Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
pechene_kak_atribut_narodnyh_prazdnikov.docx | 360.51 КБ |
Содержание
Введение
I. Печенье как атрибут народных праздников
1. История печения.
2. Годовой круг праздников русского народа.
3. Роль печенья в русских обрядах.
Заключение
Приложение
Введение
Традиции выпечки фигурного печенья, берут свое начало из глубины веков. Ведь именно с помощью различных фигурок, зачастую вылепленных из теста, совершались различные обряды и, даже, жертвоприношения.
Нельзя забывать, что прошлое Руси, было связано с чествованием большого количества богов. Иногда, с помощью фигурок, вылепленных и выпеченных из теста, пытались добиться милости от того или иного Бога, который, по мнению людей живших в те времена, нес прямую ответственность за урожай, наличие или отсутствие дождей, нормальный отел животного, за мир в доме и семье или за своевременное появление в молодой семье желанного и здорового потомства.
Для этого изначально и выпекались обрядовые фигурки. Их названия до сих пор хранят в своем звучании их первичное назначение: копытца, лапки аиста, жаворонки, коровки, кони. Были фигурки в виде различных предметов быта того времени: улей, овца с ягненком, нива, корова с теленком, утка, гумно, цыпленок и многие другие.
Постепенно роль фигурного печенья утратила свой смысл, но в связи с возрождением традиций проведения народных праздников, выбранная тема очень актуальна.
Цель: Изучить роль печенья в обрядах русского народа.
Задачи:
1.Узнать историю появления печенья.
2. Познакомиться с годовым кругом праздников русского народа.
3. Изучить роль печенья в русских обрядах:
Пече́нье — небольшое кондитерское изделие, выпеченное из теста.
Откуда появилось печенье? Любители сладостей часто даже и не задумываются, что у их любимой выпечки есть своя уникальная история, исчисляющаяся десятками лет и даже веками.
История печенья восходит к VII веку до нашей эры, когда в Персии начали изготавливать сахарное печенье. Вообще, по летописным рассказам, Персия тех времен славилась своими пирожными и роскошным вкусом печенья, которое изготовлялось из рисовой муки.
В каждой стране мучные кондитерские изделия называются по-своему: "коекже" в Голландии, "бисквит" в Англии, "бискотти" в Италии.
Намного позже, в средние века печенье стало незаменимым спутником мореплавателей: оно имело свойство не черстветь на протяжении длительного времени. Время шло, и печенье плотно входило в обиход людей.
В России печенье появилось в царские времена. Известно, что императрица Екатерина II по традиции начинала день с утреннего крепкого кофе и корзиночки нежнейшего сахарного печенья. А вот крестьяне пекли печенье сами в особо торжественных случаях: на церковные и обрядовые праздники.
Вла́сьев день — день народного календаря, посвящённый св. Власию Севастийскому и отмечаемый 11 февраля. Власьев день — коровий праздник. Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем.
В Воронежской губернии пекли «копытца»: из теста скатывали, а потом резали мелко-мелко. «Это копытца назывались. Хошь из сдобного, хошь из пресного, у кого что есть из того и пекли. Эти копытца сами ели и скотине давали, чтобы не хромали коровы»
Козули известны как рождественское или новогоднее печенье. Их изготовление нередко было приурочено к первому дню Рождества. Козули - обрядовое печенье из "белой" (пшеничной) или "черной" (ржаной) муки, чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северно-русских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек; в Сибири наряду с изображениями домашних животных из теста делали еще фигурку пастуха.
