Сон и бессонница как средство выражения авторского замысла
в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева
Филиппова Снежана Олеговна
ХМАО – Югра, г. Когалым, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма,
11А класс
Научный руководитель: Харитонова Н.В.
С романом «Отцы и дети» в литературоведении связаны представления о вечном конфликте поколений, поиске непреложных истин, настоящей любви, русской культуре и красоте родной природы. Роман И.С.Тургенева необыкновенно своеобразен и загадочен. Одна из таких загадок – использование приемов сна и бессонницы для характеристики героев и способов выражения авторского замысла Цель: доказать, что «сон» и «бессонница» являются способами характеристики героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и средством выражения авторского отношения к ним, влияют на развитие фабулы произведения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- познакомиться с критическими статьями, отзывами, исследовательскими работами и рецензиями на роман «Отцы и дети»;
- познакомиться с научным психологическим обоснованием причин сна и бессонницы;
- исследовать текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», найти эпизоды, в которых герои не спят или спят спокойно, проанализировать их;
- определить, какие герои и в каких ситуациях не спят или спят;
- определить, какую роль прием сна и бессонницы играет в характеристике героев и авторском замысле;
- классифицировать причины бессонницы по идентичности происхождения;
- дать психологическое обоснование бессонницы героев;
- установить, влияет ли бессонница героев на развитие фабулы романа.
Новизна исследования: хотя роман «Отцы и дети» считается достаточно изученным произведением, данное исследование дает возможность посмотреть на роман с новой стороны, дать психологическое обоснование поведению героев в сложных жизненных ситуациях: нравственного выбора, определения цели жизни, поиска истин.
Практическая значимость: данную исследовательскую работу можно использовать как пособие для проведения уроков литературы по творчеству И.С.Тургенева, как материал для более глубокого анализа романа «Отцы и дети» в профильных классах с углубленным изучением гуманитарных наук.
Вложение | Размер |
---|---|
filippova.docx | 54.26 КБ |
Сон и бессонница как средство выражения авторского замысла
в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева
Филиппова Снежана Олеговна
ХМАО – Югра, г. Когалым, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма,
11А класс
I.1 Роль сна и бессонницы в изображении героев, авторского отношения к ним и развитии фабулы романа
В рамках романа бессонница выступает, во-первых, в качестве «показателя» степени духовности персонажей. В этом контексте героев романа можно условно разделить на три категории: «неспящие» персонажи - герои с богатым внутренним миром, такие как Николай Петрович Кирсанов, родители Базарова; «спящие» персонажи – герои, думающие прежде всего о себе, Анна Сергеевна Одинцова; герои, не спящие и спящие в определенных ситуациях, Павел Петрович Кирсанов, Аркадий Кирсанов, Евгений Базаров. Таким образом, бессонница подразделяет героев на отдельные категории, помогая автору дать более полную характеристику персонажам.
Во – вторых, сон или бессонница героев помогают автору выразить свое отношение к ним. Так, например, мучающийся бессонницей, влюбленный в Одинцову Базаров явно больше импонирует автору, чем спокойно спящий, абсолютно уверенный в себе, отрицающий любовь в начале романа.
В – третьих, большую роль «бессонница» и «сон» играют и в композиции романа. Так, бессонница Евгения Базарова после признания в любви Одинцовой говорит читателю о том, что герой принимает решение уехать из Никольского и прервать их отношения. Спокойный сон Аркадия в доме родителей Базарова показывает, что сюжетная линия Кирсанов – Одинцова заканчивается. В состоянии бессонницы большинство «неспящих» персонажей размышляет о сложившейся действительности, иногда эти размышления опережают основные события сюжетной линии романа. Например, размышления Одинцовой о Базарове перед сном, о том, что он странный человек, определяют дальнейшие события – невозможность отношений между ними.
