Исследовательская работа на тему "Баян и гармонь"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Баян и гармонь" | 463 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования муниципального района Краснокамский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа- интернат среднего (полного) общего образования им. Героя Советского Союза Ш.Сулейманова с. Новый Каинлык»
муниципального района Краснокамский район
Исследовательская работа
От гармошки до баяна
Выполнили: Сабирьянов Радик,
Сабирьянова Диляра,
обучающиеся 2 класса
МБОУ «Школа- интернат
среднего(полного)
общего образования
им. Героя Советского
Союза Ш.Сулейманова
с.Новый Каинлык»
Руководитель: Шайхразиева З.Г.
с.Новый Каинлык - 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………3-4
Глава I.Гармоника - удивительное изобретение времени.
Глава II. Баян – русский народный инструмент.
2.1. Изготовление первого баяна……….………………….…………… 12
2.2. Баян в наше время …………………………….……………………..12-15
2.3 Разновидности баяна. …………………………………………..…….……15
2.4 Баян в годы Великой Отечественной войны……………………………..16
Глава III. Гармонисты в моем окружении.
3.1Таланты нашей семьи. ………………………………………………………17
3.2 Социологический опрос. ………………………………………………18-19
Заключение………………………………………………………………..…20
Литература. …………………………………………………….……………21
Введение
Что значит для нас музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного - это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь россиян, во все времена слушалась с удовольствием.
С музыкой мы знакомы с самого детства. Дело в том, что наш отец играет на гармони. Он гармонист – самоучка. А старший брат окончил музыкальную школу по классу «баян». В нашем доме часто можно услышать звучание этих инструментов. На первый взгляд нет практически никакой разницы между этими двумя музыкальными инструментами. Оба имеют меха, которые нужно тянуть туда-сюда, у обоих какие-то кнопочки справа и слева… Вот мы решили побольше узнать про эти музыкальные инструменты и провести небольшое исследование.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей, воссоздание и сохранение этих традиций – одна из важнейших задач нашего времени.
Сегодня этот вопрос наиболее актуален, так как повсеместно идёт процесс глобализации, утраты национальной культуры, национальных традиций.
Тема нашего исследования «От гармошки до баяна».
Цель работы:
Исследование истории возникновения и развития гармони и баяна.
Задачи:
1.узнать, когда и как появился гармонь и баян;
2.выяснить происхождение названия «баян»;
3.познакомиться с видами гармони и баяна;
4.повысить свою музыкальную культуру.
Предмет исследования: язычковые музыкальные инструменты.
Объект исследования: музыкальные инструменты гармонь, баян.
В нашей работе использовались следующие методы:
-изучение литературы;
-беседа;
-опрос;
-наблюдение;
-поиск информации в сети Интернет.
Гипотеза
Предположим, что предшественник баяна был изобретен несколько тысяч лет назад.
Допустим, что первый инструмент появился в России.
Возможно, что мои сверстники не проявляют интерес к баяну.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Гармоника - удивительное изобретение времени.
Только взял боец трехрядку
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Это «Василий Теркин» Твардовского. А сколько еще стихов, да и песен, и шуточных и лирических, посвящено гармошке. Без этого инструмента и его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов.
Гармонь, более точно – гармоника, является предшественником баяна. Где, как и когда появилась первая гармоника? Считается, что гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго- Восточной Азии еще три тысячи лет назад. Но никто не мог объяснить, почему первые гармоники так долго формировались: от шэна три тысячи лет, и вдруг всего за 200 лет появился огромный пласт музыкальной культуры – гармонной.
Китайский шэн
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А.М.Мирек в течение 55 лет собирал и изучал гармоники и материалы по истории их возникновения. Ему удалось доказать, что шэн не может быть непосредственным предшественником современных гармоник, так как источником звука у него является надрезной язычок, а у гармоники – свободно проскакивающий. Этот новый способ звукоизвлечения изобрел в 1780 году универсальный органный мастер Ф.Киршник, живший и работавший в это время в Петербурге, и тем самым положил начало появлению первых гармоник. Никто не видел, как выглядит первая гармоника, остались только ее отрывочные описания. По этим описаниям Мирек и восстановил общего предка нынешних баянов и аккордеонов. Инструмент совсем не похож на обычный: он устанавливался на стол, и на нем играли, как на маленьком пианино – только для получения звука кто-то должен был растягивать меха.
