Цель работы: познакомиться с местами Брянской области, связанными с именем Ю.Гагарина.
Задачи:
Объект: первый космонавт – Ю.Гагарин.
Предмет: места в Брянской области, связанные с именем Гагарина.
Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: жители Брян-щины свято чтут имя Ю.Гагарина.
Методы и приемы исследовательской деятельности: изучение фотографий, материалов сайтов.
Для написания исследовательской работы использована информация из Интернет сайтов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кокинская средняя общеобразовательная школа
Комаричского муниципального района
Брянской области
242403 ул.Центральная д.1 д.Кокино Комаричского района Брянской области
Конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали»
Номинация исследовательских работ и компьютерных проектов по космонавтике «Дорога в космос»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На тему: «Памяти первого космонавта планеты»
Автор работы:
Радченко Алексей Витальевич, учащийся 6 класса МБОУ Кокинская СОШ
242403 ул.Центральная д.13 д.Кокино Комаричского района,
дом.тел.: 9-52-52
Руководитель:
Радченко Ирина Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории
МБОУ Кокинская СОШ
242403 ул.Центральная д.1 д.Кокино
Комаричского района Брянской области
раб.тел.: 9-52-46
д.Кокино
2012 г.
Оглавление
Тема, цель и задачи работы, гипотеза исследования……………………………. 3
Введение…………………………………………...................................................... 3
Ю.А.Гагарин на Брянщине…………………………………………….....................4
Памяти первого космонавта планеты ………… ……….. …………...................... 6
Результаты исследования…………………………….. ……………………………7
Выводы………………………………………………………………………….……7
Литература…………………………………………………………………………...8
Приложение (компьютерная презентация)
Цель работы: познакомиться с местами Брянской области, связанными с именем Ю.Гагарина.
Задачи:
Объект: первый космонавт – Ю.Гагарин.
Предмет: места в Брянской области, связанные с именем Гагарина.
Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: жители Брян-щины свято чтут имя Ю.Гагарина.
Методы и приемы исследовательской деятельности: изучение фотографий, материалов сайтов.
Для написания исследовательской работы использована информация из Ин-тернет сайтов.
Введение
…И навсегда останется нетленной
Среди племён, живущих на Земле,
Любовь к тому, кто на простор
Вселенной
Ушёл с Земли на первом корабле
А.Сурков. Памяти сокола
Так как в 2012 году отмечается несколько важных для космонавтики дат:
55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 105 лет со дня рождения С.П.Королева; 115 лет со дня рождения А.Л.Чижевского; 155 лет со дня рождения К.Э.Циолковского и 30 лет со дня присвоения Брянскому об-ластному Дворцу детского и юношеского творчества почётного имени первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина, я решил подробнее узнать о человеке, покорившем нашу Вселенную.
Есть особые люди: чем дальше в историю уходят годы их жизни, тем силь-нее наше желание узнать о них как можно больше - вплоть до самых мелких подробностей биографии. Таких людей немного. И среди них, безусловно, Юрий Гагарин.
Прочитав много интересных событий и фактов из жизни Гагарина, я обратил внимание на то, что он бывал на Брянской земле. Мне захотелось узнать, как жители Брянщины чтят память о великом гражданине России.
Поэтому я выбрал тему исследовательской работы «Памяти первого космонавта планеты».
Ю.А.Гагарин на Брянщине
Первый триумфальный полет в космос был совершён 12 апреля 1961 года, и Юрий Гагарин стал самым знаменитым человеком на планете.
Спустя 5 лет, в мае 1966 года, он побывал на Брянщине. Благодаря этому в истории нашего края появилась еще одна замечательная страница, связанная с именем первого космонавта.
Свой путь по брянской земле Ю.А. Гагарин начал 25 мая 1966 года из Дуб-ровского района. Первый митинг прошел в Сеще, где жители поселка выражали готовность единодушно отдать свои голоса на предстоящих выборах высшего органа государственной власти.
Путь до Брянска оказался долгим. В каждом населенном пункте Гагарина ожидало огромное количество людей. Приходилось то и дело останавливаться, выходить из машины, принимать хлеб-соль, цветы, пожимать руки.
Утром 26 мая Ю.А.Гагарин прибыл в Брянск. Он посетил Брянский маши-ностроительный завод. Ходил по цехам, смотрел выпускаемую предприятием продукцию, беседовал с рабочими. В память о посещении БМЗ Ю.А.Гагарин посадил ель.
