В девятом классе, изучая творчество А.С. Пушкина автору исследования было интересно размышлять над значением деталей в его произведениях. Приступив к «Евгению Онегину», она с удивлением обнаружила множество непонятных несовпадений. Прочитав литературный анализ в учебнике, Евгения поняла, что ее представление о героях романа и значении их поступков несколько отличается от мнения авторов учебника.
Таким образом, цель ее исследования -
Дать доказательные ответы на вопросы:
1.Онегин – бесчувственный лицемер или он тактично поступил в соответствии с нормами морали своего времени?
2.Что и по какой причине сегодня скрыто от широкой публики самим автором или его толкователями даже в ущерб мнению читателя о главном герое и правдивости «энциклопедии русской жизни»?
Гипотеза: Пушкин не планировал нарисовать Онегина «законченным негодяем», вероятно, причины онегинского поведения спрятаны значительно глубже и связаны в первую очередь с личностью Татьяны, написавшей ему провокационное письмо.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование содержательно-важных деталей романа "Евгений Онегин" А.С.Пушкина | 181.5 КБ |
(Сл 1). Тайные главы энциклопедии русской жизни.
Перечитывая любимые произведения, я задалась вопросом: а правда ли мы хорошо знаем «хрестоматийных» литературных героев? Что важно знать, чтобы у читателя сложился образ литературного героя?
(Сл2) Задав вопрос представителям разных социальных групп, я выяснила, что важнее всего знать черты характера, возраст, прошлое и внешность персонажа.
(Сл3). Если о чертах характера мы можем судить по действиям, внешность персонажа описывается автором, прошлое зачастую знать не обязательно, то о возрасте, как правило, не говорят. А нужно ли это читателю?
Большая часть опрошенных считает, что возраст совершенно не важен. Еще одна часть опрошенных недоумевает, для чего это нужно, ведь чувства и переживания персонажей не зависят, по их мнению, от возраста. И, наконец, самая немногочисленная позиция: возраст знать нужно, но как же его узнать, если автор не указывает точную цифру в тексте?
Знание возраста может совершенно перевернуть характер восприятия персонажа. А узнать возраст просто: нужно уметь читать между строк.
(Сл4) В девятом классе, изучая творчество А.С. Пушкина мне было интересно размышлять над значением деталей в его произведениях. Приступив к «Евгению Онегину», я с удивлением обнаружила множество непонятных несовпадений. Прочитав литературный анализ в учебнике, я поняла, что мое представление о героях романа и значении их поступков несколько отличается от мнения авторов учебника.
(СЛ5-6) Таким образом, цель моего исследования -
Дать доказательные ответы на вопросы:
1.Онегин – бесчувственный лицемер или он тактично поступил в соответствии с нормами морали своего времени?
2.Что и по какой причине сегодня скрыто от широкой публики самим автором или его толкователями даже в ущерб мнению читателя о главном герое и правдивости «энциклопедии русской жизни»?
(Сл7) Гипотеза: Пушкин не планировал нарисовать Онегина «законченным негодяем», вероятно, причины онегинского поведения спрятаны значительно глубже и связаны в первую очередь с личностью Татьяны, написавшей ему провокационное письмо.
(Сл8) Провести исследование я планирую следующими средствами:
(Сл 9) 1. Установить, как именно понимают события романа мои современники.
2. Подробно прочитать текст романа, сопровождая чтение его сопоставительно-историческим анализом, обращая внимание на умолчания, несовпадения, намеки. (Сл 10)
(Сл 11) 3. Фрагментарно познакомиться с перепиской поэта и его современников, напрямую или косвенно имеющей отношение к событиям романа, к событиям, отраженным в романе или исторически и сюжетно сопоставимым с ними.
(Сл 12) 3. Используя результаты анализа текста романа, переписки, исторических комментариев установить связь между текстом романа и реальными историческими событиями из жизни автора, которые бы могли объяснить умолчания автора при очевидно неверном толковании деталей его романа в наши дни.
Глава 1.
(Сл 13) Мы привыкли считать, что Татьяна – жертва, страдалица, чувства которой были жестоко отвергнуты равнодушным Онегиным. При чтении современных статей о взаимоотношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной возникает ощущение, что главная героиня – прекрасная и печальная Татьяна, (Сл 14) а Евгений на протяжении романа остается эгоистичным циником, которого к концу повествования «справедливо накажут». В чем же здесь справедливость? Ведь название романа – «Евгений Онегин», значит, он и его внутренние переживания должны быть центром событий, а мы обвиняем его в столь низкой морали. Пора отстоять правду!