Инструмент Киршника быстро обрел популярность. В начале XlX века образовалось целое семейство подобных инструментов: оркестрионы, фисгармонии, концертины, гудящие флюгеры - эоловы арфы, губные гармоники.
Губную гармонику сконструировал берлинский мастер Ф.Бушман в 1821г. При настройке органов и фортепиано он пользовался инструментом собственной конструкции – маленькой коробочкой, в которой под напором вдуваемого ртом воздуха звучал язычок, издавая тон определенной высоты. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята инструментом, и он вделал в эту коробочку мехи. Теперь во время работы он ставил инструмент рядом с собой, растягивал мехи кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мехи подавали воздух на язычок. Обе руки мастера оставались свободными, и, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Потом Бушман догадался, что инструмент можно снабдить несколькими язычками для настройки разных тонов, а чтобы язычки не звучали одновременно, оснастить их клапанным механизмом. А еще позже мастер понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента. Форму, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. И хотя позже Бушман пытался осуществить свой замысел и сделать ручную гармонику, получилось у него нечто примитивное, вроде детской игрушки. И вот одна из таких игрушек в 1829 г. попала в руки венскому органному мастеру К.Демиану.
Он усовершенствовал ее, придав меховой камере современную форму и создав основные элементы конструкции, сохранившиеся до нашего времени: корпус (левый и правый), соединенный с меховой камерой. Инструмент был назван аккордеоном, и на нем уже можно было играть – правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Аккордеон Демиана имел по пять кнопок в левой и правой клавиатуре. Под названием “аккордеон” подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Другими видами гармоники были концертина, появившаяся в Англии почти одновременно с инструментом К. Демиана, и бандонеон, сконструированный в Германии в 40-е годы XlX века. Оба инструмента отличались от аккордеона отсутствием готового аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре, на которой так же, как и на правой, можно было исполнять мелодию.
1.2.Путешествие в Россию.
Как же ручная гармоника попала в Россию?
В Россию ручные гармоники привозили купцы, моряки, артисты. Очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.
В июле 1830 г. один из них, Иван Сизов, купил на Нижегородской ярмарке немецкую однорядную гармонь. Привез домой и первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал копию, которая не уступала в качестве звучания зарубежному оригиналу. Затем в домашней мастерской продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов.
Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением, а через десять лет налаживается кустарное производство, и не только в Туле. Возникают новые производства в Вятской, Новгородской губерниях, а позднее и во многих других: Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани.
Первые гармоники, изготовлявшиеся по иностранным образцам, были однорядные, в правой клавиатуре имели от пяти до десяти клавиш, а в левой клавиатуре две клавиши – бас и мажорный аккорд.
Русские мастера внесли в их устройство существенное изменение – перевернули планки с язычками другой стороной к клапанам, тем самым они поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Такая гармоника стала называться русской (с русским строем), или тульской гармоникой.
Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе.
1.3.Разновидности гармоник.
Во второй половине XlXв. в России получают распространение как однорядная, так и двухрядная гармоники, причем множатся и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее подлаживают и переиначивают под свои напевы. Так, помимо тульской появились саратовская (с колокольчиками в басах), ливенская, бологоевская, елецкая (с рояльной клавиатурой), касимовская, череповецкая, ржевская, вятская, и другие гармоники.
Саратовская гармоника по строю и
количеству звуков (8-10 клавиш) была
близка тульской. Для левой руки была
добавлена третья клавиша (подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах.
Череповецкие гармоники (черепашки)
отличались от тульских крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Эти гармоники получили широкое распространение в конце XIX начале ХХ в.
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.
В этот же период (70-е годы XIX в.) сибирскими мастерами была изготовлена
сибирская гармоника, подобная ливенке.
Звукоряд мелодии располагался в одном ряду (15 клавиш), в басовой части - в два ряда (12 клавиш).
Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование. В 1871г. гармонист-самоучка
Н.И.Белобородов сконструировал хроматическую гармонику с двухрядной правой клавиатурой, издававшей разные звуки на сжим и разжим.
В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя (венская гармоника).
