Проект «История развития русского языка и его роль в сохранении национальной идентичности»
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 210 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Научно-исследовательская работа
на окружную научную конференцию
молодых исследователей
«Шаг в будущее»
в 2019 году
«История развития русского языка и его роль в сохранении национальной идентичности».
Выполнил: Угланов Глеб,
ученик 8 класса
Руководитель: Юрьева М.А.,
учитель русского языка и литературы
П.г.т. Новоаганск, 2019 год.
Вид проекта: исследовательский, среднесрочный.
Этапы работы над проектом:
«История развития русского языка и его роль в сохранении национальной идентичности»
Угланов Глеб Николаевич
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район,
п.г.т. Новоаганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Аннотация
В проекте представлены самостоятельные научные исследования теории и практики русского языка, содержащие методы наблюдения, анкетирования учащихся, изучения и обобщения информации, абстрагирования современного русского языка, анализа и синтеза процессов его изменения, индукции и дедукции, обеспечивающих силлогизм национальной идентичности, как способа сохранения русской самобытности. Целью проекта является выявление этапов развития русского языка, его роли в сохранении национальной идентичности.
Осуществлен системный анализ методологии причинно-следственных связей по выявлению подмены менталитета русского человека. Описаны взаимосвязи языка с культурой, мышлением человека, определены способы сохранения национальной идентичности, намечены пути постепенного приобщения учащихся и родителей, педагогов к сбережению тысячелетнего лингвистического и литературного опыта. Научное исследование рекомендовано для школьников, студентов, педагогов, а также для всех граждан нашей страны, интересующихся вопросами живого русского слова.
Проблема утрачивания русского менталитета обществом еще не осознана, поэтому ученые не имеют конструктивного подхода к ее решению, но мы видим явное осознание проблемы духовенством, которое уже начало работу с молодежью в данном направлении, но охват, к сожалению, очень мал и остается в границах прихожан храмов и учащихся воскресных школ.
Так как же еще современную молодежь привлечь к сбережению национальной идентичности, главное, какими средствами вызвать осознание этой необходимости в них самих, чтобы бездуховность не привела к потери единства нашего общества?
Мы предлагаем в своем проекте ряд мероприятий, который будет только
началом в решении столь глобальной проблемы.
«История развития русского языка и его роль в сохранении национальной идентичности»
Угланов Глеб Николаевич
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Нижневартовский район,
п.г.т. Новоаганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
План исследований:
В связи с мировым прогрессом в развитии науки и техники в русский язык приходит огромное количество заимствованных слов. Как следствие интенсивного использования иноязычных слов молодежью, происходит подмена понятий, наблюдается искажение мышления русского человека, что может привести к утрате национальной идентичности.
На основе этого осмысления мы решили провести эксперимент, состоящий из анкетирования. В нем приняли участие учащиеся из 5-9 классов, которым были заданы 8 вопросов на тему истории русского языка и его влияния на национальную самобытность.
В школе приняли участие в опросе 78 человек из 5-9 классов:
Результаты эксперимента (анкетирования) показали, что
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся не знает историю русского языка, и тем более не имеет представления о связи культуры, языка и мышления человека.
Из-за таких отрицательных результатов в качестве ликбеза я решил создать исследовательский проект, его темой стала «История развития русского языка», но при участии с ним на мероприятиях, я понял, что эта тема узка, и тогда, сформулировав новые цели, создал проект «История развития русского языка и его роль в сохранении национальной идентичности»
Задачи проекта:
Объект исследования: Русский язык.
Предмет исследования: Зависимость национальной идентичности от языка.
Гипотеза: Знания о прошлом русского языка помогут развивать и сохранять культурные особенности родной речи и обеспечить целостность традиций народа.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность молодежи в сохранении исконно русских языковых, культурных и православных традиций, как главных факторов определения национального самосознания.
Значение ожидаемых результатов: Заинтересованность молодежи в сохранении русских традиций поможет вызвать чувство гордости за народ, патриотизм, подъем социальной активности, обеспечивающий незыблемость национальной идентичности.
Актуальность проекта на сегодняшний день: При интенсивном использовании молодежью иноязычных слов, наблюдается тенденция искажения мышления русского человека, что может привести к утрате национальной идентичности.
Главная идея проекта: XXI век стал веком информатизации и автоматизации, появление новой техники, развитие информационных технологий и внедрение их в различные отрасли, порождает новые слова, и, чтобы не заимствовать массово их у других языков, искажая менталитет человека и подвергая утрате русского самосознания, стоит лучше разобраться в истории эволюции нашего языка и придумать им аналоги в рамках сохранения языковых традиций, обеспечивающих национальную идентичность.
Выявляя причинно-следственные связи современной моды, глобализации, и их влияние на мысли, характер, менталитет русского подростка, мы пришли к выводу, что молодежь погружается в чужую культуру, забывая о своей, чтобы избежать ответственности за свои поступки, следовать бездуховности, отстраниться от нравственных законов православного общества. Анализируя речь школьников, мы заметили, что традиционная составляющая языка утрачивается, подменяясь на чужую. Наблюдение за процессами изменения языка дало понять: исконно русская речь не в моде! Изменения необходимы, но они должны проистекать из практической общественной деятельности, передаваемой из поколения в поколение, выступающей одним из регуляторов общественных отношений, то есть базироваться на собственной культуре.
Все вышеизложенные наблюдения, методы индукции и дедукции, позволили нам синтезировать теорию с практикой, основанной на совершенной русской классической литературе. Путем отбора отрывков из художественных произведений, раскрывающих величие семейных ценностей, понятия благодарности, патриотизма, милосердия, героизма, роли веры человека, уклада русской жизни, нравственных принципов, нашей тысячелетней истории, мы сформировали практический материал для проведения Недели сохранения русского языка, в день празднования славянской письменности (ежегодно предпоследняя неделя мая).
«История развития русского языка и его роль в сохранении национальной идентичности»
Угланов Глеб Николаевич
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район,
п.г.т. Новоаганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Научная статья
Введение.
Национальная идентичность.
Народ, не имеющий
национального самосознания,
есть навоз, на котором
произрастают другие народы.
Пётр Столыпин
Менталитет - способ мышления, склад ума, мировосприятия; умонастроение народа, общественной группы, личности.
Национальная идентичность или национальное самосознание — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.
Основная часть.
1.Корни национальной идентичности.
Национальная идентичность появилась в результате длительной биологической эволюции, для того чтобы отличить людей друг от друга, не мешая их в единую серую массу, ведь человек делится на нации как животное на виды. Наша, русская национальность – одна из уникальнейших во всем мире, мы славимся богатырской силой, гениальной смекалкой, отвагой и мужеством. Но ничто не может так точно описать народ, как язык. И в этом мы, русские, не уступаем никому. Наш язык по праву считается одним из лучших, иностранцам он дается с трудом, ведь в языке отражена душа человека, и лишь некоторые люди, долго прожившие среди русских, могут прочувствовать в себе глубину русской души.
Но в последнее время эпоха глобализации буквально день за днем сокращает ценность традиций, сохранение языка, один из важных факторов национального самосознания, меркнет. Эта катастрофа не обошла нас стороной. Сейчас культурное обогащение из грамотного выбора иностранных вещей перешло в бездумное копирование всего и вся. Итогом такого плагиата будет развал национального самосознания русского народа.
2.Национальная идентичность как фактор сохранения этноса.
Национальная идентичность является одним из главных факторов национального самосознания и этноса, так как она - основа единого мышления народа и сплоченности нации. До тех пор, пока народные общины желают сохранять свою культурную особость, пока они ставят свою национальную идентичность выше классовых, конфессиональных или региональных отличий, существует и нация. Сохраняя национальную идентичность, мы сохраняем этнос.
Эрнест Ренан еще в XIX в. предложил очень удачную метафору, сравнив существование нации «с ежедневным плебисцитом» [1], (форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения) - действительно, пока мы солидарны с нашими согражданами, пока мы держимся на схожих верованиях, ценностях, мы остаемся членами одной нации.
На сегодняшний день мы наблюдаем отступление от языковых традиций, избирая для своей речи слова иноязычного происхождения, стремясь другую культуру сделать модной в своей стране, таким образом, пытаясь бездумно перенять чужие национальные особенности, не задумываемся об искажении собственного самосознания.
Отступление от традиций влечет за собой искажение менталитета русского человека, утрату особенностей характера, искоренение самобытности. Это может проявляться в интенсивном бесцельном использовании иноязычных слов, в подмене мышления, ориентированного на западную культуру, в смешении понятий, в искажении традиционных и православных ценностей русского человека.