Евгений Онегин, «дожив без жизни, без трудов до 26 годов», утомленный петербургскими балами и шумом света, охладевший к жизни, получает доклад от управителя: «Что дядя при смерти в постели и с ним проститься был бы рад». Выбора у Онегина нет, ведь с финансами туго:
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
(Сл 15) Герой едет в деревню к дяде «приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман». Таким мы видим Евгения в начале романа.
(Сл 16) Наиболее достойное поведение в обществе, по словам самого же Пушкина в одном из писем к брату Льву Сергеевичу (от сентября – октября 1822 г.) – то, в основе которого лежит демонстрация независимости, которая должна находить опору в чувстве презрения. «Будь холоден со всеми; фамильярность всегда вредит», «обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость, ибо всегда рады судить о других по себе». [1]
Евгений Онегин, которого Пушкин во многом списал с самого себя, следует этому «поведенческому кодексу».
(Сл 17) А что Татьяна? Татьяна, то ли по неопытности и незнанию, то ли по нежеланию, относится к подобным правилам равнодушно и поступает так, как велит ей сердце. Судите сами: даже в наши дни, когда общество не столь консервативно в вопросах отношений, считается, что девушке не стоит первой начинать сближаться с молодым человеком и оказывать ему знаки внимания, а Татьяна решается признаться в своих чувствах в письме.
(Сл 18)
Несмотря на то, что Татьяна мила ему, Онегин реагирует вежливо, но холодно, сохранив в тайне сам факт письма. Для него чувство Татьяны незрело, «любовь смиренной девочки» непривлекательна…а так ли мала Татьяна?
Глава 2.
(Сл 19) Сколько лет героине на момент встречи с Онегиным?
(Сл 20) В письме к П.А. Вяземскому, отвечая на критику князя о письме Татьяны, Пушкин говорит, что это «письмо женщины, к тому же семнадцатилетней, к тому же влюбленной». Казалось бы, спорить не о чем, но ведь то личная переписка, а вовсе не текст романа непосредственно, не говоря уже о том, что звучание этого ответа больше напоминает попытку в раздражении отмахнуться от назойливого собеседника: «Дивлюсь, как письмо очутилось у тебя. Истолкуй это мне».
Третья глава, о которой идет речь, еще не была издана к тому моменту, и поэт недоумевал, откуда же она у князя, и вполне мог желать внести в нее множество изменений, как и всегда. В конце концов, замысел Пушкина мог измениться, ведь он писал свой роман в стихах целых восемь лет.
(Сл 21) Но основной источник моих сомнений заключается в другом. При знакомстве с Лариными Онегин удивленно обращается к Ленскому: «Неужто ты влюблен в меньшую?... Я выбрал бы другую. Когда б я был, как ты, поэт». Евгения уже прочили в женихи, а некоторые даже утверждали, «что свадьба слажена совсем, но остановлена затем, что модных колец не достали».
Можно подумать, что замужество Ольги, уже решенное, откладывается из-за незамужества старшей дочери. (Речь идет о помолвке после так называемого «долгого сговора», какой был, к примеру, у младшего Дубровского с дочерью Троекурова). (Сл 22) Татьяна влюблена в Евгения, и, если предположить, что Татьяне около 17 лет, то никаких препятствий к браку не должно быть. Онегин – известный ловелас, «истинный гений» в «науке страсти нежной». Обстоятельства сложились так, что от петербургских нимф он устал, а провинциальная Таня, искренняя, откровенная, явно ищущая его внимания и покровительства, сильно отличающаяся от того, к чему привык Евгений, должна заинтересовать его. Почему же он отвергает чувства Татьяны и преподносит ей нравоучительный монолог вместо обручального кольца?
(Сл 23) О том, что привычно желчный взгляд на мелкопоместный мир в отношении Т. у О. отсутствует, значит, такие причины, как….
(Сл 24)...получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Довольно странно, не находите? Онегин, которого литературоведы представляют нам как бесчувственного и безнравственного во многом, совершенно внезапно проникается заботой и возвышенными мотивами.
В конце свидания Онегин дает Татьяне совет:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
(Сл 25) Противоречие между образом и поступком. Так как же объяснить поведение Онегина?
(Сл 26) Четвертая глава романа начинается знаменитыми строчками:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.
А вот в продолжение обычно никто не вникает, хотя в нем-то и содержится разгадка:
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян...
(Сл 27) Ну и, наконец, строки, которые совершенно прямо позволяют усомниться в возрасте, упоминаемом Пушкиным в письме к Вяземскому:
Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет.
