Проектная работа.
Создание буктрейлера (видеоролика) по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Буктрейлер по комедии А.С. Грибоедова "Горе от Ума" | 101 КБ |
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37»
Городская научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция: «литература»
Проект
БУКТРЕЙЛЕР
по комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума»
Выполнили: Зайкова Александра,
Ястребова Юлия,
9 «д» класс
Научный руководитель:
Малыгина Татьяна Викторовна
г. Улан-Удэ
2019
Оглавление
Введение
Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января 1795 г.
Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. Реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями. «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико.
1. Прежде всего комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов.
В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о цензуре и т. п. Преддекабрьская эпоха освещена всесторонне.
2. Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия; со всей отчётливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют фамусовы и молчалины, лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах. Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Чем же сегодня интересна комедия, написанная более ста семидесяти лет назад? И как привлечь современного читателя к ее прочтению?
Сейчас очень популярны новые формы рекламы книг. Одна из таких инновационных форм – буктрейлер.
Буктрейлер – это опережающая книгу реклама, выполненная в форме видеоролика. Ребята 11-14 лет лучше и быстрее воспринимают клиповые формы рассказа о книгах, поэтому быстрее заинтересуются произведениями художественной литературы.
Цель буктрейлера – рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к прочтению произведения.
Буктрейлер помогает нам находить новых читателей. В отличие от книжного рынка, который упал в 2 раза за последние пять лет, Интернет расширил свою аудиторию в это же количество раз, и теперь по размеру своего времени у россиян побеждает чтение книг почти в три раза.
Буктрейлер решает несколько задач:
1. Привлечение внимания к произведению.
2. Создание аудитории читателей.
3. Формирование персонального бренда писателя, если книга является «новинкой».
Цель работы: создание буктрейлера по комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Задачи:
Словарная статья
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментарими. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году. В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Классификация
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают:
По содержанию:
Этапы создания буктрейлера:
Анализ произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»
« С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова «Горе от ума». Она наделала ужасного шума, всех удивила, возбудила негодование и ненависть во всех, занимавшихся литературою по должности, и во всем старом поколении; только немногие, из молодого поколения и не принадлежавшие к записным литераторам и ни к какой литературной партии, были восхищены ею. Десять лет ходила она по рукам, распавшись на тысячи списков; публика выучила ее наизусть, враги ее уже потеряли голос и значение, уничтоженные потоком новых мнений, и она явилась в печати тогда уже, когда у ней не осталось ни одного врага, когда не восхищаться ею, не превозносить ее до небес, не признавать гениальным произведением считалось образцовым безвкусием. <…>
<…> Но все это доказывает только, что «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего, а вместе с тем, что для нее уже настало время оценки критической, основанной не на знакомстве с ее автором и даже не на знании обстоятельств его жизни, а на законах изящного, всегда единых и неизменяемых. <…>
Представьте же себе, что комедия Грибоедова была написана вольными стихами, как до того писались одни басни; во-вторых, она была написана живым, легким разговорным русским языком; в-третьих, каждое слово комедии Грибоедова дышало комическою жизнию, поражало быстротою ума, оригинальностию оборотов, поэзиею образов, так что почти каждый стих в ней обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обстоятельству жизни<…>» ( В.Г. Белинский)
Основная идея трагикомедии, по словам В.Г. Белинского, протест свободной личности «против гнусной российской действительности».
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Павла Афанасьевича Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник — молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», недостойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.
Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, выразителем мнений которого выступает отец Софьи Павел Фамусов. Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.
В комедии соблюдены только два классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство — действия — отсутствует, в произведении две сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества.
«Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов:
- Учились бы, на старших глядя.
А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это видно из его отзыва о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания:
-“когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб.”
Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага.
-"А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой".
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
-"При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки... Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку".
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит:
-“Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство и подхалимство. Так, Молчалин живет по принципу:
-"Во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанъя зла, собаке дворника, чтоб ласкова была". Страшно, когда в обществе есть фамусовы, молчалины, скалозубы. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя они и правы. Актуален для сегодняшнего дня и Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. Он не приемлет карьеризм, чинопочитание, невежество, как идеалы “века минувшего”. Чацкий - за уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли, утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”. Он презирает людей, готовых у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать. Он не приемлет “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Критически относится к засилью иностранцев:
-"Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев".
Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Слова Пушкина оправдались быстро. Уже в мае 1825 года писатель В. Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» актуальна и по сей день, что связано, прежде всего, с тем, что люди в своей сущности не меняются.
Автор поднимает проблемы, которые и сейчас волнуют общественность: отцы и дети, воспитание, карьеризм и лицемерие, порок и добродетель, глупость и образованность, правда и ложь, искренность любви. Эти темы волновали и волнуют людей сейчас, поэтому пьесу «Горе от ума» и называют классическим произведением.
Произведение актуально своей злободневностью, так как все пороки, описанные А.С. Грибоедовым, существуют в наше время. Как говорится в самом произведении: «И в ком не сыщешь пятен?»
Кроме того, у каждого человека наступает момент, когда он понимает: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Цитаты и фразеологизмы из этого сатирического произведения становятся крылатыми фразами нашей действительности, а в образах героев (Лизы, Молчалина, Скалозуба, Горич, Фамусовых, Чацкого и княгини) отображают ее суть.