II. Галерея героев романа «Отцы и дети»
II. 1. Евгений Васильевич Базаров
Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева – один из самых противоречивых образов русской литературы, споры о котором не утихают до сих пор. О нем много и неоднозначно говорили современники, его личность интересна и нынешнему читателю. Для того чтобы создать образ молодого нигилиста наиболее правдиво и реалистично, автор использует различные приемы: портрет, речевую характеристику, детали. В литературоведении подробно проанализированы и представлены эти средства характеристики героя, однако ни в одном из проанализированных нами исследований мы не встретили приемов сна или бессонницы, используемых автором для создания образа Базарова. А вместе с тем И.С.Тургенев на протяжении романа неоднократно использует эти приемы для раскрытия внутреннего мира своего героя. В начале произведения читатель наблюдает отсутствие интереса Базарова к природе, искусству, любви, поэзии, негативное отношение к дворянству. Перед нами уверенный в себе человек, имеющий свою точку зрения на все происходящее, критически относящийся ко всему, что его окружает. Он самоуверен, а потому абсолютно спокоен и равнодушен ко всему. Именно поэтому автор использует прием сна для изображения его первой ночи в Марьино. В отличие от других героев романа, которые в эту ночь долго не спят, Базаров спит абсолютно спокойно, так как его ничто не трогает и не волнует. «Базаров заснули скоро»[2.c.181]. Однако когда Базаров встречает Одинцову и влюбляется в нее, меняется его мировосприятие, меняется и поведение. В первую же ночь в Никольском автор показывает, как изменился Базаров: он полночи где-то ходил, да еще и уснул далеко не сразу. Можно предположить, что Евгений Базаров находится в этот момент в той стадии влюбленности, когда еще не осознаешь, что влюбился, но уже подозреваешь, что в твоей душе происходит что-то необычное. Поэтому Евгений Васильевич этой ночью не сразу заснул. В итоге Базаров в Никольском абсолютно забыл про сон. «…а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза. Заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось»[2.c.255]. Прием бессонницы помогает автору передать внутреннее состояние Базарова, связанное с возникшей в его душе любовью к Одинцовой. Герой начинает осознавать, что любовь, которую он считал бредом, чепухой, гнилью, вдруг ворвалась в его душу и подчинила его себе. Бессонница героя помогает читателю понять силу духа Базарова и силу любви этого неординарного человека. Теперь бессонница становится молчаливой спутницей Евгения Базарова. Когда Одинцова признается, что не любит его, он уезжает к родителям в надежде, что здесь успокоится и забудет Анну Сергеевну. Однако уснуть он не мог и в родительском доме «…но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра»[2.c.282]. Если Базаров спит, то это тревожные сны. Так, ночью перед дуэлью с Николаем Петровичем Базарова мучают странные сны. «Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны… Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он должен был все-таки драться»[2.c.315]. С точки зрения психологии, можно сделать вывод, что Евгений Базаров волнуется перед дуэлью. И хотя в этом случае он спит, а не мучается бессонницей, его нездоровый сон, в котором все перемешалось, показывает внутреннее беспокойное состояние Базарова. Особо значимым с точки зрения бессонницы является эпизод смерти Базарова. В этом эпизоде читатель вновь видит Базарова не спящим: «уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой, полузабывчивой дремоте»[2.c.351]. Базаров остался мужественным человеком, ни разу не пожаловался на боль и, как истинный благородный человек, пытался оградить своих родителей от зрелища его смерти. Тургенев изобразил его смерть во сне и только после прощания с любимой не случайно. Вероятно, писатель хотел показать, что после прощания с Одинцовой Базаров успокоился и мог спокойно покинуть этот мир. Таким образом, приемы сна и бессонницы, на наш взгляд, не случайно используются автором для характеристики Базарова. Бессонница этого героя постепенно помогает автору отрывать настоящего Базарова читателю.
II. 2. Аркадий Николаевич Кирсанов
Таким образом, прием сна и бессонницы в эпизодах, связанных с Аркадием Кирсановым, Тургенев использует для того, чтобы передать внутреннее состояние героя, показать его отличие от Базарова.
