Ш.А. Амонашвили. Предлагаю избавиться от заблуждения: школа готовит детей, молодое поколение к будущей жизни

Дорогие коллеги! Предлагаю избавиться от одного заблуждения, которое влечёт за собой бесконечное множество неверных толкований и действий. Заблуждение заключается в тезисе о том, что школа готовит детей, молодое поколение к будущей жизни.
Давайте сперва разберёмся, о какой подготовке и о какой будущей жизни идёт речь.
Чтобы готовить поступившего в первый класс ребёнка для будущей жизни, нам необходимо знать: какая будет эта жизнь спустя (хотя бы) два десятилетия. Нам нужно будет ответить на вопрос: эта будущая жизнь ждёт молодых людей там, или в том будущем пока пустота, и только своим приходом они наполнят её смыслом?
У нас нет ответа на эти вопросы. Знали бы мы точно, что ждёт подрастающее поколение в будущем, то мы, действительно, приняли бы педагогические меры, чтобы молодые люди, вступившие в неё, могли бы выжить, могли бы сохранить жизнь, или же, если она обязательно будет светлая, обогащали её.
Но знать на десятилетия вперёд, как изменится жизнь и, особенно, как в ней надо жить и действовать, мы пока не научились. Значит, подготовка нынешнего школьного поколения для жизни, которая наступит в 2040-2060-е годы, скорее станет нашим блужданием в потёмках.
Реальная школьная жизнь в целом, конечно, никакая не подготовка к будущему. Это также, как и нынешние поколения взрослых начиная, скажем, с 1950-х годов, не получили в школе никакой подготовки к будущей жизни, хотя только и шла речь о воспитании верных строителей коммунизма; и это считалось светлым будущим. Но настало время, пришло это будущее, стало оно настоящей жизнью 1980-1990-х годов и начала XXI века, - и в ней потеряли смысл ценности, к которым готовили поколения. Что же произошло с этими людьми? К ним пришли: разочарование, растерянность, непонимание и конфликт с новым временем, крушение надежд и т.д. и т.п.
Туманный смысл о подготовке поколения к будущей жизни не может стать в нашей образовательной деятельности более или менее естественным инструментом для воодушевления наших учеников, мы не можем им сказать: «Смотрите, к каким сияющим вершинам мы вас ведём».
Жизнь наших учеников далее будет строиться не на базе школьных, а на основе совсем других знаний, которые они приобретут сами по подсказке жизни и по велению собственных интересов и обстоятельств.
У нас нет никакой уверенности, что в школьных знаниях действительно заложены основы будущей жизни. Основы наук нельзя возносить над основами жизни. Эти знания, пусть даже обширные и глубокие, займут в многогранной жизни людей не столь значительное место, чтобы стоило из-за них жертвовать прекрасными годами. Роль, притом, важнейшую, в получении знаний могут сыграть, как это ни парадоксально, формальные удостоверения (аттестаты, дипломы и т.п.). Эти бумаги дадут им право продвигаться в некоей узкой сфере, дающей материальное обеспечение. Школьные знания не решают насущных проблем жизни: общения и труда, благородства и преданности, любви и верности, воспитания собственных детей и социальной активности, духовности, веры и т.д. Для школы все эти основания жизни или не существуют, или их лишь декларативно провозглашают.
***
Птицы отдали своих птенцов в школу Совы. Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила к подготовке их к жизни.
Она дала им ЗУНы об основах наук безлунной ночи, о философии одиночества в дупле, о зверином правопорядке ночного леса.
Потом провела ЕГЭ, выдала всем аттестаты зрелости и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро и взошло солнце.
Выпускники оглянулись: нет безлунной тьмы, нет одиночества, нет ночного леса. Как жить?
Они крикнули в дупло Сове:
- Ты готовила нас для ночной жизни в лесу, а мы - птицы Света. Как же теперь нам жить?
- Разберитесь сами... - выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию одиночества.
***
Дорогие коллеги! Этот философский экскурс понадобился мне, как вы, конечно, догадываетесь, для педагогических выводов. Школьников надо готовить не к будущей жизни, а к основам жизни. Для этого нужно:
- воспитывать в них жизнь с помощью самой жизни;
- помогать им впитывать в себя универсальный закон причин и следствий и учиться строить по нему жизнь;
- помогать им постигать смысл жизни: совершенствовать мир внутри и вокруг себя;
- развивать в них возвышенные образы и устремления к прекрасному, учить воплощать воображаемое в реальности;
- развивать в них способность направлять взор на свой внутренний мир, где они могут открыть своё предназначение;
- устремлять их сущность к благородству и великодушию.
Пусть забота о будущем нисколько не умалит жизнь настоящую, пусть будущее станет дыханием настоящего, пусть настоящее станет как будущее.
***
Кто есть Учитель Света? Любой, кто устремлён впитать в себя море Света. Устремлённый к Свету уже есть Светоносец.
Учителя Света живут, творят, общаются, как подобает Свету. Учитель Света общается не с самим учеником, какой он есть сейчас, а с его воображаемым светлым образом из ближайшего будущего.