Вечером на стадионе «Динамо» состоялась встреча первого космонавта с жителями Брянска. В память об этой встрече на пилоне у входа на стадион укреплена мраморная плита.
Жители Бежицкого района Юрию Алексеевичу приготовили сюрприз — встречу с заместителем механосборочного цеха №2 Брянского автомобильного завода Михаилом Григорьевичем Фрогом, который вместе с Ю.А.Гагариным учился в Саратовском индустриальном техникуме.
Памятная доска помещена и на здании БТИ (БГИТА).
27 мая в 12 часов дня автомашина с первым космонавтом пересекла границу Дятьковского района. На всем пути от Шибенца до Дятьково (20 км), по обеим сторонам дороги сплошной стеной стояли люди. В Любохне прошел митинг; сейчас на том месте воздвигнут мраморный обелиск.
Позже состоялся митинг в Дятьково и посещение Ю.Гагариным Дятьковско-го хрустального завода. Прославленному гостю был подарен символический хрустальный ключ от города. В книге почетных посетителей музея Ю.А.Гага-рин оставил отзыв: «С большим удовольствием осмотрел музей Дятьковского хрусталя. Очень интересные экспонаты. Труженики завода славно продолжают мастерство старых русских мастеров хрустального дела. Желаю коллективу завода новых трудовых успехов».
Гостеприимно и тепло приветствовали Юрия Алексеевича в Клинцах. Этого дня, 28 мая 1966 года, ждал с нетерпением весь город Клинцы.
Самолет появился в голубом небе, а из аэропорта космонавт номер один ехал на машине ГАЗ-69, увитой цветами. На всем пути к стадиону по сторонам дороги сплошной стеной стояли люди. Цветами, флажками они приветствовали великого сына нашего Отечества. Вся дорога была устлана цветами, их в этот день было великое множество. Его приезд начался с визита в первую среднюю школу, где была запланирована встреча с учениками и учителями. Деревья, стоящие на школьном дворе, до сих пор хранят память о той встрече с великим человеком.
Клинчане оказали Юрию Алексеевичу восторженный прием. По русскому обычаю его встречали хлебом-солью. Председатель исполкома клинцовского горсовета вручил дорогому гостю диплом почетного гражданина города.
Затем первого космонавта планеты восторженно встречал Новозыбков. Под бурные аплодисменты тысяч горожан товарищу Гагарину Ю.А. было вручено свидетельство, в котором написано: «Юрий Алексеевич Гагарин, первый в мире летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза является Почетным Гражда-нином г.Новозыбкова и Новозыбковского района Брянской области. Основа-ние: «Решение восьмых сессий Новозыбковского городского и районного Со-ветов депутатов трудящихся от 27 мая 1966 года». Товарищу Гагарину также вручается паспорт с постоянной пропиской в г. Новозыбкове.
29 мая, по пути в Трубчевский район, Ю.А.Гагарин остановился порыбачить на берегу Десны.
Памяти первого космонавта планеты
Во многих населённых пунктах на территории бывшего СССР существуют улицы, названные именем космонавта, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы, музеи и школы имени Гагарина. В 60-е годы в СССР (случаи встреча-лись и на Западе) была мода давать детям имя Юрий в честь Юрия Гагарина
Жители Брянщины также свято чтят память о великом гражданине России.
Имя космонавта носит пионерский (оздоровительный) детский лагерь рядом с поселком Белая Березка в Трубчевском районе.
Жители Брянска хранят добрую память о Юрии Гагарине. Его именем назва-ны переулок, Дворец детского и юношеского творчества, Дворец культуры, городской бульвар. В ноябре 2010 года была сделана реконструкция цент-рального бульвара и открыта «Аллея Космонавтов».
В мае 1966 года в Клинцах Красная улица была переименована в улицу Гагарина, МОУ гимназия 1, школа 1 носят имя Ю.А.Гагарина.
Есть улица Гагарина в Новозыбкове. Старое название улицы – Шеломовская (Шеломы – село в Новозыбковском районе).
Результаты исследования
Изучение информационных источников доказало справедливость выдвину-той гипотезы.
Выводы
В ответном слове на митинге в Клинцах Юрий Алексеевич Гагарин побла-годарил за высокое доверие и заверил избирателей, что постарается с честью оправдать его.