В конце 90-х годов XIX в. появились хромки. Назывались они первоначально «северянки», впоследствии, через 15—20 лет, получили название «хромки» вследствие их сходства с хроматическими гармониками (баянами), в которых звуки при смене движения меха не менялись. Хромка — двухрядная диатоническая гармоника; на правой стороне — сначала 21 кнопка, затем долгое время — 23; на левой стороне — 12 кнопок, дающих басо-аккордовый аккомпанемент, но в последние десятилетия установился стандарт: 25 кнопок на правой и 25 — на левой.
С самого начала своего существования гармоника стала развиваться одновременно по двум направлениям: как инструмент для массовой забавы, выпускаемый в огромных количествах, и как инструмент для музыкального исполнения, изготовляемый обычно на заказ и с каждой новой моделью совершенствующийся. Первая категория служила материальной основой гармонного промысла, вторая — стимулировала эволюцию гармоники как музыкального инструмент.
Глава II. Баян - русский народный инструмент.
2.1.Изготовление первого баяна.
Своим появлением баян, обязан талантливому русскому мастеру – конструктору Петру Стерлигову. Он умел настраивать инструменты, делать невиданные по качеству корпуса и меха гармони, производить искуснейшую отделку каждого своего инструмента. Но, чтобы появился баян, к этому делу приобщился еще один талантливый русский человек. Выдающийся музыкант- гармонист Яков Федорович Орланский- Титаренко славился по всей России. Виртуоз ощущал недостатки хроматической гармоники, ограниченность ее технических и тембровых возможностей. Постоянные поиски привели его к Петру Стерлигову, которому он рассказал о своих мечтах. Мастер сделал по заказу музыканта инструмент с четырехрядной клавиатурой собственной системы, которая впоследствии получила название - петербургской. Инструмент имел 52 кнопки в правой и сто кнопок в левой клавиатуре. Звучание его было превосходным. Я. Ф. Орланский - Титаренко просто не выпускал его из рук, наслаждаясь прекрасным, чистым звуком. Оба они, и мастер и виртуоз, были довольны и назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца, персонажа из поэмы «Слово о полку Игореве» Бояна- баяном.. А вообще Боян это славянский языческий бог музыки и поэзии.
Было это в1907 году, с той поры и существует на Руси баян! К сожалению, этот первый инструмент Я.Ф. Орланского - Титаренко и П. Стерлигова не сохранился, он погиб в Ленинграде в 1942 году.
2.2 Баян в наше время.
Со второй половины 30-х годов баян становится самым массовым музыкальным инструментом в быту и музыкальной самодеятельности населения, вытесняя постепенно гармонику. Его конструкция стабилизируется.
Новый этап в развитии инструмента наступает в 50-е годы. Сначала появляется баян с готово-выборным аккомпанементом. Затем, в 1951 году московскими мастерами Ф. Фигановым и Н. Селезневым по заказу баяниста Ю. Казакова изготавливается первый многотембровый баян.
Юрия Ивановича Казакова заслуженно называют артистом-первооткрывателем. С концертов Казакова началось интенсивное развитие академической сферы в жанре сольного исполнительства на баяне. Наконец, Казаков положил начало триумфальному шествию русского баяна по всей планете. И глубоко закономерно, что именно этот музыкант первым из советских баянистов был удостоен почетного звания народного артиста СССР.
В 1960 году ведущий конструктор Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов В.Колчин создает баян “Россия”, ставший наиболее распространенным инструментом среди концертирующих баянистов в 60-е годы.
В 1970 году В.Колчин изготовил новый концертный баян “Аппассионата”. На этой же фабрике работал и другой выдающийся конструктор баянов Ю.Волкович. В 1962 году он разработал первый в стране тембровый инструмент с ломаной декой серийного производства “Солист”. В 1970 году Ю.Волковичем был изготовлен четырехголосный готово-выборный баян “Юпитер”, инструмент поистине редкой судьбы. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий он остается наиболее популярным и широко распространенным как среди концертирующих баянистов, так и среди учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. На нем наши музыканты одержали большинство побед на международных конкурсах, инструмент приобретают зарубежные музыканты. По мнению многих специалистов, “Юпитер” представляет собой наиболее совершенную конструкцию многотембрового готово-выборного баяна. В 1974 году “Юпитер” получил Большую золотую медаль и диплом I степени на Лейпцигской ярмарке.
Помимо разработки и совершенствования концертных многотембровых готово-выборных баянов расширяется ассортимент, создаются новые конструкции серийных инструментов. Здесь в первую очередь надо выделить появление в 1965 году двухголосного готово-выборного баяна “Рубин” на Кировской фабрике музыкальных инструментов. Сконструированный талантливым мастером Н.Самоделкиным, этот баян сыграл большую роль в популяризации готово-выборного инструмента и расширении обучения на нем в музыкальных школах и училищах в конце 60-х и в 70-е годы. Оригинальные конструкции инструментов были разработаны и специалистами Тулы - старейшего центра по производству гармоник. В 1974 году там создается баян “Левша” (авторы Ю.П.Маторин и В.В.Проскурдин), награжденный бронзовой медалью и дипломом ВДНХ. Также в Туле были изготовлены такие известные многотембровые готово-выборные баяны, как “Тула-401”, “Мир”, “Русь”. Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма баяна “Русь”, изобретенная Ю.П.Маториным, позволила не только увеличить игровые возможности инструмента, но и существенно снизить его вес с 15 до 11,5 кг.
В 2000 г. тульские мастера Ю.П.Маторин и А.Сизов были награждены Серебряным диском Московского международного фестиваля “Баян и баянисты”. Но конструкторская мысль наших замечательных баянных мастеров не останавливается на достигнутом. «Этот инструмент все время будет новым, - говорит Ю.П.Маторин, он не стоит на месте, как фоно. Ведь музыканты-баянисты постоянно чем-то недовольны».
2.3 Разновидности баяна.
Правая клавиатура у баяна бывает трех-, четырех- и пятирядной, левая- трех- пяти- или шестирядной.
Типы баяна: концертный, оркестровый и ученический.
Концертный баян, оснащён регистровыми переключателями, изменяющими тембр звучания баяна. Они имеют многорядную правую и левую кнопочную клавиатуру, множество переключателей - регистров, позволяющих управлять многозвучием инструмента так же, как это делается у аккордеона.
Иной разновидностью баянов являются оркестровые баяны (пикколо, альт, прима, тенор, бас, контрабас), которые применяются в оркестрах баянистов. В связи с широким развитием в нашей стране художественной самодеятельности спрос на оркестровые баяны (особенно в последнее время) сильно возрастает.
Баяны для начального обучения в детских музыкальных школах или студиях имеют чистое, унисонное звучание язычков, ответственных за тот или иной музыкальный тон. Вес таких инструментов не превышает десяти килограммов.
2.4 Баян в годы Великой Отечественной войны.
Большую роль сыграл баян в грозные годы Великой Отечественной войны. В промежутках между боями, солдаты находили возможность приобщиться к музыкальному искусству. Источником их вдохновения становился простой инструмент, помогающий забыть суровую годину, вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» - писали солдаты в письмах.
Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины. В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 баянов и гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000.
Глава III. Гармонисты в нашем окружении.
3.1 Таланты нашей семьи.
Наш отец Сабирьянов Дамир Загирьянович гармонист – самоучка. Когда он учился в 5 классе родственник семьи, который тоже умеет играть, привез из Уфы гармонь. И отец вместе с братом Ильгизом начали осваивать инструмент. Мальчики старательно нажимали на клавиши, извлекая звуки, и по слуху подбирали мелодии. Так они научились играть. Начав сам зарабатывать деньги, отец приобрел гармонь Хромка марки «Восток» кировской фабрики. Серьезно заниматься музыкой отцу не пришлось. Но придя домой, с работы, он постоянно что-то сочиняет, играет. «Прикасаясь к этому инструменту, я забываю обо всем плохом, и моя душа поет »- говорит он. Ему особенно нравится играть народные мелодии. Самые любимые из них «Сарман», «Авыл көе», «Су буйлап». Сейчас часто готовясь к школьным праздникам, дома мы песни репетируем под баян.
Наш старший брат Радмир играет на баяне. Он учился в ДШИ с.Куяново с 2001 по 2006 годы. Пойти в музыкальную школу посоветовал ему отец. Брат нисколько об этом не пожалел. Он очень полюбил этот инструмент. «Баян сыграл большую роль в моей жизни. Благодаря ему я научился работать над собой, стал более дисциплинирован» - говорит наш брат
3.2 Социологический опрос.