II. 3. Кирсанов Николай Петрович
На протяжении всего романа этот герой остается любящим отцом и братом, уважающим чужое мнение, старающимся понять каждого. Для того чтобы показать переживания Николая Петровича, связанные с обычными житейскими заботами, автор использует прием бессонницы. Во всем романе не встретилось ни одного эпизода, в котором Николай Кирсанов спокойно бы ложился спать. Бессонница этого героя наступает по разным причинам, но чаще всего причиной ночных раздумий является Аркадий. Первая бессонница Николая Петровича вызвана радостными чувствами, связанными с приездом сына. «Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы»[2.c.181]. Прием бессонницы в данном эпизоде дает более точную характеристику герою. Позже Николая Кирсанова беспокоит бессонница, связанная с отдалением сына от него. Он начинает в полной мере понимать, что Аркадий изменился и изменился сильно, что сын пытается изменить и его самого, его взгляды и представления о мире, а это не может не беспокоить отца. Еще одной причиной бессонницы являются воспоминания о прекрасном прошлом, о первой жене, о тихом семейном счастье. Ему не хочется заходить в дом, ложиться спать, ему хочется продлить это счастливое мгновение умиротворения и покоя. Прием бессонницы помогает читателю лучше понять авторский замысел: человек может быть по-настоящему счастлив лишь тогда, когда он любит и любим, когда его душа находится в гармонии с природой, когда ему есть ради чего жить. Приезд Аркадия после двухнедельного отсутствия вызвал у отца бурю разных эмоций. И снова Николай Петрович всю ночь не спит, а вместе с другими жителями дома отмечает приезд сына. Его уже не волнуют убеждения сына, важно, что они любят друг друга. В последний раз бессонница Николая Петровича вызвана ранением на дуэли его брата Павла Петровича. Николай Петрович, не только любящий отец, но и любящий брат, не мог уснуть в эту ночь, потому что очень волновался за жизнь Павла Петровича «…Николай Петрович то и дело входил на цыпочках к брату и на цыпочках выходил от него»[2.c.321]. Бессонница в данном случае помогает показать заботу Николая Петровича о брате и его внутреннее состояние при этом. В результате можно сделать вывод, что только этого героя произведения мы ни разу не видим спящим, потому что он всегда находится в раздумьях и переживаниях не о себе, а о своих близких.
II. 4. Кирсанов Павел Петрович
Для того чтобы создать образ этого героя, автор, наряду с различными приемами характеристики, использует и прием бессонницы. В первую ночь по приезде молодых господ домой большинство героев романа не спит, не спит и Павел Петрович. «Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком габсовом кресле, перед камином… Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточено и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями»[2.c.182]. Почему же Павел Петрович не спит? Несомненно, он обеспокоен появлением Базарова в их доме, он чувствует, что Базаров – его противник, что его появление не только в их доме, но и в жизни России несет ему угрозу. Кроме того, его бессонница в эту ночь напрямую связана и с историей его несчастной любви, ведь из-за нее он остался холостым человеком, не создал семьи, у него нет детей, поэтому приезд Аркадия еще раз напомнил ему о том, что он, в отличие от брата, очень одинокий человек. Прием бессонницы в данном эпизоде помогает читателю понять внутреннее состояние героя лучше, чем портрет, речевая характеристика и рассказ автора о его прошлом. На протяжении всего романа бессонница преследует этого героя. Так, после очередной схватки с Базаровым Павел Петрович гуляет по саду, где и встречает своего брата. Тургенев тонко намекает, что наш герой не хочет идти в свою комнату, потому что там его никто не ждет, и поэтому ему не хочется спать. Душевные переживания по поводу своего одиночества, неудавшейся жизни постоянно преследуют старшего Кирсанова. В последний раз читатель видит Павла Петровича не спящим после дуэли с Базаровым. Эта бессонница связана с его ранением и душевным потрясением от осознания того, что он снова безнадежно влюблен теперь уже в жену своего брата, а значит, его счастье невозможно: «тот забывался, слегка охал, говорил ему по-французски… и просил пить…и выпил стакан до дна. К утру жар немного усилился, показался легкий бред»[2.c.321]. Именно в этом бреду Павел Петрович и признается в том, что любит Фенечку, что она так похожа на княгиню Р. Павел Петрович под влиянием чувств не может уснуть, и именно бессонница помогает читателю понять глубину страданий и трагедии этого героя и неоднозначное авторское отношение к нему.