(Слайд 28) Кто эта тринадцатилетняя девочка, о которой думал Онегин, получив письмо Татьяны? Человек, знакомый с текстом, мгновенно укажет на старушку-няню. Но я вновь попробую разобраться.
(Сл 29) Няне Лариных и вправду было тринадцать, когда она пошла под венец, возраст вполне подходящий для передачи в семью кормильца по воле барина крепостной девки. Но где же в этом «разврат старых обезьян», если ее супруг, Ваня, был еще моложе? И как Онегин узнал о замужестве няни?
(Сл 30) На то роман и называют «энциклопедией русской жизни», чтобы в нем нашли отражение не только забавы столичной молодежи, но и подлинные нравы мелкопоместного дворянства. А во времена Пушкина дочерей в этой среде все еще частенько стремились просватать и выдать замуж как можно раньше. В его набросках и заметках, ориентировочно, по сюжету, относимых к «повестям Белкина», мы видим историю «барышни-крестьянки» как историю совсем юной девицы, которой едва ли минуло 14, оттого и выходки ее смелы до безрассудства.
(Сл 31) В «Истории Российского Семейного права» мельком упомянуто, что «столь ранний возраст для вступления в брак, привычный для 18 века, в первой трети 19 века сохранялся там, где семьи были, как правило, многодетные и малообеспеченные». Искусственно раздвинув границы между свадьбами дочерей-погодков, выдав замуж одну в юном возрасте можно «сэкономить» время и не разориться на приданом, которое, как известно у мелкопоместного дворянства целиком и полностью зависит от наследства и урожаев-неурожаев.
(Сл 32) Учитывая проеденное наследство покойного Дмитрия Ларина и нестарческий возраст матушки сестер, ждать притока средств неоткуда. В случае с Лариными ситуация особенно остра: отец семейства погиб, мать сама ведет хозяйство и, судя по тексту, довольно халатно, гостей принимает по-простому, хотя видит в них потенциальных женихов, да и управлять небогатым имением она не учена. Дочерей нужно срочно пристраивать.
Особенно рано в поместном дворянстве становились невестами «сироты» - дочери вдов, самостоятельно ведущих хозяйство. Их зачастую просватывали «по знакомству» и «по соседству» еще едва ли не детьми. Давали подрасти и, наскоро обвенчав, переселяли в дом к столь же юному мужу, практически недорослю, под крыло к его родителям, где девица долгое время играла скорее роль падчерицы или воспитанницы, нежели супруги и невестки, которой становилась значительно позже.
( Сл 33) Столь скорое замужество рассматривалось как нечто само собой разумеющееся по двум причинам. Семья, лишенная «головы» - мужа и отца, считалась неполноценной, опасались, что в ней девица могла и не получить в должной степени нравственного воспитания, а в доме мужа ее «довоспитывают» в нужном ключе. Вторая причина вполне практичная: молодая и почти всегда не очень обеспеченная вдова (наша «старушка» Ларина), пристроив дочерей-бесприданниц в невесты еще подростками, сама вполне могла претендовать на сравнительно удачное жизнеустройство и даже замужество. Значит, вполне вероятно, что Онегина действительно рассматривали в качестве кандидата в женихи.
(Сл 34) Попробую выдвинуть предположение: допустим, речь идет о Татьяне. Татьяне Лариной тринадцать-четырнадцать лет. Звучит шокирующее, но есть то, что подтверждает эту гипотезу.
Пушкин называет Татьяну «девочкой» и «отроковицей». Обратимся к словарю современника поэта, (Сл 35) В.Даля: «Отрок, отроковица – ребенок в возрасте от семи до пятнадцати лет».
(Сл 36) Обратимся к тексту романа. Рассказывая о Татьяне, автор упоминает детские забавы, игры и игрушки как очевидно недавний бытовой акцент в ее жизни:
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала.
А запрещенные маменькой романы? («Какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой»). Не потому ли запрещены они Татьяне, что юный возраст не позволяет матушке правильно и полно прокомментировать происходящее на страницах, дабы не смущать безмятежное сознание совсем юной дочери? Ведь сама матушка Ларина, будучи выдана замуж в положенный природой и традицией срок, уже была влюблена. И не в мужа, а в некого «Грандисона» - т.е. выбрала себе предмет любования именно по романному образцу, что доказывает, что в свои 16 лет она романы читала.
(Сл 37) Или еще. Бессонной ночью Татьяна спрашивает у няни, была ли та влюблена:
И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
В «эти лета», т.е. в возрасте Татьяны, няня уже пошла под венец. А было ей, как утверждает Пушкин, тринадцать лет.