Учитель Света верит в каждого ученика. Он отдаляется от понятий и слов, которые могут унизить или осквернить его учительское достоинство.
Учитель Света скромный, благородный, великодушный. Учитель Света перекрывает педагогическое невежество Светом.
Учитель Света на уроке - сама жизнь. Он -загадка для своих учеников. Он для них - неожиданность, удивление и восхищение.
Он - естественность, непосредственность и красота. Он - забота, защита, надежда. Он - открытость и честность.
Он благодарит учеников за то, что они помогают ему стать мастером педагогического труда. Он может позволить себе извиниться перед учениками: «Урок не получился». Он может сказать своим ученикам: «Дайте мне домашнее задание - какой урок для вас приготовить». Он может преподнести ученику в подарок Урок на день рождения.
Он позволит себе отменить программу, если она противоречит духовно-нравственному и познавательному развитию учеников. Выше всех программ, всех учебников, всяких тестов и экзаменов стоит для него воспитание личности школьника.
Каждую встречу с учениками или с учеником, где бы она ни состоялась, он воспринимает как Урок. Он дорисовывает каждого ученика, накладывая на него краски, которые следует проявить.
Он бережёт серебряную нить Учительства.
Любой ученик для него - загадка, разгадка которой укрепляет его мастерство и умножает творчество.
Он ведёт своих учеников впереди того времени, в котором живёт общество. Он воспитывает героев и сам свершает подвиги.
Он умеет улыбаться ошибкам, зная, что на них можно учиться, и зная ещё, что ошибка, совершённая в дерзании и творчестве, превращается в цветок смелости.
Он бережёт своё учительское имя и становится олицетворением Учительской Совести.
Его речь не терпит балласта слов и пустословия, она ясная, образная, содержательная. Он ищет располагающее звучание своего голоса.
Учителя Света - спасатели образования. Учитель Света - Божья Благодать на Земле.
Педагогичгский вестник "Три ключа", № 12, 2010. Из выступления на IX Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике.
- Мне нравится (18)
Комментарии
"Из выступления на IX Международных педагогических чтениях..."
Из выступления на IX Международных педагогических чтениях по гум
Из выступления на IX Международных педагогических чтениях по гум
Из выступления на IX Международных педагогических чтениях...
Жаль, что на сегодняшний день
Из выступления на IX Международных
Из выступления на IX Международных
Из выступления на IX Международных педагогических чтениях...
"Он бережёт своё учительское
"Он бережёт своё учительское имя и становится олицетворением Учительской Совести...." Лучше и не скажешь)
Отличная статья Шалвы
Отличная статья Шалвы Александровича!!! Учит думать, размышлять, философствовать..Открывает перед нами все новые и новые горизонты Учений!Стараюсь для себя взять что могу..
Очень люблю высказывания
Очень люблю высказывания этого мудрого человека
Что касается Учителя Света,
Что касается Учителя Света, подпишусь под каждым словом. А вот поводу того, ,к чему мы готовим учеников и готовим ли их к будущей жизни, стоит подумать. Да ,мы не можем предугадать, как люди будут жить через 20-30 лет (да даже через год!), передать опыт жизни предыдущих поколений и наш собственный со всеми ошибками и заблуждениями, научить справляться с трудностями, жить среди людей- не задача ли это учителя , в том числе Учителя Света? А иначе зачем вообще школа? Бросили детей в жизнь и пусть ,как хотят живут! Я хочу сказать, что школа готовит детей к будущей жизни, не какой-то идеальной, как мы сейчас себе рисуем, а к будущей жизни каждого человека, какой бы она ни была через сколько-то лет.
Замечательные слова,
Замечательные слова, актуальные идеи. Пребывание ребёнка в школе уже сама жизнь, в которой ребёнок уже живёт. Задачей школы является научить ребёнка применять, использовать полученные знания на практике уже сейчас, пока он учится. И главным, на мой взгляд, является то, чтобы в итоге выпускник разобрался, к чему у него есть призвание и способности, и сделал правильный выбор. Тогда есть шанс, что полученные знания, опыт школьной жизни поможет ему во взрослой жизни.
Спасибо за мудрые слова,
Спасибо за мудрые слова, Шалва Александрович. В наше сложное время иногда сам теряешь жизненные ориентиры, а этого делать, конечно, нельзя. В душе учителя всегда должен гореть огонек света, добра, которым мы обязаны делиться со своими учениками. Ваши слова - это искры, помогающие зажечь наши сердца.
Учитель во все времена
Учитель во все времена воспитывает героев и сам свершает подвиги. Семья, школа, общество готовят детей, молодое поколение к будущей жизни.
Прекрасная статья. Очень
Прекрасная статья. Очень правдиво. Очень хочеться стать учителем Света/
Прекрасная статья. Очень
Прекрасная статья. Очень правдиво. Очень хочеться стать учителем Света/
Замечательные, мудрые
Замечательные, мудрые изречения!