Данный «метод игры» будет очень полезен ученикам. Так, даже в игре ребята не будут забывать про правила нашего языка, будут учиться. И мы очень надеемся, что благодаря нашей викторине у ребят поднимется интерес к родному языку.
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra.pptx | 2.23 МБ |
Слайд 1
СВОЯ ИГРА Интеллектуальная викторинаСлайд 2
Введение Никому не секрет, что человечество за последнее время шагнуло далеко вперёд. Мы летаем на самолётах, хотя когда-то это считалось невозможным, пользуемся смартфонами и иными гаджетами, расплачиваемся в магазинах банковскими картами. Мы, не выходя из дома (с помощью Всемирной паутины), даже можем попасть в любой уголок планеты. Возьмём в пример даже обычные школы. Теперь вместо привычных бумажных дневников ученики пользуются электронными, каждый кабинет оснащён компьютером (а то и несколькими) и интерактивной доской. Вот и мы решили не отставать от времени, а шагать с ним в одну ногу. Именно поэтому мы темой нашего проекта взяли создание интерактивной игры. Мало того, что эта игра будет проста и понятна в использовании, так и учителям не придётся носить с собой миллион различных бумаг с заданиями, а дети , играя, смогут не только весело провести время, но и получить много новых знаний, а самое главное, усвоить их. Мы хотим представить вниманию общественности данную игру, ведь она способна научить некоторым нераспространенным и малоизвестным правилам русского языка. Мы считаем нашу работу полезной и как никогда актуальной, ведь в последнее время, с развитием информационно-коммуникационных технологий, люди стали меньше задумывается об орфографии, ведь сейчас во многих операционных системах компьютеров и телефонов изначально установлены специальные программы по автоматической коррекции неправильно написанных слов; орфоэпии, в основном все переписываются в социальных сетях, где совсем необязательно знать как произноситься то или иное слово; фразеологизмах и других средствах художественной выразительности, гораздо проще написать простое нераспространенное предложение, чем красивую сложную фразу. Безусловно, это замечательно, что человеку можно держать меньше информации в голове с такими технологиями, но про родной язык тоже нельзя забывать. Ведь заметьте, люди в устной речи часто неправильно ставят ударения в словах, например, неправильно склоняют существительные, употребляют много слов-паразитов, а что уж говорить про переписки в социальных сетях. Многие совершенно забывают о точках, запятых, тире, неправильно пишут слова, полагая, что ни к чему писать грамотно, «это же всего лишь соц. сети, на уроках русского языка буду писать правильно». Так что мы уверены, что данный «метод игры» будет очень полезен ученикам. Так, даже в игре, ребята не будут забывать про правила нашего языка, будут учиться. И мы очень надеемся, что благодаря нашей викторине у ребят поднимется интерес к родному языку .
Слайд 3
Цель работы Создание интерактивной викторины по русскому языку для учащихся 7-9 классов, с помощью которой ученики смогут подготовиться к олимпиадам, повторить уже изученный материал или усвоить новый. Задачи Изучить печатную литературу и Интернет-издания по данной теме; Научиться работать с такой компьютерной программой, как PowerPoint ; Реализовать творческие способности, при создании викторины; Научиться из огромного количества информации отбирать нужную; Создать интересную, увлекательную викторину, которая поможет ученикам закрепить пройденный материал и узнать много нового о своём родном языке. Целевая аудитория Учащиеся 7-9 классов Сроки реализации проекта Январь 2019г. – апрель 2019г .
Слайд 4
Продукт проектной деятельности Интерактивная викторина по русскому языку «Своя игра » Ожидаемые результаты Создание интерактивной викторины, которая бы помогла учащимся подготовиться к олимпиадам Повышение интереса к родному языку; Использование игры на уроках русского языка в нашей гимназии , а возможно, и в других школах; Повышение успеваемости ; Помощь учителям в организации уроков.
Слайд 5
Орфография 200 400 600 800 Фразеологизмы 200 400 600 800 Морфемика и словообразование 200 400 600 800 Фонетика и орфоэпия 200 400 600 800 Другое 200 400 600 800
Слайд 6
КОНЕЦ ИГРЫ
Слайд 7
Расставьте ударения в словах: Жалюзи Баловать Вероисповедание Начата Мусоропровод Щавель Ответ
Слайд 8
Жалюз и́ Балов а́ ть Вероиспов е́ дание Начат а́ Мусоропров о́ д Щав е́ ль
Слайд 9
Сделайте транскрипцию (фонетическую запись) предлога БЕЗ в составе конструкций: без дома, без вкуса, без шапок, без жюри, без счётчика, без году неделя. Ответ
Слайд 10
б’из ( дома) б’ис ( вкуса) б’иш (шапок ) б’иж (жюри ) б’ищ ’ ( счетчика) б’эз (году)
Слайд 11
Ответ Назовите 3 фразеологических оборота, в состав которых входят числительные.
Слайд 12
Первый встречный; Второе дыхание; Девятый вал; На два слова; За семью печатями; Седьмое небо; На одно лицо; Семь пядей во лбу; Убить двух зайцев; Два сапога – пара; Одним махом; За тридевять земель; С емь пятниц на неделе и т.д.
Слайд 13
Ответ [j а p’( р’ь ) ты што ́ з’д’е ́ лл / а он гът д’ис’т’и ́ т’н н’ихрашо ́ плуч’и ́ лъс ’] П рочитайте транскрипцию:
Слайд 14
«Я говорю: ты что сделал, а он говорит: действительно, нехорошо получилось»
Слайд 15
Ответ Объясните значения фразеологизмов: Пироги с котятами Уйти несолно хлебавши Танцевать от печки
Слайд 16
Пироги с котятами - катастрофическое положение дел. Уйти несолоно хлебавши - ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. Танцевать от печки - говорят о людях, у которых привычка действовать по затверженному сценарию заменяет знания.
Слайд 17
Ответ Объясните значения фразеологизмов: Андроны едут Бирюком жить Не пришей кобыле хвост
Слайд 18
Андроны едут - чепуха, ерунда, полная бессмыслица. Бирюком жить - быть отшельником и замкнутым человеком. Не пришей кобыле хвост - совершенно не нужный, не к месту .
Слайд 19
Ответ Вставьте пропущенные буквы: С А.С. Иванов…м С Чарли Чаплин…м С Чарльзом Дарвин…м С Бернгардтом фон Бюлов …м С Рудольфом Вирхов…м С Б.П. Птицын…м
Слайд 20
С А.С. Иванов ы м С Чарли Чаплин о м С Чарльзом Дарвин о м С Бернгардтом фон Бюлов о м С Рудольфом Вирхов о м С Б.П. Птицын ы м
Слайд 21
Ответ Назовите как можно больше слов с непроизносимыми согласными. 1 слово = 50 баллов *да, это немного не по правилам, ну да ладно
Слайд 22
К рестник, крестница, частник, окрестность, местность, тростник, вестник, участник, лестница, агентство, прелестница, сверстник; С трастный, ненастный, окрестный, частный, местный, тростниковый, яростный, корыстный, неизвестный, ненавистный, прелестный, поверхностный, доблестный, областной, властный, горестный, целостный, уместный, грустный, пристрастный, костный (отвар), постный, устный, перекрёстный, безжалостный, захолустный, бесчестный; Д ипломантский, гигантский, дилетантский, абонентский, комендантский, спекулянтский; совестливый, участливый, завистливый, хвастливый, счастливый, жалостливый; поздний, поздно, припоздниться, праздник, праздничный, праздновать, праздность, упразднить, упразднённый, наездник, наездница, сердце, под уздцы, голландский, шотландский, шотландка, бездна, бороздчатый, громоздкий; З дравствовать, здравствуй(те), здравствующий, чувствовать, чувство, чувствительный, чувствительность, явствовать, явственный, явственность; П астбище, хрустнуть, свистнуть (свистеть), хлестнуть, расистский, ландшафтный.
Слайд 23
Ответ Какой предлог употребляется с родительным, винительным и творительным падежом?
Слайд 24
Предлог «С» употребляется с Р.п ., В.п . и Т.п .: спросить с дочери, ростом с дочь, прийти с дочерью.
Слайд 25
Ответ Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка: Беспреце … дентный инци … дент . В полицейском участке и… дентифицировали скомпроме … тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю … ктура , – конста …тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».
Слайд 26
Беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, конъю н ктура, констатировали.
Слайд 27
Ответ Озвучьте названия жителей различных городов России: Архангельск Владивосток Йошкар-Ола Тобольск Майкоп Омск Энгельс
Слайд 28
Архангельск – архангелогородцы Владивосток – владивостокцы Йошкар-Ола – йошкаролинцы Тобольск – тоболяки Майкоп – майкопчане Омск – омичи Энгельс – энгельситы
Слайд 29
Ответ Замените переведенные английские идиомы на русские фразеологизмы: Быть упрямым как мул Гнаться за многими кроликами Родиться с серебряной ложкой во рту
Слайд 30
Быть упрямым как мул – Быть упрямым как осёл; Гнаться за многими кроликами – Гнаться за двумя зайцами; Родиться с серебряной ложкой во рту – Родиться в рубашке.
Слайд 31
Ответ В севернорусских говорах встречаются такие формы: нёсу ́, вёду ́, по́лё , иди́тё . 1. Каким словам современного русского языка соответствуют эти формы? 2. Назовите это фонетическое изменение, которое происходит в диалектных формах.
Слайд 32
1. Несу, веду, поле, идите. 2. Ёканье
Слайд 33
Ответ В какие из приведённых ниже слов НЕ нужно вставлять букву «Ё»? Ж…лоб Включ … нный Аф … ра Гвозд …м Заворож … нный Ч… рно -бурый Голол … дица Углубл … нный Мелоч … вка
Слайд 34
Аф е ра; Голол е дица; Мелоч о вка (Изначально – через «Ё», но правило было пересмотрено, теперь рекомендуют писать через «О»).
Слайд 35
Ответ Что изучают данные разделы языкознания? Ономастика Топонимика Этимология Морфология Орфоэпия Словообразование
Слайд 36
О номастика – имена собственные. Топонимика – происхождение географических названий. Этимология – происхождение слов. Морфология – части речи и их формы. Орфоэпия – нормы русского языка, правильное произношение слов, грамотное употребление слов и выражений . Словообразование – структура слов, их деление на части.
Слайд 37
Ответ В каких словах допущены орфографические ошибки? Бюллетень; Мозаика Продюсер; Флюрография Экономкласс ; Терасса Воскресение; Координально Скрупулёзный; Экстремальный Подскользнуться ; Исподтишка Интиллигент ; Прецедент Дермантин ; Ветреный
Слайд 38
Фл юр ография Флю о рография Те р а сс а Те рр а с а К оо рдинально К а рдинально По д скольлзнуться По ск ользнуться Инт и лл е гент Инт е лл и гент Дерма н тин Дерм ат ин
Слайд 39
Ответ Укажите стили речи предложений : 1. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. 2. Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! 3. Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности. 4. Сидоров , используя красную краску, написал на моем заборе ряд нецензурных слов и скрылся. 5. Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю!
Слайд 40
Художественный Публицистический Научный Официально-деловой Разговорный
Слайд 41
Ответ Выделите суффиксы в словах: Горошина Снежинка Виноградинка Икринка Соломинка Мандаринка
Слайд 42
Горош -ин- а Снеж -инк- а Виноград -ин- ка Икр -инк- а Солом -ин-к- а Мандарин -к- а
Слайд 43
Ответ Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем ? ( Дайте ответ на вопрос и обоснуйте его)
Слайд 44
Нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни - пшен - и -пшениц- . (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).
Слайд 45
Ответ Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?
Слайд 46
Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер ( егите ) + уши беруши
Слайд 47
Ответ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов. 1 слово = 100 баллов Пример: Лежебока (лежать на боку) *да, это немного не по правилам, ну да ладно
Слайд 48
Горемыка ( горе мыкать) Вековечный ( на веки вечные ) Злободневный (на злобу дня) Безбашенный (без башни) З ахоботать ( в зять за хобот ) Пустопорожний (переливать из пустого в порожнее) Кровопийца (кровь пить) Головоломный (голову ломать) Опростоволоситься ( явл . фразеологизмом в виде слова) Губошлёп (шлёпать губами) Тарабарить (разводить тары-бары) Закадычный (залить за кадык) Дуракаваляние (валять дурака) Подкаблучник (ходить под каблуком) Малолетство (с малых лет) Зубоскалить (скалить зубами) Угробить (вогнать в гроб) Наладиться (пойти на лад) Живоглот (ж ивьём есть) Смотаться (сматывать удочки) Насобачиться (собаку съесть) Одурачить (оставить в дураках) Взбелениться (белены объесться)
Белый лист
Шум и человек
Два Мороза
Три загадки Солнца
Растрёпанный воробей