Анализ результатов анкетирования
Как сказал Д. Дидро, люди перестают мыслить, когда перестают читать. Это мнение разделяют многие специалисты, уверенные в том, что человек не может ни о чем думать, если ничего не читает. Что дает чтение книг человеку? Оказывает ли вообще литература влияние на человека? Что лучше — читать книгу или смотреть кино? Чем занимает свое свободное время подрастающее поколение – чтением книг, просмотром кинофильма или телевизионных передач, интернетом?
В настоящее время все больше людей предпочитают смотреть кино, нежели читать книжку. А ведь ничто так не расширяет кругозор, как чтение книги, ничто и никогда не сможет заменить литературу. К сожалению, современные подростки очень мало читают, особенно русскую классическую литературу.
Среди ребят 9-х («а», «г», «д») классов была проведен опрос. Первый вопрос был направлен на выявление прочтения комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в данных классах.
34% - прочитали полностью;
56% - прочитали фрагменты из хрестоматии;
10% - не читали комедию.
Отсюда следует, что полностью комедию прочитали, к сожалению, не все учащиеся.
Один из вопросов анкеты «Что было для Вас интереснее: читать пьесу или смотреть спектакль?» позволил выяснить предпочтения современных подростков.
- читать пьесу было интереснее – 48%
- интереснее смотреть спектакль – 52%
Отметим, здесь мнения учащихся разделились почти поровну. Многим было интересно смотреть спектакль именно потому, что пьеса была им уже знакома. Интересен и тот факт, что учащиеся часто замечают в речи окружающих выражения из комедии Грибоедова, которые прочно вошли в повседневный речевой обиход. Причем, используя те или иные выражения, многие из них часто даже не осознают, что они принадлежат перу великого писателя.
По результатам опроса можем сделать вывод: современные подростки реже читают классическую литературу. Некоторые предпочитают просмотр кинофильма или спектакля по книге.
Участники анкетирования предложили способы решения данных проблем следующим образом:
- свободное время уделять чтению;
- проводить различные мероприятия после прочтения произведений школьной программы (выходы в театр, библиотеку);
- привлекать к обсуждению прочитанной книги родителей.
Заключение
Таким образом, ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Это подтверждается в ходе нашего социологического опроса. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.
Тем не менее, половина нас, школьников, считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития. Ведь классика - лучший образец, выверенный временем, где содержатся ответы на все вопросы морали и нравственности. Таковым является и комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
С целью привлечения внимания к чтению мы создали буктрейлер к этому произведению русской классики. В этом нам помог Интернет и наш научный руководитель Малыгина Т.В. Сначала мы взялись за написание сценария буктрейлера. Написав сценарий, мы подобрали подходящую нам компьютерную программу, в которой можно сделать видеоролик. Изучили требования к буктрейлеру.
Буктрейлер должен:
В интернете мы нашли нужные нам иллюстрации и подобрали музыкальное сопровождение. Сначала мы сделали презентацию в программе PowerPoint. Далее мы в программе Киностудия VideoShow cоздали видеоролик. В результате получился – буктрейлер. Продемонстрировали его учащимся нашего класса, внесли исправления. В дальнейшем планируем разместить его в YouTube.
Мы считаем, что буктрейлер – это перспективная форма рекламы книг. Мы и далее будем использовать её в нашей учебной деятельности. Буктрейлер «Горе от ума» могут использовать в своей работе учителя, библиотекари и все заинтересованные в рекламе данной книги лица.
Список литературы
1. Грибоедов А. С. Горе от ума. — СПб., 1875. — С. 138.
2. Грибоедов в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1980
3. Электронная книга: Виссарион Григорьевич Белинский ««Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова»
4. Борусяк Л. Почему подростки не читают классику? – «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» (Москва, 2016).
Буктрейлеры книг для детей и подростков
Приложение 1
Анкета
1) Читали ли вы комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (полностью прочитал, фрагменты из хрестоматии, не прочитал)
2) Что было для Вас интереснее: читать пьесу или смотреть спектакль?
3) Часто ли ты слышишь в речи окружающих реплики персонажей комедии, ставшие крылатыми? Какие афоризмы из комедии ты запомнил?
Приложение 2
- Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится.
- Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
- Счастливые часов не наблюдают.
- Карету мне! Карету!
- Кто беден, тот тебе не пара.
- Подписано, так с плеч долой.
- Грех не беда, молва нехороша.
- Мне всё равно, что за него, что в воду.
- Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
- И дым Отечества нам сладок и приятен!
- Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
- Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Ах, злые языки страшнее пистолетов.
- Я странен; а не странен кто ж?
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- И точно, начал свет глупеть
- .Шел в комнату, попал в другую.
- Над старостью смеяться грех.
- Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
- Ба! знакомые все лица!
- Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.
- Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой
- Где ж лучше? Где нас нет.
- Числом поболее, ценою подешевле.
- Что говорит! И говорит, как пишет!
- Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь.
- Сюда я больше не ездок.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Неньютоновская жидкость
Сказка "12 месяцев". История и современность
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись