Писанка – что это?Искусство восковой росписи яиц или традиция украшать яйца в канун христианского праздника Пасхи? Какое значение имеет цветовое решение, узор или это просто желание автора сделать свое изделие красивее?
Цель работы: обобщить знания о таком виде декоративно-прикладного искусства, как восковая роспись яиц» в форме пособия, в который войдут наглядные, иллюстративные и информационные материалы с целью возрождения древнего славянского оберега «Писанка».
Вложение | Размер |
---|---|
pisanka.docx | 42.85 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г.Краснодара
Проект "Возрождение славянского оберега "Писанка"
Автор:
Винник Элиза, ученица 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 24
Научный руководитель:
Кочкина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара
Введение
Впервые писанку мы увидели в Доме детского творчества. Когда стали расспрашивать, выяснили, что традиция создавать расписные яйца пришла с Украины. Там живут наши бабушки. Родились наши родители, – значит, традиция создавать писанки – традиция наших предков. Мы решили подробно узнать о писанке и другим рассказать.
Писанка – что это? Искусство восковой росписи яиц или традиция украшать яйца в канун христианского праздника Пасхи? Какое значение имеет цветовое решение, узор или это просто желание автора сделать свое изделие красивее?
Цель работы: обобщить знания о таком виде декоративно-прикладного искусства, как восковая роспись яиц» в форме пособия, в который войдут наглядные, иллюстративные и информационные материалы с целью возрождения древнего славянского оберега «Писанка».
Задачи:
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Наши современники знают традицию красить яйца в канун христианского праздника Пасха, но оказывается, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. Ей уже около 5 тыс. лет.
Про блема или вопрос, подлежащий исследованию
Чем отличается яйцо, крашенное по христианским традициям и славянская писанка?
Гипотеза
Предположим, что эти произведения искусства имеют разные традиции и символики.
По дробное описание метода или плана исследования
- изучение степени популярности традиции изготовления пасхальных яиц среди сверстников и их семей,
- анализ сферы использования крашенных яиц в их семьях,
- возможные варианты оформления,
- степень знакомства со славянской писанкой.
Основная часть
ГЛАВА 1. Яйцо – прообраз Вселенной. Яйцо почиталось многими народами мира. Древнегреческий мыслитель Плутарх считал яйцо символом Творца вездесущего и все в себе вмещающего. В славянской традиции яйцо - источник и жизни и смерти. Древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. Представления о яйце как о микрокосме, восходят к глубокой древности: индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца; Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса: «Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая; Из яйца, из верхней части, стал высокий свод небесный....» [1, с. 75]. На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное - Землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся сломлю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело Землю, засветила Луна, родились планеты и звезды. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источник происхождения всего, что существует в этом мире. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.), в том числе и крашенные.
Поляки на Пасху окрашивают яйца не только в красный цвет, потому что верят, что это Дева Мария раскрасила яйца в разные цвета, чтобы развлечь божественного младенца. А в Австрии пасхальные яйца красят в зеленый цвет. В этой стране зеленый цвет символизирует Весну и Надежду. Шведы предпочитают желтый - цвет золота. Но самый распространенный цвет пасхальных яиц все-таки красный.
Обычай красить яйца. Об обычае красить яйца вспоминают в своих записях еще Ювеналий, Овидий и Плиний [400, с. 608]. Римляне использовали их в своих ритуальных играх и обрядах, считая атрибутом творца всей природы, существовал добрый обычай посылать друг другу окрашенные яйца в качестве подарка или поздравления. В Европу обряд попал от азиатских или семитских народов, в которых был обычай на новый год класть на стол крашенные яйца и дарить своим благотворителям. На Руси издревле красили вареные яйца в разные цвета во время, когда весна вступает в свои права. Это были как бы цветы Ярилы Бога. На тарелку клали яйца, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь. Пасха так же совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю.П. Миролюбова, Пасха получила универсальный характер - это и воскресение природы, обновление жизни. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху сохранилось в рукописи Х века из библиотеки монастыря Святого Анастасия в Греции [10, с. 14]. Но традиция красить яйца возникла задолго до христианства. Христиане ввели особую символику: яйца, окрашенные в красный цвет, символизируют кровь Христа. Но разные народы - разные легенды. Поляки верят, что это Дева Мария раскрасила яйца в разные цвета, чтобы развлечь божественного младенца. В Австрии пасхальные яйца красят в зеленый цвет, цвет, символизирующий Весну и Надежду. Шведы предпочитают желтый - цвет золота.