Вопросы | Ответы | |||
да | % | нет | % | |
Знаете ли вы, что за инструмент- баян? | 100 уч-ся | 100 | - | - |
Знаете ли вы, что за инструмент- гармонь? | 88 уч-ся | 88 | 12 уч-ся | 12 |
Вам нравится слушать игру на этих инструментах? | 95 уч-ся | 95 | 5 уч-ся | 5 |
Кто ни- будь из ваших родственников играет ли на гармони или на баяне? | 35 уч-ся | 35 | 65 уч-ся | 65 |
В социологическом опросе участвовали 100 учащихся нашей школы. Мы выяснили, что школьники в целом знают, что баян и гармонь музыкальные инструменты и имеют отличительные особенности. Многие интересуются и любят слушать игру на этих инструментах. Они также считают, что секрет популярности этих инструментов в том, его звучание помогает открыть в себе способности любить жизнь и воспитывает чувство патриотизма. По их мнению, исполнение на баяне ассоциируется с народным творчеством.
У некоторых учащихся братья, сестры играют на баяне, а старшие родственники – отцы, дедушки - на гармони.
В ходе опроса мы выяснили, что двое учащихся умеют играть на баяне. Это Якупов Ильяс, ученик 9 класса и Глимьянова Айсылу, ученица 10 класса.
Они учились в ДШИ с.Куяново . Глимьянова Айсылу является победителем школьных конкурсов "Ступень к совершенству" , "Дорогами памяти" , конкурс этюдов. Также является дипломантом 2 степени в международном музыкальном фестивале " Музыкальная мозаика" г.Ижевск (2013 год).
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время дети знают про баян и гармонь. Но в будущем в нашем селе, умеющих играть на этих музыкальных инструментах может и не быть. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в нашей школе как и раньше, открыли филиал ДШИ с.Куяново и наши сверстники научились играть на баяне.
Заключение
В процессе исследовательской работы мы узнали много интересного и познавательного.
У каждого музыкального инструмента есть своя история. Биография баяна значительно короче, но страницы ее наполнены интересными событиями и фактами. Баян прошел определенную стадию развития творческих экспериментов, которые продолжаются и в настоящее время.
Российская баяно – аккордеонная школа является лучшей в мире, наши исполнители ежегодно побеждают на самых престижных международных конкурсах, музыканты из многих стран мира повышают у нас свое мастерство. В нашей республике в г.Янаул проводится конкурс имени Фатиха Иксанова «Моңга бай гармун байрамы» («Богат на мелодии праздник гармони»). В конкурсе принимают участие как солисты, так и ансамбли баянистов и гармонистов, а также мастера–изготовители национальных музыкальных инструментов. В мае 2013 г. в Парке отдыха города был открыт памятник гармони. Памятники гармони есть в некоторых русских городах – Саратове, Иванове, Тверской области, теперь он появился и в башкирском городе.
Цель работы достигнута: удалось изучить историю инструмента, познакомиться с разнообразием русских гармоник и проследить развитие баяна до наших дней.
В процессе работы подтвердилась гипотеза, что баян впервые появился на Руси и является истинно народным инструментом.
А вторая гипотеза, что мои сверстники не проявляют интерес к баяну, не подтвердилась. И это очень отрадно. Ведь в последнее время баян начинает активно использоваться и в поп – музыке, композиторы пишут для баяна оригинальные произведения. Хотелось бы, чтобы баян занял достойное место в культурной жизни всей России.
Русская гармонь, баян - верные друзья и вечные наши спутники. Сохраним и продолжим жизнь этим великолепным русским инструментам.
Список литературы
1.Волков С. Всё о музыке. Обо всем для малышей ИП «Омега» М. – 1998.
2. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, Москва, 2000. – 624 с.
3. Музыкальный энциклопедический словарь/ред. Г.В. Келдыш.- М.: Советская энциклопедия, 1990.-672 с.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /Авт. А.С. Кленов. Под. общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 464 с.
5.Народное искусство в воспитании детей. Под. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
6.Интернет – источник: сайт группы Ветер Воды (славянская народная музыка).
Весёлые польки для детей
Ледяная внучка
Одеяльце
Горячо - холодно
Мороз Иванович