В ХIХ - начале ХХ вв. использование козуль в святочной обрядности имело разнообразную направленность. В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что козули скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов (Славление Христа, Колядование): "В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздается колядующим, а часть остается скотине, причем корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три, т.е. каждое животное получает столько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печется ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и раздает скоту" (Зернова А.Б., 1932, с.37). В Синьковской волости Московской губ. испекаемых в Крещение "коньков" раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: "Подайте конька, золотого гребенька", - но обязательно оставляли дома столько "коньков", сколько в хозяйстве было лошадей; после водосвятия печенье, смоченное святой водой, также скармливали лошадям. В Архангельской губ. ржаные козули, наряду с калачами, витушками, пряниками и под., использовали как христославное (см. Славление Христа);
Помимо отмеченных двух форм использования козуль, в некоторых местных традициях одну из испеченных фигурок клали в сенях над входными воротами во двор с целью, чтобы скот лучше плодился и чтобы домашние животные летом сами возвращались домой, не терялись.
В качестве подарка-гостинца обрядовое печенье типа козуль могли дарить детям в сибирской традиции, родственникам (в Архангельской губ. фигурки животных "выставлялись на окна для показа проходящим, на столе они с утра красовались для семейства и уже вечером рассылались в подарок родным
Как и другие виды обрядовой пищи (кутья, блины), козули использовали в гаданиях на Святках: "Под Новый год девушка клала "козульку" (печенье) на пол и выпускала петуха. Если петух нес козульку под большой угол, то девушка в этом году замуж не выйдет, а если в сени - выйдет".
17 марта – Герасим-Грачевник. Ждали прилета грачей, приговаривая: «Грач на горе - так и весна на дворе». «Увидел грача - весну встречай». «Грач прилетел – через месяц снег сойдет».
В день Герасима - грачевника пекут печенье в виде грачей, которое ласково называли грачики. Это весеннее обрядовое печенье – из кислого ржаного теста. Количество соответствовало количеству членов семьи. В каждое запекали по предмету и гадали. Найденная копейка предвещала деньги, таракан – сплетни, пуговица – отправку в армию, луковица – горе, лучина или тряпочка – смерть.
На Жаворонки день меряется с ночью. Весна вступает в свои законные права, а зима доживает свои последние денечки. В старину, у древних славян, существовало поверье, что именно в этот день из теплых стран возвращаются сорок разных птиц с зимовки, и жаворонок – первая из них.
В этот день было принято печь «жаворонков», которые были с расправленными крыльями и с хохолками, как бы в полете. Этих птичек раздавали детям, а те в свою очередь, с криком, гамом, шумом бежали сломя голову закликать жаворонков, а с ними и долгожданную весну.
Детвора это печенье - «жаворонки» надевала на палки или шесты и выбегала на пригорки, сбивалась в кучу и что есть мочи кричала веснянки:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После этого, печеных жаворонков с удовольствием съедали, а их головы скармливали скотине или же отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
В эту же пору пекут здесь хозяйки особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех обводов, завитых "по солнышку".
Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну, чаще это приурочено к Масленице .
Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов: в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая.
Помимо календаря, тетёрки также включены в родовую обрядность: они пекутся на сороковой день после свадьбы, и много. "Была норма — 100 тетёрок" (скали всей семьёй, да с соседями, и саму молодуху на эти дни отпускали в отчий дом помогать). Их несёт к молодым тёща, приходят и остальные родственники.
Среди этих тетёр есть особые "именные" для зятя - в них-то и кладут льняное семя.
Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками.
Кресты (крестики, крестушки, хрестцы, хрясты) - печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста, изготовляемое в среду или четверг на Средокрестной неделе Великого Поста и имевшее обрядовое значение.
