Про творчество барда
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-zvezda_pod_imenem_solntse.docx | 44.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа»
Проект по литературе
«Звезда по имени Солнце…»
(Творчество Виктора Цоя в нашем веке)
2021 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………............4
Глава1.Краткая история жизни и творческого пути Виктора Цоя
1.1.Биографическая справка: Виктор Цой……………………………..…….. 6
1.2.История творческого пути Виктора Цоя…………..………………………..6
Глава 2. Сравнительный анализ поэтических особенностей творчества Виктора Цоя
2.1. Особенности поэтического творчества Виктора Цоя………..…………..7
2.2. Причины популярности творчества Виктора Цоя и рок-группы «Кино»…………………………………………………………………………... 8
Заключение…………………….………………………………………………..13
Список литературы ……………………………………..……………..………14
Введение
Актуальность данной темы
Виктор Цой – певец, гитарист и автор песен, советский рок-музыкант и основатель рок- группы «Кино». Человек-легенда своего времени и кумир нашего поколения. Натура творческая во многих видах деятельности: писал и исполнял песни, играл в фильмах и рисовал картины. Его любили за своеобразный стиль исполнения, за смысл в его произведениях, который он пытался донести до слушателя. И в наши дни не падает интерес к творчеству этого удивительного человека. Его песни звучат из открытых окон машин и домов, а режисёры используют музыкальные отрывки произведений Виктора Цоя для полноты раскрытия образов героев и в современных фильмах.
Всё это подтверждает актуальность выбранной мною темы.
Цель работы: определение причины популярности образа Виктора Цоя через анализ поэтического творчества.
Задачи:
1. ознакомиться с биографией Виктора Цоя;
2. рассмотреть особенности поэтического творчества поэта Виктора Цоя;
3. раскрыть причину популярности творчества Виктора Цоя и рок-группы «Кино»
4.Порекомендовать с истории творческого пути
Объект исследования: популярность образа Виктора Цоя
Предмет исследования: поэтические особенности творчества Виктора Цоя
Глава 1. Краткая история жизни и творческого пути Виктора Цоя
1.1. Биографическая справка: Виктор Цой
Цой Виктор Робертович –певец, гитарист и автор песен, советский рок-музыкант и основатель рок- группы «Кино». Человек-легенда своего времени и кумир нашего поколения. Получил известность так же снявшись в кино, в знаменитых фильмах «Асса» и «Игла».
Родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Родителями Виктора были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер- Роберт Максимович. Корейская фамилия и внешность ему досталась от деда по отцовской линии. Виктор был единственным ребенком в семье. С раннего детства он много читал, рисовал и любил лепить, позже увлекся игрой на гитаре. Более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью.
Окончив восьмой класс в 1978 году, Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Занятия лишь музыкой и не желание заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, привело к тому, что Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.
В 1979 году поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. Параллельно этому он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже серьезно увлекся творчеством Брюса Ли и начал заниматься каратэ.
В феврале 1985 года Виктор женился на Марианне и в этом же году получил звание лауреата на третьем фестивале рок-клуба, а 5 августа в семье родился сын Саша. Цой не переставал работать над альбомами – «Ночь» и «Это не любовь». Весной 1986 года группа выступила на четвертом фестивале рок-клуба и получает диплом за лучшие тексты.
1990 год – оказался роковым!
Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии.
По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».
1.2. История творчества Виктора Цоя
Первая игра Виктора в группе была в 13-летнем возрасте –коллектив «Палата № 6». Тогда, скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине первую бас-гитару.
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным (группа «Пилигримы»), стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым.
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», которая стала членом ленинградского рок-клуба. С уходом Олега Валинского в армию, группа сменила свое название на «Кино» и сразу начала работать над записью первого альбома с названием – «45».
19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». В 1983 году Виктора ждал призыв в армию, он решил избежать этого, симулировав попытку суицида, и залег на обследование в психиатрическую больницу на полтора месяца. После чего была написана песня«Транквилизатор». В 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, получив звание лауреата. Композиция «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» открывала фестиваль и была признана лучшей антивоенной песней.
В июне 1990 состоялся последний концерт «Кино» в Москве в Лужниках. Летом группа «Кино» гастролировала по стране, записывая последний альбом.
15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб и позже был похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Последний альбом вышел после смерти Цоя, под названием «Черный альбом».
Глава 2. Сравнительный анализ поэтических особенностей творчества Виктора Цоя
2.1 Особенности поэтического творчества Виктора Цоя.
В стихах В. Цоя преобладают метафоры - скрытые сравнения: вместо тепла - зелень стекла, сетка календаря, день догорает («Звезда по имени солнце»), войска туч («Апрель»), утро прожектором бьет, стучит пулеметом дождь, кирпичей-облаков («Странная сказка»), птицей стучится в жилах кровь («Звезда»), камнем лежать или гореть звездой («Кукушка»).
Цой использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, устойчивые выражения: игра не стоит свеч, в ногах правды нет, руками жар загребать, на миру смерть не красна, яблоку негде упасть, всему своё время, сидеть у разбитого корыта, пол-царства за коня. Многие он перефразирует. К примеру, яблоку негде упасть – каждому яблоку место упасть, пропадать - так с музыкой – без музыки не хочется пропадать, без вины виноватый – никто не хотел быть виноватым.