II. 5. Василий Иванович Базаров и Арина Власьевна Базарова
Трогательной нежностью и светлой грустью овеяны в романе образы родителей Евгения Базарова. Смысл жизни этих людей сосредоточен на заботах об единственном сыне. Для того чтобы передать силу родительской любви, автор использует прием бессонницы. Из-за переизбытка чувств в день приезда Базарова родители долго не могли уснуть, особенно Арина Власьевна. «…сперва помолилась всласть, потом долго-долго беседовала с Анфисушкой…муж заговорил было с ней и махнул рукою» [c.282]. Читатель ни разу не видит родителей Базарова спокойно спящими. Особенно значим в романе эпизод смерти Евгения Базарова, он является ключевым для понимания авторского замысла и отношения И.С.Тургенева к главному герою. Этот эпизод необычайно эмоционально окрашен, прежде всего это связано с переживаниями родителей Базарова по поводу его болезни и надвигающейся смерти. Наряду с различными приемами, помогающими передать психологическое состояние родителей, такими как портрет, внутренние монологи, молитвы, автор использует и прием бессонницы. В первые дни о болезни Базарова знал только его отец, он очень переживал за сына и не мог спокойно спать - сон покинул его, Василий Иванович, несмотря на угрозы сына уехать, тайком заходил в его комнату и наблюдал за ним. «Часу в первом утра…увидел перед собой при свете лампадки бледное лицо отца и велел ему уйти; тот повиновался, но тотчас же вернулся на цыпочках и, до половины заслонившись дверцами шкафа, неотвратимо глядел на своего сына»[2.c.351]. Василий Иванович сначала скрывает от Арины Власьевны правду о сыне, уверяет ее, что Евгений простудился. Но даже известие об обыкновенной простуде сильно взволновало мать. И она так же, как и Василий Иванович, не смогла спокойно спать и все время молилась и подглядывала в комнату сына. «Арина Власьевна тоже не ложилась и, чуть отворив дверь кабинета, то и дело подходила послушать, как дышит Енюша»[2.c.351]. Таким образом, можно сделать вывод, что автор использует прием бессонницы в эпизодах, связанных с родителями Базарова, чтобы показать силу родительской любви, их заботу о сыне и переживания. Благодаря использованию приема бессонницы эти страницы романа проникнуты особым лиризмом.
II. 6. Одинцова Анна Сергеевна
Образ Анны Сергеевны Одинцовой вызывает у читателя довольно противоречивые чувства. С одной стороны, она не может не восхищать: умна, образованна, грациозна, аристократична. С другой стороны, равнодушна, эгоистична, для нее личное благополучие превыше всего остального. Для создания образа Одинцовой автор использует различные средства и приемы, в том числе сон и бессонницу. Встретив Базарова на балу, Одинцова заинтересовалась им. Ей было любопытно увидеть человека, который ни во что не верит и все отрицает. Она даже на какое-то время увлеклась им. Ей нравились его суждения, широта интересов. Поэтому она приглашает друзей к себе в Никольское. Именно в первую ночь после приезда Базарова в Никольское автор использует прием сна. «Странный этот лекарь!» – повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку – и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье» [2.c.251]. Этот эпизод, в котором героиня так безмятежно засыпает, очень важен для понимания авторского замысла, он дает психологическую характеристику героине. Ничто не может смутить ее спокойствия, никакие потрясения не касаются ее души. Читатель понимает, что Одинцова не полюбит Базарова, так как она не способна любовь. Кроме психологической характеристики, этот эпизод играет и композиционную роль: раз любовь между героями не возможна, следовательно, у их отношений нет будущего. Однако в романе есть эпизод, когда Анна Сергеевна какое-то время не спит. Разговор с Евгением Базаровым накануне признания в любви заставил Одинцову волноваться. «Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною…» [2.c.262]. В тот момент она действительно осознала, что никогда никого не любила и не полюбит. Прием бессонницы в этом эпизоде, несомненно, важен. Во-первых, раз Анна Сергеевна задумалась над словами Базарова, значит, он ей не совсем безразличен. Во-вторых, он помогает проникнуть в душу героини и понять, что если ее не смог покорить Базаров, то это не удастся никому, а значит, она обречена на одиночество. В-третьих, читатель понимает, что и такой женщине, как Одинцова, свойственны душевные порывы. Однако на следующий день жизнь героини вошла в обычную колею, она смирилась со своими мыслями, и больше неспящей читатель ее не видит. Таким образом, Анна Одинцова предстает на страницах романа личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободы, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие. И лучше понять психологию героини, авторский замысел помогает ее спокойный сон.
II. 7. Княгиня Р.
Княгиня Р - один из самых загадочных образов романа. Роль этой героини в авторском замысле – показать, какой невероятной силой обладает любовь, как она может изменить жизнь человека. Почему же княгиня Р. сумела покорить сердце молодого Павла Кирсанова? Разгадка кроется в противоречивости ее характера. Вечерами она счастлива и беззаботна, а по ночам молится. Автор использует прием бессонницы для того, чтобы показать, что светская жизнь очень тяжело дается героине. Бессонница Нелли вызвана тем, что она корит себя за беззаботную ветреную жизнь. Поэтому княгиню Р. мучила бессонница: «…по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем» [2.c.192]. Используя прием бессонницы, автор окружает образ героини ореолом тайны, помогает читателю заглянуть в тайники души княгини, раскрыть ее психологию. Вместе с тем этот прием помогает раскрыть и авторский замысел: счастливая любовь между Павлом Петровичем и княгиней невозможна, но и забыть такую женщину у героя не получится. В этом Базаров и Павел Петрович, во многом такие разные, будут похожи. Базаров, встретив Одинцову, поймет: есть «таинственный взгляд» у женщины, перед которым нельзя устоять никому, и одной физиологией в отношениях не обойдешься.
