Нами было составлено 15 экспериментальных заданий для 7 класса.Благодаря кратковременности выполнения таких работ их можно проводить на разных этапах урока
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_lab._raboty_portfolio.doc | 93.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя (полная ) общеобразовательная школа № 3 »
Простые лабораторные работы по теме
« Движение и силы »
Выполнили : ученики 7 А , Б классов
1. Кирпу Света
2. Адамовская Марина
3. Павленко Олеся
4. Новокшанова Валерия
5. Кумпиисов Коля
6. Шнайдер Дима
7. Грылёв Слава
Руководитель : Адамовская Зоя Ивановна
учитель физики I категории
с.Бурла 2009-2010 г.
Введение
Основное назначение предлагаемых экспериментальных заданий –
активизировать процесс обучения физике, способствовать развитию мышления учащихся , формированию у них системы основных знаний , практических умений и навыков, а также развитию самостоятельности и инициативы. Благодаря кратковременности выполнения таких работ их можно проводить на различных этапах урока с целью решения соответствующих учебных задач (введения в тему урока , иллюстрации к объяснению учителя , повторения , обобщения изученного учебного материала , отработки практических умений и навыков и др. )
По теме «Движение и силы » программы 7 класса нами было составлено 15 экспериментальных заданий. Ниже приводятся тексты письменных инструкций , которые учащиеся получают, приступая к выполнению этих работ , а также даются краткие методические рекомендации к некоторым из заданий.
Практическая часть .
Лабораторные работы для учащихся 7 классов .
Для всестороннего развития ученика особое место занимают лабораторные работы .
Они прежде всего , дают возможность тесно связать лабораторные работы учащихся с изучаемым курсом. В значительной степени активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся . Кроме того , позволяет привить учащимся начальные практические навыки в обращении с простейшими измерительными приборами и другой аппаратурой . В задачу таких опытов в основном входит : развитие большей самостоятельности учащихся , дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и навыков , знакомства с более сложными техническими и бытовыми приборами и т.д.
Лабораторная работа № 1.
Тема : Наблюдение относительности покоя и движения тела .
Приборы и материалы: брусок деревянный от трибометра , лист бумаги.
Порядок выполнения работы.
1. Положите деревянный брусок на лист бумаги . Медленно потяните за край листа и наблюдайте за состоянием бруска и листа бумаги.
2.Ответьте на вопросы:
В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги и брусок?
В каком состоянии относительно листа бумаги находился брусок?
По каким признакам вы определили эти состояния?
Можно ли сказать, что стол двигался относительно бруска или листа бумаги?
3. Положите брусок на лист бумаги и резко потяните за край листа.
4. Ответьте на вопросы:
В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги ?
В каком состоянии относительно бумаги находился стол ?
В каком состоянии относительно стола находился брусок ?
Можно ли сказать ,что брусок двигался относительно листа бумаги?
5. Какой общий вывод можно сделать из проделанных опытов?
Лабораторная работа №2
Тема: Наблюдение равномерного движения тела. Измерение скорости равномерного движения.
Приборы и материалы :метроном ( общий для всего класса ) , линейка измерительная , трубка стеклянная длиной 200 – 250 мм с водой , стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами.
Порядок выполнения работы
1.Запишите цену деления шкалы линейки , абсолютную погрешность измерения длины , время между двумя ударами метронома .
2.Измерьте длину трубки.
3.Измерьте время движения шарика в трубке.
Для этого одновременно с одним из ударов метронома расположите трубку вертикально так , чтобы шарик в ней оказался внизу. Сосчитайте число ударов метронома , за которые шарик , всплывая , проходит всю длину трубки ( первый удар считайте нулевым ) .
4.Разделите длину трубки резиновым кольцом на две равные части и снова повторите опыт.
За сколько ударов метронома шарик проходит первый и второй участки пути ?
5. Разделите длину трубки на три равные части и повторите опыт.
За сколько ударов метронома шарик проходит каждый участок пути ? Какое движение совершает шарик в трубке ?
6.Вычислите скорость движения шарика в трубке.
7.Результаты вычислений запишите в тетрадь.
Лабораторная работа № 3
Тема :Наблюдение неравномерного движения тела . Измерение средней скорости неравномерного движения.
Приборы и материалы : метроном ( общий для всего класса ) , линейка или мерная лента , шарик желоб металлический , штатив с лапкой и муфтой , цилиндр металлический
.
Порядок выполнения работы
1.Запишите цену деления шкалы линейки , абсолютную погрешность измерения длины , время между двумя ударами метронома .