Данная проблема обществом еще не осознана, поэтому ученые не имеют конструктивного подхода к ее решению, но мы видим явное осознание проблемы
[1] Эрнест Ренан, «Что такое нация?», http://az.lib.ru/r/renan_z_e/text_1882_chto_takoe_natzia.shtml
духовенством, которое уже начало работу с молодежью в данном направлении, но охват, к сожалению, очень мал и остается в границах прихожан храмов и учащихся воскресных школ.
Но где как ни в школе сталкиваются с этой проблемой ежедневно?
Учителя-филологи, психологи ежечасно борются с последствиями данной проблемы, но, все более и более погружая в мир художественных произведений, находят непонимание и психологический барьер, так как о ценности классики они слышат только на уроках русского языка и литературы, и совершенно с обратным сталкиваются в семье, когда между чтением книги и просмотром телевизионных программ даже не ставится выбор, интуитивно исключая первое. Потеря интереса к чтению русской художественной литературы, отсутствие мотивации к саморазвитию посредством классической литературы – все это негативно сказывается на грамотности современной молодежи, влечет за собой отсутствие ценностных ориентиров, заложенных писателями в поэзии и прозе.
Ценности нарушены, не впитаны с взрослением, а из этого следует потеря национальной идентичности, отсутствие формирования национального самосознания.
К сожалению, общество на сегодняшний день удаляется от воспитания книгой, но сосуд не может оставаться пустым, именно поэтому он наполняется из других источников.
Человек не может существовать без стереотипов. Что брать современной молодежи за основу своих идеалов? Откуда тогда современная молодежь перенимает образы, традиции и привычки в речи? Средства массовой информации являются источником создания у молодежи клипового мышления, ориентируя на запад. Происходит подмена менталитета. Чем приманивает иная культура, забирая или поглощая умы современного общества? Бездуховностью!
Еще с XIX и XX века идет тенденция отдаления человека от церкви, порождая пустоту мышления, оправдывая это мнимой свободой, легкостью, безответственностью. Вера всегда являлась главным нравственным ориентиром народа, задавала народу моральные и духовные ценности, тем самым отречение от веры влечет за собой отречение от нравственных законов. Безнравственное общество теряет целостность, потому что лишается объединяющих факторов. Таким образом, человек привыкает жить безответственно, легко, а материальные ценности становятся главенствующими, вытесняющими духовные, что приводит к невероятной конкуренции, зависти, злости, подлости и концепции отношений по собственной выгоде. Теряются дружеские качества, честность становится неактуальной, доброта и нравственность становятся настолько редкими, что кажутся неестественными, порой ловят на себе насмешки и высокомерные взгляды. А это искусственно для сознания
русского человека. Значит русская идентичность утрачивается, перестает существовать? Что тогда является силой разрушения менталитета русского человека?
Так как люди отходят от православных традиций, они наполняют себя иным: культурой Запада, Востока, приобщением к организациям и течениям с ложными ценностями. Немецкий филолог-языковед Вильгельм фон Гумбольт писал: «каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг. Оттуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». [1] Наблюдая за современной молодежью, спокойно перенимающей фразы вроде «Go», «Okey», «Hi» становится ясно, что люди стоят на границе двух языковых кругов, отчего не понятно, с кем имеешь честь разговаривать – с русским или представителем другой нации?
«Русский- значит православный. Русский человек без Бога - дрянь, а не человек» - как говорил Ф.М. Достоевский еще в XIX веке.
Веками сложившаяся национальная идентичность является незыблемой основой русского православного общества. О важности религии в развитии цивилизации и национальной идентичности пишет в своем труде «Психология народов» французский социолог, психолог, историк и антрополог Гюстав Лебон. «Среди различных идей, руководящих народами и составляющих маяки истории и полюсы цивилизации, религиозные идеи играли слишком преобладающую и слишком основную роль, чтобы не посвятить им отдельной главы» - так звучит начало одной из глав книги Лебона,[2]
Историк, Павловская А. В., в своей статье «Влияние православия на русский характер»[3] говорит: «С религиозностью связаны и многие особенности русского характера. Отношение к вере и особенности православия не могли не оказать влияние на уклад русской жизни, на мировосприятие русского человека, его отношение
___________________________________________________________________________
[1] Вильгельм фон Гумбольдт, «5 гипотеза лингвистической относительности», http://www.libma.ru/jazykoznanie/vvedenie_v_jazykoznanie_kurs_lekcii/p69.php
[2] Гюстав Лебон, «Психология народов», https://e-libra.ru/read/497411-psihologiya-narodov-i-mass.html
[3] А. В. Павловская, «Влияние православия на русский характер», http://national-mentalities.ru/diversity/russkij_nacionalnyj_harakter_i_mentalitet/pavlovskaya_a_v_vliyanie_pravoslaviya_na_russkij_harakter/
к окружающему миру и людям.»
Что же включает в себя православное мышление, на каких качествах человека основано православие?
Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.
Отрадно наблюдать за сохранением православных ценностей при принятии политических решений в современной России, а именно, проявление милосердия по отношению к нуждающимся, попавшим в беду странам, в умении быть смиренными и не отвечать злом на зло, прощать обидчиков и сострадать им. В школы вернулось сочинение по литературе, погружающее выпускников в бездну тем и вопросов, поднимаемых писателями, введен курс «Основы православной культуры», внедрено Итоговое собеседование для 9-х классов, позволяющее присмотреться к родному языку, использовать его огромные ресурсы, ценна нравственная основа сочинения и текстов для изложений на основном государственном экзамене по русскому языку - это уже первые шаги к сбережению нашего национального колоритного и самобытного самосознания и языка!
3.Роль языка в сохранении национальной идентичности.
Несомненно, что такие явления, как культура и язык, тесно связаны. Однако следует сказать, что эта взаимосвязь не так проста, как кажется на первый взгляд.
Точки соприкосновения языка и культуры это:
Главное, язык и культура тесно связаны с процессами коммуникации (общения людей), с формированием личности человека, а значит общества в целом.
4. Как культура влияет на национальные языковые особенности?
Язык отражает и национальные особенности каждого народа (его ментальность).
Существуют теории, в основе которых лежит следующее положение: язык обуславливает способ мышления говорившего на нем народа. Так, например, у народов севера есть достаточно много слов, которые обозначают такое явление, как снег. Как мы знаем, в русском языке для этого существует только одно слово. Из существования подобных фактов делается вывод о том, что разные народы по-разному видят одни и те же предметы, один и тот же мир.
Считается, что у каждого народа есть так называемые ключевые слова (они наиболее часто употребляются, используются в пословицах и поговорках), в которых отражается дух народа. Например, для немецкой культуры такими словами являются внимание, порядок, точность.
Полный список ключевых слов русского языка еще не установлен, но хорошо известно, какую важную роль в нашем языке играют слова душа, судьба, тоска, интеллигенция.
Итак, язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание людей, говорящих на нем, формирует их картину мира.
5. Может ли незнание лингвокультурных особенностей того или иного языка стать препятствием в общении?
В русском языке есть слово пожалуйста, однако в бытовом общении оно не столь частотно. Мы говорим так не всегда и не так уж часто.
Сопоставим синонимичные пословицы разных народов, сделаем вывод о том, как отражается менталитет в этих пословицах:
Дышать одной ноздрей (кит.). Идти в одну ногу (рус.).
При том, что эти пословицы синонимичны, мы можем сказать, что сопоставление слов дышать — идти, ноздря — нога, можно сделать вывод о том, что для китайцев важнее не единство движение, как для русских, а единство духа.
По песне узнаешь птицу (франц.), Птица узнается по тому, как она клюет (исп.), Птицу узнают по полету. (рус.)
И хороший стрелок может промахнуться. (англ.), И хороший конь спотыкается. (араб.), Тигр и тот иногда может задремать. (кит.), И обезьяна падает. (вьетн.), И на старуху бывает проруха. (рус.)
По пословицам и поговоркам, несомненно, очень легко определить, чем какой народ дышит, что считает самым важным и ценным.
6.Практическая значимость проекта.
Так как же еще современную молодежь привлечь к сбережению национальной идентичности, главное, какими средствами вызвать осознание этой необходимости в них самих, чтобы бездуховность не привела к потери единства нашего общества?
Мы предлагаем в своем проекте ряд мероприятий, который будет только
началом в решении столь глобальной проблемы:
Школа:
Район:
Округ:
Выводы:
Источники:
http://velikayakultura.ru/russkiy-yazyk/yazyik-i-kultura
Шум и человек
Любимое яичко
Если хочется пить...
Сила слова
Весёлая кукушка