III. Сон и бессонница как композиционный прием и способ выражения авторской позиции (на примере анализа отдельных глав)
В романе встречаются эпизоды, в которых по тем или иным причинам не спят сразу несколько героев. Таким эпизодом является возвращение молодых людей в Марьино после долгого отсутствия, их возвращению рады все, даже Павел Петрович. В честь их приезда отец Аркадия устроил шикарный ужин, который затянулся до ночи, так как ни одному из присутствующих на нем гостей не хотелось спать. Эта массовая бессонница обусловлена яркими эмоциями, вызванными приездом Аркадия и Базарова: она помогает автору создать атмосферу уюта, семейственности, радости в доме Кирсановых. На этом вечере не происходит ни одного конфликта, ни одной размолвки. Герои настолько сплочены и счастливы, что в этот момент ни Аркадий, ни Базаров не вспоминают об Одинцовой, а Павел Петрович на время забыл о своих разногласиях с Базаровым. Таким образом, автор с помощью приема бессонницы проводит очень важную мысль: люди разных убеждений и поколений могут жить мирно и дружно, могут находить общие темы для разговоров, именно так и должны общаться интеллигентные люди.
Также прием бессонницы автор использует для сравнения героев, для иллюстрации произошедших изменений в их внутреннем мире. Так, в XVII главе друзья не спят из-за любви к Одинцовой, однако в их поведении есть серьезные отличия. Аркадий сидит дома, не раздеваясь, читает книгу. Базаров ходит по ночному саду, возвращается весь мокрый и грязный и не думает плакать по поводу своей безответной любви, напротив, он зол на себя за чувство, возникшее в его душе спонтанно, зол на себя за то, что не может контролировать свои эмоции. Бессонница героев в этом эпизоде помогает автору ярче отобразить различия в характере героев: Аркадий Кирсанов – мягкий, душевный, романтичный дворянин; Евгений Базаров – сильная, волевая, страстная личность.
В двадцатой главе И.С.Тургенев снова использует прием сна и бессонницы для сопоставления Базарова и Аркадия Кирсанова. Приехав в имение Базаровых, в первую ночь друзья ведут себя по-разному: Аркадий спокойно засыпает в предбаннике, совершенно умиротворенный, следовательно, его чувства к Одинцовой - лишь увлечение. Базаров не спит под родительским кровом – его любовь к этой женщине настоящая. Стоит также обратить внимание на следующее: Аркадий в первую ночь в Марьино тоже не спал, но по другой причине: он был счастлив, вернувшись домой. Базаров же не испытывает по поводу приезда в родительский дом никаких эмоций. Его бессонница связана с любовью.
Еще раз читатель видит домочадцев в имении Марьино не спящими в ночь после ранения Павла Петровича. Не спит не только Николай Петрович, но и остальные жильцы: «никто в доме не ложился и не раздевался»[2.c.318]. Мы убеждаемся, насколько эти люди добры, искренни, как они умеют переживать друг за друга. В этом эпизоде проявляется одно из убеждений автора: отношения между помещиками и крестьянами должны строиться на уважении и любви друг к другу.
Композиционную роль прием сна играет в двадцать седьмой главе, когда Базаров умирает: это завершение сюжетных линий, связанных с его образом и авторским замыслом. «Анна Сергеевна тихо вышла. – Что? – спросил ее шепотом Василий Иванович. – Он заснул, - отвечала она чуть слышно. Базарову уже не суждено было просыпаться»[2.с.287]. Почему автор именно так изображает смерть героя? Возможно, ему жаль Базарова и он подарил ему спокойную смерть, похожую на сон? А возможно, это связано с авторским замыслом: время Базарова еще не пришло, поэтому он, подобно сказочному герою, засыпает, чтобы со временем проснуться, когда он будет нужен России? В результате исследования было установлено, что сон и бессонница выполняют ряд важных функций в романе "Отцы и дети": во-первых, играют композиционную роль; во-вторых, помогают автору сделать характеристику героев ярче, многогранней, позволяют автору выразить сою позицию более наглядно и точно. Нами была создана классификация героев романа с точки зрения сна и бессонницы. Такая классификация дает возможность научно трактовать сон и бессонницу героев с психологической точки зрения. Приемы сна и бессонницы, используемые автором произведения, помогают читателю понять внутренний мир героев художественного произведения, особенности их мировоззрения, их отношения к проблемам. Роль романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской культуре и русской литературе нельзя переоценить, это произведение всегда будет волновать читателей глубиной содержания и мастерством автора, сумевшего создать гениальную Книгу о вечном конфликте «отцов и детей».
