рассказов  по  образцу  данному  воспитателем;

-игры  и  упражнения  на  закрепление  темы;  заучивание  стихотворений,  рифмовок  и т.д.

Все  основные  методы  обучения  подкрепляются на  занятиях  соответствующими  наглядными  примерами – показом картинок,  предметов,  игрушек,  муляжей  и  т.д.

Чтобы  русское   слово  вошло  в  память  ребенка  без  перевода  на  родной  язык  необходимо   подключать  не  только  зрение  и  слух,  но и осязание (потрогать  предмет)…

Наглядное  обучение  помогает  детям  сознательному  и  прочному  усвоению  новых  слов  на  русском  языке.   Применение  мультимедийного  оборудования  и  показ  изображений делает  занятие  более интересным.

Основная проблема  обучения – грамматика.  Здесь  дети  в  силу  своей  языковой  среды  испытывают   определенные   трудности.  Овладение  грамматическим  навыкам  строится  на   базе  речевых  образцов  с  использованием  принципа  аналогии  с  родным  языком.  Очень  хороший  метод  по  освоению  грамматики  и  лексики – драматизация  сказок.

Также  работа  по  обучению  русскому  языку  проводится  в  кружковой  работе  и  свободное  время  с  целью  продолжать   развивать  интерес  к   изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять умение и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулка.

 

                          Упражнение   «Одуванчик»   (на  дыхание)

                        Подуй  на  одуванчик,

                        Как  дует  этот   мальчик,

                        Подуешь   посильней

                                       И  станешь   здоровей.

Выполнение:   на   счет   1-2 – глубокий  вдох  носом;   3-6 – длинный  выдох,  как   будто   сдуваем    пух  с  одуванчика.

                       Упражнение   «Семафор»

                                Путь  машинам   укажу:

                        За   порядком  я  гляжу.

Выполнение: сидя  на  полу,  ноги  вместе,  на   счет  1- 2 – поднять  руки   в  стороны  (вдох);   3 – 4 – медленно  опустить  руки  вниз  (длительный   выдох,  одновременно  произносить   «с-с-с».

                Упражнение  «Веселый   жук»

                        Я – веселый  майский   жук,

                        Знаю   все  сады   вокруг,

                        Над   лужайками   кружу,

                        А  зовут   меня  Жу-жу.

Ноги  вместе,   руки   вместе.   На   счет  1 – 2 – развести   руки  в   стороны,  поднять   голову   (вдох),   3 – 4 –скрестить   руки   на  груди,  опустить    голову   (выдох).   На   выдохе  произнести    «жу-жу-жу».

                            Ёлочку   мы   пожалеем,

                        Все   сейчас  её   погреем.

И.п. основная  стойка.    Выполнение:  на  счет   1 – 2 –вдох;  3 – 6 – поднести   ладони  к  лицу  и  на   выдохе   подуть   на   них.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Доклад на тему:

«Проблемы преподавания русского языка в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Быстан-оол Ш.Э.

Октябрь 2015 года

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

И. С. Тургенев

Русский язык, как язык интернационального общения, объединяет 180 национальностей страны в единый народ, имя которому – россияне.

Актуальность темы:

Для Тувы русский язык - экономическая категория. Овладение им – обязательное условие конкурентоспособности тувинского общества в условиях эры коммуникаций. Без этого не решить тех амбициозных задач, которые стоят перед республикой. Поэтому Правительством Республики Тыва большое внимание уделяется на поддержку, развитие, популяризацию русского языка.

Для современной ситуации дошкольного воспитания в Туве жизненно важным стал вопрос включения детей с родным языком в нормальную жизнь образовательного учреждения. Дети должны усваивать русский язык, но одновременно и поддерживать свой родной, т.е. становиться билингвами (двуязычными)

Нам педагогам уже давно приходится практически решать проблемы координации двух  языков в учебно-воспитательном процессе. Если ребенок не владеет русским или владеет им недостаточно, он действует не обдумано, подражает другим, не понимает всего, о чем говорит педагог. В результате оказывается неусвоенным учебный материал, а ребенок не получает полноценного развития, адекватного его возрасту. Перед воспитателями детских садов встала задача не только готовить таких детей к школе, но и строить занятие с учетом того, что не все дети усвоят  его полностью. Приходится адаптировать свою речь к более низкому уровню понимания, менять методику преподавания, делая ее более доступной для той части группы, которая не владеет русским языком в достаточной степени.