В разных местах "кресты" могли отличаться по размеру, но были похожей формы. Чаще всего их делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на "крестики" при помощи формочки. В одной местности могли встречаться оба способа изготовления. Так, в Нижегородской обл. "кресты", которые пекли из пресного теста двумя названными способами, назывались "простые" и "вырезные". В некоторых районах Рязанской обл. "кресты" пекли в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста. Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи. Так сибиряки считали, что съеденный в Средокрестие "крест" дает человеку здоровье. В Вязниковском у. Владимирской губ., "чтобы хлеб уродился", в середину креста хозяйка запекала ржаное зерно; "чтобы куры велись" - перышко; "чтобы голова легче была" - человеческий волос и т.д. По запеченным в "кресты" предметам гадали о будущем, в этом случае пекли ровно столько печенья, сколько человек в семье. Хозяйка складывала кресты в решето, потряхивала его несколько раз, после чего каждый выбирал себе понравившийся крест. Кому при этом достанется монетка или зернышко, тот будет жить в достатке и счастье, уголь или "печина" - кусочек печного кирпича - в печали, кольцо - женится или выйдет замуж, тряпочка - к смерти, а если в "крестике" ничего не окажется, говорили: "Жизнь пустая будет". "Половина говенья переломилася, Хотя в конце 19 - начале 20 вв. обходы превратились в детскую забаву, видимо ранее они были одним из средств аграрной имитативной магии: обрядом вызывания весеннего дождя, необходимого для всходов. Об этом свидетельствует завершающая многие песенки просьба: "Обливай водой"; "Чем хочешь, поливай, только крест подавай"; "Подайте крест, обливайте хвост" и т.д. Кое-где действительно было принято поливать ребят водой в ответ на их просьбу. Ребятишек, как цыплят, сажали под большую корзину, оттуда они пели: "Здравствуйте, хозяин - красно солнышко, здравствуйте, хозяюшка - светлый месяц, здравствуйте, дети - яркие звездочки! Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!". При этом их обливали водой, а затем давали по кресту. В тех местах Нижегородской обл., где обходы дворов не были распространены, кресты пекли по количеству членов семьи плюс один. При этом первый испеченный крест было принято отдавать или соседскому ребенку, или нищему. В традиционном народном сознании дети и, в большей степени, нищие считались обладающими связью с иным миром, поэтому угощение их обрядовым хлебом ("крестом") может трактоваться как приношение - жертва предкам, от которых зависело благополучие земледельца. Печенье-крест в некоторых районах Нижегородской обл. использовали также в обрядовых действиях, отмечавших перелом Поста ("говенья"). В Семеновском р-не печение ломали со словами: "Крест треснет - и говенье треснет". В Первомайском р-не, вытянув крест при гадании, говорили: "Целый крест - целый пост", а переломив, добавляли: "Половина креста - половина поста". Произнесенная формула, превратившись в 20 в. в игровую, восходит к действиям заклинательного характера, целью которых было ознаменование перехода поста во вторую его фазу и приближение Пасхи. Лесенки - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое, в день Иоанна Лествичника (Воскресенье 4-й недели Великого поста), на Вознесение, иногда в день поминовения усопших. В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. Эти хлебцы приносились для освящения в церковь, а потом раздавались нищим. По народным представлениям, "лесенка" должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти. |
В южнорусских губерниях, преимущественно в Калужской и лишь отчасти в Курской, "лесенки" являлись исключительно поминальным блюдом, выпекаемым на поминки в сороковой день. В Калужской губ. "лесенку" - пирог или длинную пшеничную лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную маком - носили в 40 день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай. В Мещевском у. Калужской губ. в семьях побогаче на 40 день после смерти было принято заказывать панихиду, которую служили во дворе дома покойного. Еще до прихода причта хозяйка клала один из приготовленных для поминального стола блинов на окно, предварительно смазав его медом, а испеченную заранее ржаную или пшеничную лестницу с появлением причта выносила к воротам. После панихиды церковнослужители съедали ее, разделив между собой, а затем уже входили в дом и обедали. Крестьяне верили, что съедение в воротах "лесенки", состоявшей из 24 ступеней (по числу загробных испытаний - "мытарств" ), уничтожало для души все мытарства и препятствия на пути в рай. В Фатежском у. Курской губ. в 40 день в церковь на панихиду приносили "лестничку" в 3 - 4 перекладины, положенную поверх кутьи. После панихиды ее ломали на две части, одну из которых оставляли священнику, а другую забирали себе и съедали, поминая покойного. Крестьяне считали, что по этой лестнице умершие всходят на небо в 40 день после смерти.
