Исследовательская работа по теме "Памятники, хранящие историю моего села"
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatniki.doc | 70.5 КБ |
Тема: «Памятники, хранящие историю села»
Каждый день жители нашего села, дети спешат на работу, в школу и просто по делам. Они проходят мимо памятников. Я тоже каждый день по дороге в школу прохожу мимо памятника Ленину или как мы его называем «Ленин дедушка». Однажды меня заинтересовало, кем и когда был сделан этот памятник, и в каком году появились другие памятники в нашем селе.
Так появилась тема моей работы «Памятники, хранящие историю села».
Цель моей работы - узнать историю возникновения памятников в селе.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Объект: памятники села Гэгэтуй.
Предмет: история создания памятников.
Гипотеза: я предполагаю, что памятники села воздвигались не случайно, а по какому-то важному для всей страны, села поводу, посвящены историческим событиям, героям труда, войны.
В своей работе я использовала следующие методы:
- изучение документов, фотографий
- беседы с жителями села
- работа с музейными экспонатами
- экскурсии
- фотографирование
- работа с материалами интернет - ресурса
Считаю, что исследовательская работа «Памятники, хранящие историю села» имеет практическую значимость. Собранный материал может использоваться учителями и учащимися на уроках истории, на классных часах, при подготовке внеклассных мероприятий о земляках. Материал рассчитан для широкого круга читателей, которые интересуются историей своего села, района, республики.
II. Основная часть доклада
Памятники села Гэгэтуй
Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят по -разному. Филолог назовет памятником «Слово о полку Игореве». Для историка памятником будут берестяные грамоты, трон Ивана Грозного. Искусствовед назовет памятники архитектуры – старинные строения и сооружения. В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества. А если памятник увековечивает важное историческое событие, например, победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса и др., то его обычно называют монументом (хотя в точном переводе слово «монумент» тоже обозначает памятник). Монумент в отличие от памятника более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также барельеф, стела (вертикальная плита с надписью или рельефным изображением), архитектурное сооружение.
Памятники – это свидетели исторического прошлого. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.
В моем селе есть много памятников. Один из главных памятников – это памятник в честь воинов, которые не вернулись домой с Великой Отечественной войны.В 1967 году по просьбе всех жителей села, ветеранов войны было решено в парке возле школы воздвигнуть памятник в честь односельчан, не вернувшихся с войны.
По воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны Норбоева Даши-Доржи Ванчиковича памятник был сделан и привезен из города Ленинграда. На задней стороне памятника высечены фамилии и имена тех людей, которые погибли, защищая нашу Родину. Всего там фамилии, имена, отчества 146 человек. Среди них и мой прадедушка – Пагбаев Жимбэ Цыренжапович.
По воспоминаниям моей бабушки Пагбаевой Марии Батуевны, мой прадедушка был очень образованным, трудолюбивым человеком. В 30-годах стал одним из организаторов колхозного строительства, работал бухгалтером в колхозе, затем в районном комитете партии. В армию призван по общей мобилизации и проходил службу в 21-м запасном кавалерийском полку Забайкальского фронта. Затем учился в дивизионной школе снайперов. Полученные знания, умения быстро пригодились в бою с немецко-фашистскими захватчиками, счет убитых им врагов перевалил за сотню. Каждый день, когда его часть находилась в обороне, Жимбэ Цыденжапович уходил к переднему краю, долгими часами терпеливо выжидал цель. Жимбэ Цыденжапович в боях с немецкими оккупантами проявил храбрасть, мужество, бесстрашие и инициативу. Однажды вечером, возвращаясь в часть, он столкнулся с группой немцев, но Жимбэ Цыденжапович не растерялся: пятеро упали сраженные наповал, а оставшихся троих он заколол в рукопашной схватке. Прославленный снайпер геройски погиб весной 1943 года в Белоруссии. Мой прадедушка был награжден: Орденом Красной Звезды и Орденом Красного знамени. Одна из новых улиц нашего села носит его имя.
К сожалению, не сохранились имена авторов этого памятника, имена людей, которые устанавливали этот памятник.