Это явствует природы раннего билингвизма (двуязычия), поскольку овладение речью неразрывно связано с интеллектом и изучением окружающего мира, со всем поведением человека. От того, как складывается языковая судьба ребенка, зависит структура его личности, самосознание, возможности получения образования и профессиональная жизнь.

       Психологами и методистами по обучению  русскому, и иностранному языкам, как Е.И Негнивицкая, В.С Мухина,  Н.Д.Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в следующие годы.

К 5-6 летнему возрасту дети в основном усваивают систему родного зыка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам. Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык.

«Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям,- это твердо установленный факт»

    Между тем обучение второму (русскому) языку в дошкольном возрасте имеет свои трудности. Они заключаются в том, что дети к старшему возрасту имеют довольно ярко выраженные индивидуальные особенности, обусловленные, в частности, неодинаковостью жизненного опыта, разными возможностями и условиями общения и получения информации средствами изучаемого языка.

У дошкольников могут возникать личностные психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, незнакомыми для детей словами и фразами.

Одним из важных аспектов обучения и воспитания детей, подготовки к обучению в школе является приобщение их к изучению русского языка. Основной формой обучения  русскому языку в МДОУ д/с «Сайзанак»  является специально организованное НОД. И главная цель наших занятий – вызвать у детей активность, стимулировать разговорную речь, добиваться правильной русской речи. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

    Занятия по обучению русскому языку ведутся в  ДОУ в двух группах: в старшей и подготовительной к школе группе. Общее количество детей, изучающих русский язык -   - 50 человек.

   В старшей и подготовительной к школе  группе проводятся 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в игровой форме.

 Основной целью проведения занятий по русскому языку  в этих группах является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Задачи обучения русскому языку в ДОУ состоят в следующем:

-  формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению русского языка, желание овладеть им;

- добиться, чтобы дети овладели лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме; способствовать эффективному запоминанию новых слов, их активизации, используя различные игровые ситуации и упражнения;

- учить детей самостоятельно строить фразы для описания различных ситуаций; создавать условия для максимального использования самостоятельной связной речи детей на русском языке;

- воспитывать у детей патриотические и интернациональные чувства, расширять кругозор детей по мере изучения новых слов; через учебный материал осуществлять нравственное воспитание, интеллектуальное воспитание.

Структура занятий строится следующим образом:

- организационный момент;

- лексика – закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики. Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность.

- фонетика – артикуляция звуков русского языка, произношение в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков. Здесь основное внимание уделяется тому, что мы должны стараться, чтобы ребенок научился слышать звук – прислушивался к звуку, а затем – услышал этот звук (найти местоположение звука – в начале – середине, - в конце слова);

- связная речь -  рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях  личных жизни, пересказ произведений; - грамматика – игры и упражнений на усвоение грамматических форм (род, число и падеж) русского языка;

- игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок, рассказывание сказок и т.д.

При обучении к русскому языку в дошкольных образовательных учреждениях сталкиваются трудности:

  1. Отсутствие русскоязычной среды в большинстве районов республики.

 Цели и задачи изучения русского языка в детском саду могут быть успешно решены в том случае, если  русский язык будет систематически и активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Из-за отсутствия русскоязычной среды достаточная практика использования детьми русского языка не наблюдается. Это один из главных причин недостаточного владения детьми русским языком.

  1. Мало методических разработок и технологий обучения русскому языку в тувинских дошкольных образовательных учреждения.

В дошкольных образовательных учреждениях применяются методические пособия по обучению детей русскому языку:

- А.П.Величук, Е.А.Бажанова «Русский язык  в старших группах национальных садов РСФСР» рекомендовано Министерством Просвещения РСФСР в  1987 году.