С другой стороны "лесенки" часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога. Русские крестьяне Западной Сибири верили, что если в Вознесение будешь есть "прикуску" в виде маленькой лестницы, то скорее взойдешь на небо и попадешь в рай.
С этой же идеей были связаны "лесенки", которые пеклись в день Иоанна Лествичника. В его богословском сочинении описывалась "лестница", по которой должно было восходить к нравственному совершенству. Она состояла из 30 ступеней; на иконах ее часто изображали ведущей с земли на небо, где стоял Христос и принимал тех, кто преодолел тяжелый путь, не впал в грех и не сорвался с лестницы в пасть дракона.
Чаще всего "лесенки" пекли на Вознесение для того, чтобы помочь Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения. Например, в Саратовской губ. в конце этого дня из одного теста пекли блины и "лесенки", которые на ночь оставляли на столе рядом с зажженной свечой. "Лесенки", по мнению крестьян, должны были служить Христу "для влезания на небо", а блины - "христовы онучки" для того, "чтоб ему не потереть ног".
Народное сознание связывало восхождение Христа на небеса с ростом посевов, а также с установлением погоды благоприятной для вегетации растений. При этом ритуальные действия с лесенками выступали как одно из средств способных усилить рост хлебов. В представлениях, лежавших в основе этих ритуалов, поминальная тематика тесно переплелась с аграрной.
Во многих губерниях центральной и южной России, "лестница" являлась непременным атрибутом вознесенских ритуалов, направленных на обеспечение урожая (см. Вознесение). Печение с особыми приговорами съедали в поле на своей полосе, бросали в посевы, зарывали в землю и т.п. В некоторых местах существовал обычай, прежде чем нести "лестницы" в поле, освящать их в церкви. В Московской губ. "лесенки" вертикально ставили в поле, чтобы рожь была выше. Во многих местах, стоя на своей полосе и подбрасывая "лестницу" вверх, крестьяне, чтобы ускорить рост и созревание ржи, произносили импровизированную молитву: "Христос Воскресе, лезь по моей лестнице" или "Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!". В ряде мест "лесенки" подбрасывали со словами: "Чтоб рожь моя выросла также высоко", - а затем съедали. В некоторых уездах Московской губ. в поле шли с "лесенками" и яичницей дети; отобедав ими, они катались по ржи и приговаривали: "Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки". В Рязанской губ. после обеда крестьяне всей семьей отправлялись в поля с "лестницами", которые съедали не раньше, чем приходили на свою полосу. В другом уезде той же губернии в поле с "лестницами" и яйцами шли только женщины. Придя на место, они бросали свои приношения в рожь для русалок, связанных с плодородием и миром мертвых, которые, по народным представлениям, активизировались в период цветения ржи. Разламывая лестницу и кроша яйцо, каждая из женщин приговаривала: "Русалка, русалка, на тебе яичко". В соседней волости, бросая "лесенку" в озимые, женщины, чтобы защититься от проказ русалок, приговаривали: "Русалочка, русалочка, не кусай меня". Кое-где в поле ходила только молодежь. Парни и девушки прятали каждый свою "лестницу" во ржи, а потом принимались их искать. Кто чью лестницу находил, становился с ее хозяином или хозяйкой кумом и кумой, этим наименованием они называли друг друга в течение года (см. также Кумление).
В тех местах, где в день Вознесения было принято ходить в гости, "лесенки" приносили хозяевам в подарок.
Иногда при помощи "лесенок" гадали. В начале 19 в. в Ярославской губ. освященную в церкви семиступенчатую "лесенку" сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если "лестница" оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадет на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадет в рай. В начале 20 в. гадали уже иначе: только что испеченные "лестницы" кидали на пол около печи.
Заключение
Традиции выпечки фигурного печенья, берут свое начало из глубины веков. Ведь именно с помощью различных фигурок, зачастую вылепленных из теста, совершались различные обряды и, даже, жертвоприношения.