– Я посетил многие страны, побывал в сотнях больших и малых городов, но такой теплоты, такого радушия, дорогие друзья, удостоен только в вашем маленьком городе. Может быть, я немного преувеличиваю, говоря о своих чувствах, но этот город так напоминает мне любимый Гжатск, город моего детства и юности, а земля брянская – нашу смоленскую землю… – этими взволнованными словами закончил свою речь первый в мире летчик-космонавт Ю.А.Гагарин.
Подводя итог своей исследовательской работы, можно сделать вывод:
Я продолжу изучать биографию этого удивительного человека, мне хочется узнать о нём всё больше и больше.
Да, это верно – не забудем,
Ни малой мелочи о нём.
И жизнь его изучат люди
Всю – год за годом, день за днём.
В.Туркин. Юрию Гагарину
Список литературы
http://www.bryansk032.ru/?newt=2&idn=3354
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=73
http://ld-sedih.narod2.ru/p9aa1.html
http://www.dcrystal.ru/html/rus/funstuff.php
http://biblus.livejournal.com/7165.html
http://www.klintsy.ru/vesti/culture/istorija-odnoj-fotografii_70.html
http://csmb.debryansk.ru/www/culture/show/135/
http://www.vpered-pgr.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=2196&pop=1&page=75&Itemid=12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кокинская средняя общеобразовательная школа
Комаричского муниципального района
Брянской области
242403 ул.Центральная д.1 д.Кокино Комаричского района Брянской области
Конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению
Номинация «Литературное краеведение»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На тему: «Фольклор Брянской области и действительность»
Автор работы:
Афанасова Юлия Андреевна, учащаяся 11 класса МБОУ Кокинская СОШ
242403 ул.Молодёжная д.32/1 д.Кокино Комаричского района,
дом.тел.: 9-52-34
Руководитель:
Радченко Ирина Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории
МБОУ Кокинская СОШ
242403 ул.Центральная д.1 д.Кокино
Комаричского района Брянской области
раб.тел.: 9-52-46
д.Кокино
2011 г.
Оглавление
Тема, цель и задачи работы, гипотеза исследования…………………………….3
Введение…………………………………………......................................................3
Методика исследовательской работы……………………………………………...4
Анкетирование учащихся 9-11 классов……………………....................................5
Изучение первоисточников и специальной литературы. Понятие фольклора и основные жанры устного народного творчества ……….. ………….....................5
Результаты исследования…………………………….. ………………………. …. 9
Выводы………………………………………………………………………. …….10
Литература…………………………………………………………………………. 10
Приложение…………………………………………………………………………
Тема, цель и задачи работы, гипотеза исследования
Тема: «Фольклор Брянской области и действительность»
Цель работы: исследование фольклора Брянской области с целью выявления взаимосвязи фольклора Брянского края и действительности.
Гипотеза: фольклор Брянского края, как и всякое искусство, восходит к действительности; помимо воли создателей оно отражает реальную жизнь; народный художник ставит себе целью изобразить действительность.
Задачи работы:
Введение
Любовь к родному краю начинается с открытия его природы, его истории, его культуры. Активной формой изучения своего края является литературное краеведение. Именно поэтому объектом для исследования выбран фольклор Брянского края.
Всем хорошо известно, что фольклор отражает взгляды русского народа на окружающую действительность, его самосознание. Поэтому необходимо найти произведения устного народного творчества, для доказательства того, что фольклор Брянского края, как и всякое искусство, восходит к действительнос-ти.
Как следствие из поставленной цели встают следующие задачи:
1) дать определение и характеристику фольклору и его отдельным жанрам;
2) описать и оценить своеобразие фольклора Брянского края и его связь с действительностью.
В исследовании были использованы следующие методы работы:
1) описательный (описание фольклора и его жанров);
2) сбор произведений устного народного творчества Брянщины;
3) работа в библиотеках с литературными источниками;
4) анкетирование.
Практическое применение работа может найти на уроках русского языка и литературы, истории Брянского края.
Культурно-литературное наследие земляков способствовало развитию брян-ского края и заслужило право на особое внимание к ним. Постигая мысли и чувства жителей Брянщины, узнавая их взгляды на окружающую действитель-ность, становишься мудрее и благороднее. В связи с тем, что сейчас наблюда-ется тенденция снижения интереса к устному народному творчеству в общест-ве, начитанности можно назвать выбранную тему актуальной и злободневной.
Объектами исследования стали: произведений устного народного творчества Брянщины.
Были рассмотрены произведения различных жанров фольклора, собранные студентами филологического факультета БГУ из разных районов Брянской об-ласти, составлены фольклорные паспорта, изучена дополнительная литература по теме.