2.Соберите установку . металлический желоб укрепите в слегка наклонном положении при помощи штатива. На нижний конец желоба положите металлический цилиндр , а на верхний шарик . Одновременно с одним из ударов метронома отпустите шарик и наблюдайте за его движением .
Равномерно или неравномерно движется шарик по желобу ?
3.Настройте установку. Для этого одновременно с одним из ударов метронома из одной и той же точки желоба пустите шарик несколько раз . Подберите такое положение цилиндра , чтобы удар о него шарика совпадал с одним из последующих ударов метронома .
4.Измерьте время движения шарика по желобу . путь пройденный им за это время, среднюю скорость движения шарика на всём пути.
5.Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
Лабораторная работа № 4
Тема : Наблюдение взаимодействия тел.
Приборы и материалы : бруски алюминиевые размером 40 х 25 х 8 мм – 2 шт., брусок железный размером 40 х 25 х 8 мм, пинцет от разновеса , нить с петлёй на конце .
Порядок выполнения работы
1.Расположите на столе рядом два одинаковых алюминиевых бруска. Сожмите ножки пинцета , наденьте на них нитяную петлю и поместите сжатый пинцет между брусками , придерживая пинцет рукой , сдёрните с него за нить петлю .
2.Ответьте на вопросы :
Почему бруски пришли в движение ?
Одинаковые ли скорости приобрели они после взаимодействия ?
Одинаковые ли массы брусков ?
3.Повторите опыт с двумя разными брусками ( алюминиевым и железным).
4.Ответьте на вопросы :
Какой из брусков приобрёл большую скорость после взаимодействия ?
У какого из них масса больше ?
Лабораторная работа №5
Тема : Измерение плотности твёрдого тела.
Приборы и материалы :весы рычажные , разновес , линейка измерительная , брусок размером 40 х 25 х 8 мм.
Порядок выполнения работы
Какова наименьшая масса тела , которую можно измерить при помощи ваших весов и разновеса ?
Чему равна абсолютная погрешность измерения массы бруска ?
Чему равна абсолютная погрешность измерения линейных размеров бруска ?
Лабораторная работа № 6
Тема :Измерение плотности жидкости.
Приборы и материалы :весы рычажные ,разновес , мензурка , стакан с водой .
Порядок выполнения работы
8 .Ответьте на вопросы :
Какова наименьшая масса тела , которую можно измерить при помощи ваших весов и разновеса ?
Чему равна абсолютная погрешность измерения массы стакана ?
Чему равна абсолютная погрешность измерения объёма воды ?
Лабораторная работа №7
Тема : Определение массы тела по его плотности и объёму.
Приборы и материалы : весы рычажные , разновес , мензурка с водой , тело неправильной формы на нити , таблица плотностей .
Порядок выполнения работы
1.Измерьте объём тела при помощи мензурки с точностью до 1 мл.
2.Найдите в таблице значение плотности вещества , из которого сделано тело.
3.Вычислите массу тела.
4.Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь .
5.Проверьте результат вычисления массы тела при помощи весов .
Лабораторная работа №8
Тема :Определение объёма тела по его плотности и массе.
Приборы и материалы :весы рычажные , разновес , мензурка с водой , тело неправильной формы на нити , таблица плотностей.
Порядок выполнения работы
1.Измерьте массу тела при помощи весов с точностью до 1г.
2.Найдите в таблице значение плотности вещества , из которого сделано тело.
3.Вычислите объём тела .
4.Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
5.Проверьте результат вычисления объёма тела при помощи мензурки .
Лабораторная работа № 9
Тема : Наблюдение инертности тел.
Приборы и материалы : шарик пластмассовый , линейка .
Порядок выполнения работы
Как перемещается шарик ?
Как изменяются величина и направление скорости движения шарика после каждого удара ?
Почему происходит изменение величины и направления скорости движения шарика ?
Как перемещается шарик после прекращения действия линейки ?
Какой общий вывод можно сделать из проделанных опытов ?
Лабораторная работа № 10
Тема : Изучение зависимости результата действия силы на тело от её значения , точки приложения и направления.
Приборы и материалы : деревянный брусок от трибометра с нитью.
Порядок выполнения работы
1.Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем : сначала слабо , затем сильнее .
В каком случае брусок передвинулся на большее расстояние ?
Зависит ли результат действия силы на брусок от её значения ?
2. Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его , приложив силу сначала к нижней , затем к верхней части бруска.
Как ведёт себя брусок в первом и во втором случаях ?
Зависит ли результат действия силы от точки её приложения ?
3.Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска , затем поперёк бруска и , наконец , вверх.
Как ведёт себя брусок в каждом случае ?