Список литературы
1. И.С. Тургенев Т87 Отцы и дети: Серия «Русская классика»: Серийное оформление А.А.Кудрявцева. Текст печати по изданиям: Тургенев И.С. Отцы и дети-М.:Дет.лит.,1975; Тургенев И.С. Избранное: Романы. – Киев: Веселка,1979. ООО «Издательство АСТ»,2016
2. Литература о литературе: учебно-методическое пособие по литературной критике / Т. В. Сенькевич, Л. В. Скибицкая. – Брест : Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2008. – 220 с. ( Д. И. Писарев «Базаров», 1862 г.)
3. Н. Н. Страхов. И. С. Тургенев. Отцы и дети Русский вестник, 1862 г., № 2
5.Петр Вайль, Александр Генис. Родная Речь. Уроки Изящной Словесности. - "Независимая газета". 1991, Москва
6. Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг. Л., "Художественная литература", 1981. Составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания Ю. С. Сорокина
Интернет-ресурсы:
1)http://www.e-reading.club/book.php?book=57697
2) http://school-essay.ru/polemika-vokrug-romana-otcy-i-deti.html
3) http://www.superidea.ru/2006/06/02/son_i_bessonnica.html
4) http://жемчужины-мысли.рф/цитаты/по%20разделам/Родители,%20дети.html
5) http://www.tvoyrebenok.ru/aforizm-otec.shtml
6) http://uaforizm.com/citaty-i-aforizmy-pro-vysokomerie-tshheslavie-chestolyubie- egoizm.html
Классификация героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" с точки зрения использования приемов сна и бессонницы
IV | Аркадий Николаевич Кирсанов | Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного... О себе он не молился. И он и Базаров заснули скоро. | Данный эпизод иллюстрирует состояние Аркадия. Приезд в родной дом вызвал у него много положительных эмоций, и он пытается еще раз их пережить перед сном, поэтому не сразу засыпает. Иллюстрация психологического состояния героя |
XVI | -- Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, -- воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате. -- Да, -- отвечал Базаров, -- баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. -- В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич? - В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо -- не она, а ее сестра. -- Как? эта смугленькая? -- Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та -- тертый калач. Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове. | Приезд в Никольское взволновал Аркадия, он очень рад был видеть Анну Сергеевну, хоть она и не обращала на него внимания. Но Аркадий, влюбленный в нее, этого не замечал. Поэтому в разговоре со своим приятелем перед сном он с восхищением говорил о ней и абсолютно не понимал, как его друг не замечает ее привлекательности и в присутствии Одинцовой может думать о ее сестре Кате. Он, даже засыпая, думал об Одинцовой. Иллюстрация психологического состояния героя | |
XVII | Базаров застал Аркадия за письменным столом, с книгой в руках, в застегнутом доверху сюртуке. -- Ты еще не ложился? -- проговорил он как бы с досадой. -- Ты долго сидел сегодня с Анной Сергеевной, -- промолвил Аркадий, не отвечая на его вопрос. -- Да, я с ней сидел все время, пока вы с Катериной Сергеевной играли на фортепьяно. -- Я не играл... -- начал было Аркадий и умолк. Он чувствовал, что слезы приступали к его глазам, а ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым другом. | Решив, что влюблен в Одинцову, Аркадий с досадой наблюдал за тем, как она все больше времени проводит с Базаровым, и ревновал ее и поэтому не спал. Но он осознавал, что Катя ему становится интересна. Иллюстрация психологического состояния героя, композиционная роль (развитие отношений между героями) | |
XX | Василий Иваныч проводил Аркадия в его комнату и пожелал ему "такого благодатного отдохновения, какое и я вкушал в ваши счастливые лета". И действительно, Аркадию отлично спалось в своем предбаннике: в нем пахло мятой, и два сверчка вперебивку усыпительно трещали за печкой. | Мы видим, как быстро Аркадий засыпает, казалось бы, в не привычной для него обстановке, но это наталкивает нас на мысль что события, происходившие в Никольском, его не волнуют, а значит, для него то, что там происходило, неважно. Иллюстрация психологического состояния героя, характеристика героя | |