А многие фразы из его песен стали цитатами:
Война — дело молодых, лекарство против морщин («Звезда по имени Солнце»).
Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал («Муравейник»).
Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…(«Легенда»).
Если есть стадо — есть пастух, если есть тело — должен быть дух («Песня Без Слов»).
Олицетворения придают его стихам живость, реальность происходящего: стоит апрель, он придет, приведёт весну («Апрель»), ветер заждался («Красно-жёлтые дни»).
Таким образом, изучив особенности творчества Виктора Цоя, выяснили, что основными приемами являются метафоры, олицетворения. Его стихи содержат фразеологизмы устойчивые сочетания, пословицы.
В школе, обучалаясь в 8 классе, впервые я начала слушать музыку Виктора Цоя. Первой песней,прослушанной мной стала песня «Перемен».
Раньше до меня не доходила суть песен, но со временем, смысл и то, что хотел сказать автор стал более понятен.
Виктор Цой воспринимал жизнь – как простое существование, и своими произведениями хотел донести до людей правду.
Печально, что кумиры уходят из жизни молодыми…
Именно такие молодые и талантливые личности…
Рассмотрим тройку известных песен В.Цоя:
Я думаю, что на первом месте по популярности среди песен Цоя стоит песня «Перемен»:
Вместо тепла - зелень стекла,
Вместо огня - дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Припев: Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
Ключевое слово этой песни – перемен.
Каждый человек понимает текст песни по-своему. Кто-то понимает слова глобально и хочет перемен в стране и в мире, а кто-то воспринимает текст песни глубоко и жаждет перемен в себе.
Вторую позицию, по моему мнению, занимает песня «Пачка сигарет»:
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся — и не смог разглядеть следы.
Но если есть в кармане пачка сигарет,
Значит все не так уж плохо на сегодняшний день.
И билет на самолет с серебристым крылом,
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.
В этой песне Виктор Цой хотел передать нам то, что ему стал не родным собственный город. И всё вокруг стало чужим.
«И не вижу ни одной знакомой звезды»,- этой строчкой В.Цой показывает, что у него нет каких-либо целей и не зачем идти.
«И билет на самолёт с серебристым крылом»,- попытка сбежать из места, которое стало для него чужим.
Третью, на мой взгляд, и заключительную позицию занимает песня «Дерево»:
Я знаю, мое дерево не проживет и недели.
Я знаю, мое дерево в этом городе обречено.
Но я все свое время провожу рядом с ним:
Мне все другие дела надоели,
Мне кажется, что это мой дом,
Мне кажется, что это мой друг.
Я посадил дерево.
Я знаю, мое дерево завтра может сломать школьник.
Я знаю, мое дерево скоро оставит меня.
Но пока оно есть, я всегда рядом с ним:
Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется - это мой мир.
Мне кажется - это мой сын.
Я посадил дерево.
«Дерево» - мало кому известна эта песня. С первого взгляда текст совершенно не имеет смысла. Любой человек может подумать, что это бессмысленный грустный набор слов, но если проникнуть глубже можно найти скрытый смысл песни.
Я думаю, что Цой хотел передать в тексте песни состояние его души. Как ему одиноко на данный момент, как перевернулась его жизнь. Дерево –это скрытый образ человека, с которым Цой делился всеми переживаниями, делил свою боль. Возможно, что под образом дерева скрывается какая-то женщина, которая всегда была рядом с Виктором, но по неизвестным обстоятельствам покинула его.
Таким образом, проанализировав творчество Виктора Цоя, можно сделать вывод, что его стихи и песни просты, понятны каждому. Виктор Цой – поэт и музыкант вне времени, его творчество останется популярным еще долгие годы.
2.2. Причины популярности творчества Виктора Цоя
Прошло уже 30 лет с гибили Виктора Цоя – культового музыканта и лидера группы «Кино». Однако за это время интерес к певцу не ослаб.
Причина 1. «Кино» играли модную музыку
Виктор Цой и другие участники группы слушали самую актуальную музыку 80-х.: танцевальных New Order, Joy Division, хитовых Duran Duran и мелодичных The Smiths. Благодаря Джоанне Стингрей, которая продвигала русскую музыку на Западе, у музыкантов появились американские гитары Fender и драм-машина Yamaha. Они стали важной частью «фирменного» звука «Кино».
Рок ли это? Это скорее New Wave – модное музыкальное направление в 80-х. Но тут же присутствует характерная черта русского рока – акцент на текстах. Музыка Виктора Цоя обладает уникальной чертой: в ней органично сосуществуют подчеркнутая танцевальность и простая, но глубокая лирика. Эту «универсальность» музыка группы сохранила по сей день.
Причина 2. Стихи Цоя о простой жизни обычных людей
Простые тексты с емкими метафорами. Герой его песен пел не о борьбе с системой. Он рассказывал о своем одиночестве, жизненном укладе и личных принципах. «Но высокая в небе звезда зовет меня в путь», «Начинается новый день, и машины туда-сюда», «Сможешь ли ты изменить этот мир, сможешь ли ты принять как есть, встать и выйти из ряда вон?» – ни в одной из этих строк нет откровенных протестных призывов.