Зависит ли результат действия силы от её направления ?
Лабораторная работа № 11
Тема : Направление действия силы тяжести.
Приборы и материалы : шарик пластмассовый на нити
.
Порядок выполнения работы
1.Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания .
Почему шарик натягивает нить ?
2.Отпустите нить и наблюдайте за падением шарика.
По какому направлению падает шарик ? Как направлена сила тяжести , действующая на него ?
3.Изобразите графически силу тяжести , действующую на подвешенный и падающий шарик .
Лабораторная работа № 12
Тема : Наблюдение возникновения силы упругости при деформации тела.
Приборы и материалы : лист картона размером 1х 150 х300 мм , мешочек с песком массой 200 г.
Порядок выполнения работы
Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном ?
Какие силы возникли в картоне и мешочке с песком в результате их взаимодействия ?
К какому телу приложена сила упругости картона ? Сила упругости мешочка с песком ?
4.Изобразите графически силы упругости картона и мешочка с песком .
Лабораторная работа № 13
Тема : Обнаружение веса тела.
Приборы и материалы : лист картона размером 1х 150х 300 мм, мешочек с песком массой 200 г, шнур резиновый , груз массой 100 г с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
Вариант I
Почему форма листа картона изменилась ?
К какому телу приложен вес мешочка с песком :
Как направлена эта сила ?
Вариант II :
Почему резиновый шнур растянулся ?
К какому телу приложен вес груза ?
Как направлен вес груза ?
3.Сделайте в тетради рисунок груза на резиновом шнуре и изобразите графически вес груза.
Лабораторная работа № 14
Тема : Знакомство с устройством динамометра. Измерение сил динамометром .
Приборы и материалы : динамометр . брусок деревянный от трибометра , набор грузов массой по 100 г.
Порядок выполнения работы
Из каких основных частей состоит динамометр ?
Чему равна цена деления и верхний предел его шкалы ?
Какова абсолютная погрешность измерения силы динамометром ?
Где должен находится указатель пружины ненагруженного динамометра ?
Как нужно располагать динамометр при измерении силы ?
Как следует смотреть на его шкалу при измерении силы ?
Лабораторная работа № 15
Тема :Наблюдение зависимости действия тела на опору от силы давления и площади опоры.
Приборы и материалы :бруски железный и алюминиевый одинакового размера ( 40х 25х 8 мм ) , коробка с зубным порошком , палочка деревянная .
Порядок выполнения работы
1.Разрыхлите слежавшийся зубной порошок деревянной палочкой .Выровняйте его поверхность. Для этого закройте коробку крышкой и слегка встряхните , а затем откройте коробку .
2. Возьмите железный и алюминиевый бруски и убедитесь , что они имеют одинаковые размеры , но разный вес ,
3. Поставьте их осторожно на поверхность порошка наименьшими гранями , а затем поднимите.
Какой из брусков оставил на поверхности порошка более
глубокий след ?
4.Выровняйте поверхность порошка и осторожно положите на неё железный брусок сначала наибольшей , а затем наименьшей гранью .
В каком случае брусок оставил на поверхности порошка более глубокий след ?
От чего зависит действие тела на опору ?
Методические рекомендации.
Задание 2 выполняют на самодельном приборе. Для его изготовления берут стеклянную трубку длиной 200 – 250 мм с внутренним диаметром 7 -8 мм. Вначале один её конец закрывают пробкой , а затем в трубку наливают воду и помещают стеариновый шарик ( его диаметр должен быть на 2 – 3 мм меньше внутреннего диаметра трубки ). Второй конец трубки закрывают пробкой.
При указанных условиях и вертикальном положении трубки время подъёма шарика 20 – 25 с.
Воду для прибора необходимо брать кипячёную и отстоявшуюся. В противном случае в трубке образуются пузырьки воздуха ,которые прилипают к шарику и увеличивают скорость его подъёма .
Время движения шарика учащиеся отсчитывают по общему для всего класс метроному ( лучше всего электрическому ),настроенному на 120 ударов в минуту и расположенному на столе учителя.
Задание 4 предлагают учащимся с целью закрепления понятия массы тела и ознакомления с одним из методов её измерения.
О величине измерения скорости тел при их взаимодействии ученики судят по длинам путей , пройденных после взаимодействия до остановки.
Задания 7 ,8 представляют собой экспериментальные задачи. Их выполняют на уроке ,посвящённом решению задач на расчёт массы и объёма тела по его плотности.
Плавает ли канцелярская скрепка?
Как нарисовать лимон акварелью
Муравьиная кухня
Военная хитрость
Хризантема и Луковица