XVII | Евгений Базаров | Вечером того же дня Одинцова сидела у себя в комнате с Базаровым… -- Да, теперь точно поздно, вам пора почивать. -- Погодите, куда же вы спешите... мне нужно сказать вам одно слово. -- Какое? -- Погодите, -- шепнула Одинцова. Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала. Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал "прощайте", стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова... Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый. | Базаров, осознавая, что влюблен в Одинцову, пытается это скрыть. Когда Анна Сергеевна заводит разговор о любви, он не выдерживает и уходит. Мы понимаем, что его это сильно тревожит, поэтому автор использует прием бессонницы. Базаров после разговора с Анной не идет спать, а идет гулять и возвращается к себе в комнату только через два часа. Он не может уснуть , гуляет по лесу, его внешний вид говорит о том, что он думает о новом открывшемся в нем чувстве и боится его. А бессонница это очень ярко показывает. Иллюстрация психологического состояния героя |
XX | Базаров начал зевать. -- Я полагаю, пора путешественникам в объятия к Морфею, -- заметил Василий Иванович. -- То есть пора спать! -- подхватил Базаров. -- Это суждение справедливое. Пора, точно. Прощаясь с матерью, он поцеловал ее в лоб, а она обняла его и за спиной, украдкой, его благословила трижды. Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому ж он еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений. | Приезд в отчий дом Базарова не радует. Тургенев использует бессонницу героя для того, чтобы читатель прочувствовал, что грубость и безразличие Базарова - это лишь способ скрыть его внутренние переживания. А бессонница бывает у человека чаще всего от того, что его что-то мучит. Иллюстрация психологического состояния героя, отношения между людьми | |
XXIV | -- Чувствительно вам обязан, -- ответил Павел Петрович, -- и могу теперь надеяться, что вы примете мой вызов, не заставив меня прибегнуть к насильственным мерам… Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. | Тургенев, используя прием сна, показывает внутреннее состояние героя. Базаров поздно засыпает, ему снятся странные сны - это говорит о том, что Евгений взволнован, он не боится умереть, но совершенно к этому не готов. Иллюстрация психологического состояния героя, композиционная роль (после дуэли Базаров навсегда покинет Марьино) | |
XXVII | Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня? -- Есть; на что тебе? -- Нужно... ранку прижечь. -- Кому? -- Себе. -- Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? -- Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь -- откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. Базаров уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой, полузабывчивой дремоте. Часу в первом утра он, с усилием раскрыл глаза. | Пытаясь забыться, Евгений Базаров ушел целиком в работу. Однако неосторожность привела к тому, что Базаров заразился тифом. Он успокаивал родителей, что в этом нет ничего страшного, и он выживет. Бессонница Базарова в этом эпизоде связана с болезнью. Серьезно больного человека всегда мучает бессонница, так как его организм и днем, и ночью пытается бороться с болезнью. Композиционная роль (завершение сюжетной линии) | |
IV | Николай Петрович | Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. | Приезд Аркадия взволновал Николая Петровича, неудивительно, что отец не мог заснуть, ведь его переполняли эмоции. Иллюстрация психологического состояния героя |
XI | Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном... Представилась ему опять покойница жена... Фенечка молча заглянула к нему в беседку и скрылась, а он с изумлением заметил, что ночь успела наступить с тех пор, как он замечтался. | Бессонница Николая Кирсанова почти всегда связана с Аркадием, если первый раз он не спит из-за того, что очень рад приезду сына и разговорами с ним, то на этот раз он переживает, что увлечение Аркадия нигилизмом отдаляет его от отца. Еще одной причиной этой бессонницы являются воспоминания о прошлом, о жене. Внутренне состояние героя | |
XXIV | Час спустя Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. Никто в доме не ложился и не раздевался. Николай Петрович то и дело входил на цыпочках к брату и на цыпочках выходил от него | Бессонные ночи над больным братом не пугают Николая Петровича. Эта бессонница вызванная волнением за брата и еще раз подтверждает, что Николай Петрович - очень заботливый брат. Авторская оценка Иллюстрация психологического состояния героя | |