Получается, что максимальный возраст Ольги – двенадцать-тринадцать. Из текста мы знаем, что «чуть отрок» Ленский «был свидетель умиленный ее младенческих забав».
(Сл 38) «Чуть отрок» - это приблизительно восемь лет, опять же, если опираться на словарь В.Даля. Младенец – ребенок в возрасте до трех лет (по все тому же словарю), следовательно, разница между Ленским и младшей дочерью Лариных составляет пять-шесть лет. К моменту дуэли Ленскому почти восемнадцать, значит, Ольге около двенадцати. Все сходится.
(Сл 39) Девушка на выданье к середине 19 века - это девушка в возрасте 14-17 лет. Татьяна посетила свой первый бал, т.е. вступила в статус «девушки на выданье» уже после дуэли, состоявшейся зимой (дуэль состоялась после именин, а Татьянин день отмечают в январе). «Ярмарка невест» в Москве, где Татьяна и посетила свой первый бал, состоялась также зимой, но через 2 года, в течение которых мать сначала успела вытолкнуть замуж быстро забывшую первого жениха Ольгу и позднее еще через отказ аж 3 сватам уговаривала Татьяну выйти замуж. Об этом сроке говорит и то, что к Татьяне успел посвататься заезжий гусар, которые имеют отпуск через год с уланами (жених Ольги) в те времена.
( Сл 40) Когда Онегин вновь видит ее, она замужем около двух лет. Значит, всего прошло порядка 4 лет, может быть, даже больше. Татьяне как раз 17-18, Онегин не узнает ее, и это, кстати, тоже можно считать аргументом, ведь если бы Лариной на момент начала повествования было 16-17 лет, вряд ли бы она изменилась до неузнаваемости за 4 года, а в его сознании всплыла картинка «ДЕВОЧКИ влюбленной» - будучи тринадцатилетней, Татьяна могла преобразиться кардинально.
Ну вот, все складывается в четкую картинку. Истинная причина того, что Онегин отверг чувства Татьяны не в том, что он бесчувственный и безнравственный эгоист, а в том, что Татьяна была совсем ребенком для двадцатишестилетнего мужчины. Воспитанный в столице, он не хотел быть подобным провинциальной «старой развратной обезьяне», поступил, как джентльмен, взяв всю вину на себя и уверив Татьяну, что не способен на нежные чувства.
(Сл 41) И вот теперь, когда совершенно ясно, что это не ирония, можно привести в подтверждение авторскую оценку поступка Евгения:
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.
Глава 3.
(Сл 42) всегда точен даже в мелочах и продумывает свои произведения до деталей. Зачем он вуалирует возраст Татьяны? Тут следует оговориться, сам Пушкин ничего не вуалирует, а вот его толкователи, да, имеют свои цели. Во-первых, в 20 веке изменились традиции и советскому литературоведению юная Татьяна опаснее 14-летней Джульетты (тогда воспринимался объективно один возраст - 18 лет), никто вообще не считал, сколько ей лет, ее просто «назначили 17-летней по умолчанию - это второстепенная причина.
И вторая, ключевая. Весьма щепетильный человек, Пушкин, не претендуя на посмертный «донжуанский список», старался минимально предавать гласности те истории из своей жизни, которые могли иметь реальное значение для его жизни, вызывать у него поистине нежные чувства. Так, (Сл 43) может быть, есть у поэта личная история, связанная с предметом «страсти нежной», в которой он сталкивается с проблемой, сходной с онегинской, и так же благородно разрешает ее, разбив собственное сердце?
Может быть, именно потому Пушкин сначала дает себе расслабиться и рисует картину совсем недавно пережитых им чувств, а потом «размазывает» ее, одним-двумя широкими мазками лишая ее четкости, чтобы современники (из тех, кто знает) не усмотрели отсылок к личной истории Пушкина с прототипом Татьяны.
(Сл 44) По мнению Набокова наиболее «правдоподобной кандидаткой» в прототипы Татьяны является Мария Раевская, которой (по утверждению Набокова) было тринадцать с половиной лет, когда ее встретил Пушкин во время путешествия с семьей генерала Н.Раевского.
С многочисленным и дружным семейством Раевских Пушкин мог быть знаком еще до ссылки на Юг, так как общался с Николаем Раевским-младшим, но сблизились они после встречи в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск), откуда Раевские (сам генерал, его младший сын Николай, а также дочери Мария и Софья) забрали заболевшего горячкой поэта поправлять здоровье на Кавказ.