Способы оформления яйца. За многовековую историю крашенного и расписного яйца было изобретено множество способов его окраски и материалов для украшения. Но русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Связано это было в первую очередь с преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс. Яйца того времени не только деревянные, позолоченные или посеребренные и расписанные мастерами-живописцами, а также костяные резные яйца. Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Д. Виноградовым. Начиная со второй половины XIX века в оформлении пасхальных яиц появились традиционные религиозные пасхальные сюжеты («Сошествие во ад», «Воскресение» и др.), религиозная символика и атрибутика.
При царском дворе Алексея Михайловича обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентировании ритуал: «...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди», - писал Н. Костомаров. Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный. В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - более15000 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы. Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже, в изготовлении которых использовали драгоценные металлы и камни, соединившие пасхальное яйцо с ювелирным украшением.
ГЛАВА 2. Таким образом, в XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности, своеобразным видом декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Облик ювелирных пасхальных яиц изменялся с течением времени. «Писанки» и «крашенки», характерные для крестьянской среды, не были подвержены стилистическим временным изменениям.
После Революции, когда изготовление подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» и «писанками». Традиция изготовления «писанок» была сильна в западных районах Украины. Их «писанки» напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент «писанок» делится на геометрический, растительный и зооморфный (животные). Именно в орнаменте западноукраинских «писанок» сохранилось много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода, - треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, растения, петушки, коньки и т. д.
Современные художники щедро украшают деревянные сувенирные яйца росписью традиционных промыслов: крутецкая роспись, волховская, полховско-майдановкая, мезенская, холмогорская, гжель. Историк искусства М.Л. Ильин писал: «Это подлинное современное детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое». Нынешние пасхальные яйца делятся на тематические группы: религиозные, пейзажные, литературные (по мотивам былин, народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами.
Мы провели анкетирование среди одноклассников (Приложение 1). Анкета содержала 5 вопросов, в которых изучались следующие параметры: связь оформления яйца с определенным событием, наличие в семьях традиций, связанных с яйцом; разнообразие оформления яиц; традиционные подарки; степень знакомства современного школьника с писанкой. В анкетировании приняли участие 30 учащихся 4 класса школы № 24. Украшение яиц связывается только с христианским праздником Пасха (100 %). Традиционным занятием в христианский праздник в семьях наших одноклассников является крашенье яиц, зажигание свечей и изготовление куличей (69 %), на семейный обед или с гостями собираются 20 % опрошенных. Это свидетельствуют, что с крашеньем яиц связывают только христианский праздник Пасхи, но при этом это скорее семейный праздник, чем традиции верующих людей (в церковь принято ходить только 4 % семей). Украшать яйцо принято крашением в один цвет, как пищевыми красителями, так и натуральными (54 %), так же значительное количество людей освоили простые современные способы оформления пасхального яйца: наклейки, пленки (58 %). Причем 38 % ребят считают, что слово «писанка» относится к украшению яиц, 4 % ассоциируют это слова с понятиями «расписывать, рисовать», а 58 % затрудняются ответить. Таким образом, мы считаем, что многовековые традиции создания оберега «писанки» почти утрачены, их вытеснили простые современные наклейки и пленки. А так же забыты символики славянских письмен-пожеланий, значение узоров изучают только на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию. Наша работа станет источником возрождения древнего славянского искусства создавать доброе пожелание дорогим людям в виде послания-оберега.
Искусство писанки – это искусство восковой росписи яиц. Писанки — сырые яйца, изукрашенные символами-оберегами при помощи воска и краски. В отличие от вареных цветных крашенок, их не ели, а хранили целый год [10, с. 14]. Писанки делали не только к весеннему равноденствию, но и ко всякому подходящему случаю — их дарили как обереги на здоровье, любовь, богатство. Писанка - символ весеннего возрождения природы, зарождения жизни, продолжения рода. Превращать обычное куриное яйцо в волшебную писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, писачок (или писальце, кистка) для нанесения воска. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски - из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. При раскопках под Новгородом было найдено раскрашенное яйцо, и спектральный анализ показал, что возраст его более пяти тысяч лет [19, с. 41]. Значит, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить.
В быту восковая роспись яиц почти не сохранилась, а вот на Украине традиция писанки жива. Гуцулы считают, что раскрашивание пасхальных яиц вносит в мир гармонию. В Прикарпатье, где традиции уходит своими корнями в глубину веков и мастерство в изготовлении писанки до сих пор передается из поколения в поколение, в 2000 году открылся единственный в мире музей писанок - архитектурное сооружение в форме самого большого расписного яйца в мире. Музей был номинантом в конкурсе «7 чудес Украины». В настоящее время музей владеет коллекцией свыше 6000 писанок, представленных не только из различных областей Украины (Тернопольской, Львовской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Одесской), но также из Пакистана, Шри-ланки, Беларуси, Польши, Чехии, Швеции, США, Канады, Франции, и Индии. Некоторые экспонаты были изготовлены на границе ХIХ-ХХ веков.
Древние традиции. Наши предки называли Вселенную Поселённой, поэтому, расписывая яйцо, человек как бы населял его мирами. Узоры писанок возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой. Ее орнаменты – зашифрованные знаками священные письмена, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались сохранением традиций и изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. Народная мастерица З.Н. Иваницкая говорит: «Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами, - такова писанка... Она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания» [19, с. 24]. Такова писанка.
Роспись на скорлупе яйца - сложная композиция из символов, знаков и сочетаний цветов, которая несёт в себе определённый смысл. Яйцо делилось на сектора, в которых наносились узоры (Приложение 2). Писанка стоит в одном ряду с такими понятиями, как «спис» (вышитая языческая икона, хоругвь) и «запис» (обозначенное крестом дерево, под которым совершались жертвоприношения). «Запис» и «писанки» можно видеть на вышивках-списах XIX века из Орловской губернии России [17, с. 18].
Яйцо – дар богам. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. В росписи обрядовой писанки используется четыре ритуальных цвета (Приложение 3): белый — цвет небесной чистоты, солнечный желтый, символ жизни и богатого урожая, красный, несущий мир, лад и защиту и черный, означающий плодородие матери-земли [15, с. 20]. А если писанка делалась в подарок для человека, то цветовая гамма изменялась. Цвет писанок символичен: белый – цвет чистоты, божественного начала, голубой - цвет небесной Богоматери, божественного духовного знания, зеленый – здоровье, жизнь, красный – радость жизни, бордовый или коричневый – принадлежность к матери-земле, синий - связь с небом, черный - неизвестность, бесконечность. Любую писанку можно «прочитать», учитывая символику ее цвета и рисунка.
Предназначались писанки для дарения. Неряшливо расписанное яйцо силы не имело. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых, для этого служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало измельчить и закопать в землю или же бросить в воду, не то девушки будут рябыми, некрасивыми, в садах будет один пустоцвет. Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище [8, с. 26]. Через писанку знакомились и проявляли свои чувства: девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Писанка призвана была помочь всякой душе обрести свою половину. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой - жена. Девушка на выданье с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку для любимого, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой. В Болгарии такие писанки назывались «годенишками». В Чехии парни, требуя писанку, в шутку хлестали девчат вербными прутьями. В Белоруссии в Светлый Понедельник «ухажеры» пели песни под домами у девушек, и им причиталась писанка.
Тех, кто занимается росписью яиц славянской писанкой, называют писанчарки, и настоящая мастерица рисует сразу, не нанося предварительных контуров. Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались. Окунув яйцо в желтую краску, "яблоньку", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила священный заговор-молитву. Писала конкретно для каждого члена семьи, для родственника с пожеланиями чего-то хорошего. Цветы - женщине, которая хотела иметь детей, ёлочки - на здоровье, звёзды - на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком жёлто-зелёных тонов. От этих символов, передававшихся из поколения в поколение, отступать было нельзя. Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода [7, с. 119]. Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок. Мы взяли украинский текст и перевели значение символов (Приложение 4). Всё то из символов, что человек придумывал сам, уже не было писанкой. Называлось малеванка либо малявинка, и никакой силы такое яйцо не имело.
Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образ-ного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница. Конструкция орнамента представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов. В полях размещаются орнаменты - магические знаки-символы. Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и «распоясанные». Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Если орнамент-поясок делит поверхность яйца на два полушария по вертикали, то в такое поле может быть вписана звезда, крест или дерево. Если большие поля прерываются по экватору, меридиану, диагонали или радиусу, а орнаменты, чередуясь или повторяясь, размещаются в каждом из образовавшихся сегментов, то мы получаем новый рисунок из маленьких рисунков. И все здесь подчинено идее Мироздания, строения и сущности Вселенной. За разводом кругового типа через «поля-перервы» следует развод «переметная сума», тип "плетеница".
Все древние узоры можно разделить на группы (Приложение 5): солнечные знаки, растительные, животные, геометрические символы и христианские знаки (были добавлены после принятия христианства на Руси в Х веке).
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Инструмент для расписывания яиц воском в разных районах России и Украины называют по-разному: писальце, писачок, кистка (Приложение 6). Выглядит он тоже по-разному: это может быть расщепленное куриное перо, деревянная палочка, на конец которой привязывают металлическую воронку с дырочкой на конце для выхода воска. Писачок наполняют растопленным воском или нагревают металлический наконечник и окунают в растопленный воск, который и наносят на яйцо, непрерывно вращаемое в соответствии с характером рисунка. Трубочкой наносят основные линии рисунка. И когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми (Приложение 7). Затем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. Заполнение секторов и рисунка подарочной писанки сохранилась с обрядовой писанки (Приложение 8): ильчатое, заполнение сеткой, штриховка, заполненное точками. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. После этого нагревают яйцо, растапливают воск и снимают его, обтерев чистой салфеткой, - «писанка» готова. Так рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи. Первую писанку делали для родителей. Узор по древнеславянской символике означает пожелание им добра. Вторая писанка - закликание весны. Третий узор на богатство. Продавать писанку - грех, даровать - значило честь оказывать: «Писанки с мережками стали обережками, в них мечта записана, зло сбивает писанка» [3, с. 20].
При крашении использовались натуральные красители, смешивая которые, можно было получать разные цвета (Приложение 9).
Расписные яйца с применением воска в народе называли по-разному:
| название | характеристика | особенности |
Крашенки | Разноцветные однотонные яйца | На основе его делали писанку | |
Писанки | Яйца, имеющие роспись в соответствии с символикой и традицией | Специальными инструментами в определенной последовательности | |
Малеванка | Так называют яйца, расписанные с нарушением символики и традиций | ||
«Скробанки» | особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым «инструментом». | Может быть часть узора нанесена при помощи воска | |
Крапанка | если на общем цветном фоне обозначались крапинки другого цвета | Использовали церковную свечу | |
Крашенка-капанка | На яйцо, окрашиваемое по очереди в разные цвета, капается воск. В конце – снимается | Начальный цвет – желтый «яблонька» | |
Мучная крашенка | Начните нанесение воска с желтого цвета. Восковые капельки роняйте чешуйкой, так, чтобы потом красная горошинка выглядывала из-под желтой, зеленая - из-под желтой и красной... В конце погрузите яйцо в столовый уксус, разведенный пополам с водой. Через 20 минут извлеките яйцо и вымойте с мылом в холодной воде. Промокните, растопите воск. | Разноцветный горошек, точно выгравированный, будет рельефом проступать на белой поверхности яйца. |
Выводы
Таким образом, писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 5 тыс. лет. Наши современники знают только традицию красить и оформлять яйца в канун христианского праздника Пасха, но традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. Восходит традиция писанки к языческим временам, о чем свидетельствуют археологические находки в курганах, записи Ювеналия, Овидия и Плиния. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.
Роспись писанки - вид декоративного искусства у многих славянских народов. Узор имеет преимущественно геометрический или растительный орнамент, строго подчинённый форме яйца. Превращать обычное куриное яйцо в писанку в старину умела каждая славянская женщина. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимые движения в рисунке. В символике мало что изменилось, христианские знаки только добавились.
Современные мастера изобрели множество способов оформления подарочного яйца. Со временем оформление яйца видоизменялось, но облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменялся с течением времени, а «писанки» и «крашенки», характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным изменениям и уникальные традиции писанки сохранились до наших времен.
В данной работе мы обобщили знания о таком виде декоративно-прикладного искусства, как восковая живопись яиц. Создали пособие «Возрождение древнего славянского оберега писанка» (Приложение 10), в который вошли наглядные, иллюстративные и информационные материалы о традициях и магических свойствах оберега, систематизировали полученные знания в виде наглядных пособий и таблиц по символике, значению цветов и узоров; описали приемы работы с воском при окрашивании яиц, разработали технологические карты изготовления писанки. Это пособие стало нашим вкладом в возрождение древнего славянского оберега «Писанка».
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Сайты:
Военная хитрость
Лепесток и цветок
Усатый нянь
Музыка космоса
Под парусами