IV | Павел Петрович | …сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле... Павел Петрович не разделся…Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями. | Павел Петрович не спал так же, как и его брат, но на это у него были свои причины. Конечно, он был тоже рад приезду племянника, но его больше заинтересовал его друг - Базаров. Иллюстрация психологического состояния героя |
XI | Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. | Пытаясь доказать свою правоту в очередной раз, Павел Кирсанов был побежден Базаровым. Это не только не понравилось ему, но и ударило по его самолюбию. Поэтому Павел Петрович не мог уснуть и гулял по саду. Иллюстрация психологического состояния героя | |
XXIV | К ночи с ним, однако, сделался жар; голова у него заболела …забывался, слегка охал, говорил ему по-французски: "Conchez-vous" {Ложитесь (франц.).}, -- и просил пить. Павлу Петровичу скоро полегчало; но в постели пришлось ему пролежать около недели. | Дуэль закончилась неудачно для Павла Петровича, он был ранен, его мучила боль, соответственно, он не мог уснуть. Его бессонница связана с болезнью. Иллюстрация психологического состояния героя | |
XX | Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы | Только слышались ее прерывистые всхлипывания. Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить его она боялась. "Ну, как скажет на два дня", -- думала она, и сердце у ней замирало. | Долгожданный приезд сына взволновал родителей и сильно обрадовал. Они боялись, что Евгений приехал ненадолго и боялись спросить, насколько все-таки он приехал. Поскольку родители были сильно взволнованы, они не смогли сразу лечь спать ведь они так долго ждали своего Енюшу. Иллюстрация психологического состояния героя |
XXVII | Василий Иванович дал ему слово не беспокоиться, тем более что и Арина Власьевна, от которой он, разумеется, все скрыл, начинала приставать к нему, зачем он не спит и что с ним такое подеялось? Часу в первом утра…тот повиновался, но тотчас же вернулся на цыпочках и, до половины заслонившись дверцами шкафа, неотвратимо глядел на своего сына. Арина Власьевна тоже не ложилась и, чуть отворив дверь кабинета, то и дело подходила послушать, "как дышит Енюша" | Василий Иванович и Арина Власьевна безумно любили своего сына, он был у них единственным, они дорожили им. Поэтому, когда Евгений заболел, они испугались, что могут его потерять. Отец и мать не спали и следили за состоянием сына даже ночью. Их бессонница связана с болезнью их сына. Иллюстрация психологического состояния героя Авторская оценка | |
XVI | Одинцова Анна Сергеевна | "Странный этот лекарь!" -- повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку -- и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье. | Приезд Аркадия и Базарова ничуть не взволновал Анну Сергеевну, ее уклад жизни остался тем же. Да, безусловно, Евгений заинтересовал ее, но только тем, что таких людей, как он, Одинцова не встречала, но большего интереса Базаров у нее не вызовет. И Одинцова хоть и была рада приезду приятелей, но спокойно легла спать, что показывает ее безразличие к действительности. Иллюстрация психологического состояния героя Авторская оценка |
XVII | Одинцова ничего не сказала, и Базаров умолк. Звуки фортепьяно долетели до них из гостиной. -- Что это Катя так поздно играет, -- заметила Одинцова. Базаров поднялся. -- Да, теперь точно поздно, вам пора почивать. -- Погодите, куда же вы спешите... мне нужно сказать вам одно слово. -- Какое? -- Погодите, -- шепнула Одинцова. Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод. | Хотя Анна Сергеевна равнодушная, решительная и безразличная ко всему, разговор с Базаровым взволновал ее. Она, говоря о любви, осознала, что на самом деле она не может любить, и поняла, что Базаров говорит не понаслышке, а испытал это. Поэтому Одинцова не могла уснуть, она обдумывала разговор с Базаровым и свои слова. Иллюстрация психологического состояния героя Композиционная роль | |
VII | Княгиня Р. | Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. | В этом эпизоде мы знакомимся с первой любовью Павла Петровича. Сначала автор показывает Нелли как легкомысленную кокетку, такую же, как и большинство дам в то время, но потом Тургенев раскрывает душу княгини Р. Хотя ей и нравится светская жизнь, молодые люди и балы, но в тоже время она является очень религиозной женщиной, которая корит себя за совершенные грехи. Автор показывает это с помощью приема бессонницы. Иллюстрация психологического состояния героя |
Усатый нянь
Рисуем лошадь акварелью
Белый лист
Если хочется пить...
Лягушка-путешественница