- Ф.М. Бартан «Программа по русскому языку» для старшей и подготовительной  тувинских групп ДОУ;

- «Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждениях»  под редакцией Ф.М.Бартан;

По познавательному развитию:

- «Окружающий мир. Хурээлел» Н.И.Деменковой.

Наш детский сад тесно работает автором «Технологии обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждений» Ф.М. Бартан.

С нового учебного года наш детский сад ведет обучение русскому языку в подготовительной группе, апробируя «Технологию обучения русскому языку в подготовительных тувинских группах дошкольных образовательных учреждений» Ф.М. Бартан. При составлении программы и разработке конспектов занятий автор опиралась на ФГОС ДО и пыталась реализовать его требования по развитию речи детей. В кратких методических указаниях подробно описали целевые ориентиры по всем аспектам русского языка с учетом специфики родного языка, которые не противоречат ФГОС ДО.

3. Отсутствие наглядных дидактических материалов по «Технологии обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждениях»  под редакцией Ф.М.Бартан;

      Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях  соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т.д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух, но и осязание (потрогать предмет), обоняние (понюхать, попробовать на вкус).

   Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Применение на занятиях мультимедийного  оборудования и показ изображений делает занятие живым и интересным.

Основная проблема – обучение грамматике. Здесь дети в силу своей языковой среды, испытывают определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Очень хороший метод по освоению грамматики и лексики – драматизация русских сказок. Особенно если в младших группах, где есть повторы. Например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное время с целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять умение и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях: проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.  

Воспитателем подготовительной группы Уйнукай-оол Галиной Бинн-ооловной руководится кружок «Русский терем», где дети знакомятся с жанрами малого фольклора русского народа.                                          

 В работе с родителями

 Работа с  родителями проводится  в форме родительских собраний, консультаций, мастер – классов. Тематических недель. Открытых показов, просмотров. Родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующим вопросам обучения русскому  языку.        

Работа с  учителем - логопедом

Проблема заключается и в том, что в последнее время очень много детей с нарушением речи. Одновременно ведется работа с учителем – логопедом над правильным произношением звуков, идет тесная работа по постановке звука, его автоматизация в слогах, словах и предложениях.

                                        Работа с социумом

  Также проводится работа по преемственности с начальной школой. Каждый год проводится неделя открытых дверей для учителей начальных классов.  Им предоставляется возможность просмотра открытых занятий с последующим обсуждением, а также предоставляется возможность присутствовать  на режимных моментах, досугах и развлечениях.

4. Обучение русскому языку осуществляет воспитатель, который хорошо владеет русским языком и методикой обучения или учитель, прошедший специальную подготовку  по работе с дошкольниками. В связи с этим стоит вопрос преподавания русского языка учителем русского языка начальной школы.

Вывод: Таким образом, главной проблемой обучения детей русскому языку в ДОУ остается языковая среда.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский.

III республиканская НПК «Бичелдеевские чтения»,

доктора фолологических наук К.А.Бичелдея в рамках

 Года экологии в России и Года молодежных

инициатив в Республике Тыва

Доклад на тему:

«Мини-музей «Юрта» один из форм работы с детьми по приобщению к народным традициям и обычаям».

                                                           

                                                                Разработала Суван А.М. воспитатель

                                                                подготовительной группы «Чодураа».

Март 2017г

с. Хайыракан.

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

       Приобщение детей к народным традициям и обычаям становится  актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся  воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее.

      Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думаю, что нет.

     Среди богатого и своеобразного культурного наследия Тувы важное место занимают традиции и обычаи. Проблема воспитания всегда актуальна. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

    На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира.

  Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из задач приобщения детей к народным традициям и обычаям в нашем ДОУ является создание мини-музея «Юрта».

  Целью направления  работы является приобщение детей с бытом и традициями тувинского народа через устное народное творчество.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

 — приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

— воспитание у детей интереса к культуре своих предков;

— патриотическое воспитание;

— художественно-эстетическое воспитание;

— знакомство с особенностями народного быта;

— воспитание у дошкольников основ толерантности;

— формирование представлений о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в фольклоре.

            Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды   деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома. Для организации работы с детьми в мини-музее применяются  разнообразные формы и методы: экскурсии, праздники, развлечения ,досуги, выставки, национальные игры, открытые просмотры и  дни открытых дверей, беседы и занятия. 

   Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

       Мини-музей «Юрта» помогает решать практически все задачи дошкольного образования и используется для реализации  дополнительного дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, мини-музей «Юрта» обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

                Наш мини-музей имеет свою специфику, тематика которого отражает культуру, быт, традиции и обычаи тувинского народа. Если в геологическом мини-музее собраны камни, то в нашем мини-музее представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть мини-музей рассматривает своеобразную иллюстрацию к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек и  других жанров фольклора.

                Во многих сказках упоминаются колыбель (кавай), сундук (аптара) и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В мини-музее по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Его можно назвать местом обмена информацией обычаев и традиций разных поколений. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.                    

            Экспонаты мини-музея используются на музыкальных, логопедических занятиях, занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительному искусству.

           Например:

- на музыкальных занятиях приобретает у детей особое значение - они надевают национальные костюмы и играют на народных музыкальных инструментах, слушают народные песни в исполнении взрослого (не только педагога, но и бабушки, дедушки, родителей), танцуют народные танцы. Колыбельную песню исполняют, качая малыша в люльке. Также рассказываем, из чего сделаны музыкальные инструменты, и показать материалы, из которых их изготавливали в старину;

            Также, современные дети не очень хорошо представляют, какие растения и как именно наши предки их использовали в быту. Рассказываем, из чего сделаны ступа (уур-бала), корыто (деспи), сундук (аптара), люлька (кавай) (тем более что эти слова нередко упоминается в сказках, поговорках, пословицах), предлагаем рассмотреть и поиграть с ними.

          В мини-музее интереснее знакомиться:

-  с домашними животными и их традиционным использованием человеком. Там часто проводим беседы, посвященные лошади, корове, верблюду и другим домашним животным, растениям, природным явлениям, как «Чеди чузун малымайны», «Эм оъттарнын ажык-дузазы», «Ыдыктыг саннар», «Кижи чуртуг, куш уялыг», «Алдын Шагаа», «Ог- ортемчейнин озээ», но  все экспонаты просто не помещаются в  мини-музее, поэтому  периодически организовываем  рядом с ним выставки. Это оживляет и жизнь мини-музея, изменяет его интерьер, привлекает к экспонатам внимание дошкольников. На выставках представляем коллекции различных предметов (тос-карактар, куклы, национальная одежда, одежда для борцов «содак-шудак» и т.д.), работы детей и родителей, бабушек и дедушек, педагогов;

-   с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т.п.);

- с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами;

- с убранством юрты;

- с народными играми «Кажык», «Даалы», «Аът шалбадаары», «Аржыыл какчып ойнаары», «Аскак-кадай», «Матпаадыр», «Арбай-хоор». К сожалению, современные дети очень слабо представляют себе народные игры. В то же время опыт работы показывает, что такие игры вызывают большой интерес у дошкольников. В мини-музее народные игры смотрятся особенно органично: дети могут надеть костюмы или их элементы, использовать для игр какие-то предметы. Дети любят  играть с народными куклами, в тувинские национальные игры с костями  «Дорт берге», «Аът чарыштырары» «Даалы», также «Аът шалбадаары», «Тевектээри».

          Дети с интересом:

-  сравнивают  буржуйку (изиг-демир) и триногу (ожук) с современной электроплитой и СВ-печью, беседуем о том, как готовили разные блюда в старину. Именно в мини-музее «Юрта» дети пробовали тараа со сметаной, устуг далган, оремелиг шай и обсуждали смысл пословицы «Тараам турда тодуг-ла мен, тайгам турда тандаш-ла мен».

- слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Конечно же, ребенок запомнит на всю жизнь, как он пробовал выделывать шкур, прясть шерсть.

              Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители принимают участие в фольклорных праздниках, экскурсиях и различных мероприятиях. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными национальными праздниками, обычаями тувинского народа. В неделе, посвященной к национальному празднику «Шагаа» в мини-музее организуем экскурсии, ее посетителей угощаем чаем с молоком, проводим соревнования по различным жанрам устного народного творчества. Досуг  «Хоглуг ог» особенно привлекает детей и взрослых своим неформальным характером, возможностью погрузиться в прошлое наших предков: слушание и  разыгрывание сказок и других фольклорных произведений, играми-соревнованиями по командам: «Кожамыкка кончуг-ла мен», «Тоолум дошта, тывызыым дытта», «Улегер состе нугул чок», «Узун тыныш» т.д.

     

            Мини-музей «Юрта» -

- это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, рассказывать короткие сказки малышу в колыбели и петь колыбельную;

- это прекрасное место для организации выставок;  

- это возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: с народными игрушками, покачать люльку с малышом, посидеть на юрте, играть на народных инструментах и на макете крестьянского подворья с фигурками домашних животных;

- это место обмена информацией обычаев и традиций разных поколений.

           Мне отрадно, что мои воспитанники в мини-музее «Юрта» с большим интересом осваивают элементы устного народного творчества тувинского народа, активно применяют в речи тувинский фольклор, знакомы с утварью юрты, знают, где сидят хозяева и гости, имеют представления о взаимозависимости человека и природы.      

          И это все дает мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, к проведению различных мероприятий.

         Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая книга, лучшими страницами которой должны стать праздники детства.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с Хайыракан  Улуг-Хемского  кожууна.

III Республиканская научно-практическая

конференция «Бичелдеевские чтения»

«Роль книги в духовно - нравственном

воспитании личности ребенка»

Чонданова Ольга Донгаковна,воспитатель

МБДОУ «Сайзанак»с Хайыракан.

 

                                                       Март 2017г.

Книга – основная составляющая

духовно-нравственного воспитания

 личности ребенка дошкольного возраста.

             В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных  идеалов, разрушение личности. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных. Поэтому у детей искажены представление о добре, милосердии, великодушии, справедливости, отзывчивости, трудолюбия, гражданственности и патриотизма.

             Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с детства, с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через приобщение к культуре, обеспечение духовной и нравственной пищей.

            Приобретение ребенком культурных и вечных ценностей , нравственности, целомудрия способствуют развитию его духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, духовно-нравственных позиций и общего развития, при реализации комплексного подхода в соответствии ФГОС ДО.

           Примером такого подхода является русская и тувинская народная традиция. Во-первых, она предлагает проверенную веками народную мудрость воспитания и образования. Во-вторых, материал предлагаемый детям, уже пропитан духовностью и нравственностью.

           Наши традиции – это вся наша история, произведения писателей, композиторов, художников.

           Находясь в долгих поисках решения данной проблемы и интересного направления работы с детьми, мы остановились на самом важном – воспитание духовно-нравственных качеств личности, как одной из составляющих частей патриотического воспитания.

В образовательных процессах, беседах на основе предметных картин, чувствовалась нехватка соприкосновения с предметами и наглядностями.

Так родилась идея создания уголка книг со сказками и сказочных персонажей. Самым важным для педагога и детей стало создание кукольного театра «Гуси-лебеди».

          В зоне кукольного кружка «Гуси-лебеди» имеются разные виды театра:

 - пальчиковый;

 - театр ложек;

 - теневой театр;

 - Би-ба-бо;

 - конусный театр;

 - театр из проволоки;

 - настольный театр и другие.

            Дети сначала знакомятся с книгами, авторами сказок. Рассматривают атрибуты, импровизирую, инсценируют, разыгрывают. Отгадывают загадки, читают потешки, пословицы, скороговорки. Играют в народные и дидактические игры, выполняют различные задания, упражнения.

Стало традицией после каждого знакомства с книжками, их содержанием, импровизировать, читать диалоги, инсценировать сюжеты по содержании из книги.

          Образовательные процессы, игровые ситуации, драматизации проводятся после знакомства, рассматривания и чтения художественных книг, сказок, басен.