Нельзя забывать, что прошлое Руси, было связано с чествованием большого количества богов. Иногда, с помощью фигурок, вылепленных и выпеченных из теста, пытались добиться милости от того или иного Бога, который, по мнению людей живших в те времена, нес прямую ответственность за урожай, наличие или отсутствие дождей, нормальный отел животного, за мир в доме и семье или за своевременное появление в молодой семье желанного и здорового потомства.
Для этого изначально и выпекались обрядовые фигурки. Их названия до сих пор хранят в своем звучании их первичное назначение: копытца, лапки аиста, жаворонки, коровки, кони. Были фигурки в виде различных предметов быта того времени: улей, овца с ягненком, нива, корова с теленком, утка, гумно, цыпленок и многие другие.
Фигурное печенье в виде животных и птиц нередко изготовлялось на свяитки специально для колядующих, а также для раздачи детям или нищим. В селах Московской области фигурки коров из теста подавали колядникам, чтобы обеспечить благополучие в хозяйстве. В русских деревнях считалось также, что скот начнет болеть и пропадать, если «обходчикам» не подать «коровку».
Очень часто хлебные изделия в форме животных скармливали скоту с пожеланиями, «чтобы скотина лучше водилась». Для этого в центрально-русских областях «коней» на Новый год давали съесть лошадям, фигурки коров — коровам и т. д. В Воронежской губернии «копытцами» кормили на Благовещение овец, чтобы уберечь их от болезней. На Русском Севере пекли на Рождество «козульки» — фигурки птиц и животных; в Каргопольском уезде это печенье прикрепляли над воротами скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.
Мотивы скорейшего прихода весны, плодородия и будущего урожая связаны с весенним обычаем выпекать фигурное печенье в виде жаворонков, аистов, куликов и других перелетных птиц. С этим печеньем дети забирались на крыши сараев и, подбрасывая его вверх, кричали: «Жаворонки, прилетите к нам! Красну весну принесите нам!»
У белорусов для обряда встречи весны выпекали на Благовещение печенье в виде аиста или его лапы. Дети выносили его во двор и ждали появления аиста, призывая его попробовать угощение. При этом обращались к аисту с просьбой о хорошем урожае. В Полесье печенье делали и в форме бороны, серпа, сохи, косы и других сельскохозяйственных орудий. «Соху» отдавали мальчику, чтобы он, когда вырастет, хорошо пахал, «серп» — девочке, чтобы она впоследствии была хорошей жницей.
Широкое распространение у восточных славян имеет обычай выпекать в середине Великого поста хлебцы в виде. Это печенье хранили до первого выезда в поле или до первого выгона скота. Считалось, что оно помогает при весенних работах: способствует будущему урожаю, охраняет при выгоне на пастбище скот и так далее. Поэтому с печеньем в форме креста выезжали пахать и сеять; его крошили в семена, подкладывали под порог хлева при выгоне скота, давали пастуху с собой на пастбище и пр. «Крестами» угощали и детей.
Обычай выпекать фигурное печенье характерен и для некоторых ритуалов семейной обрядности. Так, в Белоруссии невеста готовила в подарок жениху небольшой «месяц», в русских областях известно свадебное печенье «витушки» и т. д. Во время похорон в Могилевской губернии для умерших детей пекли печенье в виде птиц.
Постепенно роль печенья утратила свое обрядовое значение.
Список использованной литературы
Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Славянский и балканский фольклор. Верования, текст, ритуал. — М.: Наука, 1994. — С. 168-209.
Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с.
Сумцов Н.Ф. Обрядовое употребление хлеба. Харьков, 1885:
Интернетресурсы:
- http://rnv.rodnovery.com/index.php/2011-01-07-15-07-46/59-hlebivypechka
- www.zoodrug.ru/topic1663.html
http://www.povareshki.net/index.php?option=com_content&view=article&id=843&Itemid=934
- http://beejoy.ru/pchelinyie-retseptyi/42.-pechene-arhangelskie-kozuli.html
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Спасибо тебе, дедушка!
Нора Аргунова. Щенята
Сказка "Морозко"
Есть ли лёд на других планетах?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари