Египет – одна из древнейших цивилизаций. Достижения древних египтян прославлены на весь мир. Здесь на каждом шагу можно встретить архитектурный шедевр: роскошный храм или величественную пирамиду, молчаливого сфинкса или колоссальную статую. Во все времена они вызывали восхищение, интерес и множество вопросов.
Историки с давних пор пытаются разгадать тайны этой страны. Самой большой загадкой Древнего Египта были таинственные знаки, высеченные на стенах храмов и гробниц, написанные на папирусах. Многие ученые пытались расшифровать древние надписи, но ничего не получалось. Пока в начале XIX века не был найден еще один текст, высеченный на камне. Его стали называть Розеттский камень. Половина текста была написана на древнегреческом языке, а вторая - иероглифами. Французский ученый Франсуа Шампольон догадался, что это один текст, написанный на двух языках. Ученый обратил внимание на то, что некоторые слова в египетском тексте Розеттского камня обведены овалами. Тщательно высчитав, какие слова могли им соответствовать, он сказал себе: «А что, если это имена фараонов?» Он оказался прав. Вначале Шампольон прочитал имена Клеопатры и Птолемея, а за тем и весь текст.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 321.84 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
Тема проекта: «Тайная мудрость Египта. Письменность древних Египтян»
Тип проекта: исследовательский
Автор проекта: Гордеева Снежанна,
обучающаяся 7 «Г» класса
Наставник проекта: Майер Елена Рафитовна
учитель географии
г. Златоуст
2019г
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Возникновение египетской письменности. Древний Египет письменность…4
1.1 Древняя письменность египтян Путешествия во времени………………………….4
1.2 Возникновение египетской письменности …………………………………………..6
1.3 Письменность и знания древних Египтян…………………………………………….9
1.4 Как зародилась письменность в Египте………………………………………………9
Глава 2. Виды египетского письма………………………………………………………...10
2.1 Классификация иероглифов……………………………………………………………11
2.2 Исследовательская работа………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………………..15
Приложение…………………………………………………………………………………..16
Введение.
Египет – одна из древнейших цивилизаций. Достижения древних египтян прославлены на весь мир. Здесь на каждом шагу можно встретить архитектурный шедевр: роскошный храм или величественную пирамиду, молчаливого сфинкса или колоссальную статую. Во все времена они вызывали восхищение, интерес и множество вопросов.
Историки с давних пор пытаются разгадать тайны этой страны. Самой большой загадкой Древнего Египта были таинственные знаки, высеченные на стенах храмов и гробниц, написанные на папирусах. Многие ученые пытались расшифровать древние надписи, но ничего не получалось. Пока в начале XIX века не был найден еще один текст, высеченный на камне. Его стали называть Розеттский камень. Половина текста была написана на древнегреческом языке, а вторая - иероглифами. Французский ученый Франсуа Шампольон догадался, что это один текст, написанный на двух языках. Ученый обратил внимание на то, что некоторые слова в египетском тексте Розеттского камня обведены овалами. Тщательно высчитав, какие слова могли им соответствовать, он сказал себе: «А что, если это имена фараонов?» Он оказался прав. Вначале Шампольон прочитал имена Клеопатры и Птолемея, а за тем и весь текст.
Цель: Изучить историю возникновения письменности Древнего Египта
Задачи: 1. Рассмотреть систему египетского письма.
2. Проанализировать литературу по данному вопросу
3. Создать словарь египетских иероглифов и провести исследование
4. Сделать выводы.
Глава 1 Возникновение египетской письменности. Древний Египет письменность
1.1 Древняя письменность египтян Путешествия во времени
Как уже говорилось, наши далекие предки пользовались когда-то картинным письмом — пиктографией. Но затем они изобрели иероглифы — особые рисунки, имевшие значение только письменных знаков. Иероглифическое письмо было большим шагом вперед по сравнению с пиктографией. В древнем Египте было широко распространено красивое монументальное письмо на стенах храмов. Эти стены были сплошь покрыты всевозможными фигурами людей, животных, растений и разных предметов домашнего обихода. Монументальное письмо предназначалось и для украшения стен, колонн, обелисков. Поэтому все составляющие его изображения выполнялись особенно тщательно искусными мастерами, скульпторами или резчиками по камню.Сами египтяне умели читать, такие надписи, но путешественники-чужеземцы только удивлялись им и смотрели на составлявшие их иероглифы, как на знаки, в которых скрывалась какая-то особенная мудрость. Когда древнеегипетский язык был уже забыт и люди потеряли ключ к этому письму, в течение долгих веков оно оставалось полной и, казалось, навсегда погребенной тайной.
Снова прочли египетское письмо только в 19-м веке. Удалось это сделать талантливому французскому ученому Шампольону. Он разобрал иероглифические тексты после того, как возле города Розетты в Египте случайно была выкопана плита из темного камня — знаменитый Розеттский камень — с высеченной на нем надписью на древнеегипетском и древнегреческом языках. При помощи этого греческого перевода Шамполион добрался, наконец, и до смысла египетских знаков. Он начал их разбор с чтения царских имен, которые встречались в этой надписи и были хорошо известны грекам и греческим историкам. Имена эти — Птоломей, Клеопатра, Александр — относились к последней эпохе древнеегипетского царства. В эту позднюю эпоху — III и II столетиях до н. э. — египетское иероглифическое письмо уже настолько развилось, что египтяне создали, наряду с обычными иероглифами, также и алфавитные знаки для отдельных букв.
Розеттский камень.
Именно этими знаками они и пользовались, когда хотели написать собственное имя. Однако простые алфавитные знаки, выражавшие звуки речи, лишь изредка попадались в древнем египетском письме. Гораздо больше в нем было остатков картинного пиктографического письма. Иногда какое-нибудь слово писалось частью древним способом — картиной, а частью звуковыми знаками, изображавшими то целые слоги, то буквы. При этом по внешнему виду звуковые знаки ничем не отличались от изобразительных — всё писалось подряд. Даже порядок знаков в строке, которая шла или справа налево, или слева направо, или сверху вниз, не выдерживался строго: старались писать, располагая знаки как-нибудь покрасивее, так, чтобы не оставалось пустых мест, и чтобы вся площадь стены была покрыта изящной резьбой и живописью иероглифов. Все это делало письмо древних египтян крайне сложным и запутанным. Вот почему так долго не удавалось его прочесть.
Вот как на Розеттском камне было написано царское имя Птоломей:
Овальная рамка служила указанием, что внутри нее написано собственное имя, состоящее из отдельных букв. Что же нарисовано внутри? Квадратик, который должен был изображать дверь; под ним полукруг, изображающий каравай, хлеба; веревка, на которой завязан узел; лев, нарисованный вполне реалистично; какой предмет нарисован под фигурой льва, ученые до сих пор не могут догадаться; дальше изображены два стебля тростника, а последний рисунок тоже остается для нас неясным.Эти знаки имели для египтян того времени буквенное значение, и все имя читалось так: П — Т — О — Л — М —И — С. Букву И здесь надо понимать как Й; таким образом читаем: Птолмйс. Мы видим, что здесь выражен только один гласный звук О, все остальные звуки — согласные. Звук И тоже является согласным, так как сам по себе он не может образовать отдельного слога. В конце слова — звук С; это, по-видимому, греческое окончание, и имя звучало как «Птолмайс». Египетский царь, который носил это имя, жил во втором веке до н. э., а надпись на Розеттском камне была высечена в 196 году до н. э. (то есть 2209 лет назад).
Почему египтяне изображениям разных предметов придавали значения букв, обозначавших отдельные звуки? Они прибегали к небольшой уловке: рисовали, тот предмет, название которого в их языке начиналось с данного звука. Мы потом еще увидим, как с помощью этого остроумного приема люди выработали со временем настоящий, полный буквенный алфавит.
СКОРОПИСЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Кроме монументального письма на архитектурных памятниках у древних египтян довольно рано возникла также своего рода скоропись. И если трудно читать красивые настенные иероглифы, то еще во много раз труднее было разбирать эту скоропись. В монументальном настенном письме мы видим фигуры животных, людей, различных предметов — все это изображено вполне ясно, почти про любую фигуру можно сказать, что это такое. А в скорописи, которая писалась тростниковым пером с помощью краски на папирусе (тонких пластинах из стеблей особого растения, заменявших тогда бумагу), отдельные знаки превращались в такие же малопонятные закорючки, какие многие из нас привыкают писать вместо букв нашего алфавита.
В этих закорючках невозможно узнать ни фигур людей, ни изображений птиц, животных или растений. Тем не менее, такое сложное и запутанное письмо пользовалось тогда широким распространением; профессиональные писцы умели составлять и читать скорописные иероглифические документы и тексты. Разумеется, искусство писца было тогда очень трудным делом, и кто готовился к этой профессии, несомненно должен был долгие годы учиться, запоминая все знаки и их сочетания. (Можно сказать, что древнеегипетские писцы были как компютерные программисты в наше время).
В древнюю эпоху, задолго до появления алфавитных знаков, египтяне выражали различные понятия почти исключительно символическими рисунками. Вот один такой рисунок:
На нем изображено что-то очень странное и смешное: сосуд, похоже что глиняный, с ногами. Так египтяне выразили понятие «нести»; человеческие ноги «несут» то, что положено в сосуд. Надо отдать справедливость, что выражено это понятие здесь довольно остроумно и легко для понимания. А вот во что превратилась эта картинка в египетской скорописи:
Здесь мы видим два непонятных изображения, и если бы мы не знали, что они должны обозначать «сосуд с ногами», мы никак не могли бы об этом догадаться. Между тем в скорописи на папирусе именно так изображали понятие «нести». Первое из приведенных изображений еще не достигло, предельного сокращения, а последнее, относящееся к более поздней эпохе, сохранило в себе только какой-то слабый намек на первоначальный рисунок. Достаточно сказать, что вместо двух «ног» писец, здесь ставил только одну точку.
1.2 Возникновение египетской письменности
В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую.
Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляла собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являлись картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов.
Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического письма, употреблявшаяся при составлении юридических и деловых документов. Её особенностью является связанность знаков, в отличие от иероглифической системы, где каждый знак пишется отдельно. Иератическими знаками писали на легких материалах — папирусе, коже, глиняных черепках, ткани и т. п.
Демотическое письмо, еще один вид скорописи. Оно возникло примерно в 600г. до н.э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов.
Основным письменным материалом являлся папирус. По своим качествам лист папируса очень близок к листу бумаги. Его можно было склеивать в свитки любой длины. Ученые долгие годы пытались разгадать секрет древних мастеров. Он должен был быть простым, так как папируса требовалось много.Папирус раньше обильно рос в болотистых районах Нижнего Египта, где теперь его нет. Он играл в Египте огромную роль: из него изготовляли веревки, корзины, картонаж, плетенки, лодки и т.д., но главная ценность - изготовление материала для письма. Папирус рос очень быстро, давая новые побеги круглый год. По берегам Нила были густые заросли папируса высотой до 2 - 3 метров.
Собирали папирус ранним утром, затем отвозили в мастерскую. Привезенные стебли складывали на землю и, прежде чем палящее солнце успевало подсушить их, быстро нарезали на большие куски. Затем мастера специальными ножами осторожно сдирали зеленую кожицу со стеблей, обнажая мягкую белую сердцевину. Теперь сердцевину надо было разрезать вдоль на несколько тонких полосок, но очень точно и осторожно. На специальном ровном столе полоски укладывали в ряд, слегка в нахлест, на кусок плотной ткани, тщательно подгоняя друг к другу. Поверх первого ряда, поперек него, клали второй, точно такой же ряд полосок. Все это покрывалось тонкой материей хорошо впитывающей влагу, и в течение часа или двух работники непрерывно колотили по ней деревянными молотками, стараясь ничего не сдвинуть с места. Затем они осторожно клали на ткань легкий пресс и оставляли на несколько часов. За это время сок, выступивший из папируса, крепко склеивал полоски, и они превращались в сплошной лист тонкой белой бумаги. Когда лист просыхал, его аккуратно нарезали на куски и склеивали в полосы разной длины, обычно от метра до двух, но нередко хозяин мастерской получал заказы и на очень большие папирусы - до двадцати метров. Папирус разглаживали круглыми гладкими камнями или лопаточками из слоновой кости, чтобы тростниковое перо могло легко двигаться по нему, сворачивали в трубочки и перевязывали шнурами. На следующий день его везли на продажу.
Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. Некоторые книги получались до сорока метров.
Единственная проблема с египетской письменностью - проблема, стоявшая перед учеными почти 2000 лет, состояла в том, что до самого начала 19-го столетия ни один человек не мог ее понять. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари. Кажется нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухтысячелетние искания привели к тому, что все же тайны египетского письма были раскрыты. Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова.
На рисунке представлен фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы №31664 из FieldMuseumofNaturalHistory (Чикаго) эпохи Среднего царства. На нем приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):
Рассмотрим разъяснение данной надписи.
Верхняя строчка:Здесь три одноконсонантных знака:
d d - глагол «говорить», .f – местоимение-суффикс3 л. ед. ч. Таким образом, вся группа читается:d d.f , что значит «говорит он».
Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером».
В 1799г. в Розетте, неподалеку от Александрии в Египте, был найден большой черный базальтовый камень, с записью декрета фараона Птолемея 5. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским, оказался одной из наиболее важных находок для египтологов, поскольку он содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. Сопоставляя греческий и иероглифический тексты, француз по имени Ж.Ф. Шампольон сумел в конце концов разгадать тайну иероглифов. Это произошло в 1822г. Последовавший затем перевод письменных документов дал нам огромное количество информации о Древнем Египте.
1.3 Письменность и знания древних Египтян
Люди с большим интересом относятся к тайнам своей цивилизации. Мифы, легенды, сказки – все это с трепетом и уважением передается из поколения в поколение.
И одной из таких тайн всегда считались письменность и знания древних египтян.
Современному человеку невдомек, как при тех примитивных технологиях, которыми владели древние общества, египтяне смогли добиться таких значительных успехов в области анатомии и архитектуры.Все наслышаны о чудесах египетских пирамид и о мумиях фараонов Египта. Но мало кто задумывается, что кроме этих диковинок, Древний Египет подарил человеческой цивилизации самый главный подарок – письменность.
Масштабы знаний, накопленных человечеством за многовековую историю существования, колоссальны. Мы владеем практически всеми технологиями, которые позволяют обществу динамично развиваться и преодолевать цивилизационные трудности.
А началось все с того, что древние люди нашли способ передавать накопленное знание из поколения в поколение, запечатлевая его на письме. Исключительно благодаря этому изобретению древних египтян современный человек достиг нынешних высот.
1.4 Как зародилась письменность в Египте
Основой египетской письменности является рисуночное письмо, или пиктография (каждое слово изображалось в виде рисунка – изображение ног означало «идти» и т.п.). Египтяне стремились зарисовать то, что хотели запомнить. Так возникли знаки-рисунки.
Со временем рисунки стали изображать не только отдельные слова (солнце, дом, быка и т.п.), но и слоги (звуковые сочетания).
Египетская письменность представляла собой набор знаков, передающих звуки произносимых слов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов (иероглифическое письмо). В египетском языке было более 700 иероглифов.
Время возникновения
Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н.э. Как развитая система сложилась ко времени Среднего царства.
Глава 2. Виды египетского письма
Иероглифическая письменность. Она представляет собой расположенные в определенном порядке картинки, которые снабжены знаками-инструкциями, указывающими на то, как нужно читать представленную группу иероглифов. Иероглифами оформлялись боковые части египетских табличек, на которых изображались сцены из мифов и давались пояснения о запечатленных событиях. Позже иероглифами покрывались стены египетских строений, их архитектурные части и даже посуда. Иероглифическое письмо стало базой для развития многих направлений в архитектуре и живописи.
Иератическое письмо. Чиновники и жрецы со временем научились сокращать громоздкие иероглифы до курсивных форм, которые уже чем-то напоминали современную письменность. Таким письмом составлялись государственные бумаги и велись летописи. Украшать храмы этим видом письма запрещалось, так как оно не имело сакрального смысла, а годилось только для бытовой жизни.
Демотика. Вид письма, который возник в самую последнюю очередь, когда египтяне уже умели не только считать, а и производили сложные вычисления, пользуясь замысловатыми египетскими формулами.
Демотическое письмо развилось благодаря вхождению в повседневный обиход египтян иератической письменности. Знаки письма приобретали более упрощенные очертания. Демотикой было удобно пользоваться для быстрого записывания больших текстов и для написания литературных произведений.
Только с появлением демотического письма в Древнем Египте обучение мальчиков в школах приобрело массовый характер. До этого обучались только избранные.
Начальные письменность и знания древних египтян во многом похожи на письменность и знания древних славян. И тот факт, что наши предки не украшали иероглифами те места, где они поклонялись своим богам, еще ни о чем не говорит.Древнеславянское руническое письмо имеет те же корни, что и египетские иероглифы. Это символическое изображение на твердых поверхностях визуальных черт предметов окружающей действительности. Использование растительных материалов как средства для сохранения записей, а также многие другие схожие основы дают общую почву для изучения двух этих культур.
2.1 Классификация иероглифов
Все иероглифы можно разделить на четыре группы:
1. Иероглифы-буквы которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлись и местоимениями. | |
- это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т.е. слог. | |
3. Иероглифы-слова -один или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не всегда совпадало с суммой звуков, которые обозначали иероглифы. | |
эти иероглифы буквально означают то, что они изображают. |
Сколько иероглифов в египетском письме? Во времена Нового, Среднего и Старого царства знаков было примерно 800. При греко-римском правлении их насчитывалось уже более 6000.
Какие еще надо знать правила для чтения и письма египетских иероглифов? Их не много:
2.2 Исследовательская работа
Я провела исследование, что знают о древней письменности мои одноклассники и задала им следующие вопросы
Всего в классе детей | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос |
24 | 15 | 17 | 0 |
И получила следующие результаты: что из 24 человек знают что такое иероглифы только 15 человек это 65 % класса, на вопрос кто писал этими иероглифами ответили только 17 человек это 70% класса, а вот на вопрос как они выглядят ни один не смог ответить, Делаем вывод, что учащиеся имеют представление о письменности древнего Египта, но написать ничего не смогут, так как нет знаний о иероглифах.
Заключение
Конечно, можно сегодня написать отдельные фразы или даже предложения, но пользоваться иероглифами для постоянных записей невозможно. В большинстве современных языков существуют удобные для чтения и письма алфавиты. К тому же у египтян нет знаков, которые бы означали понятия, без которых мы не могли бы сегодня жить: компьютер, чипсы, джинсы и многое другое. Так что иероглифы – это интересная, но все- таки история.
Литература
Приложение
Амента — этот символ обозначает Подземный мир, или Царство мертвых.
+
Анкх — крест с кольцеобразным навершием, символ вечной жизни.
Уас — этот символ силы и власти состоял из раздвоенной внизу палки, которая вверху кончается головой собаки
Пет — этот символ изображает небо в виде вогнутой крыши, подобно тому, как небо словно прикасается к горизонту.
Ше — этот символ обозначает бассейн с водой.
Сехем — символ власти в виде проявления божественной силы.
Иеб — этот символ олицетворяет сердце.
Небу — этот символ олицетворял золото, которое считалось божественным металлом и рассматривалось как плоть богов.
Хет — этот знак символизирует лампу либо светильник на подставке
В Китае испытали "автобус будущего"
Прекрасное далёко
Как нарисовать лимон акварелью
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Император Акбар и Бирбал