В конце исследовательской работы сделан вывод, который доказывает пра-вильность выдвинутой гипотезы. В Приложении можно найти результаты анкетирования.
Методика исследовательской работы
Прежде чем приступить к работе по выбранной теме, был рассмотрен воп-рос современного состояния в области исследования места и роли литератур-ного наследия Брянщины. К сожалению, действующие школьные программы (в частности Г.С.Меркина, С.И.Зинина, В.Я.Коровиной и др.) не дают времени для ознакомления с литературой родного края. В основном краеведение сво-дится к изучению творчества Ф.И.Тютчева, на изучение фольклора родного края время вообще не отводится, хотя есть много интересных фактов, о кото-рых стоит узнать любому жителю Брянска, особенно школьнику. Тем более, что есть интересные исследования таких известных краеведов, как Н.А.Собо-лева, В.П.Парыгина, В.В.Скидана и др. Для более глубокого изучения данного вопроса была разработана методика исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся 9-11 классов; изучение первоисточников и специаль-ной литературы; создание фольклорного паспорта.
Анкетирование учащихся 9-11 классов
С целью доказательства актуальности выбранной для исследования темы было проведено анкетирование среди учащихся 9-х и 10-х классов (см. При-ложение). Вопрос о том, какие жанры устного народного творчества Брян-щины знают опрашиваемые, вызвал затруднение.
Почти все респонденты при ответе на вопрос № 2 написали, что в библио-теке берут только программную литературу. Краеведческой литературой ин-тересуются крайне мало. Но вот при ответе на вопрос № 3 опрашиваемые хо-тели бы узнать побольше о том, как представлена Брянщина в литературных источниках, аргументируя это тем, что знать свои истоки нужно для воспитания патриотизма и расширения кругозора.
Вывод: Большинство опрошенных имеют низкий уровень знаний о фольк-лоре своего края, но хотят расширять свой кругозор, быть патриотами своей малой родины и узнать больше информации об устном народном творчестве Брянской области. Следовательно, выбранная тема исследования актуальна, злободневна и находит отклик в сердцах опрошенных учащихся школы.
Изучение первоисточников и специальной литературы
Понятие фольклора и основные жанры устного народного творчества.
Народное искусство слова – фольклор, переводится с английского как «на-родная мудрость, знание». Фольклор возник в глубокой древности, когда люди не умели писать. Первобытный человек верил в то, что его окружают добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, задобрить просьбами и заклинаниями.
Поэтому народное творчество (народное искусство, фольклор) представляет собой художественную коллективную творческую деятельность народа, отра-жающую его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзию (предания, песни, сказки, эпос), музыку (песни, инст-рументальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр ку-кол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусст-во. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных худо-жественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые иссле-дователи относят к народному творчеству также все виды непрофессиональ-ного искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).
В фольклоре запечатлелся самобытный язык русского народа.
Жанры:
Есть закономерности, общие для всех или многих жанров фольклора, и есть закономерности, специфические только для отдельных жанров. Рассмотрим вопрос по жанрам, ограничиваясь рамками проблемы отношения фольклора к действительности.
В школьной программе наиболее часто рассматриваются сказки, послови-цы, поговорки, загадки, а другие жанры остаются без внимания.
Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки мало представляют осяза-тельных намеков на языческие верования; но они важны, как выразительные, меткие, по самой форме своей наименее подверженные искажению образцы устной народной речи и как памятники издавна сложившихся воззрений на жизнь и ее условия. Разработке этих любопытных материалов была посвящена подробная статья Буслаева, в которой он, опираясь на свидетельства пословиц и поговорок, сумел выяснить многие черты старинного быта пастушеского и зем-ледельческого.
Рассмотрим другие жанры фольклора.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой
детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда, используются в затруднительных случаях. За-клички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они пере-ходили из поколения в поколение и представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.
Заклички
«Дождик, дождик…»
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка…
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь понуждай.
Фольклорный паспорт
- Морозова Екатерина Александровна;
- родилась в 1926 г. в п.Выгоничи Карачевского района Брянской области;
- продавец проживает в г.Карачеве;
- записала Поликова М. 15.06.2003 г.
Потешка - жанр устного народного творчества. Это небольшие стихотво-рения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым.
Потешки
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Даша на тележке
Щёлкает орешки.