Причина 3. Песни Цоя легко играть самому
Большинство из тех, кто учился играть на гитаре самостоятельно, начинали с песен Виктора Цоя. Музыка «Кино» – как раз тот редкий случай, когда вполне достаточного сильного желания и элементарной усидчивости, чтобы освоить гитару на минимальном уровне.
Практически любой человек за пару недель может выучить несколько песен для домашней вечеринки или посиделок во дворе.
Классический набор цоевских нетленок часто состоял из «Группы крови», «Звезды по имени Солнце», «Алюминиевых огурцов» и «Восьмиклассницы». Этих простых песен было достаточно, чтобы повысить свой авторитет среди друзей, впечатлить девушку. Постепенно песни записались на подкорку нескольким поколениям: для одних они стали саундтреком жизни, а для других были просто фоном. В итоге, независимо от того, какая музыка нравится человеку, он всегда узнает первые аккорды «Звезды по имени Солнце».
Причина 4. Виктор – идеальный герой
Слава пришла к ним благодаря таким же молодым поклонникам. Когда юноши и девушки видели на сцене статного и смелого ровесника, который говорил правильные вещи, то, по сути, видели в нем свое отражение. Это вызывало искреннее доверие слушателей. Именно поэтому Виктор Цой, как и другие культовые музыканты XX века, стал голосом поколения и вывел свою группу из подполья на стадионы.
24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь.
После гибели Цоя его образ застыл во времени. Лидер «Кино» превратился не в последнего, а в идеального героя: он никогда не менял своих убеждений, не был участником скандалов и не состарился. За 30 лет истории российского шоу-бизнеса у нас так и не появился артист, стихи и музыка которого оказались бы так близки совершенно разным людям и поколениям.
Заключение
Я долго сомневалась, нужно ли писать работу о творчестве Викторе Цоя. Это не совсем школьная тема, хотя его творчество давно стало частью культуры и истории нашей страны. Некоторые песни, как Кукушка стали хрестоматийными и их даже изучают на уроках музыки.
Виктор Цой – харизматический лидер – автор песен, певец, гитарист, актер и художник - российской рок-группы «Кино».
Группа «Кино» явилась одним из крупнейших художественных феноменов рожденных отечественной рок-культурой, а её лидер Виктор Цой стал, говоря словами одной из его песен, «последним героем» золотой эпохи русского рока.
Проведя исследование, мы выяснили:
Бард - это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта.
Этим и привлекает современную молодежь творчество Виктора.
Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы "оттепели", когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни "неофициальные", соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Игоря Талькова и многих других.
ЕСТЬ ОДНА ПРИЧТА: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца-друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался– БАРД.
Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей своей песней свет и истину, формируя словами образы, исцеляющие душу».
Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей... Вот, пожалуй, главная особенность авторской песни.
Практическая значимость:
Данный проект может использоваться для расширения кругозора.
Мы должны знать историю своей культуры. Узнавать имена лидеров в творчестве советской эпохи. Поэтов – символистов, чьи песни до сих пор на слуху. Режиссеры используют их в качестве музыкальных заставок в своих фильмах. Фразы из некоторых песен являются «крылатыми словами».
Булат Окуджава – в поэзии ХХ века бесспорное лидерство по части "крылатых слов" принадлежит именно ему.
Владимир Высоцкий – его творчество можно назвать биографией нашего времени. Высоцкий затронул очень важные, переломные моменты нашей истории.
Игорь Тальков - творчество этого поэта многопланово и разнообразно, но не имеющее иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России.
Виктор Цой , его поколение , дурачась, входило в жизнь, которая к тому времени требовала новых лидеров, как искусство – героев.
Цой удачно стал лидером в этой новой жизни и героем нового искусства.
Ощутимым знаком происходящих в искусстве изменений было уже само появление «полуподпольной» рок-звезды на официальном экране: не в качестве музыкального антуража, а в качестве героя нашего времени, который и пропускает через свое сердце общую боль и беду. Бескорыстный, милосердный герой, который не хочет победы любой ценой, не собирается никому ставить ногу на грудь. Он был нужен времени очищения.
Игорь Тальков в своей книге "Монолог" сказал так: " И все-таки, как бы не готовил нас Цой к своему уходу, осталась неисчезающая горечь, с которой нам, видно, суждено теперь жить – от потери к потере.
Земля. Небо. Между Землей и Небом – Война!
Спев одну строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все – просто и гениально. До сих пор мне не понятна смерть Цоя: предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Цоя нет, как и нет Высоцкого".
Виктор Робертович Цой - он считал своим долгом донести своими песнями глубоко символичными, до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.
Современные подростки должны быть знакомы с подобным творчеством, как с частичкой нашей культуры, историей в стихах поэта –барда, дошедшие до нас с советской эпохи.
Список литературы и интернет источники:
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Прекрасное далёко
Император Акбар и Бирбал
Если хочется пить...
Ласточка