Каждый год, в День Победы, все жители села собираются около памятника, чтобы вспомнить тех, кто не пришел с войны. Здесь ветераны войны возлагают венки в память о погибших. Мы тоже благодарим наших ветеранов, показываем им концерт, вместе с ними почитаем всех воевавших минутой молчания..
В 2005 году на средства, собранные жителями села Гэгэтуй, была воздвигнута мемориальная доска памяти ветеранов Великой Отечественной войны, умерших в мирное время. На мемориальной доске выбиты 143 фамилии. Среди этих фамилий есть также фамилия моего деда – это Пагбаев Чимит – Дамба. Открытие мемориальной доски состоялось 9 мая 2005 года.
Мы следим за состоянием памятника, мемориальной доски. Каждый год вместе с учителями белим, убираем территорию вокруг памятника.
В центре села стоит памятник Владимиру Ильичу Ленину. По рассказам моей мамы, Владимир Ильич Ленин был великим человеком своего времени, его имя носили пионерские и комсомольские организации, колхозы, совхозы. В каждом селе, городе стояли памятники Ленину. Раньше в нашем селе тоже был колхоз имени Ленина, который славился на всю республику. Памятник Владимиру Ильичу Ленину в нашем селе стоит в двух местах. По рассказам наших учителей, возле этого памятника детей принимали в пионеры. В день рождения Владимира Ильича Ленина здесь возлагались венки, цветы, проходили митинги.
Еще один памятник расположен в местности Хотогор. В 1987 году жителями нашего села здесь воздвигнут обелиск памяти Чулу Раднаева. По словам моей мамы, Чулу Раднаев был первым председателем Гэгэтуйского хошунского исполкома. По воспоминаниям сверстников, а также знающих его людей, он был очень целеустремленным, образованным по тем временам человеком. Свободно владел русским языком, писал и читал на старомонгольском. Одним словом, слыл в своей долине всесторонне развитым человеком. Когда дошла до наших краев весть о свержении царя и взятии народом власти, когда вовсю шли разговоры о том, что отныне не будет ни бедных, ни богатых, Чулу Раднаев без раздумий встал на сторону советской власти и вел активную агитационную работу, стал одним из проводников политического влияния среди населения.
Летом 1921 года по территории нашего района сновали белогвардейские отряды барона Унгерна. Однажды Чулу Мункуевич, возвращаясь с работы домой, лицом к лицу столкнулся с отрядом бандитов и был убит.
Цыден – Еши Бальжиевна Раднаева, 1898 г.р., соседка и родственница Чулу об этом злополучном дне оставила такое воспоминание:
- Наша семья жила не так далеко от дома Чулу Раднаева. К тому же все мы, живущие здесь, были близкими родственниками, и жили одной большой семьей. В тот день полудня, когда мы занимались обычными домашними делами, вдруг собаки тревожно залаяли, и мы увидели, что идет война, и мы даже не зная кто такие эти люди – белые или красные, ибо в глаза не видели ни тех, ни других, сильно испугавшись, мы спрятались кто куда.
Как раз в это время, к своему несчастью, Чулу приближался на телеге к нашей юрте. Появившиеся неожиданно из – за бугра всадники сразу же направились к нему и задержали его. Чулу по натуре своей был человеком горячим, резким на слова. Как поняла, он переругался с ними. На некоторое время эти пришлые люди учинили ему допрос. Может эта встреча для Чулу и прошла бы без беды, но был в этом белогвардейском отряде человек, хорошо знающий его. Этот человек и выдал Чулу. Только об этом мы, конечно, узнали попозже.
Наблюдая из – за щелей юрты, мы видели, как эти люди затолкали дулами ружей Чулу, повели к одному человеку, сидевшему на пеньке. Находившийся рядом другой человек, отобрал рабочую книгу у Чулу и стал внимательно перелистывать. Затем, переговорив между собой, сняли с него самого кушак (матерчатый длинный пояс), заломили и связали руки. И стали его избивать. Чулу закричал, что они разбойники, убийцы и т.д. Унгерновцы, продолжая избивать, повели его под конвоем.
Недалеко от речушки Хотогорка белогвардейцы разбили лагерь. Сюда – то они привели Чулу. Допрашивали, измывались над ним, пытали. В ту ночь он погиб от рук жестоких врагов. Изуродованное его тело, они выбросили в лесной чаще.
Бегавшие в то время еще десятилетними мальчишками Базар Домбоев и Жамбал Абидуев, из – за любопытства увязавшись за взрослыми и видевшие своими глазами это страшное зрелище, эту расправу над председателем хошуна – исполкома тоже оставили потом свои воспоминания. По их словам, белогвардейцы у Чулу Раднаева выкололи глаза, вспороли штыком живот и после, расчленив его тело, бросили как падаль, хищникам.
Скрываясь от возмездия, преследуемые красногвардейцами, и не имея права на существование, остатки банд барона Унгерна выместили всю ярость на Чулу Раднаеве и двинулись дальше в строну Капчеранки. Но по дороге попали в засаду и были разгромлены красногвардейцами.
К сожалению, в Гэгэтуйской долине людей, связанных кровными узами с Чулу, т.е. прямых его наследников, практически нет, если не считать детей его двоюродных братьев. Сын его Дамдин, 1919 года рождения, еще в конце 30 – х годов был признан на действительную службу и в годы войны пропал без вести. Дочь Таржад, 1914 года рождения и дожившая до преклонных лет, имела только одного сына. Говорят, что этот единственный внук Чулу был образованным, интеллигентным человеком. Но, работая военным служащим, дослужив до звания майора в г. Чите, он молодым скоропостижно скончался от коварной болезни.
Религиозные сооружения села Гэгэтуй
В нашем селе находится один из больших дацанов нашей республики. В 1937 году дацан был полностью разрушен. И через много лет, в 1989 году, жителями села, района было решено вновь возродить дацан. Началось его активное строительство. Сейчас на территории дацана много дуганов, где проводятся молебны, люди приезжают помолиться. На территории дацана находятся много сооружений, имеющие свое значение в буддизме.
В последнее время много строятся субурганов. В Гэгэтуе на горе «Эхин толгой» жителями села построен субурган. Каждый день жители села по очереди зажигают лампады, чтобы наше село процветало, а люди были счастливы.
В местности «Айрагта» также построен субурган. Каждое лето, в назначенный ламами день, все жители села собираются для почитания духов местности. Здесь собираются и дети, и взрослые, люди приезжают отовсюду. После молебна, почитания духов местности начинается праздник. Народный ансамбль песни и танца «Баяр» показывает концерт, проводится борьба и конные скачки.
В 25 километрах от нашего села находится Аршаан. Это место, где есть аршаны для лечения глаз, сердца, почек. В летнее время там отдыхают жители не только нашего села, но и из других сел. Также летом отдыхают ученики нашей школы с 5 по 11 классы. Это очень красивое место, окруженное деревьями, речкой со студеной водой. На Аршане есть субурган. По дороге на Аршаан расположена пещера «Агын нухэ”. По воспоминаниям старожилов, в этой пещере скрывались ламы от своих преследователей. Эта пещера стала местом, которое посещают отдыхающие на Аршаане.
Я думаю, что со временем все эти сооружения, станут памятниками, хранящими историю нашего села.
III. Заключение
История села Гэгэтуй наполнена знаменательными событиями и связана с именами жителей села. Эти события находят отражение в памятниках истории. Все памятники в нашем селе не случайны, они имеют свою историю, автора. Памятники - это произведения искусства, созданные для увековечивания памяти об определенных событиях и людях, они являются культурной частью нашего села, народа. Это «живое» напоминание о прошлом: о войне и победе, о жизни и смерти, о выдающихся людях и событиях.
В конце своей работы я сделала вывод, что памятники прошлого являются частью нашей жизни. Они воспитывают в нас чувство любви к Родине и гордость за своих земляков.
Я думаю, что в других селах нашего Джидинского района немало памятников, посвященных знаменитым людям и событиям. Я хочу узнать о них больше, поэтому я продолжу свою исследовательскую работу.
IV. Список использованной литературы
Список информаторов
Извержение вулкана
Есть ли лёд на других планетах?
Под парусами
Как нарисовать небо акварелью
Два морехода