Фольклорный паспорт
- Белоусова Ирина Михайловна;
- 73 года, 4 кл., доярка;
- родилась в д.Журавки Брянской области;
- записала Курдюмова Ю.В. 22.01.2000.
Cчиталка - жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой - распределить роли в предстоящей игре.
Считалка
«В лесу есть ворота…»
В лесу есть ворота,
Филины и совы
Берегут засовы.
В каждой щёлке
Бродят злые волки.
Кто боится там ходить –
Тому водить.
Фольклорный паспорт
- Напреев Петр Маркелович;
- родился в 1928 г. в д.Вишнёвка Карачевского района Брянской области;
- егерь, проживает в д.Вишнёвка;
- записала Поликова М.Е. 16.06.2003.
Для исследования особенно важны песни, действительность которых вклю-чает разные сферы жизни народа, изображающего не только события, но даю-щего им свою оценку. Все это объясняет, почему песни так разнообразны по своим формам: свадебные, похоронные заплачки и причитания, колядки, вес-нянки, троицкие, купальские, игровые, колыбельные и т. п. Они служат необ-ходимым пояснением различных церемоний и игрищ, совершаемых в том или другом случае, и сохраняют любопытные указания на старинные верования и давно отживший быт.
Игровая песня
Вот улица широкая,
По ей трава шелковая,
Хожу, хожу, не выхожу,
Себе ровни не выберу.
Вот выбрала ровнюшку –
Не по росту, не по помыслу.
Вот улица широкая,
Хожу, хожу, не выхожу,
Себе ровни не выберу.
Вот выбрала я ровнюшку –
И по росту и по помыслу.
Фольклорный паспорт
- Стручкова А.М.;
- родилась 30 июня 1939, 4 кл., доярка;
- д.Гремячее Навлинский район;
- записала Слесарева С.
Колыбельная песня «Спи, усни».
Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем;
Боронить пошлем
В чисты поля,
В зелёны луга.
Фольклорный паспорт
- Попова Галина Ивановна;
- родилась в 1938 г. в д.Масловке Карачевского района Брянской области;
- доярка, проживает в г.Карачеве;
- записала Поликова М.Е. 20.06.2003.
В ходе исследования было установлено, что фольклор обладает специфичес-кими законами своей поэтики, был созданием целого народа, отношение к действительности и способы ее передачи в фольклоре менялись и развивались с развитием исторической жизни народа.
Вывод: Исследования произведений устного народного творчества, показа-
ли, что оно восходит к действительности; помимо воли создателей отражает реальную жизнь
Результаты исследования
С помощью анкетирования была доказана актуальность выбранной темы. После обработки результатов стало ясно, что учащиеся хотят знать больше о фольклоре Брянщины (см. Приложение)
Изучение специальной литературы и первоисточников доказало справедли-вость выдвинутой гипотезы.
Выводы
Д. С. Лихачев в своей книге «Человек в литературе Древней Руси» заметил, что «древняя русская литература не знала открыто вымышленного героя»... Литературные герои Древней Руси — исторические лица или святые, в сущест-вование которых еще верили. Литературные герои в собственном смысле слова появляются только начиная с XVII века. В значительной степени это происходило под влиянием фольклора. Развитие фольклора шло обратным путем. От вымышленных героев эпоса, сказки и баллады фольклор пришел к изображению реальных лиц и реальных событий. Средства фольклора были ограничены. И, несмотря на ограниченность этих средств, народ в своем творчестве дал совершеннейшие и глубочайшие произведения, из которых выросла новая литература и к которым она обращается и по сегодняшний день.
В работе были рассмотрены далеко не все жанры. Но в свете изложенного можно рассмотреть и понять и другие виды народного творчества: предания, легенды, сказы, частушки, поэзию рабочих.
Таким образом:
1. Фольклор, как и всякое искусство, восходит к действительности.
2. Помимо воли создателей и исполнителей народного искусства оно отражает реальную жизнь. Формы и содержание этого отражения различны в зависимости от эпохи и жанра. Они подчинены закономерностям фольклорной поэтики.
3. Народный художник ставит себе целью изобразить действительность.
Литература
Приложение
С учащимися 9-11 классов проведено анкетирование.
Вопросы
Результаты анкетирования:
Всего учащихся 9-11 классов – 11 человек.
Приняли участие в анкетировании – 10 человек.
Аргумент: расширение кругозора, патриотично.
Есть ли лёд на других планетах?
Нарисуем попугая цветными карандашами
Эта весёлая планета
Карандаши в пакете
Вокруг света за 80 дней