Во время Великой Отечественной войны одной из первоочередных задач промышленности стала эвакуация предприятий прифронтовой полосы. Одним из таких предприятий был металлургический комбинат «Североникель». Было принято решение о демонтаже оборудования комбината и перевозке его в Норильск. Стремясь захватить стратегически важное предприятие цветной металлургии целым и невредимым, гитлеровцы не бомбили его, что, разумеется, облегчало эвакуацию оборудования. Однако североникельцы понимали, что стоит немцам узнать об идущем полным ходом демонтаже комбината, как на заводскую территорию обрушатся сотни бомб. Значит, нужно ввести врага в заблуждение.
Но как?
Противоречие:
Завод должен работать, чтобы гитлеровцы не разбомбили его, и не должен, чтобы его можно было перебазировать.
Подсказка
Сформулируем мини-задачу: как сделать так, чтобы мертвый завод гитлеровцы продолжали считать работающим? Как со стороны гитлеровцы определяют, работает завод или нет? Конечно же, по идущему дыму из труб!
Ответ:
На завод завезли дымовые шашки и подожгли их.
В мире металлов. — М.: Металлургия, 1988. — С. 80.
УХО ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ
Задача включена в сборник «Биология в открытых задачах». Авторы задачи: Галаев Алеша, Локотьков Женя, Читинская обл., г. Краснокаменск, СШ № 4.
Как известно, летучие мыши ориентируются в пространстве при помощи ультразвука. Чтобы «увидеть» слухом маленькие объекты, летучие мыши должны иметь очень чувствительный слуховой аппарат, а чтобы ориентироваться на большие расстояния, они должны издавать ультразвук большой амплитуды. Но при этом мышь оглушала бы сама себя: издаваемый ею звук повреждал бы нервные слуховые окончания.
Какой выход нашла природа?
Противоречие:
Мышь должна иметь чувствительный слуховой аппарат, чтобы улавливать малейшие изменения в ультразвуке, и должна иметь невосприимчивый к звуку слуховой аппарат, чтобы не оглушить саму себя.
Подсказка
Это противоречие можно разрешить во времени: во время отправки ультразвука мышь слышит плохо, а во время приема отраженного сигнала — хорошо.
Ответ:
Летучая мышь во время передачи сигнала становится «глухой», в остальное время она способна воспринимать сигналы. Это возможно благодаря особенностям внутреннего строения. Гортань особой связкой сообщается с косточками уха, связка гортани оттягивает молоточек от наковальни, и мышь не слышит.
БОГАТЫЙ УЛОВ
Авторы задачи: Галаев Алеша, Локотьков Женя, Читинская обл., г. Краснокаменск, СШ № 4.
С давних пор жители Южной Франции рыбачили возле устья реки Роны. С приливом в реку входили косяки рыбы, с отливом уходили в море. Поставить сеть на их пути нельзя: снесет отливным течением.
Как быть?
Противоречие:
Сеть должна быть, чтобы поймать рыбу, и ее не должно быть, так как мешает отливное течение.
Подсказка
Можно воспользоваться ресурсами моря.
Ответ:
Рыбаки звали на помощь дельфинов. Гремели трещотками, кричали: «Курносые! Курносые!» К берегу подплывали дельфины и, словно замерев на месте, боролись с сильным отливным течением. Рыбаки бросались к лодкам — дельфины преградили путь рыбе. Она металась между «живой оградой» и берегом. После охоты веселые, сытые дельфины подплывали к лодкам, резвились на мелководье. О совместной охоте с дельфинами писали многие историки древности. Упоминали и о кличке, которую дали животным в некоторых приморских странах. Рыбаки везде дружили с «курносыми». А жители островов южной части Тихого океана устраивали даже «дельфиний» праздник. Разумеется, приглашались и виновники торжества. Но уже не криками и трещотками, а тихой мелодичной песней.
Владимиров А.. Золотые струны. — М.: Детская литература, 1977. — С. 19.
Еще больше открытых задач можно посмотреть на сайте "Образование для новой эры".
Рисуют дети водопад
Муравьиная кухня
Л. Нечаев. Яма
Пичугин мост
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Комментарии
задачи с противоречиями
Много полезной и интересной информации! Спасибо! Обязательно воспользуюсь информацией на сайте "Образование для новой эры"
Интересные статьи! Больше
Интересные статьи! Больше всего мне понравилась первая статья.
оен интересно!
особенно понравились "истории" с животными:
в случае с летучей мышью - даже не задумывалась никогда,почему та не глохнет...
удивительно!
Очень интересная информация!
Очень интересная информация! Первая статья - "наша тема"! Вот вам и пресловутая русская смекалка!
Сколько еще в мире таится
Сколько еще в мире таится загадочного и научного! Вперед, к новым открытиям!
спасибо!!! очень интересно!
спасибо!!! очень интересно! желаю творческих удач!!!
Познавательная информация.
Познавательная информация. Спасибо.
Какой хороший подбор
Какой хороший подбор познавательной информации, полезной не только для детей, но и порой для взрослых. Интересно, что дети - авторы вопросов. Дай бог им и далее творить и находить применение своему таланту!
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал.
Интересно.
Интересно.
Спасибо!!! Огромное спасибо
Спасибо!!! Огромное спасибо за эти находки, как нельзя кстати.
Интересные истории.
Интересные истории.
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал
Очень интересный и
Очень интересный и познавательный материал, спасибо.
Спасибо за публикацию статьи.
Спасибо за публикацию статьи. Очень интересно, желаю творческих удач!
Интересный подбор
Интересный подбор познавательной информации, полезной не только для детей, но и порой для взрослых.Дети - авторы вопросов. Всем успехов и новых интересных публикаций.
Какие интересные задачи, и не
Какие интересные задачи, и не менее интересные на них ответы. Спасибо за знания! Прекрасная подборка!