Вместе с ними в конце мая 1820 года он поехал в Горячие воды (ныне – Пятигорск), где встретились со старшим сыном генерала Александром. (Сл 45) В августе того же года Пушкин и Раевские приехали в Гурзуф и воссоединились с женой генерала Софьей Алексеевной (приходившейся, кстати, родной внучкой Ломоносову) и дочерьми Екатериной и Еленой, ожидавшими их на даче Ришелье. С Раевскими в Крыму Пушкин провел три счастливые недели, а в сентябре 1820 года был вынужден отправиться в Кишинев.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Мария Раевская играла с волнами, когда другие не осмелились даже приблизиться к морю, боясь промочить ноги и предпочитая любоваться им издалека. Пушкин был очарован этой картиной. Вот что он писал своему брату Льву Сергеевичу: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою, снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина… Все его дочери – прелесть, старшая – женщина необыкновенная».
То внимание, теплоту и заботу, которыми Раевские окружили ссыльного поэта в 1820 году, он запомнил навсегда.
(Сл 46) Правнучка Михайло Ломоносова, дочь героя войны 1812 года Николая Раевского с самого рождения была окружена любовью близких как каменной стеной от всех невзгод и была девушкой «себе на уме», поступающей, как и Татьяна Ларина, по велению сердца. Сама она писала отцу о своем характере:
«Дорогой папа, вы должны удивляться моей смелости; что хотите вы – необходимость, несчастие обнаружило во мне энергию решительности и особенно терпения. Во мне заговорило самолюбие обойтись без помощи другого, я стою на собственных ногах и от этого чувствую себя хорошо».
На глазах Пушкина разворачивалась история со сватовством к Марии Раевской графа Густава Олизара. Богатый поляк, киевский предводитель дворянства, он часто бывал у Раевских, которые жили открыто и много принимали. Граф Олизар сделал предложение Марии, когда той было 16 лет. Ему отказали. Тем же годом в переписке М. Раевской и Пушкина промелькнет загадочная фраза: (Сл 47) «А сердце мое согревается теплом эпистоли нежной, каковой вот уж (вымарано) лет услаждаю я раны сердечные … мнясь надеждою, что и ныне вашею рукою могло быть начертано мне недостойному столь нежное и милое признание» и еще «Решительностию удивительною дышит сие послание невинной юной девы, хранящее меня равно талисману великой любви, равного которому по силе не смею назвать я. Писаное из глубин сердечных, оно сладострастно и невинно, а оттого сберегаемо оное мною в тайне от прочих и по сей день…» [4]
Последний раз поэт виделся с ней в Москве (декабрь, 1826) накануне ее отъезда в Сибирь к мужу, декабристу С. Г. Волконскому, приговоренному к 20 годам каторги. Этот ее поступок был подвигом самоотверженности, верности и мужества, который высоко оценили уже современники. (Сл 48) Пушкин, полный восхищения, даже преклонения перед этой юной женщиной, посвятил ей свою новую поэму «Полтава». По мнению некоторых исследователей, с именем Марии Раевской-Волконской связаны циклы лирических стихотворений, написанных поэтом на юге, и два поэтических шедевра более позднего времени: «Не пой, красавица, при мне» (1828) и «На холмах Грузии» (1829). [5]
Посвящение.
Тебе - но голос музы темной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдет, непризнанное вновь?
Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе -
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Заключение:
(Сл 49) Вот как возраст открывает истинные причины поступков героев. Пусть иные, непривычные, но делающие «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Мне удалось отстоять справедливость и открыть миру правду: доказав, что Евгений Онегин – персонаж, не лишенный нравственности, превратить его из негодяя в благородного человека. А по ходу дела узнать много необычного о А.С. Пушкине и его личной истории с Марией Раевской.
В небольшом, но крайне важном и интересном расстоянии между строк хрестоматийных романов скрыто множество деталей. Не зря говорят, что перечитывая хорошую книгу, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Читайте классику внимательно, и «новое» не укроется от ваших глаз.
Использованная литература:
1. Д.П. Ивинский, «Пушкин и салонная культура пушкинского времени. Заметки к теме». Intrada-books.ru\ivinsky\salon.html
2. В.Глинка "Раевская и Пушкин. Сокрытое от глаз нескромных..."
3. hrono.ru/biograf/bio_we/volkonska_mn.php
4. Н. Долинина, «Почитаем Онегина вместе».
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
6. Переписки М. Раевской
7. Переписки А. Пушкина
Ералаш
Нора Аргунова. Щенята
Сказка "12 месяцев". История и современность
Военная хитрость
Чайковский П.И. "Детский альбом"